Инновационные методы работы преподавателя иностранных языков в профессиональном образовании
статья по английскому языку

Лапина Ольга Анатольевна

Аннотация

     В статье рассматривается актуальность и эффективность применения инновационных методов обучения иностранному языку в сфере профессионального образования.

       Ключевые слова: деятельностный подход, метод, профессиональное образование, обучение иностранному языку

   Приоритетное направление преподавания иностранного языка на современном этапе заключается в обучении профессиональным аспектам в соответствии со специализацией образовательной организации среднего и высшего уровня. Однако одновременно с профессиональными компетенциями современное профессиональное иноязычное образование должно формировать социокультурные и коммуникативные компетенции. Потому, помимо уже перечисленных методов инокультурного обучения в профессионально-ориентированном образовании необходимо использовать и другие инновационные технологии. 

      Несмотря на то, что новые педагогические технологии на настоящее время все еще находятся на стадии разработки и эксперимента, однако уже сейчас ясно, что их использование благоприятно сказывается на результатах иноязычного образования в профессиональной сфере. Отличительной чертой этих технологий является то, что их использование должно ориентироваться на предварительно определенный результат обучения. 

   Современные педагогические технологии, которые эффективно использовать при преподавании иностранного языка, можно считать совокупностью трех составляющих – формы, метода и средства.  

    Именно при совокупности современных средств иноязычного обучения – интерактивной технологии, компьютерно-информационного обеспечения и качества учебно-методических материалов возможно достижение общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускника профессионального учебного заведения. 

      Одна из форм использования интерактивной формы обучения, которая позволяет учащимся приобрести новые иноязычные навыки – это применение кейс-метода, который эффективно формирует опыт решения определенных задач в конкретных ситуациях. 

    Другими методами деятельностного подхода к иноязычному обучению в профессиональном образовании могут быть деловые игры, межкультурное обучение, телекоммуникационные проекты и т.д. Все они предполагают возможность использования разных организационных форм обучения – командной, парной, в микрогруппе и индивидуально.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные методы работы преподавателя

иностранных языков в профессиональном образовании

Лапина Ольга Анатольевна,

преподаватель дисциплины ОГСЭ.03 «Иностранный язык (английский)»

Аннотация

В статье рассматривается актуальность и эффективность применения инновационных методов обучения иностранному языку в сфере профессионального образования.

Ключевые слова: деятельностный подход, метод, профессиональное образование, обучение иностранному языку

Приоритетное направление преподавания иностранного языка на современном этапе заключается в обучении профессиональным аспектам в соответствии со специализацией образовательной организации среднего и высшего уровня. Однако одновременно с профессиональными компетенциями современное профессиональное иноязычное образование должно формировать социокультурные и коммуникативные компетенции. Потому, помимо уже перечисленных методов инокультурного обучения в профессионально-ориентированном образовании необходимо использовать и другие инновационные технологии.

Несмотря на то, что новые педагогические технологии на настоящее время все еще находятся на стадии разработки и эксперимента, однако уже сейчас ясно, что их использование благоприятно сказывается на результатах иноязычного образования в профессиональной сфере. Отличительной чертой этих технологий является то, что их использование должно ориентироваться на предварительно определенный результат обучения.

Современные педагогические технологии, которые эффективно использовать при преподавании иностранного языка, можно считать совокупностью трех составляющих – формы, метода и средства.  

Именно при совокупности современных средств иноязычного обучения – интерактивной технологии, компьютерно-информационного обеспечения и качества учебно-методических материалов возможно достижение общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускника профессионального учебного заведения.

Одна из форм использования интерактивной формы обучения, которая позволяет учащимся приобрести новые иноязычные навыки – это применение кейс-метода, который эффективно формирует опыт решения определенных задач в конкретных ситуациях.

Другими методами деятельностного подхода к иноязычному обучению в профессиональном образовании могут быть деловые игры, межкультурное обучение, телекоммуникационные проекты и т.д. Все они предполагают возможность использования разных организационных форм обучения – командной, парной, в микрогруппе и индивидуально.

