СОВРЕМЕННЫЙ УРОК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА: ТРЕБОВАНИЯ ФГОС И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ШКОЛЕ
статья по английскому языку

Юлия Дмитриевна Эрберг

Утверждение государственных образовательных стандартов второго поколения возложило на учителей новые требования для достижения целей образовательного процесса, отвечающих нуждам современного общества. Главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимся возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои достижения. В контексте новых образовательных стандартов методика преподавания иностранного языка также претерпела соответствующие изменения с учетом требований воспитания и развития компетентной, творческой, всестороннее развитой личности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эрберг Ю.Д., учитель английского языка

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА: ТРЕБОВАНИЯ ФГОС И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ШКОЛЕ

Утверждение государственных образовательных стандартов второго поколения возложило на учителей новые требования для достижения целей образовательного процесса, отвечающих нуждам современного общества. Главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимся возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои достижения. В контексте новых образовательных стандартов методика преподавания иностранного языка также претерпела соответствующие изменения с учетом требований воспитания и развития компетентной, творческой, всестороннее развитой личности.

Стандарты второго поколения определяют следующие цели обучения английскому языку: развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции; развитие личности учащихся; формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

В качестве предполагаемых результатов обучения выделяют: предметные результаты, личностные результаты, метапредметные результаты. К личностным можно отнести: формирование мотивации изучения языка; формирование коммуникативной компетенции и общекультурной и этнической идентичности; осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка и стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; стремление к лучшему сознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры и готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.  Метапредметные результаты включают в себя: развитие коммуникативной компетенции и исследовательских учебных действий; умение четко определять области знаемого и незнаемого; умение определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать действия, прогнозировать результаты, анализировать итоги деятельности, делать выводы, вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы; осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на английском языке.

ФГОС второго поколения наряду с результатами учебного процесса предполагают также: социализацию; расширение общего лингвистического кругозора, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер; освоение правил речевого поведения и лингвистических представлений, необходимых для овладения устной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора; формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором.

Сегодня школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. В широком значении “универсальные учебные действия” – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, УУД – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Если говорить о требованиях к современному уроку в условиях стандарта второго поколения, то необходимо отметить, что вся учебная деятельность должна строиться на основе системно-деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих действие со стороны ученика.

В связи с этим, можно определить следующие требования к современному уроку: четкое формулирование цели; определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся; прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах; выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля и их оптимального воздействия на каждом этапе урока; выбор оптимального сочетания различных форм работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения, обеспечивающий познавательную активность; урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; создание условий успешного обучения учащихся.

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

Выделяются следующие типы уроков: уроки изучения нового учебного материала; уроки совершенствования знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации; комбинированные уроки; уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Моделируя урок, современному учителю следует придерживаться следующих правил: конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в учебной программе; отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание); выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока; определить формы контроля за учебной деятельностью обучающихся; продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап; продумать форму подведения итогов урока.

Таким образом, современный урок будет результативным, если будут соблюдены следующие условия: на этапе целеполагания активную позицию занимает ученик; используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся и их мотивацию к учебной деятельности; учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески; учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися; учитель применяет дифференцированный подход в обучении; учитель обучает детей осуществлять рефлексию своей деятельности; учитель стремится оценивать результаты каждого ученика, поощряет и поддерживает даже маленькие  успехи; на уроке преобладает атмосфера сотрудничества между учителем и учениками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Требования к современному уроку английского языка в условиях введения ФГОС»

Основные отличия традиционного урока от урока по ФГОС. Приёмы, актуальные для современного урока английского языка....

"Современный урок английского языка по ФГОС: организация и проведение".

"Современный урок английского языка по ФГОС: организация и проведение"....

Проектирование современного урока английского языка с учетом требований ФГОС

Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО В чем же новизна современного урока в условиях введения ФГОС? Теперь в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, ...

Статья по теме "Моделирование современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС"

Моделирование современного урока английского языкав соответствии с требованиями ФГОС...

Современный урок английского языка по ФГОС

Современный урок английского языка по ФГОС...

Реализация идей компетентностного подхода на уроке русского языка: требования ФГОС и их реализация в образовательном процессе.

В настоящее время вопрос о смене приоритетов в целевой установке стоит особенно остро. Проблема перехода на качественно новое содержание требует методологического обоснования, выявления принципов, кот...

Статья "О реализации требований к современному уроку с учетом требований ФГОС при работе с обучающимися с ТМНР и РАС"

Статья "О реализации требований к современному уроку с учетом требований ФГОС при работе с обучающимися с ТМНР и РАС" (к метод.конференции)...