Доклад на МО «Представление своего профессионального опыта»
статья

Будашкаева Любовь Даниловна

Доклад на МО учителей английского языка Тункинского района

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на методическом объединении учителей английского языка Тункинского района

(Слайд 1). «Представление своего профессионального опыта»      

Презентация

(Слайд 2). Существование успешного человека в конкурентном мире невозможно представить без знания английского языка – языка международного общения. Сегодня ценится свободная, развитая и образованная личность, способная творить в условиях постоянно меняющегося мира, что в свою очередь, требует полного развития личности ее коммуникативных способностей, позволяющих войти в мировое сообщество и успешно функционировать в нем.

            Но реальность такова, что далеко не каждый выпускник современной школы владеет высоким уровнем английского языка, необходимым для межкультурной коммуникации.

            (Слайд 3). Анализ различных источников, результатов моей прежней работы показывает, что на уроках иностранного языка необходимо уделять большее внимание:

                   использованию разных стратегий в зависимости от поставленной коммуникативной задачи;

                   использованию в процессе обучения текстов различных типов и жанров, в том числе материалов сети Интернет;

                   развитию языкового чутья, формированию умений языковой догадки;

                   развитию общей коммуникативной компетенции учащихся в части анализа информации, отбора содержательных элементов и их логической организации;

                   аргументации своего мнения, высказываемых предложений и принимаемых решений в ходе речевого взаимодействия.

Отсюда следует, что современный выпускник должен быть не просто учеником знающим, а учеником «умеющим». Такое качество обучения призван обеспечить компетентностный подход, который я взяла за основу своей педагогической деятельности. Развитие коммуникативной компетенции, культуры речи выходит на первый план при изучении иностранного языка.

(Слайд 4). Противоречия, с которыми мне пришлось при этом столкнуться:

                   необходимость формирования прочных знаний, умений и навыков и большой объем теоретических сведений, получаемых на уроках иностранного языка;

                   высокие требования, предъявляемыми к языковому образованию и недостаточно сформированные общественные умения и навыки;

                   возрастающая практическая значимость школьного курса иностранного языка и дефицит учебного времени.

(Слайд 5). Как же все-таки, повысить уровень сформированности коммуникативной компетенции при обучении английскому языку?

Цель моего профессионального поиска: повышение уровня развития коммуникативных компетенций при изучении английского языка.

Основная идея, которой руководствуюсь в своей работе: использование разнообразных способов и приёмов организации учебного процесса, способствуют формированию коммуникативных навыков у школьников.

Инновационность  прослеживается на уровне целеполагания – формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся предполагает прежде всего развитие их личности, положительной мотивации к изучению иностранного языка. Технологии, применяемые мной в работе предполагают разнообразие видов деятельности всех его участников.

В работе использую  основные  методы: наблюдение, беседа, педагогическое моделирование.

Деятельность организована в двух направлениях:

1.                     В учебной деятельности.

2.                     Во внеурочной деятельности.

Рассмотрим  данные направления  работы подробнее.

            (Слайд 6). Блок 1 Формирование коммуникативных навыков на уроках английского языка

            Наибольший интерес у моих учащихся вызывают коммуникативные задания, связанные с иноязычным общением. Школьники лучше запоминают слова, если приходится употреблять их в речи. Диалог на уроке английского языка служит для них мотивом усвоения новых слов.

            Применение таких заданий показывает, что коммуникативные приёмы являются любимой деятельностью учащихся на уроке.

            Я считаю, что диалог в легкой непринужденной форме позволяет учащимся снять коммуникативные барьеры в общении, увеличить объем их речевой практики. Учащимся нравятся воображаемые ситуации с элементами ролевой игры. Именно речевые ситуации позволяют повысить их учебный эффект.

            В результате у учащихся отмечается эмоциональный подъем, положительный настрой, желание изучать английский язык.

            Четкая организация действий учащихся с учебным материалом, оснащение учебного процесса необходимыми средствами, стимулирующими и обеспечивающими решение конкретных задач, могут вести к достижению коммуникативной цели и служить надежной основой, как бы ни была она элементарна, для реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций в обучении английскому языку.

           

            (Слайд 7). Блок 2 Нетрадиционные формы урока английского языка «Вижу, слышу, говорю».

            Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу.

            Я с моими коллегами в постоянном поиске, цель которого  - найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Мы стремимся реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого –  с учетом его индивидуальных способностей и возможностей.

            При этом пути и способы реализации этих принципов выбираем наиболее творческие, нетрадиционные и в то же время  эффективные.

            Нетрадиционные формы урока английского языка в нашей школе я провожу, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке при обязательном участии всех учеников класса, а также с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

                    осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;

                    обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;

                    предусматривается минимальное участие на уроке учителя.

Методически высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся в моей работе стали урок–спектакль, урок–праздник, видеоурок, урок-экскурсия, урок–интервью.

            Подводя итог, можно сказать, что нетрадиционный урок – органичное сочетание образования, развития и воспитания. Нетрадиционные уроки нравятся детям, т.к. они творческие и необычные, а самое главное – эффективные. Но не следует слишком часто проводить нетрадиционные уроки, т.к. они станут традиционными и уровень эффективности снизится.

            (Слайд 8). Блок 3 Уроки, направленные на установление межпредметных связей «Хочу все знать».

            Интегрированный урок

            В современных условиях обучения иностранному языку в средней школе все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных общедидактических, педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся, привить им стремление овладеть знаниями шире обязательных программ. Одним из путей решения этих задач является интеграция учебных дисциплин в процессе обучения иностранного языка. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам.