Использование кейс-метода

Кейс метод изначально применялся для обучения навыкам решения сложных экономических задач, возникающих в практических ситуациях. И только позже его применение в других сферах образования, в частности, в профессиональном иноязычном обучении, стало рассматриваться как способ обеспечения деятельностного, проблемного характера обучения, который способствует формированию коммуникативных и профессиональных компетенций специалиста. Этот метод может применяться в разных образовательных ситуациях, например, для организации самостоятельной образовательной деятельности, для работы с профессионально-ориентированными текстами и так далее. Фактически, это метод в применении к иноязычному обучению помогает приобрести коммуникативно-прагматический опыт в решении профессиональных и социальных задач с использованием иностранного языка.

Помимо приобретения дополнительного навыка в коммуникативном иноязычном общении, этот метод помогает развивать логическое конструктивное мышление студентов, способность к сопоставлению и анализу фактов, использованию альтернативных вариантов решения вопроса, самостоятельного поиска важной информации.

При применении этого метода важным является еще то, что он предполагает групповую, командную работу, что также хорошо сказывается на возможности не только научиться нестандартно подходить к решению возникающих задач, но и делать это коллективно.

Кейс-метод предполагает, что решение профессиональной задачи будет осуществляться через постановку проблемы, во-первых; решение проблемы – во-вторых; и через проверку этого решения – в-третьих.

Для использования этого метода в обучении иностранным языкам в профессиональной организации, в ситуации, которые будут решаться с его помощью, необходимо внести интерактивную составляющую, которая заключается в организации группового коллегиального обсуждения и решения проблемы. Для разрешения ситуации учащиеся должны быть активно включены в решение вопроса, а значит, в процессе такого профессионально-ориентированного общения будут формироваться и коммуникативные навыки.

Например: 13 февраля 2018 года в группе ОЭ-1501 при изучении технического английского языка был применен Кейс-метод. Ребята были разделены на три группы (три стола). Тема учебного занятия была: “Safety Earthing System. Electric Shock.” («Система заземления. Электрический Шок»). Перед студентами были поставлены задачи: 1. What does the Safety Earthing System mean? (Что такое система заземления?) 2. What does an electric shock result from? (По каким причинам происходит электрический шок?) Студенты изучали по группам данную тему и отвечали на поставленные задачи на английском языке с применением активной лексики урока. Фотографии с данного учебного занятия размещены в Приложении 1.

Использование игрового метода (деловой игры)

Деловая игра предполагает освоение социокультурных норм, правил дискутирования, делового поведения и имиджа. При этом если деловая игра проводится в курсе обучения иностранному языку, то формируется еще и иноязычная коммуникативная компетенция.

Готовясь к обыгрыванию какой-то конкретной профессиональной ситуации, студенты учатся подходить к решению проблемы с разных точек зрения. То есть, важен не только содержательный элемент ситуации, но и постепенное формирование опыта учащихся анализировать и структурировать информацию, распределять социальные роли и эти роли обыгрывать в пределах формальных рамок деловой игры.

Использование метода деловой игры может быть очень эффективным и для приобретения профессиональных навыков, и для формирования коммуникативной иноязычной компетенции, но главное, для тренировки в применении профессиональной лексики и разговорных клише в практической деятельности.

Важное отличие деловых игр от других форм имитационной игры заключается в использовании возможных реальных ситуаций, при которых участники игры должны принять ряд решений, которые могут повлиять на итог аналогичной реальной ситуации. Поэтому профессиональная оценка результатов таких игр должна осуществляться не только в их конце, но и в процессе развития действия.

Концом деловой игры должно быть подведение итогов. То есть студенты с помощью своего преподавателя должны, во-первых, определить, насколько эффективно они справились с решением профессиональной проблемы, а, во-вторых, проанализировать насколько правильно и хорошо были применены языковые умения.

Соответственно, преподаватель должен сделать вывод для себя, над какими темами иностранного языка ему еще нужно поработать с учащимися на занятиях.

Итак, использование метода проведения деловой игры в процессе изучения иностранного языка создает учебно-коммуникативные возможности для овладения иноязычными речевыми и деловыми навыками в профессиональной сфере с применением дискуссионных и межличностных форм общения; развивает интегративные творческие умения осуществления общения в рамках междисциплинарных контактов, а также интеллектуальные способности и творческое воображение, коммуникабельность, ответственность и многое другое.

