Доклад «Формирование духовно-нравственных качеств учащихся посредством иностранного языка»
материал по английскому языку

Косинова Анна Константиновна

Доклад представлен на IV Муниципальных Рождественских образовательных педагогических чтениях в 2019году. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на Рождественские образовательные педагогические чтения «Формирование духовно-нравственных качеств

учащихся посредством иностранного языка»

Учителя иностранного языка

МКОУ «СОШ №2 ЗАТО п. Солнечный Красноярского края

Косиновой Анны Константиновны

«Язык – духовное богатство народа».

(В.А. Сухомлинский)

Не случайно природа страдает — 

                                                                                  У дорог догорают кусты.
                                                                                           О, земля! Что тебе не хватает? 
                                                                                            Чистоты… чистоты… чистоты.
                                                                                              Каждый плачет, когда потеряет,
                                                                                 Поминая былые мечты…
                                                                                        О, душа! Что тебе не хватает? 
                                                                                      Чистоты! Чистоты! Чистоты!

(Ивромонах Роман 01.09.2002 Ветрово)

Вступление

 Важнейшей целью современного образования     и одной из приоритетных задач общества и государства  является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности  учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. 

Воспитание нравственности или воспитание нравов.…  В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А.Коменский   цитировал древнеримского   философа Сенеку, который писал : «Научись сперва добрым  нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней».Там же он  приводил известное народное изречение :  «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

      Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер,  стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное в духовном отношении к людям.    
Многое зависит от нас, учителей.   От нас зависит, каким будет будущее поколение, какие государственные устои поддержит, как будет относиться к старшему поколению.     Предотвратить пустоту души, воспитать отзывчивость сердца, научить управлять своим внутренним миром. В воспитании личности нет, и не может быть праздничных или обычных дней, специально предназначенных для него часов или уроков. Каждым словом, каждым взглядом, каждым поступком, атмосферой на уроке, работой на учебно-опытном участке, системой отношений с окружающим миром воспитываются наши ученики. Об этом важно помнить. Об этом опасно забывать.

«Учительство — это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывая личностью своей, своими знаниями и любовью». (Д. Лихачев.)

Духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира.

   Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определённую систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога. Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной работы, системы дополнительного образования. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Это связано с разными причинами:
во-первых, в современном мире человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного   характера; во-вторых, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

     Американский просветитель XVIII века Бенджамин Франклин, будучи еще рабочим типографии, составил для себя «тринадцать принципов мелкой повседневной добродетели». В них входили: сдержанность, молчаливость, порядок, решительность, деятельность, откровенность, бережливость, умеренность, чистоплотность, спокойствие, целомудрие, скромность. Он настойчиво и упорно развивал, воспитывал в себе эти качества. Путем самообразования он стал одним из самых просвещенных людей своего времени, а путем самосовершенствования — гуманистом.

Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Самое хорошее поведение то, которое определяется не внешними рекомендациями, а душевной необходимостью. Душевная же необходимость — она, пожалуй, особенно хороша, когда безотчётна. Поступать надо правильно, не думая, не размышляя долго. Безотчётная, душевная потребность — поступать хорошо, делать людям добро — самое ценное в человеке. Но душевная потребность не всегда присуща человеку с рождения. Она воспитывается в основном им же самим: его решимостью жить по правде, по-доброму».                            

     Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению  друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность является основой нравственности во взаимодействии друг с другом и с природой. Взаимодействие природы и человека очень сложно.

    Для того, чтобы стать полноценным участником мирового культурного процесса в условиях интернационализации, сегодняшним школьникам следует воспринимать различные духовно-нравственные ценности. При этом каждому во всемирно культурном пространстве, необходимо иметь определенные средства глобального общения. Таким образом, знание даже одного иностранного языка имеет большое значение.

     Язык есть кладовая народного фольклора, отражающая весь его познавательный опыт, нравственные, общественные, эстетические, общевоспитательные идеалы. В современных условиях при обучении учащихся иностранным языкам используется непревзойденный педагогический опыт нравственного, художественно-эстетического, трудового воспитания.    

