Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка
статья по английскому языку

Хвостова Рита Владимировна

Применение здоровьесберегающих технологий в современной школе - необходимость. В том числе и на уроках английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение элементов здоровьесберегающих технологий на  уроках  английского языка

Рита Владимировна Хвостова,

учитель английского языка ГБОУ СОШ №364

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

           Здоровьесбережение является составляющей частью введения ФГОС, которая представлена комплексом концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов, приёмов обучения. Этот комплекс сориентирован на развитие ребёнка с учётом сохранения его здоровья.

           Лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания, а в будущем заниматься производственно-полезным трудом. В настоящий момент существует много факторов, приводящих к значительному росту количества детей, неспособных адаптироваться к школьным нагрузкам, неспособных усваивать знания. Это и интенсификация учебного процесса, и использование новых форм и технологий.

           На уроках английского языка обучающимся приходится много запоминать, повторять, говорить, читать, слушать, проводить анализ увиденного, услышанного, прочитанного. И здесь учителю необходимо особое внимание уделять применению здоровьесберегающих технологий или элементов таких технологий, организовывать урок таким образом, чтобы и научить обучающихся, и сохранить здоровье, научить самих обучающихся приёмам сохранения своего здоровья. Учитель мастерски должен построить урок таким образом, чтобы удержать внимание и сохранить работоспособность обучающихся. Для этого учителю необходимо тщательно продумывать виды работ.

           В процессе внедрения ФГОС особенно заметно стало существование противоречий между необходимостью разносторонне обучать детей с одной стороны, и сохранением  здоровья с другой стороны. Поэтому к деятельности педагога вообще и к педагогу английского языка в частности в процессе введения ФГОС предъявляются требования по сохранению здоровья обучающихся. Выполняя данные требования, я стараюсь организовывать так учебную деятельность, чтобы она помогала ученику сохранить здоровье. Это возможно лишь в том случае, когда в содержание урока включены здоровьесберегающие технологии или их элементы.

            Каким же должен быть урок английского языка с позиции здоровьесбережения?

- Неукоснительное соблюдение санитарно-гигиенических требований (благоприятная температура, проветренное помещение, рациональное освещение, отсутствие неприятных звуковых раздражителей, подходящая мебель).

- Создание у обучающихся положительной эмоциональной настроенности на урок и на уроке. Положительные эмоции могут полностью снять последствия отрицательных воздействий на организм школьника.

- Создание положительного отношения к предмету. Доброжелательный тон учителя, методы позитивной психологической поддержки ученика на уроке, учет индивидуальных особенностей учащегося, дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к изучению английского языка.

- Осуществление двигательной активности на уроке. Урок не должен быть статичным, однообразным и монотонным, методы и приёмы должны способствовать активизации инициативы и творческого самовыражения, должны иметь место оздоровительные моменты (физкультминутки, юмор, похвала).

- Спокойное окончание урока, соблюдение продолжительности урока, не перегружать домашним заданием.

- Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика. Как говорится, доброе слово и кошке приятно! Похвала может быть вербальной: «Well!», «Very well!», «Good for you!» и т. п., так и невербальной: улыбка, жест, мимика, аплодисменты и т.д.

- Организация разных видов взаимодействия:  индивидуальная, парная, групповая.

- Введение в практику уровневого обучения, альтернативных заданий: выбор уровня и набора домашнего задания, контрольных заданий.

-Организация творческого (креативного) характера процесса обучения: реализации поисковой деятельности. Обучение без творческого аспекта неинтересно, а значит, в какой-то мере является насилием. Насилие разрушительно для здоровья.

- Использование игровой и проектной технологий для стимулирования мыслительной деятельности учащихся, попадания в ситуацию успеха. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, уменьшают утомление, стимулируют высшую нервную деятельность ребёнка, улучшают психологический климат на уроке, предупреждают неврологические реакции детей. Метод проектов является составной частью обучения английскому языку и поддерживает мотивацию к учению – в проектной работе она всегда положительная. Проекты отражают мир и мнения обучающихся, показывают их личное отношение к обсуждаемым проблемам.

