Главные вкладки

    Методическая разработка урока (конспект) по теме «Великомученица Екатерина» (8 класс)
    методическая разработка по краеведению (8 класс) по теме

    Минаева Любовь Сергеевна

    Разработка урока по Духовному краеведению Подмосковья по теме "Великомученица Екатерина"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Московский государственный областной университет

    Методическая разработка урока (конспект)  по теме

    «Великомученица Екатерина»

    (8 класс)

    Минаева Любовь Сергеевна

    заместитель директора школы,

    учитель истории и обществознания

    МБОУ Алферьевской ООШ

    Зарайского района

    Москва

    2012 г.

    Цель: дать знания о феноменах христианской православной культуры XVII, XVIII веков и показать исторические события России в ее контексте; углубление смысла понятий христианской православной культуры из предыдущих уроков: «ценности», «смысл жизни», «мудрость»; дать знания  о святой великомученице Екатерине; раскрытие христианских добродетелей на примерах произведений иконописи, поэзии, литературы.

    Задачи урока:

    1. закрепить знание основных понятий;
    2. формирование навыков решения несложных проблем духовно-нравственного характера, психологии успеха;
    3. развитие творческого мышления, умения работать с источниками христианской духовной культуры.

    Основные понятия: духовные ценности, великомученица Екатерина, язычество, мудрость, культура.

    Средства: учебное пособие, иллюстрации учебника, слайды.

     Тема (ы) учебника «Духовное краеведение Подмосковья», в рамках которой (ых) сделана методическая разработка: Южное Подмосковье. Подмосковный Синай. Монастырь в честь святой Екатерины.

    Ход занятия

    1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
    2. Актуализация знаний учащихся: Маршрут духовного краеведения (проверка домашнего задания)
    3. Изучение нового материала

    Проблемный вопрос: чем может быть поучительна жизнь святого для современного человека? (учитель ставит его в начале урока перед учащимися, ответ на который необходимо дать в конце урока).

    Рассказ учителя о Мудрости святой великомученице Екатерине. Рубрика «Из источников христианской духовной культуры» (с.199 + дополнительная литература)

    В XVII веке в России в общественном сознании сохранялось стремление к стяжанию высших духовных ценностей. В своей жизни христиане старались приобрести высшие духовные ценности, наглядным примером которых является факт существования в те времена значительного количества монастырей. Мы познакомились с личностью патриарха Никона, и с Новоиерусалимским монастырем, но он был не единственным монастырем, основание которого было связано с яркими событиями русской истории.

    Не менее знаменит монастырь святой великомученице Екатерины. Сегодня во всем православном мире существует всего два монастыря, посвященной ей: один из них – на Синае, другой – в подмосковном городе Видное.

    Имя этой святой почитается во всем христианском мире. Знакомясь с ее житием, мы задаемся такими вопросами как: во имя чего жили христиане в те времена, что составляло наибольшую ценность и смысл жизни христиан?

    Но как имя христианской святой, жившей в III веке нашей эры в средиземноморском городе, оказалось связанным с Россией XVII века, с именем русского царя Алексея Михайловича Романова, с историей основанной им обители – Екатерининской пустыни, возрождающейся ныне в Подмосковье?

    Родилась Святая Екатерина в столице Египта - Александрии, в семье правителя этого города. Обладавшая редкой красотой и умом, она получила блестящее образование, изучив произведения лучших античных ученых и философов. Юноши из самых именитых семейств искали ее руки, но Екатерина объявила родителям, что согласна выйти замуж лишь за того, кто превзойдет ее не в знатности, богатстве и красоте, а мудрости. Мать Екатерины, тайная христианка, направила дочь к своему духовному отцу помочь разумно рассудить о ее решении. Выслушав Екатерину, старец сказал, что знает Юношу, который превосходит ее во всем, ибо "красота Его светлее солнечного сияния, мудрость Его управляет всем созданием, богатство Его даруется всему миру, красота Его неизреченна". Образ Жениха Небесного родил в душе мудрой девы горячее желание увидеть Его. На прощанье старец вручил Екатерине икону Божией Матери с Богомладенцем Иисусом на руках и повелел ей с верою молиться Матери Небесной Жениха о даровании видения Ее Сына.

     Екатерина молилась всю ночь и удостоилась видеть Пресвятую Деву, которая просила Своего Божественного Сына обратить взор на коленопреклоненную Екатерину. Но Младенец не удостоил ее Своим взглядом, ибо она еще не омылась водами Святого Крещения.