   Сегодня проблема обучения иностранному языку в школе актуальна как никогда. Учителю иностранного языка необходимо сформировать индивида, способного принимать участие в межкультурном общении. Знание особенностей культуры других народов и стран играет важную роль. Без них невозможно, даже в ограниченных рамках, сформировать коммуникативную компетенцию. Поэтому необходимо иметь представление об особенностях страны изучаемого языка.

     

Нравственное воспитание в учебной деятельности

       
          Формирование нравственности происходит на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Подвергаясь постоянному воздействию окружающей макро - и микрокультурной среды и усваивая отдельные ее элементы, всякий педагог становится носителем нескольких макро- и микрокультур — культуры своей страны, определенной этнической культуры (то есть овладевает богатством национального языка, выражающего культуру данного народа, национальным воспитанием, обычаями и пр.).

        Прежде всего  следует обозначить,  какие нравственные принципы и ценности на уроках английского языка должен воспитать педагог у школьника.

  1. Воспитательный компонент является одним из важнейших направлений реализации ФГОС. Сюда относится интеллектуальное воспитание, гражданско-патриотическое, а также духовно-нравственное воспитание. Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни.
  2. Совершенно очевидно, что для того, чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веков. Отдельная личность и целый народ, вступая в общечеловеческое культурное пространство, должны владеть различными средствами межнационального общения. С этой точки зрения огромную роль играет знание как минимум одного иностранного языка.
  3. Среди множества учебных дисциплин предмет ―иностранный язык занимает особое место. Его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения учащиеся формируют умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации. Коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа способствуют воспитанию гражданственности, патриотизма, высоких нравственных качеств личности.
  4. На сегодняшний день английский язык - это не просто интересная дисциплина, а важное средство для диалога культур. Постепенно английский язык становится инструментом международного общения  и общечеловеческого единения. В ходе изучения иностранного языка обсуждаются темы, которые позволяют соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. К таким темам относятся экологические проблемы, проблемы семьи, национальная культура, праздники, обычаи и традиции, средства массовой информации, толерантность, выдающиеся люди и т.д.
  5. Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения английского языка, звучат многие насущные проблемы, например, проблемы толерантности, современной семьи, благотворительности, национальной культуры, нищеты и борьбы с ней.
  6. Тематические уроки играют важную роль реализации духовно-нравственного воспитания на уроке английского языка. На таких уроках дети приобщаются к духу и культуре народа-носителя языка. Чтобы учащиеся правильно восприняли факт чужой культуры им необходимо, прежде всего, предоставить опору на родную культуру. В результате сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям. Для достижения этих целей на уроках английского языка используются самые разнообразные формы и приёмы учебной и внеклассной работы.
  7. Например, работая по теме «Моя семья» в 5 классе, учащиеся изучают родословную своей семьи, а затем предоставляют проекты генеалогических деревьев вплоть до пятого поколения.
  8. При изучении темы «Герои и гордость твоей страны» знакомятся с биографиями выдающихся людей страны изучаемого языка и нашей Родины, также и при изучении таких тем как «Достопримечательности Британии, Америки и России», «Образование» и др. Здесь имеет место культурологический аспект обучения, сравнение национальных культур разных народов.
  9. Школа осуществляет подготовку ребенка к последующему участию в процессе межличностного и межкультурного взаимодействия через обучение английскому языку. При этом ее задача – воспитывать у ребенка толерантность, позитивное и заинтересованное восприятие иноязычной культуры и вместе с тем, развивать у школьников уважение по отношению к культуре собственного народа. Процесс восприятия иноязычной культуры идет через обогащение внутреннего опыта ребенка, путем формирования у него познавательных и коммуникативных навыков.
  10. Подводя итог, хочется еще раз подчеркнуть, что изучение иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру, развивает логическое мышление, оказывает большое влияние на память, расширяет кругозор и повышает общую культуру. Изучение иностранного языка способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности.

