Главные вкладки

    Формирование навыков аудирования на уроках английского языка
    материал по английскому языку

    Аудирование — это обучение смысловому восприятию речи на слух. Это сложный процесс восприятия и понимания звучащей речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon formirovanie_navykov_audirovaniya_na_uro58.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование навыков аудирования на уроках английского языка.

    Аудирование — это обучение смысловому восприятию речи на слух. Это сложный процесс восприятия и понимания звучащей речи.

    Основные задачи учителя на уроке аудирования:

    • подготовить ребенка в прослушиванию через разнообразные задания PRE-listening, чтобы вызвать интерес, сфокусировать на теме и актуализировать лексику перед прослушиванием;
    • помогать во время прослушивания - DURING-listening, чтобы снять трудности во время аудирования и чтобы заострить внимание на каких-то важных моментах и чтобы научить слышать именно нужную информацию;
    • обсудить, сделать выводы после прослушивания - POST-listening, не только чтобы проверить, насколько хорошо понято содержание аудиоматериала, но и закрепить знания.

    PRE-listening, DURING-listening и POST-listening - это три этапа урока, который позволяет формировать и совершенствовать рецептивные навыки и умения, чтения и аудирования, а также помогает развивать навыки понимания печатного или аудио текста.
    Каковы же цели первого этапа - PRE-Listening?

    1. Установить ситуацию, тему, о которой пойдет речь – дать представление, о чем пойдет речь.
    2. Вызвать интерес к теме – возможно, затронув тему будущего просушиваемого материала на личном опыте. Так, если будет речь о животных – поговорить о зоопарке или о том, какие животные водятся в лесу, в поле и т.д.
    3. Актуализировать знания по теме - Что вы знаете о ...? Где они…? Что это такое? С какими проблемами они сталкиваются? Почему они важны?
    4. Активизировать лексику по теме - например, в виде микроигры типа мозгового штурма “Kто больше знает слов: (глаголов, существительных, наречий) по теме?”
    5. Прогнозировать содержание - попытка по заголовку, теме, иллюстрациям угадать, о чем может пойдет речь.
    6. Познакомить с новыми словами - незнакомые слова не должны мешать восприятию речи.
    7. Проверить понимание цели аудирования – убедиться, что учащиеся поняли задачу аудирования, имеют некоторые представления о содержании.

    В процессе непосредственно аудирования DURING–listening, учащиеся должны:

    • определить, о чем идет речь, где происходят события и т.д.;
    • обратить внимание на то, что осталось непонятым и сформулировать об этом вопрос;
    • подтвердить или опровергнуть свои догадки, сделанные в процессе PRE-listening;
    • сделать выводы, оценить.

    Этап POST-listening не менее важен. Он показывает:

    • насколько глубоко учащиеся поняли аудиоматериал;
    • насколько он им интересен;
    • оказались ли верными их предположения.

    Речь учителя также играет важную роль и занимает немалую часть урока, поэтому к ней предъявляются большие требования. Главные из них:

    • говорить короткими предложениями;
    • говорить грамматически простыми предложениями;
    • интонировать речь;
    • выделять ключевые слова;
    • ограничивать высказывания в рамках только одной темы, далее расширяя круг тем;
    • употреблять повторяющиеся слова, фразы, предложения;
    • перефразировать высказывания;
    • обязательно давать паузы между высказываниями;
    • размер высказывания увеличивать постепенно - сначала слово, затем фраза, одно предложение, несколько предложений, полный текст или диалог;
    • органично использовать мимику и жесты, пантомимические приемы;
    • задавать вопросы, чтобы убедиться, что вас понимают;
    • давать ясные корректные задания;
    • использовать визуальные опоры в виде картинок или позднее - опоры на текст;
    • на начальном этапе задания также иллюстрировать;
    • систематически проверять понимание учащимися речи учителя;
    • соблюдать английские речевые нормы.


