Способы организации работы с одаренными детьми
статья по английскому языку (5, 6, 7 класс)

Волкова Ольга Дмитриевна

В статье описывается опыт работы учителей английского языка с одаренными детьми в нашей школе. Приводятся примеры способов реализации потенциала ребенка в разных предметах и областях знаний с помощью вовлечения в различные  виды деятельности на уроках английского языка, а также привлечения к участию в мероприятих и к занятиям в кружках.

"Наш предмет имеет максимально тесные связи с другими дисциплинами, что позволяет нам, учителям иностранного языка, развивать наших учащихся в разных направлениях и использовать их таланты на благо изучения иностранного языка. Ведь мы знаем, что язык и математика, например, не так уж далеки друг от друга, как нам всегда казалось в детстве. Грамматика – это стройная система с логическими связями и закономерностями, и кто, как не математик, оценит красоту и ясность этого раздела языка, полюбит и поймет его. Его одаренность в математике найдет реализацию в уроках английского языка, и в наших силах этому поспособствовать, если только мы посмотрим на нашего ученика под другим углом и увидим в нем этот дар."

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы организации работы с одаренными детьми

 на уроках английского языка.

Предмет английский язык объединяет многие области знаний и разнообразные виды деятельности. В его рамках учащиеся получают знания в различных научных областях, могут продемонстрировать или получить представление о мировой литературе, истории интересных фактах из физики, биологии, экологии, географии и т.д. А это значит, что у учащегося есть возможность развиваться в разных направлениях. А у учителя есть много возможностей развивать таланты своих учеников, одаренных в разных предметах и имеющих разные интересы.

Конечно, внимание учителя привлекают в первую очередь дети, одаренные в его предмете. Как правило, одаренные дети  выполняют задания быстрее остальных и необходимо организовать их дополнительную деятельность на уроке. Такие дети могут выступать в роли консультантов или помощников. Им можно поручить более детально изучить предстоящую грамматическую тему, найти этимологию слова, объяснить специфику написания слова с точки зрения истории языка. На начальном этапе обучения (2 классы) можно поручить учащимся, которые выполняют запись новых слов в словарь быстрее остальных, выйти к доске и записать транскрипции к новым словам и правильно прочитать их. Такие «быстрые» ученики могут помогать одноклассникам, если объединить учащихся разных уровней знания языка в пары, особенно если наблюдается сильный контраст в уровне знаний в классе. Учитель не только помогает обеим категориям учащихся сориентироваться на уроке, но и себе, увеличивая темп работы. Но это возможно только в случае дружелюбного  настроя внутри коллектива, что бывает не всегда.

Смотря на одаренных детей, мы предполагаем, что в будущем они сделают выбор в пользу английского языка для сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Поэтому всегда необходимо иметь наготове небольшие задания в формате ОГЭ и ЕГЭ. В этом случае учителю не стоит бояться, что задание окажется слишком сложным. Как показывает практика, учащиеся 7 класса вполне успешно справляются с  заданиями по чтению на общее понимание и поиск соответствий «заголовок-текст», а также с заданиями раздела «языковой материал» на словообразование уровня ОГЭ. Таким образом, мы не только «занимаем» ребенка на уроке, но и начинаем готовить его к предстоящему экзамену. Так же задания на просмотровое чтение развивают интерес ребенка к познанию мира, т.к. эти тексты затрагивают самые разнообразные темы. Например: история изобретений, путешествия, экологическое состояние планеты, факты о странах мира, разнообразие животного мира. В конце урока ученику можно выделить 5 минут для выступления перед одноклассниками с кратким докладом о прочитанном, об интересных фактах, которые он/она узнал(а) или о своем мнении по вопросам, которые нашли отражение в тексте.