- Использование занимательного контроля в форме игр (лото, кроссворды, ролевые игры, элементы драматизации).

- Организация двигательной активности на уроке. Двигательная активность обучающихся на уроках английского языка способствует практическому применению, а в конечном итоге и овладению языковым материалом, снятию усталости и повышению мотивации к обучению. Отличительной особенностью многих упражнений на уроке английского языка является активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным. При этом визуальные образы, воспринимаемые с картинки, запоминаются хуже, чем те слова или словосочетания, которые учитель и дети показывают сами и на себе. Здесь срабатывает еще и другой вид памяти, который можно назвать «память тела» или «память мышц». Особенно это актуально на начальном этапе обучения английскому языку.

- Проведение физкультминуток, соблюдение обучающими правильной осанки, позы, чередование видов работы в течение урока. Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток: на уроке проводятся1-2 физкультминутки по 2-3 минуты через 15-20 минут после начала урока.

- Поскольку количество обучающихся с плохим зрением неуклонно растет, на каждом уроке целесообразно проводить разрядку в виде упражнений для глаз (желательно с использованием офтальмотренажера).

- Использование оптимальной схемы урока: организационный момент, мотивация и постановка цели, опрос, актуализация знаний, изучение нового, закрепление, контроль/коррекция, итоги, домашнее задание, постановка новых целей.

            При использовании на уроках английского языка здоровьесберегающих технологий обучение для учащихся становится более эффективным и гораздо более привлекательным. Следует отметить, что у обучаемых наблюдается повышение мотивации к обучению, а также уровня обученности. Использование здоровьесберегающих технологий позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности в обучении иностранному языку. Более того, снижается процент быстро утомляющихся учащихся. Интерес детей поддерживается на протяжении всего урока, они находятся в ожидании чего-то нового и не менее интересного.

            Невозможно превратить каждый урок в урок-праздник. Многое требует серьезного труда, спокойной обстановки, вдумчивой интеллектуальной работы. Да и вечный праздник надоедает так же быстро, как и серые будни. Во всём нужно руководствоваться чувством меры. Тем не менее, если построить уроки таким образом, что обучающиеся будут всегда ожидать чего-то нового и интересного, если эмоциональная атмосфера на уроках будет атмосферой доброжелательности и сотрудничества, если у обучающихся будет  возможность развивать и проявлять не только свои знания, но и творческие способности, — безусловно, и учить, и учиться будет легко и радостно, что, непременно положительно скажется на психофизическом и, конечно, на соматическом здоровье учеников.

         Данный опыт адресован коллегам – учителям английского языка, реализующим ФГОС и работающим над проблемой здоровьесбережения на уроках английского языка в школе.

Литература:

Бродкина Г.В., Зубарёва И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. АПКРО, 2002

Караваева Е.А. Педагогический процесс в условиях введения ФГОСов   // Школьные технологии. - 2013. - № 5. - С.93-100.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. ВАКО, 2012

Колисник И.И. Рациональная организация учебного процесса. Саратов, 2004

Науменко Ю.В. Мониторинг здоровьеформирующего образования в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС   // Педагогическая диагностика. - 2013. - № 3. - С.96-112.

Организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС   // Справочник заместителя директора школы. - 2012. - № 6. - С.7-12.

Приложение к журналу «Иностранный язык в школе» Методическая мозаика № 5, 2012 год, стр. 15 – 19.

Смирнов А. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., АПКРО, 2012.

Стебловская Л.С. Развитие профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС   // Справочник заместителя директора школы. - 2013. - № 5. - С.58-70.

Материалы с сайтов https://infourok.ru, http://pedagogika.by.ru/ , http://allbest.ru/langv-e.htm, learnenglishkids.britishcouncil.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, прео...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Презентация с описанием приемов и методов, применяемых на уроках английского языка в целях сохранения здоровья учащихся. Опыт работы....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Работа содержит теоретический и практический материал о применении здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка....

Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка или «Уроки без стресса»

Применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка или уроки без стресса....