Главные вкладки

    планирование урока иностранного языка по ФГОС
    учебно-методический материал

    выступление на РМО учителей иностранного языка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tairova-planirovanie_uroka_iya_po_fgos.docx29.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    Таирова Ю.А.

    Планирование урока иностранного языка в контексте требований ФГОС общего образования.

    «Если мы будем учить сегодня так, как мы

    учили вчера, мы украдем у детей завтра».

    Джон Дьюи

    Утверждение государственных образовательных стандартов второго поколения возложило на учителей новые требования для достижения целей образовательного процесса, отвечающих нуждам современного общества. Главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимся возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои достижения. В контексте новых образовательных стандартов методика преподавания иностранного языка также претерпела соответствующие изменения с учетом требований воспитания и развития компетентной, творческой, всестороннее развитой личности.

    Требования стандарта нового поколения

    Стандарты второго поколения определяют следующие цели обучения английскому языку:

    1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.

    2. Развитие личности учащихся.

    3. Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

    В качестве предполагаемых результатов обучения выделяют:

    1. Предметные результаты.

    2. Личностные результаты, такие как:

    - формирование мотивации изучения языка; формирование коммуникативной компетенции и общекультурной и этнической идентичности;

    - осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка и стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;

    - стремление к лучшему сознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран;

    - толерантное отношение к проявлениям иной культуры и готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.

    3. Метапредметные результаты включают в себя:

    - развитие коммуникативной компетенции и исследовательских учебных действий;

    - умение четко определять области знаемого и незнаемого;

    - умение определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать действия, прогнозировать результаты, анализировать итоги деятельности, делать выводы, вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;

    - осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на английском языке.

    ФГОС второго поколения наряду с результатами учебного процесса предполагают также:

    - социализацию;

    - расширение общего лингвистического кругозора, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер;

    - освоение правил речевого поведения и лингвистических представлений, необходимых для овладения устной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

    - формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором.

           

    В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Сегодня в центре внимания – ученик, его личность. Поэтому основная цель современного  учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

    В связи с этим выделяют ряд требований, предъявляемых к современному уроку иностранного языка:

    1. хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и окончание;
    2. учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
    3. урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять их на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
    4. учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
    5. вывод делают сами учащиеся;
    6. минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
    7. здоровьесбережение;
    8. в центре внимания урока – учащиеся;
    9. учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие  аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
    10.   планирование обратной связи.

    На основании перечисленных требований можно определить особенности современного урока иностранного языка.

    В настоящее время основной стратегией обучения является коммуникативность. В связи с этим следует выделить ряд особенностей урока иностранного языка, которые следует учитывать при планировании урока.

    1. Практическая направленность урока. На уроке и.я. учитель формирует у учащихся навыки и умения использовать и.я. как средство общения.

    2. Атмосфера общения.  Обучение общению может успешно осуществляться только в условиях, когда учитель и ученики являются речевыми партнерами.

    3. Единство целей. Урок иностранного языка должен решать целый комплекс целей одновременно.  На уроке проводится работа над разными аспектами языка (фонетикой, грамматикой, лексикой) и над развитием умений в различных видах речевой деятельности (аудированием, чтением, говорением, письменной речью). Однако при планировании урока выделяется одна основная практическая цель. Остальные цели могут быть определены как задачи, за счет решения которых обеспечивается достижение основной практической цели.

    Формулировка цели должна быть четкой и  конкретной. В качестве цели может выступать тот или иной навык, то или иное умение. В этом случае правильным будут следующие формулировки цели:

    • «Формирование лексических навыков»
    • «Развитие техники чтения»
    • «Развитие монологических умений»

    Пример 1. На уроке учитель планирует научить учащихся рассказывать о том, куда они поедут на рождественские каникулы.

    Цель: развитие монологических умений.