    Большое значение имеет и атмосфера на уроке. Вот некоторые рекомендации для учителей об организации урока. Поскольку слушание с пониманием – наиболее тяжелая работа при обучении иностранному языку, и возможен даже некоторый стресс, желательно:

    • вести урок вселяющим спокойствие, но несколько интригующим голосом;
    • подбадривать детей, поощрять за успехи, вселять уверенность;
    • объяснять, что не всегда можно понять все слова - иногда это и не нужно;
    • дети должны ясно понимать, зачем слушают, что должны услышать;
    • развивать языковую догадку детей с помощью системы упражнений;
    • просить детей внимательно смотреть на учителя, в т.ч. на его артикуляцию;
    • просить детей соблюдать тишину во время аудирования;
    • заранее приготовить наглядный материал и визуальные опоры.

    Не углубляясь более в теорию методики обучения аудированию, хочу поделиться заданиями по аудированию для учащихся во 2-3 классах, то есть на самом раннем этапе школьного обучения иностранному языку. Задания составлены или подобраны из методических источников в соответствии с учебным тематическим планом и требованиями к заданиям по аудированию (в формате стандартных тестов и ЕГЭ)

    I. 
    Самое простое задание – диктант.

    1) Listen & write a letter.
    2) Listen & write only the first letter.
    3) Listen & write a word.
    4) Listen & write a sentence.

    II. 
    Упражнения на развитие фонематического слуха.


    III. 
    Для развития навыков аудирования используем песни.

    1) Listen to the song and choose the best alternative. – предлагаем заполнить пропуски в тексте песни при прослушивании.

    Hello! …………. day!
    Please to see you!
    Let’s …………..!
    Let’s ………………...!
    I will ……………. to you!

    IV. 
    Учим аудированию в игровой форме.

    Игры помогают:

    1. научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;
    2. научить выделять главное в потоке информации;
    3. научить учащихся распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов в потоке речи;
    4. развивать слуховую память учащихся;
    5. развивать слуховую реакцию

    Например:

    1. Follow me! – Смотри и дела как я, по теме ‘Action verbs’.
    2. Is it edible? – Съедобное–несъедобное, по теме ‘Food’, ‘Fruit – Vegetables’.

    V. Учимся с карандашами. Эффективный прием на начальном этапе обучения, когда дети не владеют навыками письма на ИЯ –совмещать аудирование с любимым занятием детей.

     

     

    Литература и интернет-ресурсы

    1. “A framework for planning a listening skills lesson” by Nik Peachey, teacher, trainer and materials writer, The British Council
    2. The Primary English Teacher's Guide by Brewster, J, Ellis, G & Girard D, Pearson Education Ltd.
    3. «Интенсификация обучения аудированию на начальном этапе» Елухина Н.В «ИЯШ».
    4. Ресурсы образовательных сайтов:
    www.onestopenglish.com
    www.esl.about.com
    www.elf-english.ru
    www.eglishexercises.com
    5. Ресурсы прочих сайтов:
    www.youtube.com
    www.google.com
    www.geocities.com


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование и развитие навыка аудирования на уроках английского языка с учетом индивидуальных особенностей ученика и применением новых образовательных технологий.

    Данная статья об особенностях обучения детей навыку аудирования с учетом их индивидуальных способностей и типа интеллекта....

    Развитие навыков аудирования на уроках английского языка

    В данной работе отражается необходимость аудировани яна уроках иностранного языка...

    Педагогический опыт учителя английского языка "Формирование навыков говорения на уроках английского языка"

    В данной работе представлен опыт работы по формированию навыков говорения на уроках английского языка....

    Развитие и контроль навыков аудирования на уроках английского языка

    В последнее время все чаще можно услышать термин «обновление содержания образования», который часто трактуется неоправданно узко, на уровне внесения определенных количественных и качествен...

    Формирование навыков аудирования на уроке английского языка

    Тема: формирование навыков аудирования на уроке английского языка. Класс: 6 УМК: К.И.Кауфман, М.Ю. Кауфман. Happy English.ru Цель: создать условия для формирования и дальнейшего совершенствован...

    «Развитие и контроль навыков аудирования на уроках английского языка в средней школе»

    В последнее время все чаще можно услышать термин «обновление содержания образования», который часто трактуется неоправданно узко, на уровне внесения определенных количественных и качествен...

    Контроль навыков аудирования на уроках английского языка

    Часто аудирование вызывает сложности даже у студентов высоких уровней. Как же помочь ученику тренировать это умение?Для того, чтобы облегчить жизнь ученику, работу с аудированием принято делить на 3 э...