2019 г. Мастер -класс "Обучение письменной речи"
материал по английскому языку

Сорокина Наталия Викторовна

В данном мастер-классе я поделилась с коллегами опытом работы в обучении письменной речи с опорой на образец, методике работы со средствами логической связи и методу незаконченного предложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Обучение письменной речи. Из опыта работы»

учитель английского языка МАОУ СОШ №1 Сорокина Н.В.

        В процессе обучения английскому языку в 2-11 классах общеобразовательной школы учащиеся приобретают коммуникативные умения в письменной речи - продуктивном виде речевой деятельности, отработка навыков которой начинается с начальной школы и требует системной пошаговой работы до окончания обучения в старших классах.

        Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют следующие требования к результатам освоения основной образовательной программы:

Предметные результаты освоения основной образовательной программы НОО с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:

        1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;

        2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

        3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.

ФГОС ООО

        1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;

        2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;

        3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;

        4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.

 ФГОС СОО

        1) сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире;

        2) владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка;

        3) достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения;

        4) сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.

        На начальном этапе, в рамках программных требований к данному виду деятельности учащихся 2-4 классов, требуется

  • владеть техникой письма;
  • правильно списывать;
  • выполнять лексико-грамматические упражнения;
  • делать подписи к рисункам;
  • отвечать письменно на вопросы;
  • писать открытки — поздравления с праздником и днём рождения;
  • писать личные письма в рамках изучаемой тематики с опорой на образец;
  • правильно оформлять конверт (с опорой на образец).

        От учащихся 9 классов требуется уметь:

  • делать выписки из текста;
  • писать короткие поздравления с днем рождения, другими праздниками, выражать пожелания (объемом 30–40 слов, включая написание адреса);
  • заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);
  • писать личное письмо по образцу/без опоры на образец (расспрашивать адресат о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу), используя материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи и при чтении, употребляя необходимые формулы речевого этикета (объем личного письма – 100-120 слов, включая адрес).

        В плане совершенствования письменной речи учащихся 11 классов продолжают:

  • делать выписки, заметки при чтении / прослушивании текста;
  • составлять план, тезисы устного / письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста;
  • заполнять бланки, анкеты, сообщая о себе сведения в форме, принятой в странах, говорящих на английском языке (автобиография / резюме);
  • писать небольшой рассказ / эссе на известную тему (с опорой на образец), придерживаясь заданного объема;
  • писать письма личного и официального характера.

При этом развиваются следующие умения:

  • фиксировать необходимую информацию с целью ее дальнейшего использования (например, в собственном высказывании, в проектной деятельности);
  • указывать требующиеся данные о себе в адекватной форме, например в форме CV;
  • сообщать/расспрашивать в личном письме об интересующих новостях / проблемах,
  • описывать свои планы на будущее;
  • сообщать / рассказывать об отдельных фактах / событиях, выражая свои суждения;
  • расспрашивать в электронном сообщении об условиях обучения, уточняя интересующие детали.

        Контрольно-измерительным материалом освоения основной образовательной программы являются промежуточная аттестация (по итогам четверти, триместра, года) и государственная итоговая аттестация учащихся:

  • Основной государственный экзамен - итоговый экзамен за курс основного общего образования; 
  • Единый государственный экзамен - это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.         Следовательно, требования и критериальное оценивание, применяемые при экспертном оценивании письменного развернутого ответа учащихся в рамках ОГЭ и ЕГЭ отразят все параметры высказывания:
  • Объем письменного текста, выраженный в количестве слов. Допустимое отклонение от заданного объема составляет 10%.
  • Решение коммуникативной задачи
  • Организация текста
  • Языковое оформление текста

        В системе своей работы я придерживаюсь данного оценивания и данных требований для письменных высказываний.

Обучение решению коммуникативной задачи письменного высказывания

        Подготовка к написанию письменного высказывания ведется в процессе изучения раздела, с анализом изучаемых  грамматических структур, которые необходимы для его построения. В УМК Spotlight -5, модуль 3, тема «Мой дом - моя крепость», до объяснения задачи составить письменное высказывание была проведена предварительная подготовительная работа на протяжении нескольких уроков.