      Важным принципом нового процесса воспитания современного поколения является принцип культуросообразности. Это значит, что ребенок не только знакомится с культурой страны изучаемого языка, но и сравнивает ее со своей. Иными словами, культура, обычаи, нравы другой страны позволяют воспитать учащихся в контексте диалога культур.

Английский язык стоит особняком среди учебных дисциплин. Коммуникативная направленность предмета, изучение быта, истории, литературы, традиций, культуры дает безграничные потенциал для развития нравственности, формирования чувства патриотизма, гордости за свою страну. Большое внимание на уроках английского языка уделяется воспитанию духовно-нравственных ценностей накопленных человечеством в течение многих столетий.

Ученики получают знания по основным темам национальной культуры Великобритании и США (по истории, географии, политико-общественным отношениям, образованию, спорту и др.); о социокультурных особенностях народов – носителей языка.

Существует много типов работы лингвострановедческого содержания на уроках английского языка, которые способствуют развитию нравственных качеств. Работа с текстом лингвострановедческого содержания, работа с картинками, с географическими картами, работа со знаками и символами культуры и т.д.

 Развитие мировосприятия школьников обеспечивается широким применением аутентичных текстов страноведческого характера, разнообразных учебных материалов по культуре страны изучаемого и родного языков, фотографий, путеводителей, карт, объявлений, плакатов, меню, систематическим использованием звукового пособия, страноведческих видеофильмов на английском языке.

   Учебник должен содержать тексты, которые способствовали бы  воспитанию у учащихся таких нравственных качеств, как: бережное отношение к природе, стремление к знаниям, воспитание силы воли, трудолюбия, ответственности за свои поступки. Так же в учебнике должны отражаться много текстов, которые дают ученикам элементарные представления об обычаях и традициях народов мира. Изучая данные темы, дети, узнают об обычаях и традициях народов мира и делятся традициями и обычаями своего народа. Говоря о традициях и обычаях, дети вспоминают такие человеческие качества, как доброта к ближнему, уважение к старшим, готовность прийти на помощь другу в трудную минуту и др. Эффективно  использование художественных текстов, созданных в рамках различных культур, проводится работа с картинками, с географическими картами, работа со знаками и символами культуры, круглые столы, викторины по теме, уроки экскурсии, ролевые игры. Все вышеперечисленные формы введения материалов страноведческого и лингвострановедческого содержания способствуют погружению в иноязычную культуру, содействуют их вовлечению в диалог культур, их творческие и познавательные умения, повышает интерес к изучению иностранного языка в целом, а самое главное способствуют нравственному воспитанию школьников через призму других культур.

   Тексты, которые раскрывают проблему современности – это проблема экологии - воспитывают любовь к природе, охране природы, животному и растительному миру, бережного отношения к нашей планете. Такие произведения помогают учащимся осознать, что люди несут ответственность за планету, на которой они живут, и должны ставить перед собой цель – помочь нашей планете пережить последствия технического прогресса и остаться такой же красивой и цветущей.

   Работая над текстами, например, с текстами об известных спортсменах, учителя сталкиваются с другой задачей нравственного воспитания – это воспитание прилежания и ответственности за собственные поступки. Очень важно научить учащихся осознанно подходить к любимому делу, понимать его важность, даже самую малую. Понимание важности любого дела, заставляет учащихся задуматься над итогом этого дела, каков он будет, будет ли он полезен не только им, но и всем окружающим. Тем самым учащиеся учатся думать не только о своей пользе, но и о пользе, которую они могут принести окружающим их людям и родине.

  Развитие учащихся как членов общества обеспечивается чтением текстов различных функциональных стилей (художественных, научно-популярных, публицистических) и аудированием, обсуждением поставленных в них проблем. Школьники обмениваются мнениями и на основе прочитанного и услышанного, и на основе речевых ситуаций, аргументируют суждения по широкому кругу вопросов изучаемой тематики. Учащиеся вырабатывают толерантность к иным воззрениям, отличным от их собственных, становятся более терпимыми и коммуникабельными. У них появляется способность к анализу, пониманию иных ценностей и норм поведения, к выработке адекватной реакции на то, что не согласуется с их убеждениями.

