2019 г. Мастер -класс "Обучение письменной речи"
материал по английскому языку
В данном мастер-классе я поделилась с коллегами опытом работы в обучении письменной речи с опорой на образец, методике работы со средствами логической связи и методу незаконченного предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_obuchenie_pismennoy_rechi.docx | 28.18 КБ |
soyuzy._nezakonchennye_predlozheniya.docx | 12.46 КБ |
sorokina_nv_obuchenie_pismennoy_rechi.pptx | 2.73 МБ |
5_b_soobshchenie_o_svoey_komnate.docx | 11.84 КБ |
master-klass_gmo_09.12.2019_g.pdf | 380.59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обучение письменной речи. Из опыта работы»
учитель английского языка МАОУ СОШ №1 Сорокина Н.В.
В процессе обучения английскому языку в 2-11 классах общеобразовательной школы учащиеся приобретают коммуникативные умения в письменной речи - продуктивном виде речевой деятельности, отработка навыков которой начинается с начальной школы и требует системной пошаговой работы до окончания обучения в старших классах.
Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют следующие требования к результатам освоения основной образовательной программы:
Предметные результаты освоения основной образовательной программы НОО с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
ФГОС ООО
1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
ФГОС СОО
1) сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире;
2) владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка;
3) достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения;
4) сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.
На начальном этапе, в рамках программных требований к данному виду деятельности учащихся 2-4 классов, требуется
- владеть техникой письма;
- правильно списывать;
- выполнять лексико-грамматические упражнения;
- делать подписи к рисункам;
- отвечать письменно на вопросы;
- писать открытки — поздравления с праздником и днём рождения;
- писать личные письма в рамках изучаемой тематики с опорой на образец;
- правильно оформлять конверт (с опорой на образец).
От учащихся 9 классов требуется уметь:
- делать выписки из текста;
- писать короткие поздравления с днем рождения, другими праздниками, выражать пожелания (объемом 30–40 слов, включая написание адреса);
- заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);
- писать личное письмо по образцу/без опоры на образец (расспрашивать адресат о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу), используя материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи и при чтении, употребляя необходимые формулы речевого этикета (объем личного письма – 100-120 слов, включая адрес).
В плане совершенствования письменной речи учащихся 11 классов продолжают:
- делать выписки, заметки при чтении / прослушивании текста;
- составлять план, тезисы устного / письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста;
- заполнять бланки, анкеты, сообщая о себе сведения в форме, принятой в странах, говорящих на английском языке (автобиография / резюме);
- писать небольшой рассказ / эссе на известную тему (с опорой на образец), придерживаясь заданного объема;
- писать письма личного и официального характера.
При этом развиваются следующие умения:
- фиксировать необходимую информацию с целью ее дальнейшего использования (например, в собственном высказывании, в проектной деятельности);
- указывать требующиеся данные о себе в адекватной форме, например в форме CV;
- сообщать/расспрашивать в личном письме об интересующих новостях / проблемах,
- описывать свои планы на будущее;
- сообщать / рассказывать об отдельных фактах / событиях, выражая свои суждения;
- расспрашивать в электронном сообщении об условиях обучения, уточняя интересующие детали.
Контрольно-измерительным материалом освоения основной образовательной программы являются промежуточная аттестация (по итогам четверти, триместра, года) и государственная итоговая аттестация учащихся:
- Основной государственный экзамен - итоговый экзамен за курс основного общего образования;
- Единый государственный экзамен - это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования. Следовательно, требования и критериальное оценивание, применяемые при экспертном оценивании письменного развернутого ответа учащихся в рамках ОГЭ и ЕГЭ отразят все параметры высказывания:
- Объем письменного текста, выраженный в количестве слов. Допустимое отклонение от заданного объема составляет 10%.
- Решение коммуникативной задачи
- Организация текста
- Языковое оформление текста
В системе своей работы я придерживаюсь данного оценивания и данных требований для письменных высказываний.