Например: 29 января 2018 года в группе ОЭ-1701 был использован Игровой метод. Была проведена деловая игра на тему: «The United States of America». Студентам были выданы карточки на английском языке с описанием фактов о Соединенных Штатах Америки. Задача студентов заключалась в том, чтобы подтвердить или опровергнуть приведенные данные (при помощи карточек: TRUE-правда,  FALSE-неправда). Фотографии с данного учебного занятия размещены в Приложении 2.

Использование метода иноязычного межкультурного обучения

При использовании иноязычного метода межкультурного обучения преподаватель готовит своих студентов к преодолению барьеров, возникающих в процессе делового общения с иностранными партнерами. Здесь речь идет, прежде всего, о понимании этнопсихологических особенностей делового поведения зарубежных коллег.

И хотя дисциплина «Этнопсихология делового общения» не запланирована в большинстве учебных программ высшего, а тем более среднего и дополнительного профессионального образования, тем не менее преподаватель может провести несколько занятий, знакомящих студентов с культурными особенностями того или иного народа. Тем более такие занятия будут полезны, если есть возможность познакомить учащихся с региональными лингвострановедческими особенностями.

То есть фактически, преподаватель иностранного языка может провести межкультурный тренинг с использованием тех интерактивных приемов, которые используются при межкультурном обучении.

Главное, что должны узнать студенты профессиональных образовательных организаций, что нормы поведения в разных культурах могут быть различными.

Например: 1. 4 декабря 2017 года в группе ОЭ-1701 был использован метод Иноязычного межкультурного обучения. Студенты разыгрывали диалоги, связанные с деловым общением с иностранцами. На данном учебном занятии рассматривалась разница между двух языков: Американским английским и Британским английским. Также были рассмотрены культуры таких стран, как Великобритания и Соединенные штаты Америки, влияние культуры страны на язык. В ходе данных диалогов, были применены фразы-клише. А также при изучении данной темы были рассмотрены праздники двух стран. Студенты исполнили традиционную рождественскую песенку «Jingle Bells». Фотографии и видео с данного учебного занятия размещены в Приложении 3.

2. 8 ноября 2017 года в группе ОВ-1601 был использован метод Иноязычного межкультурного обучения. Тема урока была: «Traditions and customs of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland» (Традиции и обычаи Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии). На данном учебном занятии были рассмотрены традиции и обычаи этой страны. Студенты нарисовали плакаты, посвященные ее традициям. Особенное внимание было уделено чаепитию англичан. Фотографии с данного учебного занятия размещены в Приложении 4.

Использование метода телекоммуникационного семинара в обучении иностранному языку

Современная информационная среда, возможность использования мультимедийных технических средств, мгновенный доступ к большинству профессиональных ресурсов требует от современного профессионального образования использования этих новых технологий в процессе обучения. Тем более это касается изучения иностранных языков, поскольку именно доступ к иноязычной профессиональной и учебной литературе во многом и сформировал потребность в хорошем знании иностранного языка.

Более того, новые телекоммуникационные технологии позволяют студентам и специалистам разных стран совместно работать над одними проектами, что тоже рождает потребность в иноязычном образовании.

Современные технологии делают возможным быстрый обмен информацией, содержащей новые идеи и проекты; предоставляют новые способы расширения кругозора, повышения качества знаний, формирования новой культуры общения; стимулируют к умению краткого и четкого изложения своих мыслей, толерантному отношению к позиции своих оппонентов, аргументированному доказательству своей точки зрения, умению находить нужную информацию из разных источников и многому другому.

Таким образом, использование современных телекоммуникационных технологий на современном этапе не только предоставляет много новых возможностей, но и рождает потребность изучать иностранные языки.

В образовательных целях использование таких технологий вполне оправдано, поэтому преподаватель должен использовать новые ресурсы для повышения качества иноязычного образования. Преподаватель не только должен соответствовать уровню владения этими технологиями своих студентов, но и предлагать новые темы поисковой проектной деятельности и помогать с поиском новых ресурсов. Также эффективно в аудиторные занятия включать задания по работе с интерактивными мультимедийными источниками.

Однако при такой работе преподавателю следует научить студентов культуре международного общения посредством средств телекоммуникации. Научить их писать электронные официальные письма и запросы, возможно даже заявки на гранты или в программы студенческого обмена. Во время семинаров по иностранному языку эффективно обучить студентов употреблению речевых моделей, применимых в беседах и дискуссиях с иностранными друзьями и коллегами. Также будет полезным обучить их возможностям использования поисковых систем, использованию ключевых слов, умению правильно задавать вопросы, чтобы получать информативные ответы.