    Тексты про образование, школу, помогают учащимся осознать важность хорошего образования, воспитать в себе стремление к знаниям. Только с хорошими знаниями человек может найти себя в жизни, реализовать себя и принести пользу своей родине.

    В учебниках также должны иметься тексты, рассказывающие о родине, о родном крае, при работе над которыми учитель может формировать у учащихся такое важное нравственное качество, как патриотизм; о дружбе, о готовности прийти на помощь в затруднительных ситуациях, что является очень необходимым качеством в наше время.  

    К сожалению, не во всех учебниках есть стихотворения, которые помогают учащимся критически отнестись к самим себе, к своим поступкам и осознать, что они делают не так, как надо. Они учатся определять цель своей жизни и пути её достижения через работу над собой. Такие стихотворения помогает воспитывать трудолюбие.

  Большое значение в воспитании нравственности имеют пословицы и поговорки, например:

- найти правильный перевод пословиц;

- подобрать свои пословицы на данную тему;

- объяснить пословицу;

- подобрать пословицу к конкретному эпизоду в рассказе;

- составить рассказ по пословице;

- проиграть пословицу.

Такая работа с пословицами помогает детям глубже понять прямой и переносный смысл выражений, заключённый в пословицах.

Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Учебная деятельность становится коллективным трудом, если познавательная задача ставится перед детьми как общая, для ее решения нужен коллективный поиск. На уроке постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения между учащимися. Сообща решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет ряд требований, касающихся деятельности учащихся на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе – и оценивает умение учеников в этом плане. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками. Данные признаки свойственны отношениям в любой коллективной работе:

  • отношение каждого участника к своему делу как к общему,
  • умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели,
  • взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу,
  • умение критически относиться к себе,
  • расценивать свой личный успех или неудачу с позиции сведения структуры учебной деятельности.

Для того чтобы эти возможности урока реализовать практически, учителю необходимо создавать в течение урока ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения между собой. Общение детей возможно на всех уроках. Учитель дает детям и такие задания, выполняя которые надо обязательно обратиться к товарищу. Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль и вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному воспитанию.

Таким образом, на формирования нравственных качеств учащихся в процессе учебной деятельности влияет содержание урока и текстов, методы и организация обучения, учитель и его личность, знания, убеждения, и благоприятная психологическая атмосфера.

Формы, методы и приемы нравственного воспитания на уроках

иностранного языка

Цели воспитания неразрывно связаны со всеми общеобразовательными предметами, изучаемыми в современной общеобразовательной школе. И одним из важнейших предметов, который формирует нравственный облик ребенка, несомненно, является иностранный язык. И не только потому, что английский язык является средством коммуникации между людьми, представляющими разные страны и народы, но и потому, что в ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. Именно на уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации.

Одним из  методов, содействующих нравственному воспитанию,  является метод проектов. Проектная методика дает большие возможности для формирования у учащихся  таких общeчеловечeских ценностeй, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры.

  Учащимся  предлагаются самостоятельно-творческие задания (проекты). В проектном исследовании преподаватель выступает в роли консультанта, помощника, рядового участника проекта, привлекая всех для обсуждения. Подобные формы общения способствуют нравственно-эстетическому воспитанию студентов. Учащиеся работают инициативно, творчески, с интересом. Они проявляют такие качества, как коллективизм, ответственность, чувство товарищества. Такие уроки позволяют активно взаимодействовать коллективу обучающихся, переживать, накапливать опыт нравственных взаимоотношений. Формируются навыки самостоятельной работы, для успешного осуществления которой, необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, научиться слушать и понимать своих товарищей, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь

   Отношение к учёбе как к творческой деятельности воспитывают творческие исследования учащихся, с которыми они выступают на научно-практических конференциях (НПК). Это позволяет вовлекать учеников в творческую деятельность на разных этапах изучения учебного материала, и развивают умение видеть красоту в труде и творчестве. Мои учащиеся  выступали на НПК с исследовательскими работами на темы: «Молодёжный сленг: «за» и «против», «О чём говорит вам ваша одежда?»,   «Праздники    в России и Великобритании», «Свадебные обычаи и обряды в Великобритании и России», «Фразеологизмы и англицизмы в русском языке» и др.                              

