Статья "Развитие лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку посредством коммуникативных заданий рабочей тетради «Love English»
тренажёр по английскому языку

Воеводина Лесанна Владимировна

Из опыта работы с авторским пособием для обучения лексике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку посредством коммуникативных заданий рабочей тетради «Love English»

(Из опыта работы с авторским пособием для обучения лексике)

Одной из важных задач в обучении английскому языку следует считать формирование коммуникативной компетенции детей. Знание лексики необходимо как для осуществления продуктивной речевой деятельности (говорения, письменной речи), так и рецептивной (аудирования, чтения). Работа с лексикой (введение материала, его презентация и закрепление) становится чрезвычайно важным звеном с учетом необходимости формирования у учащихся мотивации к познанию нового языка.

Существуют различные методы обучения лексике на занятиях английского языка на начальном этапе обучения. Для учащихся младшего школьного возраста считается приоритетным игровой метод, поскольку игра способна помочь снятию напряжения, игровой формат воспринимается детьми как увлекательное занятие.

Так как большой интерес для детей представляют игры в форме путешествия, виртуальные экскурсии-путешествия, а само слово «путешествие» таит в себе познание неизведанного, загадочного, таинственного, то у меня, как у педагога дополнительного образования, родилась идея создать рабочую тетрадь для детей в формате путешествия. Авторская рабочая тетрадь “Love English” была создана с целью помощи детям в усвоении новых слов и адресована учащимся начального и среднего школьного возраста. Тетрадь включает игровые задания, направленные на изучение и закрепление лексики по различным учебным ситуациям. Тетрадь содержит сказочный сюжет: выполнение дифференцированных заданий позволит героям сказки попасть в страну изучаемого языка. Дети «путешествуют» по станциям, всего в пути их ожидает 21 остановка. Каждая станция посвящена определенному разделу лексического материала, на которой дети выполняют упражнения для отработки словарного запаса в виде игровых заданий: составление пазлов, поиск слов, разгадывание кроссвордов.

Учащиеся с удовольствием выполняют задания, чувствуя себя участниками сказки. Им не терпится узнать, что же будет дальше, какие еще приключения ожидают их вместе с персонажами. Атмосфера увлеченности, ощущение посильности задания – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи чужой язык, и благотворно сказывается на результатах обучения. В результате своего «путешествия» по страницам рабочей тетради (станциям) у детей значительно обогащается словарный запас, отрабатываются и закрепляются в устной и письменной речи лексические единицы по темам: «Одежда», «Еда», «Части тела», «Животные», «Школьные принадлежности», «Квартира», «Рабочий день», «Семья», «Игры», «Игрушки». Существенно улучшаются навыки чтения, дети обучаются употреблению в речи грамматических структур по темам: «Модальные глаголы», «Времена Present (Past, Future) Simple, Present Progressive», «Специальные вопросы», «Оборот there is/are».

Рабочая тетрадь начинается со вступления, адресованного учащимся: «Дорогой Друг! Двое отважных детей по имени Джим и Джил очень хотят отправиться в увлекательное путешествие за знаниями в далёкую замечательную страну английского языка Спикляндию, чтобы научиться хорошо говорить по-английски. Но страну захватили пришельцы с «Ленивой» планеты и не хотят, чтобы дети там говорили по-английски. И только добрый волшебник Англоман, который очень любит английский язык, может освободить страну от незваных гостей. Джим и Джил попросили его помочь. Волшебник согласился при условии, что они отправятся в путешествие на его волшебном поезде и докажут, как они любят и знают английский язык. В путешествии на волшебном поезде Джиму и Джил предстоит сложная задача - игра в "Англоманию": на каждой остановке они встретятся с трудными, но интересными заданиями. С каждым правильно выполненным заданием у волшебника становится всё больше магической власти над пришельцами. Если ты отправишься вместе с ними, то поможешь им, они быстрее справятся с заданиями и приедут в замечательную страну Спикляндию».

Таким образом ребята, путешествуя от станции к станции, с помощью заданий рабочей тетради, открывают для себя удивительный мир английского языка.

Так, при работе над лексической темой «Любимые занятия» слова и выражения закрепляются на станции 1. Дети получают следующее задание: «Помоги Джиму и Джил заполнить таблицу: выбери выражения, подходящие по смыслу к вопросам таблицы. Это поможет тебе узнать, чем и где любят заниматься жители волшебной страны Спикляндии.  В начале выполнения данного задания необходимо разрезать карточки по пунктирным линиям, затем заполнить ими таблицу с вопросами.» (Приложение 1).

При выполнении данного задания одновременно с лексикой отрабатывается грамматический материал по теме «Present Simple» (построение вопросительных предложений, вспомогательные глаголы, окончание 3 лица): Where does Jim windsurf? – On a lake or on the sea. What do they like to do at home? – They like to play videogames. Where does Jill play tennis? – She plays tennis on a court. What do the children do on a pitch? – They play football.