     В глубокой печали Екатерина вторично отправилась к старцу. Он наставил ее в вере и совершил над ней Таинство Святого Крещения. И вновь Екатерине было видение Богоматери с Младенцем, Который посмотрел на нее и, дав ей перстень, обручил Себе.

     Видение кончилось, Екатерина проснулась, но на ее руке светилось кольцо - дар Небесного Жениха.

     Вскоре на языческое празднество в Александрию прибыл римский император Максимин (305-313). Торжество должно было совершаться с особой пышностью, с принесением множества жертв, в том числе человеческих. Смерть ожидала христиан, отказавшихся поклониться языческим божествам. Желая облегчить участь христианских мучеников. Екатерина отправилась к главному жрецу - к самому императору Максимиану.

     Назвав свое имя, святая исповедовала перед императором веру во Единого Истинного Бога и мудро обличила заблуждения язычников. Красота девицы пленила императора. Чтобы отвратить ее от веры и показать торжество языческой мудрости, император повелел собрать пятьдесят ученых мужей империи, но беседа с Екатериной покорила их настолько, что они сами уверовали во Христа, а затем приняли мученическую смерть. Император, не надеясь переубедить Екатерину, пытался повлиять на нее обещаниями богатства и славы. Получив гневный отказ, император приказал подвергнуть ее жестоким мучениям, а затем бросить в темницу.

     Императрица Августа, много слышавшая о Екатерине, пожелала видеть ее и, придя со свитой в темницу, была поражена силой духа святой Екатерины, лицо которой сияло Божественной благодатью. Святая мученица обратилась к пришедшим с проповедью христианского учения, и они, уверовав, обратились ко Христу.

     На следующий день святую Екатерину вновь повели на судилище, где под угрозой колесования предложили ей отречься от христианской веры и принести жертву богам. Святая непреклонно исповедовала Христа и сама подошла к колесам, но Ангел сокрушил орудия казни, и они не причинили ей вреда.

     Увидев это чудо, императрица Августа и царедворец Порфирий с двумястами воинами перед всеми исповедовали слою веру во Христа и были обезглавлены. Максимин вновь пытался прельстить святую, предложив ей супружество, и снова получил отказ. Святая Екатерина твердо исповедовала верность своему Небесному Жениху Христу и с молитвой на устах была обезглавлена. Это произошло 24 ноября (7 декабря) 307 года. В этот день Святая Церковь чтит память великомученицы Екатерины. Мощи святой Екатерины были чудесно перенесены на одну из вершин Синайской горы, которая по сей день, носит ее имя. В VI веке по откровению свыше были обретены честная глава и левая рука великомученицы и с почестями перенесены в Синайский монастырь, основанный в VI веке императором Юстинианом, в том месте у подошвы горы, куда, как гласит предание, выходил Моисей в сретение Богу.

     С перенесением мощей великомученицы Екатерины монастырь стал называться ее именем, привлекая множество паломников своими святынями.

     Самым чтимым местом монастыря святой Екатерины является часовня Неопалимой Купины. Именно на этом месте Моисей видел горевший терновый куст и слышал глас Божий. Находятся в монастыре и мощи святого Ефрема Сирина, гробница Иоанна Лествичника.

     Монастырь святой Екатерины славится также своей библиотекой, располагающей более чем тремя с половиной тысячами древних рукописей на разных языках.

     Синайский монастырь во имя святой великомученицы Екатерины известен всему православному миру. Его духовная связь с Россией прослеживается на протяжении многих веков.

     Монахи Синайского монастыря многократно обращались к Московскому престолу с просьбой принять монастырь на свое попечение. В 1687 году их просьбу удовлетворили, и в 1690 году монастырю была дарована пожалованная грамота, согласно которой он получал право называться русским. Россией был сделан крупный денежный вклад, а для мощей великомученицы Екатерины подарена кованая серебряная рака, на крыше которой - чеканное изображение святой в полный рост и надпись, гласящая, что это дар России от 1687 года. В XVIII веке императрица Екатерина II подарила монастырю еще одну раку. Обе они по сей день находятся в алтаре Преображенского собора монастыря.

    Вопросы:  

    - возраст святой Екатерины? (Юный)

    - как христиане объясняют ее выбор жизненных ценностей? (христианская вера, божественное просвещение)

    - отличается ли жизнь святых от жизни обычных людей?

    - какова цель жизни христианина?

    - какие духовные ценности вы  хотели  бы завещать (сохранить) своим потомкам?

    - как бы вы поступили на месте Екатерины?

     Работа по заданию № 1 с.203. Притча о драгоценной жемчужине.

