Текст выступления учителя русского языка и литературы Расова В.А. по внедрению инновационных методов работы.
статья на тему
Современный учитель в своей профессиональной деятельности обязан использовать новые методы и приёмы преподавания. Метод "критического мышления" - один из них. Уже несколько лет я занимаюсь изучением данного метода, который активно мною используется на уроках русского языка и литературы как в средних, так и старших классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
12_1.docx | 13.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода «критического мышления» на уроках в средних и старших классах.
Из года в год актуальность приобретают новые методы и способы вовлечения детей в образовательный процесс. Сегодня ученика уже не заинтересуешь упражнениями в учебнике или обычной экскурсией – необходимы новые методы. Метод «критического мышления» - один из них. В своей практике я применяю данный метод в каждом классе, но результаты различные. Стабильно одно – учащимся нравится разнообразие видов работ, они охотно участвуют в уроке.
Как в средних, так и в старших классах мною используется «мозговой штурм», т.е. происходит активизация уже имеющихся у учащихся знаний по русскому языку или литературе. Данный приём целесообразно проводить на уроке изучения новой темы до того, как ребята открыли учебники и прочитали то или иное определение, узнали о писателе или поэте. Зачастую применение приёма даёт поразительные результаты, что говорит о начитанности отдельных учащихся. Также «мозговой штурм» даёт толчок для любознательных и побуждает их на создание проектов. Например, узнав, что И.С.Тургенев был охотником, некоторые юноши начинают активно искать информацию о Тургеневе как охотнике. А при изучении тем русского языка по разделу «Лексика» многие создают мини – проекты, которые касаются истории слова или его значения.
«Синквейн» эффективен на стадии завершения изучения главы крупного произведения или текста в целом. Я его часто использую для проверки уровня чтения, уровня понимания текста. Ребята с удовольствием зачитывают свои пятистишия.
При работе в парах активно использую «толстые и тонкие вопросы». Ребята задают друг другу вопросы от самых простых до сложных. Выявляется уровень понимания текста, развивается речь учащихся, логика. При опросе данный приём также очень эффективен. С помощью него можно легко проводить дифференциацию. Практикую использование приёма «толстых и тонких вопросов» и при работе в больших группах.
Работа с классическими произведениями литературы требует запоминания ключевых цитат, фраз героев, поэтому часто в средних (особенно 8 и 9 ), а также в старших классах оформляем «двухчастные дневники», что позволяет не только зафиксировать важные цитаты, но и записать свои впечатления и мысли относительно них. Записи я разрешаю использовать при написании контрольных сочинений.
В старших классах хорошо проходят уроки литературы, на которых используется такой приём, как «перекрёстная дискуссия». Сопоставление разных точек зрения, доказательства, предположения, утверждение в правильности своих доводов или, наоборот, осознание неверности хода мысли – всё это присутствует на уроке, если ребятами внимательно прочитан текст произведения. Происходит развитие мышления, самоанализ, вырабатывается своя точка зрения на проблему.
В средних классах учащиеся любят, когда применяется приём «перепутанных логических цепей». Пытливые умы очень старательно, зачастую в соревновательной борьбе, выстраивают цепочки.
Реже, но с большим интересом, проводятся «ролевые игры». Они не только познавательны, но и позволяют проявить артистизм, развиваются коммуникативные качества личности.
В результате применения метода «критического мышления» у учащихся повышается интерес к учебной дисциплине, развиваются коммуникативные качества, появляется самостоятельность, мобильность, креативность. Ребята учатся ориентироваться в информационном пространстве, что очень важно в наше время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на ГМО учителей русского языка и литературы по теме "Использование текстов художественной литературы на уроках русского языка как фактор подготовки к ЕГЭ"
Материал, раскрывающий технологию опыта работы учителя при подготовке к ЕГЭ на примерах открытого текста...
Презентация к выступлению на районном МО учителей русского языка и литературы "Разработка и применение заданий открытого типа на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах в условиях внедрения ФГОС"
Данная презентация отражает результаты работы по изучению личностно-ориентированных технологий в контексте внедрения ФГОС ООО...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА учителя русского языка и литературы по проблеме «Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка (в условиях внедрения ФГОС)
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. О...
Межрегиональная НПК: "Русский язык и литература в Туве: вопросы теории и инновационные методы преподавания"
Участие и выступление в межрегиональной научно-практической конференции...
Выступления учителя русского языка и литературы
Выступления учителя русского языка и литературы...
Положительная оценка методической разработки, подтверждающая внедрение в педагогическую практику инновационного опыта работы Петровской Елены Алексеевны, учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ лицея №9 г. Сальска
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ лицей №9 г.Сальска Михайленко И.М....
Материалы к выступлению учителя русского языка и литературы на первом родительском собрании в 5 классе.
Материалы к выступлению учителя русского языка илитературы на первом родительском собрании в 5 классе....