            Опыт проведения таких уроков мной и моими коллегами показывает, что повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитывающие функции. Особенно заметно это проявляется в области гуманитарных предметов. Кроме того, науки гуманитарного цикла ставят предмет для разговора, повод для коммуникации. Предметы гуманитарного цикла обращены к личности человека, его духовным и нравственным ценностям. Использование интеграции формирует художественные вкусы учащихся, умение правильно понимать и ценить произведения искусства.

            Планируя бинарные уроки со своими коллегами: учителями ИЗО, истории и обществознания, русского языка и литературы, в качестве основных целей полагали: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний, и обмен этими знаниями в условиях иноязычного речевого общения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса учащихся.

Бинарная форма урока позволила мне:

                усилить прикладную значимость ИЯ как средства для расширения общего кругозора;

                подвести нашего ученика к осознанию важности выбранной им профессии;

                способствовать воспитанию в нем потребности в практическом применении ИЯ в будущей профессиональной деятельности.

            Урок-проект

            Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.

            При подборе темы проекта я, прежде всего ориентируюсь на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Вместе с ребятами мы выполнили несколько проектов в различных формах: статья, альбом, коллаж. Главным результатом работы над проектами стали актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений  и их творческое применение в новых условиях.

            Работа над проектами велась в несколько этапов, при этом вышла за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта.

            Чтобы достичь целей я требовала от учащихся самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Но при этом помогала им при  подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.

            В ходе выполнения проектов я сделала несколько важных для себя выводов:

         основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы;

         урок-проект формирует умения самостоятельной работы;

         главной особенностью урока-проекта является доступность темы и возможность ее варьирования.

            (Слайд 9). Блок 4 Образовательная и воспитательная ценность внеклассной работы «Клуб – Мы любим английский».

            Внеклассная работа по английскому языку в школе проводится мной как дополнительная, консультационная или факультативная работа учителя со слабо успевающими по предмету учениками.

            Моя работа, проводимая вне класса, направлена на углубление знаний по предмету, развитие речевых навыков, расширение лексического запаса, получение дополнительной лингвострановедческой информации об англо-говорящих странах. И, конечно же, самое главное, я должна разбудить интерес детей к углубленному изучению языка, использованию его в обиходном общении, применению в других сферах школьной деятельности. Этот процесс неразрывно связан с активностью учащихся. Активность возникает в определенных условиях. Учащийся должен чувствовать потребность в изучении английского языка и иметь необходимые предпосылки для удовлетворения этой потребности. Основными источниками являются мотивация и желание. У подавляющего большинства учащихся изначально присутствует высокая мотивация изучения английского языка. Они с большим интересом и желанием приступают к изучению языка, хотят научиться читать, говорить, понимать на английском языке. Интерес учащегося зависит от его успехов в овладении языком. И если ученик видит, что продвигается вперед в слушании, говорении, чтении и письме, он с интересом занимается этим.

            Ученик охотно изучает предмет, проявляет активность во внеклассных мероприятиях, если он понимает его социальную (знание английского языка является в определенной степени показателем культуры, интеллигентности) и личную значимость. В мои задачи, как учителя входит возможность показать школьникам важность знания английского языка, вызвать у учеников чувство радости, удовольствия от того, что они что-то уже понимают, могут сказать сами, прочитать или понять о чем говорится в тексте, что-то написать по-английски, что эти возможности учащихся увеличиваются от занятия к занятию.

           

(Слайд 10). SWOT анализ моей деятельности

Сильные стороны:

Интересная содержательная деятельность, способствующая созданию дополнительного пространства для общения на иностранном языке и повышение мотивации к его изучению.

Разносторонние связи между участниками процесса.

Слабые стороны:

Опыт работы учителей школы по внедрению коммуникативной компетенции  недостаточен.

Система мониторинга развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся  требует совершенствования.

Возможности, внешние силы, поддерживающие работу:

Требования современности к обучению иностранному языку.

Обогащенная речевая среда.

Разнообразие видов деятельности учащихся.

Практические результаты собственной деятельности.

Материально – техническое обеспечение.

Угрозы, внешние слабости:

Материально – техническое обеспечение.

Снижение  мотивации участников при отсутствии публичных выступлений за рамками школы.

Индивидуальные особенности ребенка, препятствующие успешной учебе.

Результативность.

Для отслеживания результатов деятельности использую следующие методы:

Анкетирование;

Тестирование;

Обзорно-аналитический метод;

Статистическая обработка результатов исследования;

Отслеживание уровня развития иноязычных умений и навыков по всем видам речевой деятельности  осуществляется по итогам тестовых и контрольных работ, а так же по таким критериям, как:

Использование английских коммуникативных выражений.

Умение задавать вопросы, учитывая словарный запас младших школьников.

Умение отвечать на вопросы, не выходя за рамки учебной программы.

Навыки оперирования языковыми средствами в коммуникативных целях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление своего профессионального опыта

Учитель математики раскрывает свой профессиональный опыт работы. Здесь рассказывается о различных педагогических технологиях, формах и методах работы. Рассматривается оценка эффективности каждой техно...

представление своего педагогического опыта

обобщение опыта работы учителя за несколько последних лет...

Представление профессионального опыта

Представление профессионального опыта...

Представление профессионального опыта

Представление профессионального опыта...

Публичное представление своего педагогического опыта

Публичное  представление своего педагогического оыта...

Представление своего педагогического опыта

День Защитника Отечества.торжественная линейка, время- 20 минут...

Справка о представлении своего опыта на педсоветах.

Справка о представлении своего опыта на педсоветах....