Организация исследовательской работы
методическая разработка по английскому языку

В XXI  веке успешность приходит к тому, кто обладает информацией и умеет правильно ей распорядиться. В современном информационном обществе педагог должен не столько давать знания, сколько научить эти знания добывать; а цель школы – даже не научить, а лишь ознакомить учащихся с методикой проведения исследовательских работ.

Условием выживания человека в современном мире является исследовательская компетентность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_issledovat._raboty_v_shkole_.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

            Организация исследовательской работы

           с учащимися МКОУ « Коммунарская СОШ»

( Из опыта работы учителя английского языка Сиротенко Н.В.)

Учитель – кто он?. Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко  благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела.

                                  С.Л. Соловейчик.

        В XXI  веке успешность приходит к тому, кто обладает информацией и умеет правильно ей распорядиться. В современном информационном обществе педагог должен не столько давать знания, сколько научить эти знания добывать; а цель школы – даже не научить, а лишь ознакомить учащихся с методикой проведения исследовательских работ.

Условием выживания человека в современном мире является исследовательская компетентность, т.е. способность осваивать и применять на практике метод научного познания, умение получать, обрабатывать информацию, владеть современными возможностями. И нам всем хорошо известно, что работа учителя носит творческий характер и связана с исследовательской деятельностью. Исследовательская деятельность педагога сегодня рассматривается не как его право, а как профессиональная обязанность. Эта позиция отражена в Национальной доктрине образования РФ до 2025 г., где заложены в качестве концептуальной идеи «участие педагогических работников в научной деятельности», «интеграция научных исследований с образовательным процессом», в новых требованиях к квалификации педагогических и руководящих работников при присвоении им квалификационных категорий и в др. нормативных документах. Профессиональная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися.

Исследовательская компетенция учителя ИЯ является одной из составляющей профессиональной компетенции учителя ИЯ, знания     + навыки и умения в превосходной степени, =это опыт и мастерство ( не только опыт, но и личность Зимняя И.А.), т.е. профессиональная компетентность. 

Исследовательская работа в современной школе предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя. В этой связи возникают две крайности - полностью предоставить учащегося самому себе или значительно ограничить его самостоятельность. Педагогическая тонкость этого процесса заключается в том, что ученик должен чувствовать, что исследовательская деятельность – это его работа и реализация его собственных идей. Если сегодня часть работы ребенок выполняет сам, а трудную недоступную часть работы он выполняет вместе с учителем, то завтра весь объем подобной работы он сможет выполнять самостоятельно.

Только совместная с учителем деятельность в ходе всего исследования даст ученику возможность освоить новые знания, умения и навыки, усовершенствовать уже имеющиеся и овладеть универсальными учебными действиями. Для того чтобы учитель стал руководителем исследовательской деятельности и передать свой опыт учащимся, он должен уметь:

  • владеть всем арсеналом исследовательских поисковых методов,
  • уметь организовать исследование и самостоятельную деятельность учащихся;
  • уметь организовывать и проводить дискуссии, не подавляя учеников своим авторитетом;
  • устанавливать в творческих группах эмоциональный настрой, направленность учащихся на самостоятельный поиск;
  • уметь интегрировать знания из различных научных областей.

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Такая работа предполагает наличие основных этапов, характерных для реального научного исследования и в целом соответствует в научной сфере традициям:

постановка проблемы;

  • изучение теории, посвященной данной проблематике;
  • подбор методик исследования и практическое овладение ими;
  • сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
  • научный комментарий, собственные выводы.

Следует отметить, что трудность написания исследовательских работ  в сельской школе заключается в том, что мы не имеем достаточной теоретической базы ни в библиотеках школы, ни дома. Приходиться активно использовать статьи из Интернета, находить нужный материал, анализировать, обобщать его и затем применять при исследовании. Гораздо продуктивнее было бы для ученика сходить в солидную библиотеку, поискать в каталоге нужную литературу, выделить для себя значимые моменты и затем приступать к работе.

Сейчас я хочу отметить этапы и роль учителя при организации исследовательской деятельности.

.

Этапы  работы с учащимися.

I этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. Взаимодействие учителя и учащихся тесное.

II этап.  Подготовка к проведению научного исследования.

Прежде всего, надо выбрать объект и предмет исследования. Выбрать и сформулировать тему. Правильно выбрать тему исследования – значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение. Основным критерием при выборе темы исследовательской работы является научно-исследовательский и практический интерес. Это очень важно, потому что интерес должны проявлять обе стороны и учитель, и учащийся.