При изучении темы «Еда» лексический материал тренируется в речи при помощи заданий станций №№2, 15 и 19. Станция №2 содержит еще и лексику по теме «Одежда». Дети получают следующее задание: «Маленькая дочка волшебника перемешала все слова и не может утром найти свои вещи и еду. Помоги героям правильно подобрать слова, чтобы узнать, какую одежду она наденет и что будет есть на завтрак». (Приложение 2). Выполняя задание совместно с героями, ребята складывают пазлы из слов. Важно, что кроме навыка написания слов тренируется память, развивается внимательность, мышление. Затем данную лексику можно закрепить в грамматических конструкциях. Например, Future Simple: She will put on a blue dress (jeans, trousers). She will have cheese for breakfast.

На станции № 15 волшебник Англоман приучает своих детей к вкусному и здоровому питанию. Здесь Джим и Джил должны правильно написать слова. Ребята помогают им и узнают, какую еду и напитки любят дети волшебника. (Приложение 3). Интересна сама форма задания, которую должны выполнить учащиеся: необходимо выучить написание слов, затем сложить лист по линии сгиба и написать слова по картинкам по памяти. Данные слова можно закреплять в устной речи со всевозможными грамматическими темами: Present Simple (I like…, he likes…, we have…for lunch, she has…for dinner, etc.), оборот there is/are, местоимения some/any/no (there is some…on the table, are there any…? There is no…on the plate.

 На станции № 19 юные путешественники вместе с Джимом и Джил получают следующее задание: «Найди в словарном боксе слова по теме «Еда». Если поможешь им, узнаешь, чем их будут угощать за обедом» (Приложение 4). После нахождения слов целесообразно дальнейшее закрепление лексики в различных структурах с помощью всевозможных игровых упражнений, например, «испорченный телефон»: Did you eat pizza for supper? I like to cook spaghetti. Father cooked fish yesterday. Mom cooked a cake for my birthday. Особенный энтузиазм вызывают у детей творческие игры. Например, игра «Шеф-повар» предполагает составление собственного меню, игра «Ресторан» - изучение меню и заказ.

Таким образом, посредством предложенных игровых заданий в непринужденной обстановке максимально оптимизируется процесс изучения и запоминания лексики по теме, и данное пособие помогает ввести детей в мир слов английского языка.

Приведенные игровые приёмы занятий рабочей тетради “Love English” создают благоприятные условия для овладения языковыми умениями и речевыми навыками, дают возможность не только повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, расширить лексический запас, закрепить ранее изученные лексические единицы и одновременно тренировать грамматический материал на практике. Кроме того, обладают большим потенциалом воспитательного и развивающего воздействия. Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. [3]

 Использование на уроках и учебных занятиях такой рабочей тетради поможет педагогу существенно повысить мотивацию к изучению английского языка, разнообразить формы проведения занятия. Подготовка к проведению урока с применением данной тетради не отнимет много времени у педагога.

   Задания рабочей тетради можно использовать для закрепления лексики, тренировки навыка чтения и проверки усвоения лексического материала по темам, изучаемым в 3, 4, 5 классах, а также при проведении лингвистических конкурсов, КВНов, мероприятий декады по английскому языку.

Представленная рабочая тетрадь рекомендована учителям английского языка, педагогическим работникам, осуществляющим преподавание английского языка в образовательных организациях дополнительного образования детей различного типа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль коммуникативных умений в аудировании на начальном этапе обучения английскому языку

в презентации рассматриваются задания для контроля умений аудирования на начальном этапе изучения английского языка по УМК Биболетовой М.З....

Презентация на тему: "Роль коммуникативного подхода при формировании грамматических навыков на среднем этапе обучения английскому языку."

В презентации представлена проблема исследования, объект, предмет, гипотеза, цель, задачи  и методы исследования. А также рассмотрены 3 этапа эксперимента....

"Формирование и развитие навыков и умений чтения, как одного из видов речевой деятельности, на начальном этапе обучения английскому языку"

Теоретический материал по теме обучения чтению на уроках английского языка в начальной школе....

Формирование лексического навыка на начальном этапе обучения английскому языку

Формирование лексического навыка на начальном этапе обучения английскому языку...

Прагматонимы как эффективное средство развития навыков чтения на начальном этапе обучения английскому языку

Чтение обогащает человека, позволяет ему глубже познавать окружающий мир. Чтение имеет и огромное воспитательное значение. Приобщаясь к культурному наследию прошлого, человек  обогащается н...

Рифмовки как способ овладения и совершенствования фонетическими умениями и навыками на начальном этапе обучения английскому языку

Из опыта работы, выступление на методическом совете  с информацией об эффективности использования рифмовок на уроках английского языка...