Развитию творческих способностей учащихся способствует написание и оформление итоговых творческих работ по пройденным темам. Здесь мы уже можем говорить об учащихся одаренных в других предметах. Если учащийся допускает ошибки в грамматике и получает низкие оценки за выполнение письменных заданий, то при выполнении заданий, частью которых является художественное оформление, он получает возможность продемонстрировать свой талант. Возможно, ребенок хороший писатель, но пока не умеет правильно использовать лексику и грамматику иностранного языка, необходимо поощрить его за содержание. Все творческие работы удостаиваются внимания и размещаются на стенде на равных, ведь каждый труд должен быть оценен. Некоторым необходимо посмотреть примеры других работ, сравнить, сделать вывод, чтобы в следующий раз постараться лучше.

Выше было сказано о рабочих парах. Но в ситуациях праздников или интеллектуальных игр учащихся можно объединять в команды классами или группами для проведения игр и тематических викторин, например: «Что?Где?Когда?» и «Своя игра», которые традиционно проходят в нашей школе в параллелях 5-х,6-х,7-х классов и всегда радостно воспринимаются учащимися. Готовясь к играм, учащимся иногда необходимо расширять свои знания об истории и культуре страны изучаемого языка по списку вопросов от учителя. Обычно этот список достаточно длинный. Иногда учащийся с низким уровнем знания языка  запоминает больше информации и быстрее выдает ее, чем самый вдумчивый отличник. И это тоже талант. Иногда интерес рождает стремление, а за ним приходит успех. При проведении недели английского языка, мы всегда включаем в план задания и мероприятия различной направленности: исполнение песен на английском языке, конкурс рисунков «достопримечательности и символы Лондона», фотоконкурс «английское селфи».

Еще одним направлением работы с одаренными детьми, которое мы реализуем, является драматизация, т.е. внеурочная деятельность «Театральный английский», где учащиеся читают книги, учатся писать сценарии и играть на сцене. Таким образом, учителями английского языка  Волковой О.Д. и Гальцевой В.М. были поставлены три спектакля «The great escape», «The Magic of Oz» и «Billy Elliot», которые также были показаны в рамках районных и городских конкурсов драматизации.

В заключении хотелось бы обратить внимание, что наш предмет имеет максимально тесные связи с другими дисциплинами, что позволяет нам, учителям иностранного языка, развивать наших учащихся в разных направлениях и использовать их таланты на благо изучения иностранного языка. Ведь мы знаем, что язык и математика, например, не так уж далеки друг от друга, как нам всегда казалось в детстве. Грамматика – это стройная система с логическими связями и закономерностями, и кто, как не математик, оценит красоту и ясность этого раздела языка, полюбит и поймет его. Его одаренность в математике найдет реализацию в уроках английского языка, и в наших силах этому поспособствовать, если только мы посмотрим на нашего ученика под другим углом и увидим в нем этот дар.

Список литературы

Вспомогательные средства воздействия в развитии одаренных детей / К. С. Нурахметова// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 122-127.

Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К. Омарова
// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 22-28. - Библиогр.: с. 28.

О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей / А. К. Сатынская
// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 29-33. - Библиогр.: с. 33.

Развитие системы поддержки талантливых детей / Л. Ю. Ляшко, Т. В. Ляшко, Е. О. Федоровская// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 8-15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно - исследовательская деятельность как форма организации работы с одаренными детьми

В настоящее  время все больше педагогов и школ занимаются со школьниками проектно -  исследовательской деятельностью, справедливо считая, что собственные исследования, - это наиболее эффекти...

Организация работы с одаренными детьми: опыт работы преподавателя информатики

Работа с одарёнными обучающимися еще несколько лет назад не была в числе приоритетных видов педагогической деятельности в системе начального профессионального образования. С введением...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Способы решения педагогических и детских проблем при организации работы с одаренными детьми в среде дополнительного образования

Многие взрослые люди  думают, что одаренный  ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, обладает хорошими умственными способностями, не имеет  проблем  в образовательно...

Ведение дневниковых записей на английском языке как способ организации работы с одаренными детьми

Цель проекта: способствовать повышению мотивации в расширении уровня владения иностранным языком, одаренных детей.Задачи проекта:·         Показать ...

Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».

Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...