Методическая разработка и конспект занятия "It is time to read"
методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Логачев Павел Андреевич

Цель: содействие духовно-нравственному развитию учащихся, воспитание любви к Отечеству и гордости за свой народ через ознакомление с художественным произведением современного российского писателя, посвященном событиям Великой Отечественной Войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_redakt.docx27.19 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 631

Приморского района

Санкт-Петербурга

Методическая разработка

Классный час на тему

«Время читать. Эдуард Веркин «Облачный полк»

классный руководитель: Логачев Павел Андреевич

Санкт-Петербург

2016-2017 уч. Год

Пояснительная записка

Любая система воспитания имеет конкретно-исторический характер и отвечает социальному заказу общества. Сегодня этот заказ определён в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Перед Образовательной Организацией и классным руководителем поставлена непростая задача поиска путей к достижению этой цели, решением которой, без преувеличения, занято сейчас все педагогическое сообщество. Как у любой глобальной задачи у нее не может быть простого и однозначного решения. И на сегодняшний день важен вклад каждого из нас.

        Нельзя надеяться на то, что нам удастся воспитать гражданина без воспитания подростка в духе любви и уважения к своей Родине. Поиску решений этой задачи я уделяю много сил и времени. В моей воспитательной программе есть особая часть, посвященная воспитанию патриотизма. Она включает в себя серию  классных часов, посвященных знакомству с нашими выдающимися соотечественниками, посещение памятных мест нашей Родины, связанных с самыми разными ее историческими периодами, волонтерскую помощь в поддержании порядка в расположенном рядом со школой сквере имени Ольги Форш. Разными путями, разными методами я стремлюсь к достижению своей цели – воспитанию в детях патриотизма, уважения к Отечеству, сопричастности его культурно-историческим ценностям, чувства ответственности и долга перед Родиной.

       Представленный здесь классный час – это одно из мероприятий, реализованных мной в рамках этой программы.

Время читать. Эдуард Веркин «Облачный полк»

(классный час)

Цель: содействие духовно-нравственному развитию учащихся, воспитание любви к Отечеству и гордости за свой народ через   ознакомление с художественным произведением современного российского писателя, посвященном событиям Великой Отечественной Войны.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с историческим романом Эдуарда Веркина «Облачный полк»;
  • Познакомить детей с прототипом литературного произведения Веркина, привлечь внимание к его жизни и подвигу;
  • Создать условия для переживания учащимися эмпатии к герою Великой Отечественной Войны, их ровеснику;
  • Вызвать чувство гордости за людей, живших и живущих среди нас, за их доблесть и мужество;
  • Повысить интерес к чтению современной российской художественной литературы для юношества.

Оборудование: компьютер и проектор

Используемый материал: черный ящик и книга без опознавательных знаков, презентация, ручки, заготовки для писем, роман «Облачный полк», подлинные вещи времен Великой Отечественной Войны (каска, медали, солдатский котелок, посуда, часы, офицерский планшет, кобура и атлас офицера) или другой доступный стимульный материал для погружения в атмосферу военных лет.

Ход классного часа

  1. Приветствие. Определение направленности классного часа.

Здравствуйте, дорогие ребята! Я рад вас всех видеть. Сегодня у нас с вами будет необычный классный час. Вы все знаете передачу «Что? Где? Когда?» Итак, как вы думаете, что у меня в черном ящике? Это что-то, чего у человечества долго не было, но теперь мы не можем представить без этого своей жизни; что-то, что когда-то стоило очень дорого и что сейчас считается большой духовной ценностью. Ребята выдвигают свои предположения. Приходят к выводу, что в черном ящике книга. Отлично, вы прекрасно справились!

  1.  Беседа с классом о любимых книгах, актуализация цели классного часа. А какие книги вы любите? Дети называют любимые книги. Многие прекрасные писатели, которых мы с вами в первую очередь знаем, как авторов фантастических, вымышленных книг, также писали произведения про нашу реальность, про современные проблемы. Например, Джоан Роулинг не только автор любимого вами Гарри Поттера. Она написала еще и роман о социальных проблемах современного общества «Случайная вакансия». Но сегодня речь не о ней. Сегодня я хотел бы познакомить вас с одним очень хорошим писателем, нашем соотечественником – Эдуардом Веркиным. Вернее, с одним его произведением. Из-под пера этого автора вышли многие книги, такие как "Место снов", романы "Друг-апрель" и "Мертвец". Однако эта книга,  "Облачный полк", стоит особняком. Дело в том, что действие остальных его произведений происходит хоть в реальной, хоть в фэнтезийной, но в современности. А "Облачный полк" – роман исторический.