    Вопросы:

    - какую красоту искала и нашла Екатерина?

    - в чем проявилась мудрость святой Екатерины?

    - подумай, что помогло святой Екатерине мужественно вытерпеть все мучения?

    Основное понятие: духовные ценности (его анализ в процессе выполнения заданий и текстов).

    Далее учитель рассказывает об образе святой Екатерины: самые древние изображения святой великомученицы Екатерины сохранили новгородские храмы. Образа огромной духовной силы являют глубокую, непоколебимую веру христиан Древней Руси, например, изображение святой Екатерины в церкви Спаса-на-Нередице (1199). Через 200 лет в церкви Спаса-на-Ковалеве (1380) в облике святой великомученицы Екатерины видится не столько строгость и твердость, сколько тонкое движение, несомненная обращенность к предстоящему. Образ исполнен внутренней жизни, какой-то особой легкой подвижности и тонкой красоты. Сочетания цвета одежд просты, но гармоничны; световые блики на них помогают проявить глубину каждого цвета. Лик святой еще имеет византийские черты: узкое лицо, длинный тонкий нос, темные широкие брови, большие глаза. Но вместе с тем во всем облике святой улавливаются некая мягкость, окутанность воздухом - новые черты иконописания. в которых все полнее выявляется русское видение Божиего мира.

     Не менее богата изображениями святой Екатерины Псковская земля. Они отмечаются особой характерностью. Острый, проницательный взгляд великомученицы - свидетельство ее духовной силы - находит отклик в напряженном сочетании цвета одежд: ярко-красного плаща и густо-зеленого хитона, сплошь затканных тонкими лучами золотого ассиста.

     На одном из столпов Смоленского собора Новодевичьего монастыря, основанного Василием III в честь присоединения Смоленска, есть изображение великомученицы Екатерины, относящееся к XVII веку. Но считается, что эта роспись во многих чертах повторяет изначальные, выполненные при Василии III. О сугубом почитании великомученицы Екатерины Василием III говорит и то, что перед смертью он молился перед образом великомученицы Екатерины и приложился к частице ее мощей.

     В росписях собора святого равноапостольного князя Владимира в Киеве В. М. Васнецову было дано особенным строем художественного языка создать образы святых, исполненные высокой духовной поэзии и вместе с тем написанные с реалистической достоверностью. Благодаря обширным знаниям художник насыщает изображения конкретными историческими чертами, создавая то состояние сопереживания событий, которое сделало эту роспись явлением огромной значимости. Образ святой Екатерины впечатляюще достоверен и необычен. Ее несут Ангелы к вратам Небесного Иерусалима, к обручившему ее Себе Жениху.

     О почитании великомученицы Екатерины в России свидетельствует многое. В 1714 году Петр I учредил орден имени великомученицы Екатерины, называвшийся орденом Освобождения, поскольку был учрежден в память Прутского похода (1711 год) против турок. "Екатерининский зал", посвященный этому, поныне сохраняется в Большом Кремлевском дворце.

     В ее честь называли города: Екатеринодар (ныне Краснодар), Екатеринбург (бывший Свердловск), Екатеринослав (ныне Днепропетровск). Великомученице Екатерине посвящены многие храмы Русской земли.

    Работа по заданию № 2 с.204. прочитайте текст Священной библейской истории. В котором приводятся заповеди Божии, полученные пророком Моисеем на горе Синай, и назовите те, которые выполнила в своей жизни великомученица Екатерина.

    «Я, Господъ Бог твой; да не будет у тебя других богов, кроме Меня.

    Не делай себе никаких идолов (в древние времена люди делали статуи, олицетворявшие силы природы, и поклонялись им как богам; иначе такие статуи назывались идолами).

    Не произноси имени Божиего напрасно. Свято имя Божие, почитай его.

    Помни праздничный денъ, чтобы проводитъ его свято. Шестъ дней работай и в них делай все дела твои, а день седьмой да будет посвящен Богу.

    Уважай твоих отца и матъ, чтобы тебе хорошо было, и чтобы ты долго жил на земле.

    Не убивай.

    Не прелюбодействуй. (Будъ чистым в мыслях и желаниях; будъ верным с людъми.)

    Не кради.

    Не говори неправды на других.

    Не завидуй другим». (Исход 20: 1-17).

    (Обсуждение заповедей Божьих.)

