Мнемотехника на уроках английского языка
статья по английскому языку

Применение приемов мнемотехники

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_mnemotehniki_na_urokah_angliyskogo.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Применение мнемотехники на уроках английского

 языка в начальной школе.

Одной из основных проблем при изучении английского языка выступает запоминание слов. По некоторым данным для освоения языка требуется выучить как минимум 2-3 тыс. слов. Для младших школьников заучивание слов видится скучным и трудным занятием. Чтобы хоть чуть-чуть  приблизиться к решению данной проблемы, я решила обратиться к мнемотехнике.

Мнемотехника – это комплекс приёмов, улучшающих процесс запоминания, в основном путём использования зрительных образов и ассоциаций.

Считается, что слово это придумал Пифагор, и произошло оно от имени богини памяти Мнемозины – матери 9 муз. Таким образом, мнемотехника известна с древних времен и насчитывает как минимум 2 тыс. лет.

Несмотря на древний возраст мнемотехнику причисляют к современным педтехнологиям.

Внедрением мнемотехник в образовательный процесс занимались Марат Александрович Зиганов, Владимир Алексеевич Козаренко, Ефим Израилевич Пассов.

Эта методика опирается на использование естественных возможностей человека: воображения, внимания, мышления.

Мнемоника включает в себя множество различных приёмов, поэтому она подходит к любому типу восприятия информации: визуалы рисуют себе картинку перед глазами, аудиалы запоминают по звуковым ассоциациям, кинестетики смогут почувствовать слова, эмоционально пропустив через себя то или иное значение. На слайде представлены некоторые приёмы мнемотехники.

 - метод «ключевых слов»;   (Суть метода заключается в подборе созвучных слов к запоминаемому иностранному слову из слов родного языка. Например, слову fish[fi∫] – РЫБА созвучно русское слово ФИШка. Метод  фонетических  ассоциаций. Он предполагает подбор  ассоциации  к звучанию, а  не  к написанию слова.  Для  того  чтобы  создать  фонетическую  ассоциацию,  необходимо следовать определенному алгоритму. При  чем,  чем  более  яркую  и  нелепую  ассоциацию  удастся  создать, тем лучше запомнится слово или фраза.

Этапы создания фонетической ассоциации таковы:

–  Прочитать  вслух  по  транскрипции  иностранное  слово несколько раз, обращая внимание на его звучание dog [dɔ g].

–  Подобрать  русское  слово  (слова),  в  котором  бы  четко слышались звуки иностранного слова ДОКтор.

–  Ознакомиться с переводом слова dog - это собака.–  Придумать  предложение  из  созвучного  слова  и  перевода. Хорошо,  если  предложение  будет  смешным,  веселым,  т.е.  необычным Собака - лучший ДОКтор

 - техника ассоциативных связей; (Нахождение  ярких  необычных  ассоциаций,  которые  соединяются с запоминаемой информацией.) sleep – когда хочется спать, слипаются глаза, buy –покупать, скажи денежкам бай-бай

 - составление предложений или сочинение историй

   с новыми словами;

 - рифмовки;

 - составление денотатной схемы или «карты памяти»

 - кодирование через хорошо знакомую информацию (рекламные ролики, компьютерные игры)

 и т. д.

Основой педагогической мнемотехники является широко используемый приём инфографика. Это графический способ передачи информации, целью которого является быстрое и четкое преподнесение сложной информации (одна из форм информационного дизайна). В преподавании иностранных языков инфографика всегда имела большое значение (н\п, принцип построения вопросов в английском языке).

Расскажу немного о приёмах, которые применяю на своих уроках при работе с лексикой. Я пускаю в ход не только ассоциации, но и различные условные обозначения, схемы, жесты и т.д. Младшим школьникам часто трудно провести ассоциативную связь с английским словом, поэтому мне приходится направлять их. Бывает и так, что ассоциации «льются рекой». Это зависит от класса. Чем чаще применяется данный метод, тем быстрее у ребят получается подбирать ключевые слова или выстраивать ассоциации. Возьмём для примера названия времен года (кто-то скажет, мы легко запоминаем времена года с помощью известной рифмовки), а мы с ребятами придумали, как не путать названия времен года между собой: AUtumn (Осень) - начинаются слова с похожих звуков и одинаковое ударение на первый слог; spring (предлагаю вслушаться в звучание слова и сказать на что оно похоже – на капель); summer  связываем с самокатом (летом катаемся на summerкате), остается слово winter, которое по нашей логике означает зиму.

Часто при изучении лексики по теме «Части тела» учащиеся путают ear , eye. (ай - глазки закрывай)

 Jump ассоциируем с прыганьем мяча.

Play – кнопочка в компьютерной игре, с которой она начинается. (на доске)

«Жмем на кнопочку»

Компьютерные игры, в которые дети играют, тоже могут быть подспорьем в запоминании английских слов. Например, стоит учащимся напомнить про злых птичек, как они тут же выдают слово bird. Такие слова, как fox, chicken приходят на ум, когда напомнишь им об игре Five nights with Freddie. (Герои игры Фокси и Чика). Granny. (игра)

Общение детей в соцсетях не даёт забыть о глаголе like, мы его обычно обозначаем сердечком или пальчиком вверх.

Очень много английских слов в рекламе : fairy (волшебное мамино средство для мытья посуды), lipton tea.

Smart связываем с любимыми умными смартфонами.

Работа со зрительным образом  слова для его запоминания проходит следующим образом (snake, look, queen, listen, rabbit)

Не остаются в стороне и сопровождающие жесты (sit down, stand up, come here, speak, open, close, write down, yesterday, like)

Итак, чтобы не только запомнить звучание и значение слова, но и уметь в нужный момент вспомнить его и применить на практике, используйте следующий алгоритм запоминания:

- создайте образ на основе слова ( он должен быть большим, ярким объёмным)

- свяжите образ со значением слова по ассоциации

-извлеките в нужный момент образ и восстановите звучание слова

Итак, мнемотехника – это  возможность накапливать в памяти большое количество точной информации.

Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, речь. Мнемоприёмы тесно связаны с познавательным интересом на уроке. Применение мнемотехники даёт возможность продуктивного переключения, своеобразного отвлечения от науки на уровень житейских ассоциаций, игры воображения и фантазии.

Использованные интернет-ресурсы:

1.https://infourok.ru/mnemonika-na-urokah-angliyskogo-yazika-653777.html

2. ru.wikipedia.org>

3. https://mydocx.ru/11-27374.html

4. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники// https://www. litmir.me


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МНЕМОТЕХНИКА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Презентация, Мнемотехника на уроке английского языка, мой педагогический опыт...

Проект "Мнемотехника на уроках английского языка"

При изучении иностранного, в частности, английского языка, большинство людей сталкиваются с проблемой запоминания английских слов и выражений и находятся в постоянной борьбе с грамматическими правилам...

Использование приемов мнемотехники на уроках английского языка

В статье раскрывается методологическая основа и дается определение профессиональной компетентности как целостной системы общепрофессиональных и предметных компетенций. Обосновывается суть предметных к...

Мнемотехники на уроках английского языка

Мнемотехника при обучении английскому языку Что такое мнемотехника (понятие, принципы).Уровни (этапы) запоминания.Кривая забывания Эббингауза. Как часто повторять заучиваемую информацию.Основные ...

Особенности использования мнемотехник на уроках английского языка

Особенности использования мнемотехник на уроках английского языка...

Использование методов мнемотехники на уроках английского языка

В статье представлены известные приемы мнемотехники и возможность их использования на уроках английского языка для запоминаия лексики....