Но при всём этом следует отметить, что тема исследования должна быть актуальна, отличаться новизной, направлять научный поиск в области неразрешенных проблем. При выборе темы предпочтительнее взять узкую тему, которую можно исследовать и разработать глубоко и серьезно.

Цель исследования – это конечный результат, которого бы хотел достичь исследователь при завершении своей работы.

Обычно цель формулируют со слов: доказать, обосновать, разработать, объяснить, определить, установить.

Из поставленной цели вытекают задачи исследования.

Задачи исследования – выбор путей и средств для достижения цели. Задачи формулируют со слов: выявить, определить, установить, изучить, провести анализ и т. д.

На данном этапе определяем источники необходимой информации, способы сбора и анализа информации, способа представления результатов . А также распределяем обязанности между членами рабочей группы.

На этом этапе учитель выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей.

III этап. Проведение научного исследования.

Необходимо составить план исследования, изучить теоретический материал, познакомиться с основными понятиями и терминами, необходимыми для проведения исследования. Затем непосредственно исследование и анализ полученной информации, формулирование выводов. Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность

IV этап. Оформление научно-исследовательской работы.

На этом этапе идёт подготовка работы согласно требованиям к оформлению работ конкретной конференции, подготовка текста выступления, презентаций с использованием мультимедийного проектора, написание тезисов. Учитель  также является консультантом.

V этап. Защита научно-исследовательской работы.

На этом этапе идёт подготовка работы согласно требованиям к оформлению работ конкретной конференции, подготовка текста выступления, презентаций с использованием мультимедийного проектора. На этом этапе учитель и ученик (ученики) — равноправные партнеры.

Очень важно отметить следующее, необходимо провести предварительное представление исследовательской работы, сначала в узком творческом коллективе, а затем в расширенной аудитории перед учащимися и учителями школы. Этот этап не просто позволяет выступающим получить опыт публичных выступлений, но и стимулирует других учащихся присоединиться в будущем к исследовательской деятельности. После выступлений учащиеся обсуждают, анализируют работы, дают рекомендации, задают возникшие у них вопросы.

И наконец, можно сделать следующие  выводы:

1. Формирование исследовательских навыков на уроках обучения английскому языку, с моей точки зрения, способно помочь: глубже узнать изучаемый язык, повысить мотивацию учащихся, увидеть практическое применение ИЯ в современном мире.

2. Современный подход к реализации потенциалов исследовательской деятельности учеников должен строиться на принципах личностно-ориентированного образования – именно в этом случае в процессе её организации удастся достичь существенно иных результатов личностного развития школьников.

3. На этапе, когда учащиеся начинают работать над исследовательскими проектами, очень важен адекватный выбор темы.

4. Значимо учитывать как интересы, так интеллектуальные и даже материальные возможности учащихся. Темы, предлагаемые ребятам, должны быть разными по сложности, направленности, но все должны быть основаны на изучаемом или изученном материале. Обеспечение литературными источниками также входит в компетенции преподавателя.

 5. Сказать, что учитель окончательно достиг своей цели, можно лишь тогда, когда учащийся сам понимает значимость исследовательской деятельности, сам стремится к ней.

И в заключении : " Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами". Ш.А. Амонашвили.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся.

Описание опыта работы по теме  "Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся."...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПО ТЕМЕ «ВЛИЯНИЕ РИТМА СТИХОТВОРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА»

Методические рекомендации к исследовательской работе, которая заняла первые места на городской и региональной НПК в секциях "Литература", "Валеология", "Психология" и даже "Физиология"....

Организация исследовательской работы учащихся на уроках математики

Данная работа  является попыткой обобщения опыта по применению элементов исследования на уроках математики и во внеурочное время, как в среднем звене, так и в профильной школе.Исследование ...

Организация исследовательской работы на уроках математики

Учителя ищут эффективные пути и средства развития потенциальных возможностей школьников. Сейчас в школьной практике активно используются технологии развивающего обучения, согласно которым учит...

Методика организации исследовательской работы по экологии

Одним из направлений работы  нашего школьного  научного общества «Эврика» является - экологическое. Поле деятельности в этом направлении огромно. Желание заниматься исследовательской де...

Организация исследовательской работы учащихся на уроках литературы через групповую форму организации ученической деятельности

В статье определены особенности организации групповой работы, изложены требования к учебному материалу, даны советы по комплектованию групп, обозначены функции учителя, предложен  план групповой ...

Организация исследовательской работы с учащимися (система работы МАН).

В настоящее время  история нашего государства подверглась жесточайшей  ревизии: многие факты были пересмотрены и по-иному трактованы. Некоторые современные  ученые предлагают свою верси...