   На примере поступков и характерных черт литературных персонажей, героев фильмов учащиеся учатся различать хорошие и плохие поступки, анализировать нравственную сторону собственных поступков. Уважительное отношение к чужой культуре воспитывает иллюстративная наглядность. Школьники знакомятся с лучшими образцами культуры англоязычных стран.

   К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию ученика на уроке английского языка, могут быть отнесены групповые и парные виды деятельности. В группах и парах проходит обсуждение проблемы, именно во взаимодействии с окружающими людьми складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется всей группе, в то время как группа выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор.

Все чаще и чаще среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков, звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы благотворительности, проблемы материализма и национальной культуры, проблемы нищеты и борьбы с ней.

   Процесс воспитания на уроках английского языка осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методовприемов и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так – это способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками.

   Важную роль играют тематические уроки. Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь только в ходе урока и через него. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.

    Урок как форма организации обучения прочно занял свое место в школе в качестве основной организационной формы обучения. Хороший урок – дело не простое. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которые определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения. Немаловажным условием проведения урока является грамотная постановка задач урока и успешная их реализация. Обучение иностранному языку преследует реализацию практических, воспитательных, образовательных и развивающих задачПрактическая, или коммуникативная задача, "нацелена" на формирование у учащихся коммуникативной компетенции, то есть речевой активности. Общеобразовательные задачи призваны заложить основы филологического образования школьников; совершенствовать культуру обучения, что проявляется в специфических коммуникативных умениях: умение начать разговор, поддерживать его, проявляя внимание, заинтересованность, завершить разговор. Немалая роль отводится и воспитательным задачам.  Воспитательное значение иностранного языка состоит в воспитании учащихся оценочно-эмоционального отношения к миру, положительного отношения к иностранному языку, к культуре народа, говорящего на этом языке.

  Развивающие задачи намечают пути формирования и развития мотивационной и эмоциональной сфер личности учащихся, ценностных ориентиров, готовности к дальнейшему самообразованию в иностранном языке.

   Трудно оспорить тот факт, что текстовые материалы дают неограниченные возможности для нравственного воспитания учащихся. Текст на всех ступенях обучения освещает проблемы нравственности, честности, долга, дружбы, взаимоотношения людей. Используя материалы текстов учебников, книг для чтения, преподаватель может раскрыть перед учащимися и показать высокие нравственные качества человека.

   Особое значение имеет также мастерство преподавателя, умение организовать свободный, непринужденный разговор, создать благоприятный для обмена мнениями психологический климат, при котором основное внимание направлено не на исправление ошибок, а на поощрение учащихся к выражению своих мыслей.

   Изучение языка и культуры, нравственных ценностей одновременно обеспечивает как эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, так и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых. Для плодотворной и эффективной работы учащихся на уроках учитель должен использовать нетрадиционные формы проведения занятий. К таким занятиям следует отнести:

- урок – экскурсия;

-  видеоурок;

-  урок – спектакль;

- урок –праздник;

- урок – интервью;

- интегрированный урок и др.

    Основными целями интеграции иностранного языка с гуманитарными дисциплинами являются: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний, и обмен этими знаниями в условиях иноязычного речевого общения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса учащихся.

    Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов-новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения.

      Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование социокультурной компетенции учащихся, расширение по сравнению с базовым уровнем знаний о культурном наследии стран изучаемого языка, развитие нравственности.