Обучение решению коммуникативной задачи письменного высказывания
Подготовка к написанию письменного высказывания ведется в процессе изучения раздела, с анализом изучаемых грамматических структур, которые необходимы для его построения. В УМК Spotlight -5, модуль 3, тема «Мой дом - моя крепость», до объяснения задачи составить письменное высказывание была проведена предварительная подготовительная работа на протяжении нескольких уроков.
- Активизированы грамматические структуры have got, there is/are, предлоги места, лексика по теме.
- Поэтапно проанализирован текст: Анализ заголовка текста, с закрытым учебником предсказание употребляемой лексики по заголовку, аудирование, анализ употребляемых языковых средств (самостоятельные части речи, служебные части речи)
- Объясняется цель высказывания, определяется объем (в соответствии с программными требованиями), выраженный в количестве слов или количестве предложений. Допустимое отклонение от заданного объема составляет 10%.
- Дано задание написать сообщение, используя приложенную информацию (файл), где я постаралась учесть особенности проживания.
На начальном этапе и до 6-7 класса все высказывания пишутся либо по образцу, либо по заданной схеме. Часто использую метод незаконченного предложения. – ссылка на файл
В начале процесса обучения на начальном этапе мы учимся анализировать элементарные тексты, обращая внимание не только на самостоятельные части речи, но и на служебные слова: союзы, предлоги, артикли, местоимения.
Обучение употреблению средств логической связи
Союзы and, but, because, so, являются необходимыми элементами не только для соблюдения логики высказывания, но и для построения сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Для более яркого представления об употреблении союзов и построении сложных предложений привожу разницу на примере рифмовок, звучащих по-детски, типа «I like coffee, I like tea, I like swimming in the sea» с высказываниями, которые ребята могут составить и составляют на родном языке.
- На примере анализа текста в начальной школе, в котором идет повествование говорящего о себе, что он умеет и не умеет делать с глаголами can, can’t, четко прослеживается употребление союза and для связи синонимов, but - для контрастирования высказывания. В УМК Spotlight -5, модуль 4, тема «Моя семья», опять прослеживается данная логическая связь на примере положительных и отрицательных качеств человека.
- По мере усложнения материала, необходимо при написании проектов ставить перед учащимися учебную задачу употребить данные средства логической связи.
- На старшем этапе вводится материал, базирующийся на понимании базовых союзов - средств логической связи, добавляются новые, сгруппированные по общему признаку, объясняются способы и особенности употребления в предложении:
But (contrast) ⇒however, although, though, nevertheless, in spite of the fact…
Because (reason) ⇒ as, since, because of, due to, owing to…
So (result) ⇒as a result, consequently, therefore…
Кроме того, в связи с усложнением тематики развернутого высказывания, добавления проблемных, дискуссионных или спорных моментов, необходимости высказывания своего мнения, в текст вводятся средства логической связи,
- необходимые для выражения своего мнения, такие, как I think, in my opinion, to my mind, in my point of view …
- для выражения эмоциональной окраски luckily, unfortunately …
- необходимые для структурирования высказывания, обозначения последовательности причин, доводов, аргументов to begin with, firstly, secondly, finally, to sum up…
Таким образом, подготовка к написанию письменного высказывания может включать в себя разнообразные методы и приемы, все виды речевой деятельности, применяемые в соответствии с поставленной целью c учетом возрастных особенностей, обученности и обучаемости учащихся с опорой на зону ближайшего развития.
Предварительный просмотр:
Complete the sentences:
- (so) In the evening I stayed at home…
- (because of) I went to bed early …
- (as) It was very hot …
- (since) They didn’t play tennis…
- (so that) I went to the window …
- (however) I wanted to phone you …
- (although) My father usually drives to work …
- (in spite of) My sister is married …
- Both my mother and ….
- Neither my father nor …
- Either my… or …
_________________________________________________________________
Complete the sentences:
- (so) In the evening I stayed at home…
- (because of) I went to bed early …
- (as) It was very hot …
- (since) They didn’t play tennis…
- (so that) I went to the window …
- (however) I wanted to phone you …
- (although) My father usually drives to work …
- (in spite of) My sister is married …
- Both my mother and ….
