Текст выступления учителя русского языка и литературы Расова В.А. по внедрению инновационных методов работы.
статья на тему

Расов Вячеслав Алексеевич

Современный учитель в своей профессиональной деятельности обязан использовать новые методы и приёмы преподавания. Метод "критического мышления" - один из них. Уже несколько лет я занимаюсь изучением данного метода, который активно мною используется на уроках русского языка и литературы как в средних, так и старших классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12_1.docx13.41 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода  «критического мышления» на уроках в средних  и старших классах.

Из года в год актуальность приобретают новые методы и способы вовлечения детей в образовательный процесс. Сегодня ученика уже не заинтересуешь  упражнениями в учебнике или обычной экскурсией – необходимы новые методы. Метод «критического мышления» - один из них. В своей практике я применяю данный метод в каждом классе, но результаты различные. Стабильно одно – учащимся нравится разнообразие видов работ, они охотно участвуют в уроке.

Как в средних, так и в старших классах мною используется  «мозговой штурм», т.е. происходит активизация уже имеющихся у учащихся знаний по русскому языку или литературе. Данный приём целесообразно проводить  на уроке изучения новой темы до того, как ребята открыли учебники и прочитали то или иное определение, узнали о писателе или поэте. Зачастую применение приёма даёт поразительные результаты, что говорит о начитанности отдельных учащихся. Также «мозговой штурм» даёт толчок для любознательных и побуждает их на создание проектов. Например, узнав, что И.С.Тургенев был охотником, некоторые юноши начинают активно искать информацию о Тургеневе как охотнике. А при изучении тем русского языка  по разделу «Лексика»  многие создают  мини – проекты, которые касаются истории слова или его  значения.

«Синквейн» эффективен на стадии завершения изучения главы крупного произведения или текста в целом. Я его часто использую для проверки уровня чтения, уровня понимания текста. Ребята с удовольствием зачитывают  свои пятистишия.

При работе в парах активно использую «толстые и тонкие вопросы». Ребята задают друг другу вопросы от самых простых до сложных. Выявляется уровень понимания текста, развивается речь учащихся, логика. При опросе данный приём также очень эффективен. С помощью него можно легко проводить дифференциацию. Практикую использование приёма «толстых и тонких вопросов» и при работе в больших группах.

Работа с классическими произведениями литературы требует запоминания ключевых цитат, фраз героев, поэтому часто в средних (особенно 8 и 9 ), а также в старших классах  оформляем «двухчастные дневники», что позволяет не только зафиксировать важные цитаты, но и записать свои впечатления и мысли относительно них. Записи я разрешаю использовать при написании контрольных сочинений.

В старших классах хорошо проходят уроки литературы, на которых используется такой приём, как «перекрёстная дискуссия». Сопоставление разных точек зрения, доказательства, предположения, утверждение в правильности своих доводов или, наоборот, осознание неверности хода мысли – всё это присутствует на уроке, если ребятами внимательно  прочитан  текст  произведения.  Происходит  развитие мышления, самоанализ, вырабатывается своя точка зрения на проблему.

В средних классах учащиеся любят, когда применяется приём «перепутанных логических цепей». Пытливые умы очень старательно, зачастую в соревновательной борьбе, выстраивают цепочки.

Реже, но с большим интересом, проводятся «ролевые игры». Они не только познавательны, но и позволяют проявить артистизм, развиваются коммуникативные качества личности.

В результате применения метода «критического мышления» у учащихся повышается интерес к учебной дисциплине, развиваются коммуникативные качества, появляется самостоятельность, мобильность, креативность.  Ребята учатся ориентироваться в информационном пространстве, что очень важно в наше время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межрегиональная НПК: "Русский язык и литература в Туве: вопросы теории и инновационные методы преподавания"

Участие и выступление в межрегиональной научно-практической конференции...

Выступления учителя русского языка и литературы

Выступления учителя русского языка и литературы...

Материалы к выступлению учителя русского языка и литературы на первом родительском собрании в 5 классе.

Материалы к выступлению учителя русского языка илитературы на первом родительском собрании в 5 классе....