      Нетрадиционные формы урока английского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Помимо этого, мы можем сказать, что нетрадиционные формы уроков дают большую возможность для реализации воспитательных задач и способствуют формировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации и воспитать нравственные ценности.

Поэзия на уроке

              Использование стихотворений на уроках иностранного языка и во внеклассной работе – один из важных резервов повышения у учащихся мотивации при овладении иностранным языком, так как подобные стихотворения позволяют учащимся познакомиться с современной поэзией, культурой и обычаями страны изучаемого языка, что всегда вызывает большой интерес. Мы предлагаем использовать готовый перевод русских стихотворений на английском языке или дать задание учащимся самостоятельно сделать перевод, в этом случаи, реализуются не только обучающие и развивающие задачи, но и воспитывающие – воспитание патриотизма. Учитель также глубже узнает своего ученика, как бы получает его психологический портрет. Таким образом, использование поэзии имеет развивающее значение; к тому же оно помогает обеспечить не только языковую атмосферу на уроке, но и психологический комфорт.

Рассмотрим методы и приемы, используемые на уроке иностранного языка, которые могут содействовать нравственному воспитанию учащегося.

        Прежде всего, это коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется всему классу. В то время как класс выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор. Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении, несомненно, является ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. В то же время в ролевой игре обычно предварительно оговаривается траектория поведения участника игры в определенной ситуации. Хотя в некоторых случаях оговариваться может только результат взаимодействия, тогда как траектория поведения остается за выбором самого учащегося. В ходе использования данного приема работы также необходимо ввести этап рефлексии для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать уместность, необходимость и эффективность той или иной модели поведения. Конечно, во многом ролевое поведение определяется изучаемым языковым материалом, но нравственная направленность также оказывает влияние на предполагаемый вариант поведения. Задача учителя – показать образцы поведения, обосновав в их с точки зрения разумности и морали, определить поведение ребенка в предполагаемой проблемной ситуации и в случае необходимости провести коррекцию данного поведения, но ни в коем случае не в форме назидания и наставления. Лучшего всего, если корректировать модель поведения будет не учитель, а сами дети, предлагая свои варианты и обосновывая свой выбор.

           На мой взгляд, использование песни – это эффективный прием обучения на уроках иностранного языка, как для воспитания нравственности, так и для совершенствования аудирования, говорения. Песня вносит в процесс изучения языка элемент праздничности, не традиционности, что оказывает существенное влияние на эмоциональную сферу обучаемых. Иноязычная деятельность на фоне музыки способствует не только запоминанию материала, но и снимает усталость в процессе обучения.  Таким образом, использование различных форм, методов и приемов на уроках иностранного языка, имеет большие возможности для реализации учебно-воспитательных задач на уроках английского языка. Важная роль в воспитании нравственности на уроках английского языка, заключается именно в методически правильном отборе материала для урока и методике его использования. 

     Иностранный язык оказывает огромное влияние на формирование личности в подростковом возрасте, на воспитание нравственности. И теперь можно сказать, что оптимальное использование воспитательных возможностей процесса обучения иностранному языку – одна из актуальнейших проблем методики.

       Таким образом, изучение иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру, развивает логическое мышление, оказывает большое влияние на память, расширяет кругозор и повышает общую культуру, способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности. Воспитательный потенциал поэзии, фольклора, музыкальных произведений, художественной литературы, кинематографа, практики их перевода и специального дискуссионного обсуждения достаточно велик, т.к. позволяет формировать у школьников личностно-значимое отношение к нравственным и духовных явлениям, обеспечивающим личностное постижение вырабатываемых обществом духовно-нравственных ценностей, идей, принципов, идеалов.