    Задачи: 1) Активизировать лексику по теме «Развлечения. Путешествия»

                  2) Активизировать грамматический материал (будущее время)

                  3) Тренировать учащихся в чтении текста («Как я проведу Рождество…»)

                  4) Научить учащихся монологическому высказыванию типа повествование с опорой на текст.

    Помимо основной практической цели, формулируются развивающая, воспитательная и образовательная цели урока.

    Воспитательные, развивающие и образовательные цели достигаются через практическую цель.

    4. Адекватность упражнений цели урока. Именно цель урока определяет выбор упражнений. Цель определяет средства, поэтому упражнения (как средство обучения) должны быть адекватны цели.

    5. Последовательность упражнений. Очень важно расположить упражнения таким образом, чтобы каждое предыдущее упражнение являлось опорой для следующего, планировать урок от простого к более сложному.

    6. Комплексность урока. Урок иностранного языка носит комплексный характер. Это означает, что каждая доза речевого материала «пропускается» через четыре основных вида речевой деятельности, т.е. один и тот же материал учащиеся воспринимают на слух, используют в говорении, читают и записывают.

    7. Иноязычная речь – цель и средство обучения на уроке. Каждый вид речевой деятельности выступает как целевое умение, однако при обучении, например, монологическому высказыванию в качестве опоры может быть использован текст для чтения. В этом случае текст будет выступать средством обучения говорению. Также следует отметить, что урок иностранного языка должен вестись на иностранном языке, где речь учителя в общей сложности не должна превышать 10% времени урока.

    8. Логика урока иностранного языка. Урок должен быть логично спланирован, что подразумевает:

    • Соотнесенность всех этапов урока с основной целью;
    • Соразмеренность всех этапов урока и подчиненность их главной цели по времени выполнения;
    • Последовательность и поэтапность в овладении речевым материалом, когда каждое упражнение подготавливает выполнение следующего;
    • Связность урока, которая может обеспечиваться речевым материалом (лексические единицы содержаться во всех упражнениях), предметным содержанием (все компоненты урока объединены общей темой), общим замыслом (урок-дискуссия).

    Структура современного урока в рамках ФГОС

    1. Организационный момент

    • тема,
    • цель,
    • образовательные, развивающие, воспитательные задачи
    • мотивация их принятия
    • планируемые  результаты: знания, умения, навыки
    • личностно-формирующая направленность урока

    2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось)

    3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока

    • постановка учебной задачи
    • актуализация знаний

    4. Сообщение нового материала

    • Решение учебной задачи
    • Усвоение новых знаний
    • Первичная проверка понимания учащихся нового учебного материала (текущий контроль с тестом)

    5. Закрепление изученного материала

    • Обобщение и систематизация знаний
    • Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом)

    6. Подведение итогов

    • диагностика результатов урока
    • рефлексия достижения цели

    7. Домашнее задание

    • инструктаж по его выполнению

    Выделяются следующие пять типов уроков:

    1. уроки изучения нового учебного материала;
    2. уроки совершенствования знаний, умений и навыков;
    3. уроки обобщения и систематизации;
    4. комбинированные уроки;
    5. уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

    Моделируя урок, современному учителю следует придерживаться следующих правил:

    • Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.

    Рождение любого урока нужно начинать с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

    • Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).

    При планировании практической деятельности учащихся на уроке следует учитывать дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы. Необходимо подобрать такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. Также необходимо продумать формы организации работы учащихся на уроке. Если в традиционном уроке чаще использовалась фронтальная работа, то на уроке современного типа преобладает индивидуальная, парная и групповая работа. Работа в парах и группах необходима для того, чтобы обучить учащихся учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть у учащихся формируются коммуникативные умения. Групповую работу хорошо использовать при создании разного рода проектов.

    • Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.

    Современный урок сегодня также невозможно построить без использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. При использовании современных технологий у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

    • Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.