  1. Активизированы грамматические структуры have got, there is/are, предлоги места, лексика по теме.
  2. Поэтапно проанализирован текст: Анализ заголовка текста, с закрытым учебником предсказание употребляемой лексики по заголовку, аудирование, анализ употребляемых языковых средств (самостоятельные части речи, служебные части речи)
  3.  Объясняется цель высказывания, определяется объем (в соответствии с программными требованиями), выраженный в количестве слов или количестве предложений. Допустимое отклонение от заданного объема составляет 10%.
  4. Дано задание написать сообщение, используя приложенную информацию (файл), где я постаралась учесть особенности проживания.

 На начальном этапе и до 6-7 класса все высказывания пишутся либо по образцу, либо по заданной схеме. Часто использую метод незаконченного предложения. – ссылка на файл

        В начале процесса обучения на начальном этапе мы учимся анализировать элементарные тексты, обращая внимание не только на самостоятельные части речи, но и на служебные слова: союзы, предлоги, артикли, местоимения.

Обучение употреблению средств логической связи

        Союзы and, but, because, so, являются необходимыми элементами не только для соблюдения логики высказывания, но и для построения сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Для более яркого представления об употреблении союзов и построении сложных предложений привожу разницу на примере рифмовок, звучащих по-детски, типа «I like coffee, I like tea, I like swimming in the sea» с высказываниями, которые ребята могут составить и составляют на родном языке.

  1. На примере анализа текста в начальной школе, в котором идет повествование говорящего о себе, что он умеет и не умеет делать с глаголами can, can’t, четко прослеживается употребление союза and для связи синонимов, but - для контрастирования высказывания. В УМК Spotlight -5, модуль 4, тема «Моя семья», опять прослеживается данная логическая связь на примере положительных и отрицательных качеств человека.
  2. По мере усложнения материала, необходимо при написании проектов ставить перед учащимися учебную задачу употребить данные средства логической связи.
  3. На старшем этапе вводится материал, базирующийся на понимании базовых союзов - средств логической связи, добавляются новые, сгруппированные по общему признаку, объясняются способы и особенности употребления в предложении:

But (contrast) however, although, though, nevertheless, in spite of the fact…

Because (reason)  as, since, because of, due to, owing to…

So (result) as a result, consequently, therefore…

        Кроме того, в связи с усложнением тематики развернутого высказывания, добавления проблемных, дискуссионных или спорных моментов, необходимости высказывания своего мнения, в текст вводятся средства логической связи,

  1. необходимые для выражения своего мнения, такие, как I think, in my opinion, to my mind, in my point of view …
  2. для выражения эмоциональной окраски luckily, unfortunately …
  3. необходимые для структурирования высказывания, обозначения последовательности причин, доводов, аргументов to begin with, firstly, secondly, finally, to sum up…

        Таким образом, подготовка к написанию письменного высказывания может включать в себя разнообразные методы и приемы, все виды речевой деятельности, применяемые в соответствии с поставленной целью c учетом возрастных особенностей, обученности и обучаемости учащихся с опорой на зону ближайшего развития.



Предварительный просмотр:

Complete the sentences:

  1.  (so) In the evening I stayed at home…
  2. (because of) I went to bed early …
  3. (as) It was very hot …
  4. (since) They didn’t play tennis…
  5. (so that) I went to the window …
  6. (however) I wanted to phone you …
  7. (although) My father usually drives to work …
  8. (in spite of) My sister is married …
  9. Both my mother and ….
  10. Neither my father nor …
  11. Either my… or …  

_________________________________________________________________

Complete the sentences:

  1.  (so) In the evening I stayed at home…
  2. (because of) I went to bed early …
  3. (as) It was very hot …
  4. (since) They didn’t play tennis…
  5. (so that) I went to the window …
  6. (however) I wanted to phone you …
  7. (although) My father usually drives to work …
  8. (in spite of) My sister is married …
  9. Both my mother and ….
  10. Neither my father nor …
  11. Either my… or …  