  1. Знакомство с литературным героем, осмысление сложности человеческой личности через художественный образ. Я хочу познакомить вас с этой удивительной книгой, в которой речь пойдет о герое Великой Отечественной Войны - подростке-партизане, которого однополчане уважительно зовут Саныч (от отчества Александрович). Я прочитаю вам выдержки из этого произведения, ваша же задача – составить портрет героя на основе услышанного, подобрав подходящие прилагательные, наиболее точно отражающие его личность.  Итак, начнем: см. приложение 1

Классный руководитель зачитывает два отрывка, по-разному характеризующие главного героя, дети на их основе создают два словесных портрета. Один портрет отражает человеческие качества героя – его уязвимость, чувство юмора, желание произвести впечатление на незнакомого взрослого, те качества, которые типичны для многих подростков. Другой портрет – это портрет воина, собранного, рассудительного, отважного. На основе анализа этих портретов дети приходят к выводу, что главный герой – не супермен, а обычный подросток, оказавшийся в критической ситуации и сумевший в этих обстоятельствах проявить отвагу и мужество.

  1. Знакомство с героем Великой Отечественной Войны, прототипом художественного произведения, Леней Голиковым. Я не просто так обратился именно к этой книге.  Ее герой имеет реального прототипа. Она посвящена удивительному молодому человеку, бывшему духовным ориентиром для  миллионов советских ребят – Леониду Александровичу Голикову. В Псковской области, в деревне Лукино, жил мальчик Леня Голиков. Учился в школе, помогал по хозяйству родителям, дружил с ребятами. Ему было  15 лет. Но неожиданно началась Великая Отечественная война, и все то, о чем он так мечтал в мирной жизни, вдруг оборвалось. Дети смотрят презентацию, знакомятся с исторической личностью, ставшей прообразом литературного героя. см. приложение-презентацию
  2. Распределение на группы. Ребята! Давайте перенесемся в тот далекий 1943 год. Подвиг Лени, отдавшего жизнь за своих товарищей, поразил всех людей. Он погиб совсем молодым, не узнав, что его товарищи выжили благодаря ему, что его подвиг вдохновлял других бойцов и приблизил победу в той страшной войне. Перед вами подлинные вещи военного времени. Они понадобятся нам, чтоб почувствовать атмосферу эпохи. Современники Голикова очень гордились им. Давайте сейчас представим, что каждая наша группа стала представителем советского народа тех лет. Одна группа будет представлять простых солдат, отдававших все силы для защиты своей Родины, другая группа - офицеров, несущих на себе ответственность за других людей, третья группа представит себя простыми людьми, не пожелавшими смириться с властью противника на оккупированной территории и ставшими партизанами, как Леня Голиков, четвертая группа - это труженики тыла, верящие и надеющиеся на Победу.  Я предлагаю вам договориться, кто какую группу будет представлять и  выбрать предметы, символизирующие ее. Подростки распределяются по группам, подходят к столу, знакомятся с вещами, выбирают наиболее подходящую к их группе, рассаживаются на места. Выбрали? Смогла ли эта вещь помочь вам почувствовать себя причастными к прошлому? А теперь давайте напишем письма Лене от имени всех присутствующих здесь представителей советского народа. Давайте представим, что люди могли бы ему сказать. Чтобы вам было проще работать, у вас на столах есть заготовки со формулированным по всем правилам той эпохи обращением.  См. приложение 2. 
  3. Работа в малых группах. Осмысление исторической роли героя и своего к нему отношения через создание коллективного письма. Дети пишут письма Лене от имени разных представителей советского народа и затем торжественно зачитывают их классу. 

В дальнейшем письма остаются в классе на стенде, посвященном классным мероприятиям.

  1. Рефлексия. Спасибо всем за работу. Дорогие ребята, в конце нашего классного часа мне хотелось бы узнать, кого заинтересовало это произведение, и кто захотел прочитать эту книгу целиком и узнать больше о судьбе и подвиге Лени Голикова? Поднимите, пожалуйста, руки. Спасибо. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока (конспект) по теме «Великомученица Екатерина» (8 класс)

Разработка урока по Духовному краеведению Подмосковья по теме "Великомученица Екатерина"...

Методическая разработка. План-конспект обобщающего урока по теме "Traveling".

        Урок построен на основе системно-деятельностного и коммуникативно-деятельностного подходов.Представлены задания на развитие неподготовленной диалогической речи с исп...

методические разработки и конспекты по физической культуре

Методические разработки и конспекты по физической культуре....

Методическая разработка. План-конспект урока физики 8 класс. Электрические явления

Методическая разработка. План-конспект урока физики 8 класс. Электрические явления...

Методическая разработка схемы конспекта урока-практикума по технологии для 4 класса (учебник и рабочая тетрадь Т. М Геронимус) Тема урока: "Каскад колокольчиков"

Схема конспекта    урока-практикумапо технологиидля 4 класса Карточка    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4135195","attributes":{"alt":"","class":"media...

Методическая разработка урока английского языка по теме: «Extensive Reading. Across the Curriculum: Geography. The Earth» Spotlight, 6 класс

В документе представлена методическая разработка урока английского языка по теме: «Extensive Reading. Across the Curriculum: Geography. The Earth» Spotlight для 6 класса...