        Школа осуществляет подготовку ребенка к последующему участию в процессе межличностного и межкультурного взаимодействия через обучение иностранному языку. При этом ее задача – воспитывать у ребенка толерантность, позитивное и заинтересованное восприятие иноязычной культуры и вместе с тем, развивать у школьников уважение по отношению к культуре собственного народа. Процесс восприятия иноязычной культуры идет через обогащение внутреннего опыта ребенка, путем формирования у него познавательных и коммуникативных навыков. Именно так изучение языка оказывается наполненным для школьников живым содержанием, оказывается для них все более необходимым, формирует навыки спонтанного общения, учит их пониманию других культур

         Иностранный язык, являясь одним их общеобразовательных предметов, выполняет важные воспитательные функции, содействуя формированию всесторонне развитой личности. Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание предполагает становление учащихся ближе к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого учащегося, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. Целенаправленное обучение иностранному языку дает возможность преподавателю вносить определенный вклад в нравственное воспитание учащихся, формировать нравственные представления и понятия.

        Специфика иностранного языка состоит в том, что с одной стороны, овладение иноязычной речевой деятельностью представляет собой весьма трудоемкий умственный процесс, требующий от учащихся мобилизации их внимания, памяти, целеустремленности, воли, а с другой – сам процесс овладения иностранным языком стимулирует дальнейшее познание мира и духовных ценностей народов других стран, их психологии, образа жизни.

Заключение

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно - волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

В. А. Сухомлинский.

         И в заключение  хочется привести слова  С.Л. Соловейчика: «Воспитание – это обучение нравственной жизни... Воспитывая детей,  мы учим их  добиваться своих целей за свой счет… Нравственность указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступать невозможно. Нравственность – граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, верх – духовность, она бесконечна… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания».

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Список литературы:

  1. Васильева З. Н. “Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности”, Москва. 1978г.
  2. Вишневский Е. И. // Воспитательные возможности процесса обучения иностранному языку. – М., 4/1988.
  3. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. / Л.С. Выготский. // Вопросы психологии. – 1996. – №6.;
  4. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М. АРКТИ, 2003.
  5. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 1998. № 9-10.
  6. Калюжный А. А. “Роль учителя в нравственном воспитании школьников”, А–я, 1994 г.
  7. Пассов Е. И. Урок иностранного языка/ Настольная книга преподавателя иностранного языка. - М.: Глосса-пресс Феникс, 2010. – 640 с.
  8. Internet http://festival.1september.ru/
  9. Internet http://www.teaching.ru/

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание учащихся посредством слова

Мы живем в период реформ, бурных, компьютерных технологий , Интернета. И уже никому не секрет, что дети мало читают. Большие произведения одних просто раздражают, другие признаются в нелюбви к ч...

Педагогический проект"Формирование духовно-нравственной личности школьника посредством интеграции отечественной культуры православия в уроки литературы, русского языка и внеурочную деятельность (5-11 классы)"

Программа духовно- нравственного оздоровления современного российского общества является проблемой государственной важности. Внедрение знаний из духовной сферы в цикл гуманитарных дисциплин явля...

Формирование духовно-нравственных качеств личности посредством классической музыки.Доклад к семинару "Покровские чтения"

Ежегодно в Праздник Покрова 14 октября на базе нашей Бессоновской школы проходит межрайонный семинар по духовно-нравственному воспитанию "Покровские чтения".Организатором является учитель православной...

Духовно-нравственное воспитание обучающихся посредством эстетической деятельности.

Проект по теме "Духовно-нравственное воспитание обучающися посредством эстетической деятельности"...

«Духовно-нравственное воспитание детей посредством музыки в современном обществе»

1. Роль педагога дополнительного образования в воспитании духовно-нравственных ценностей у детей.2. Влияние современных технологий на воспитание подрастающего поколения.3. Роль искусства в воспи...

Проект «Духовно-нравственное воспитание обучающихся посредством эстетической деятельности"

Проект "Духовно-нравственное воспитание обучающихся посредством эстетической деятельности".Цель: Создать условия для формирования представлений  о духовно-нравственных ценностях у обучающихс...

Воспитание духовно-нравственных качеств личности посредством ценностей мировой художественной литературы.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политическо...