__________________________________________________________________

Complete the sentences:

  1.  (so) In the evening I stayed at home…
  2. (because of) I went to bed early …
  3. (as) It was very hot …
  4. (since) They didn’t play tennis…
  5. (so that) I went to the window …
  6. (however) I wanted to phone you …
  7. (although) My father usually drives to work …
  8. (in spite of) My sister is married …
  9. Both my mother and ….
  10. Neither my father nor …
  11. Either my… or …  

_________________________________________________________________________

Complete the sentences:

  1. (so) In the evening I stayed at home…
  2. (because of) I went to bed early …
  3. (as) It was very hot …
  4. (since) They didn’t play tennis…
  5. (so that) I went to the window …
  6. (however) I wanted to phone you …
  7. (although) My father usually drives to work …
  8. (in spite of) My sister is married …
  9. Both my mother and ….
  10. Neither my father nor …
  11. Either my… or …  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Обучение письменной речи- сочинению, изложению» Из опыта работы . учитель английского языка МАОУ СОШ №1 Сорокина Н.В

Слайд 2

ФГОС НОО. Предметные результаты . 1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения; 2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора; 3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.

Слайд 3

ФГОС ООО. Предметные результаты. 1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности; 2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой; 3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции; 4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.

Слайд 4

ФГОС СОО. Предметные результаты . 1) сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации , как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире; 2) владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка; 3) достижение порогового уровня владения иностранным языком , позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения; 4) сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.

Слайд 6

Уровень владения иностранным языком выпускником 11 класса СОШ . Уровень

Слайд 7

Критерии оценивания письменного ответа учащихся в рамках ОГЭ и ЕГЭ .

Слайд 8

Решение коммуникативной задачи высказывания. 5 класс . Анализ заголовка текста Предсказание лексики Аудирование Анализ языковых средств

Слайд 9

Обучение употреблению средств логической связи

Слайд 10

Обучение употреблению средств логической связи в 10-11 классах But ( contrast )  however, although, though, nevertheless, in spite of the fact… Because ( reason )  as, since, because of, due to, owing to… So ( result )  as a result, consequently, therefore…

Слайд 11

Обучение употреблению средств логической связи в 10-11 классах Opinion Structure Emotions I think, in my opinion, to my mind, in my point of view … to begin with , firstly , secondly , finally , to sum up … luckily , Unfortunately happily

Слайд 12

Dear colleagues, de



Предварительный просмотр:

  1. Выберите свой вариант начала сообщения:

I’ve got my own bedroom.

I haven’t got my own bedroom, I share it with my parents/brother/sister/sister and brother …..

  1. Дополните предложения (опишите размер, количество окон, мебель, электроприборы)

My bedroom is ….  

I’ve got ….

There is  a … in my room.

There are …  

…. on the wall(s)/on the desk/on the floor/….

  1. Закончите сообщение, дополнив предложение:

I like my bedroom because …


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.

В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...

мастер-класс по теме "Подготовка к контролю письменной речи"

Наша творческая группа работает по проблеме "Особенности новых КИМ по оценке предметных результатов".  Хочу показать мастер-класс над формированием продуктивного коммуникативного умения написания...

Мастер-класс по развитию навыков письменной речи учащихся основной школы «Написание эссе по нравственной тематике»

   Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых в современном обществе. ВОС-ПИТАНИЕ - это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание ду...

Мастер - класс «Коррекция и развитие письменной речи детей с особыми возможностями здоровья посредством кинезиологии».

Цель: познакомить с видами кинезиологических упражнений развития межполушарного взаимодействия, которые направлены на коррекцию, исправление и предупреждение ошибок на письме у обучающихся младших кла...

Мастер - класс «Коррекция и развитие письменной речи детей с особыми возможностями здоровья посредством кинезиологии».

описаны приемы межполушарного взаимодействия на уроках письма и русского языка...

Педсовет. Выступление на тему: "Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. году Коррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной речи».

ПедсоветВыступление на тему:"Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. годуКоррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной ре...