    Работа по заданию № 3 с.204 Рассказ о святой Екатерине помогает задуматься над вопросом, какого человека христиане называли культурным, умным? Ответ, который давали христиане на этот вопрос, содержится во многих произведениях русских поэтов. Прочитай стихотворения поэтов XIX века и ответь на вопросы:

    О каких событиях Священной истории рассказывается в стихотворении? Почему поэт говорит, что грамотность человека зависит от веры и Любви? Кого он называет именем Любовь? Какие необходимые знания должен был, по словам поэта, приобрести каждый грамотный христианин?

    Воскресная школа

    «Свет да будет!» - Божья сила

    Изрекла - и мрак исчез.

    И для всех зажглись светила

    В беспредельности небес.

    Свет не солнца и планет,

    Но чистейший Свет духовный,

    Свет науки, Божий Свет.

    Сам Христос - Учитель братства,

    Тот, Кем жизнь наша крепка,

    От духовного богатства

    Не отторгнул бедняка.

    Воскресеньем Он прославил

    Свой всецарственный престол,

    Он воскрес, а нам оставил

    Слово, грамоту, глагол.

    И Воскресшего глаголы -

    Вечной жизни в нас залог.

    Он - Глава воскресной школы,

    Он - всеграмотности Бог!

    Будь же грамотность родная

    Делом веры и Любви!

    Восклицаем, начиная:

    «Царь Небес! Благослови!»

    1837г. (В.Бенедиктов)

    Воскресная школа - здесь - просвещение людей Богом. Глаголы - слова.

    Найди в тексте слова, в которых сказано, с чего христиане начинали урок?

    Почитание христианами великомученицы Екатерины отразилось в современной духовной поэзии. Прочитай и назови христианские добродетели, проявленные святой, которые являются примером для христиан.

    ... Екатерина,

    Великомученица, кладезь чистоты!

    Ты предпочла богатствам властелина

    Сокровища нетленной красоты.

    Витий повергнув мудростью духовной,

    Вдохнула веру истинную в них.

    Моли, святая дева, Иисуса,

    Чтобы мудрости послал нам неземной,

    Чтоб, как и ты, Небесному искусу

    Не поддались мы в суете мирской.

    (Е.Н. Егорова)

    Задание: Объясните слова стихотворения: «мудрость духовная», «нетленная красота» и подбери к ним синонимы («красота рукотворная», «красота нерукотворная», «красота духовная»). Объясни каждое из понятий и приведи примеры.

    4. Подведение  итогов. Учитель делает вывод: о значении духовно-нравственных ценностей в жизни современного человека.

    5. Итог урока: работы учащихся (индивидуальные или коллективные) «За – против», «Мое кредо», «Духовное завещание ученикам 22 века», (самостоятельная работа).

    Учащиеся совместно с педагогом выделяют качества святого, которые являются важными для жизни современного человека и отвечают на проблемный вопрос, который был задан в начале урока: чем может быть поучительна жизнь святого  для современного человека?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока. Зачёт по теме "Глагол" в 6 классе

    Урок-зачет по теме «Глагол» в 6 классе. Данный урок рассчитан на два часа, разнообразные формы организации работы учащихся (в группах, в парах, индивидуально) позволяют систематизировать и обобщ...

    Методическая разработка урока биологии по теме "Обмен веществ" 6 класс

    Представлена методическая разработка урока с приложениями  "Обмен веществ и энергии" 6 класс УМК Захаров,Сонин. Урок самостоятельной учебной познавательной деятельности школьников с использование...

    Методическая разработка урока истории по теме "Николаевская Россия", 8 класс

    Данная методическая разработка представляет собой документ в WORD и презентацию. Можно использовать лишь презентацию, если в данном кллассе Вы не применяете групповые способы работы...

    Методическая разработка урока-игры по теме "Квадратные корни", 8 класс, коррекционная школа

    Методическая разработка урока - игры по теме "Квадратные корни" для 8 класса коррекционной школы VII вида....

    Методическая разработка урока математики по теме "Обыкновенные дроби" (5 класс)

    Данный урок разработан по новым образовательным стандартам (ФГОС). Тип урока: урок ознакомления с новым материалом. На уроке дети узнают, что такое дроби, как они читаются и записываются, каков содерж...

    Методическая разработка урока ИЗО по теме "Искусство Гжели" 5 класс

    План урока ИЗО по программе Б.М.Неменского для 5 класса по теме "Искусство Гжели"...

    Методическая разработка урока общестовзнания по теме "Мировая экономика" (11 класс)

    Данный урок является интегрированным. В его проведении принимаю участие 4 учителя: учитель общестовзнания, учитель истории, учитель географии и учитель английского языка. Урок рекомендован для проведе...