Отрабатывать навыки такой работы можно на телекоммуникационных семинарах, проводимых в специальных аудиториях оснащенных соответствующим оборудованием. Если у профессиональной образовательной организации нет возможности предоставить такую аудиторию, то преподаватель может использовать другие доступные средства – смартфоны, коммуникаторы, планшеты и т.д.

На таких семинарах преподаватель может сформулировать проблему, решение которой студенты должны найти самостоятельно, используя возможности Интернета. Однако преподаватель должен заранее составить список иноязычных сайтов, на которых студент должен получить нужную информацию и внимательно следить, чтобы студенты пользовались именно иноязычными источниками.

Таким образом, преподаватель должен обязательно использовать телекоммуникационные источники информации для расширения навыков и умений студентов в процессе обучения их иноязычной коммуникации в профессиональном образовании.

Например: 1. 20 февраля 2018 года в группе ОВ-1601 был применен метод телекоммуникационного семинара при изучении темы учебного занятия «Разница между временами английского языка: Past Simple и Present Perfect». При помощи проектора на интерактивную доску была размещена таблица показывающая разницу между двумя грамматическими временами английского языка. Студенты переписали в свои тетради информацию, размещенную на данной интерактивной доске. Смогли применить на практике в упражнениях данные грамматические времена. Фотографии с данного учебного занятия размещены в Приложении 5.

2. 23 марта 2018 года в группе ОЭ-1701 был применен метод телекоммуникационного семинара при изучении темы «Канада». Студенты смотрели фильм  на английском языке о Канаде. После просмотра фильма, студентам были заданы вопросы об этой стране. Фотографии с данного учебного занятия размещены в Приложении 6.

Заключение

Внедрение в учебный процесс современных методов и методик дает возможность реализовать цели обучения на основе новых подходов к образованию:

  1. Усилить практическую ориентацию образования, направленность на развитие качеств личности, способной к эффективной жизнедеятельности в стремительно меняющемся мире;
  2. Обеспечить преемственность общего и профессионального образования;
  3. Обеспечив функциональное владение иностранным языком, стимулировать обучающегося к продолжению языкового образования;
  4. Развить навык самостоятельной работы студентов и осознание ими необходимости непрерывного образования и самосовершенствования;
  5. Усилить индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения иностранным языкам на основе личного опыта обучающегося;
  6. Способствовать профессиональному росту преподавателей, созданию сообщества творческих учителей.

Выбор технологии каждым конкретным преподавателем основывается на анализе педагогической ситуации. На определение технологии обучения иностранному языку обязательно скажутся, например, количество времени, отведенного на учебный предмет, отдельную тему; уровень подготовленности обучающихся, их возрастные особенности; материальная оснащенность образовательного учреждения; уровень подготовленности самого преподавателя.

Литература:

  1. Баринова Е.Б. Этнопсихология: учеб. Пособие / Е.Б. Баринова. М.: РУДН, 2012.
  2. Боголепова С.В., Шадрова Е.В. Методология обучения иностранному языку в ВУЗе: реализация ФГОС ВПО // Преподаватель XXI век. 2015. № 1. С. 189–203.
  3. Вольская С.В. Профессиональная направленность в изучении иностранного языка в организациях среднего профессионального образования.
  4. Галкина В.В. О компетенциях и компетентностном подходе в процессе обучения иностранным языкам в вузе // Концепт. 2014. Спецвыпуск № 1. [Электронный журнал].
  5. Голубев А.П. Английский язык: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.П. Голубев, Н.В. Балюк, И.Б. Смирнова. 13-е изд., стер. М., 2013.
  6. Губина И.П. Обучение иностранному языку в системе СПО.
  7. Зверева Е.В. Мультимедийные технологии как средство мотивации обучающихся в процессе преподавания иностранных языков // Вестник РУДН. Сер. Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2015. № 3. С. 67–74.
  8. Ильичева Е.Г. Специфика профильно-ориентированного обучения иностранному языку в неязыковом ВУЗе.
  9. Илюшкина М.Ю. MOBILE LEARNING или информационно-коммуникационные технологии в работе преподавателя иностранного языка // Педагогическое образование в России. 2016. № 8. С. 92–95.
  10. Иностранный (английский) язык (в профессиональной деятельности): методические рекомендации по изучению курса и организации самостоятельной работы для студентов направления подготовки 230700 «Прикладная информатика» заочной формы обучения / [сост. Е.А. Подгорная]; Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ. Кемерово, 2013.
  11. Коржанова А.А., Лаврик Г.В. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Английский язык» для профессиональных образовательных организаций. М., 2015.
  12. Коржанова А.А., Лаврик Г.В. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Английский язык» для профессиональных образовательных организаций. М., 2015.
  13. Кронина Н.В. Виды ресурсов, связанных с французским языком и его изучением // Компьютерные инструменты в образовании. 2001. № 1. С. 74–82.
  14. Курчаткина Г.П., Курчаткина О.А. Некоторые аспекты обучения иностранному языку в неязыковом ВУЗе.
  15. Лимаренко А.А. Инновационные тенденции в преподавании иностранного языка обучающимся СПО.
  16. Молодых-Нагаева Е.Г., Чувильская Е.А. Иностранный язык в неязыковом ВУЗе: как мотивировать студента?
  17. Нестерова Ю.П. Особенности преподавания английского языка в НПО и СПО.
  18. Практический курс перевода: учебное пособие для студентов, изучающих французский язык / сост. Е.Н. Белая. Омск., 2005.
  19. Примерная программа дисциплины обучения иностранным языкам (в ВУЗах неязыковых специальностей).
  20. Программа курса иностранного языка для ВУЗов неязыковых специальностей.
  21. Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Иностранные языки».
  22. Пятакова О.А. Формирование иноязычной культуры студентов неязыковых специальностей // Высшее образование в России. № 12. 2010. С. 147–151.
  23. Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов и получения профессии или специальности среднего профессионального образования. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 г. № 06-259.
  24. Сазонова А.В. Французский язык. Страноведение: Учеб. пособие / под ред. Ю.В. Рябухиной. СПб., 2013.
  25. Сирина Е.А. Английский язык в профессиональной сфере по направлению «Документоведение и архивоведение»: метод. указания / Е.А. Сирина. Ухта: УГТУ, 2014.
  26. Соснина М.Н. Технология управления качеством иноязычного обучения в не языковом вузе // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2013. 4(184). С. 91–97.
  27. Стандарты и программы по иностранным языкам. Система уровней владения иностранным языком в языковом образовании. Зарубежные стандарты и требования международных сертификационных экзаменов.
  28. Тер-Минасова С.Г. «Иностранный язык» для неязыковых вузов и факультетов. Примерная программа.
  29. Фатуева С.А., Боброва А.А. Автономная деятельность студентов по формированию грамматических навыков иноязычной речи // Человек и образование. 2016. № 2 (47). С. 140–143.
  30. Чистобаева Л.В. Использование мобильных мультимедийных устройств для аудиторного обучения иностранному языку в ВУЗе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные методы работы на уроках иностранного языка

 Целью данной  работы считаю  выявление возможностей современных педагогических интерактивных технологий, как инструмента повышения мотивации к обучению и результативности обучен...

Текст выступления учителя русского языка и литературы Расова В.А. по внедрению инновационных методов работы.

Современный учитель в своей профессиональной деятельности обязан использовать новые методы и приёмы преподавания. Метод "критического мышления" - один из них. Уже несколько лет я занимаюсь изучением д...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В работе поднимается вопрос использования подкастов на уроках английского языка....

Статья "Инновационная деятельность преподавателя в системе среднего профессионального образования".

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.Асхадуллина Гульнар Мансуровна,преподаватель русского языка и литературы,ГАПОУ «Набережночелнинский стро...

Эффективные средства и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка

С течением времени школы меняют не только свой фасад, но и меняется сама система образования. С чем это связано? Ответ совершенно прост: новое поколение детей, большинство которых, требуют особенного ...

Доклад на Межрегиональных педагогических чтениях, "Инновационные идеи и методические решения в профессиональном образовании", в рамках Десятилетия науки и технологий, посвященная Году педагога и наставника 01 июня 2023 года

В докладе освещаются актуальные проблемы дистанционного обучения , связанные с современными реалиями , а также приводятся примеры из личной практики их решения....