- Neither my father nor …
- Either my… or …
__________________________________________________________________
Complete the sentences:
- (so) In the evening I stayed at home…
- (because of) I went to bed early …
- (as) It was very hot …
- (since) They didn’t play tennis…
- (so that) I went to the window …
- (however) I wanted to phone you …
- (although) My father usually drives to work …
- (in spite of) My sister is married …
- Both my mother and ….
- Neither my father nor …
- Either my… or …
_________________________________________________________________________
Complete the sentences:
- (so) In the evening I stayed at home…
- (because of) I went to bed early …
- (as) It was very hot …
- (since) They didn’t play tennis…
- (so that) I went to the window …
- (however) I wanted to phone you …
- (although) My father usually drives to work …
- (in spite of) My sister is married …
- Both my mother and ….
- Neither my father nor …
- Either my… or …
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФГОС НОО. Предметные результаты . 1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения; 2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора; 3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
ФГОС ООО. Предметные результаты. 1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности; 2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой; 3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции; 4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
ФГОС СОО. Предметные результаты . 1) сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации , как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире; 2) владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка; 3) достижение порогового уровня владения иностранным языком , позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения; 4) сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.
Уровень владения иностранным языком выпускником 11 класса СОШ . Уровень
Критерии оценивания письменного ответа учащихся в рамках ОГЭ и ЕГЭ .
Решение коммуникативной задачи высказывания. 5 класс . Анализ заголовка текста Предсказание лексики Аудирование Анализ языковых средств
Обучение употреблению средств логической связи
Обучение употреблению средств логической связи в 10-11 классах But ( contrast ) however, although, though, nevertheless, in spite of the fact… Because ( reason ) as, since, because of, due to, owing to… So ( result ) as a result, consequently, therefore…
Обучение употреблению средств логической связи в 10-11 классах Opinion Structure Emotions I think, in my opinion, to my mind, in my point of view … to begin with , firstly , secondly , finally , to sum up … luckily , Unfortunately happily
Dear colleagues, de
Предварительный просмотр:
- Выберите свой вариант начала сообщения:
I’ve got my own bedroom.
I haven’t got my own bedroom, I share it with my parents/brother/sister/sister and brother …..
- Дополните предложения (опишите размер, количество окон, мебель, электроприборы)
My bedroom is ….
I’ve got ….
There is a … in my room.
There are …
…. on the wall(s)/on the desk/on the floor/….
- Закончите сообщение, дополнив предложение:
I like my bedroom because …
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.
В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...
мастер-класс по теме "Подготовка к контролю письменной речи"
Наша творческая группа работает по проблеме "Особенности новых КИМ по оценке предметных результатов". Хочу показать мастер-класс над формированием продуктивного коммуникативного умения написания...
Мастер-класс по развитию навыков письменной речи учащихся основной школы «Написание эссе по нравственной тематике»
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых в современном обществе. ВОС-ПИТАНИЕ - это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание ду...
Выступление на методическом объединении "Письменная речь. Дисграфия. Некоторые упражнения по коррекции письменной речи"
Псьменная речь. Дисграфия. некоторые упражнения по коррекцииписьменной речи....
Мастер - класс «Коррекция и развитие письменной речи детей с особыми возможностями здоровья посредством кинезиологии».
Цель: познакомить с видами кинезиологических упражнений развития межполушарного взаимодействия, которые направлены на коррекцию, исправление и предупреждение ошибок на письме у обучающихся младших кла...
Мастер - класс «Коррекция и развитие письменной речи детей с особыми возможностями здоровья посредством кинезиологии».
описаны приемы межполушарного взаимодействия на уроках письма и русского языка...
Педсовет. Выступление на тему: "Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. году Коррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной речи».
ПедсоветВыступление на тему:"Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. годуКоррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной ре...