    Требования ФГОС предполагают обязательное самостоятельное оценивание учащимися своей проделанной работы. При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД. Наряду с пятибалльной системой оценивания можно использовать и другие методики. Так, можно предложить ребятам использовать листочки разного цвета («зеленый» - у меня все получилось; «желтый» - у меня получилось выполнить задание, но с ошибками; «красный» - SOS, я не смог выполнить задание). Показ листочка сопровождается устным пояснением, почему именно такой цвет выбран. Учащиеся размещают выбранные листочки на доске при помощи магнитов, и, таким образом, строят так называемое дерево успеха, которое наглядно демонстрирует уровень личных достижений. При обучении оцениванию устных ответов одноклассников можно предложить ребятам высказать своё мнение по поводу услышанного (сначала на русском языке с постепенным переходом на английский). В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать своих одноклассников, объективно оценивать их ответ. Также целесообразно ввести такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ.

    • Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
    • Продумать форму подведения итогов урока.

    Также очень важна рефлексия настроения и эмоционального состояния детей. Этот этап на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать свою деятельность на уроке.

    Таким образом, современный урок будет результативным, если

    1. На этапе целеполагания активную позицию занимает ученик.
    2. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся и их мотивацию к учебной деятельности.
    3. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
    4. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися.
    5. Учитель применяет дифференцированный подход в обучении.
    6. Учитель обучает детей осуществлять рефлексию своей деятельности.
    7. Учитель стремится оценивать результаты каждого ученика, поощряет и поддерживает даже маленькие  успехи.
    8. На уроке преобладает атмосфера сотрудничества между учителем и учениками.

     «Высшим пилотажем» в проведении урока и идеальным воплощением новых стандартов на практике будет урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

    Выводы

    Что же нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения? В чем плюсы современного урока?

    • Планирование воспитательной функции урока.
    • Комплексное планирование задач урока
    • Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.
    • Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.
    • Практическая направленность учебного процесса.
    • Включение в содержание урока упражнений творческого характера.
    • Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.
    • Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.
    • Осуществление дифференцированного подхода к учащимся.
    • Создание условий для проявления самостоятельности учащихся
    • Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, ТСО)
    • Дифференциация домашних заданий.
    • Знание и применение здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.
    • Общение -  сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.
    • Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.

    Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями.

    Литература

    1. Ариян М. А. Ориентирующее замечание учителя как средство управления коммуникативно-познавательным процессом на уроке иностранного языка // Иностр. языки в школе. - 2014. - №5. - С.11-16.
    2. Гальскова Н.Д., Бартош Д.К. Технология целеполагания урока иностранного языка // Иностр. языки в школе. - 2014.-№ 11.-С. 20-27.
    3. Лернер И.Я. Состав содержания общего образования и его системообразующие факторы //Теоретические основы процесса обучения / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. - М., 1989


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Основные ориентиры планирования уроков иностранного языка на современном этапе

    В статье описаны:1) основные сиды планирования учителя иностранного язык;2) документы, по которым осуществляется планирование уроков;3) основные цели и задачи обучения иностранному языку;4) основные э...

    Статья "Планирование урока иностранного языка"

    Статья для учителей ангийского языка затрагивает вопросы планирования урока.Презентация к статье...

    Статья "Планирование урока иностранного языка"

    Статья для учителей ангийского языка затрагивает вопросы планирования урока.Презентация к статье...

    Статья "Планирование урока иностранного языка"

    Статья для учителей ангийского языка затрагивает вопросы планирования урока.Презентация к статье...

    Статья "Использование Техники активно-продуктивного чтения для изучения нового материала на уроках иностранного языка по ФГОС".

    Техника активно-продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников.Почему описываемая техника называется активно-...

    Основные компоненты технологической карты урока иностранного языка по ФГОС на примере урока английского языка по теме "Фруктовый салат для пирата" в 4 классе по УМК "Английский в фокусе" (в помощь начинающему учителю)

    Данная методическая разработка составлена группой учителей английского языка и содержит технологическую карту урока английского языка в 4 классе по теме "Фруктовый салат для пирата" в рамках...