Методика подготовки учащихся к участию в региональной олимпиаде школьников Санкт-Петербурга «Гиды – переводчики».
статья по английскому языку (8, 9, 10, 11 класс)

Боярова Марина Вячеславовна

С 2005 года комитетом по образованию С-Петербурга при участии ГБОУ ЦО «Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных» среди учащихся 8-11 классов проводится олимпиада «Гиды-переводчики» . В данной статье описана методика подготовки к участию в данной олимпиаде, разработанная учителями ГБОУ СОШ 207 г.С-Петербурга.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Боярова М.В.

Методика подготовки учащихся к участию в региональной олимпиаде школьников Санкт-Петербурга «Гиды – переводчики».

Современная система образования в России проходит процесс модернизации, в его основу положен системно-деятельностный подход, который своими целями ставит развитие личности ребёнка, формирование готовности учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность учащихся, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей здоровья учащихся.(3)

Помочь в реализации этих целей может внеклассная деятельность, в частности подготовка ребят к участию в конкурсах и олимпиадах.

С 2005 года комитетом по образованию С-Петербурга при участии ГБОУ ЦО «Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных» среди учащихся 8-11 классов проводится олимпиада «Гиды-переводчики» . Участие в этой олимпиаде:

  • мотивирует к изучению иностранного языка
  • способствует развитию интереса к истории родного города
  • привлекает внимание учащихся к Петербургу как одному из крупнейших культурных и туристических центров Европы
  • способствует развитию коммуникативных навыков учащихся (1)

Олимпиада проходит в 3 этапа – жеребьевка и определение темы (проводится организаторами олимпиады в ноябре), 2 этап – написание работы (декабрь-февраль), 3 этап – устная защита проекта (апрель).

Соответственно, работа с детьми начинается заранее, еще в октябре месяце и проходит в несколько этапов:

  1. Постановка цели и задач.
  2. Выбор темы.
  3. Работа над проектом.

Далее, подробнее о каждом этапе.

  1. Постановка цели и задач.

На занятии обсуждаем с детьми условия конкурса, требования, выделяем основные моменты, цели, планируемые результаты, выявляем желающих участвовать в олимпиаде.

  1. Выбор темы.

В данной олимпиаде выбор темы осуществляется методом жеребьевки, которая проводится централизованно организаторами олимпиады. Менять или передавать тему другому нельзя.

  1. Работа над письменной частью проекта.
  1. Составление плана работы совместно с учителем.
  2. Сбор информации.

Нахождение необходимой литературы посредством посещения библиотек, поиска в Интернете, составление библиографии.

  1. Отбор и изучение экскурсионных объектов, определение подтемы проекта.

В процессе детального изучения объектов обнаруживается большое количество информации, которое невозможно передать в рамках одной экскурсии, тогда учащимся необходимо выбрать для себя подтему, которую они осветят в проекте. Например, при получении темы «Невский проспект», можно выбрать для экскурсии такие подтемы как «Театральный Невский», «Толерантный Петербург», либо провести литературную экскурсию по проспекту.

  1. Составление маршрута экскурсии.

Продумываем маршрут так, чтобы он максимально раскрывал выбранную тему, был удобен не только для рассказа, но и для экскурсионной группы, чтобы его можно было пройти в неспешной прогулке за отведенное на экскурсию время.

  1. Объезд или обход маршрута.

Необходимо заранее пройти предполагаемый маршрут для того, чтобы определить, сколько времени займёт вся экскурсия, определить сами места остановок, ракурсы показа объектов. Также удобно самостоятельно сделать фотографии объектов экскурсии, отдельных элементов, на которые будет обращено внимание в ходе рассказа. Данные фотографии будут нужны как для приложения к работе, так и для компьютерной презентации, необходимой на последнем очном этапе конкурса.

  1. Разработка и написание текста экскурсии в соответствии с планом.

Важно отметить роль ученика и учителя. Последний сам не составляет текст работы, а лишь консультирует относительно того, что лучше добавить, что исключить, помогает с формулировкой идей.

Консультации с учащимся могут проходить еженедельно или в соответствии с составленным планом. Причем также удобно консультировать, используя дистанционные методы, например, через электронную почту.

  1. Определение методических приемов проведения экскурсии (показа, рассказа и реконструкции). Совместно с учителем в зависимости от условий проведения экскурсии на конкретном объекте определяются и методические приемы. Например, если в экскурсию будет включён объект, который сейчас уже не существует, необходимо использовать приём реконструкции.
  2. Обсуждение и редактирование.

Здесь существуют разные пути. Можно редактировать сразу всю написанную работу, можно по частям (остановкам). Помним, что в требованиях к работе указано определенное количество остановок, которые учащийся должен включить в экскурсию.

При редактировании необходимо сопоставлять работу с требованиями и критериями, предъявляемыми к работе, следить за конечным объемом работы.

Например, необходимо следить, чтобы текст работы учащегося не представлял собой лекцию, а был экскурсией, для чего рассматриваются характерные особенности последней, такие как необходимость показа, а затем уже рассказа об объекте. Также важно обратить внимание на правила показа объектов (здания снизу вверх, а памятники сверху вниз).

Немаловажными факторами являются и связь объектов в экскурсии, наличие логичных переходов.

Так как работа проводится совместно, мы учим ребят критически оценивать свою работу, развиваем регулятивные УУД.

  1. Перевод на иностранный язык.
  2. Редактирование текста на иностранном языке

Осуществляется с помощью учителя. Важно обратить внимание на предложения, фразы, слова, требующие редакции, учащийся сам вносит исправления.

  1. Работа с архитектурными терминами.

Экскурсовод должен уметь объяснить используемые термины. Здесь мы учим детей пользоваться различными словарями, справочниками. Необходимо научить детей выбирать наиболее подходящее определение согласно целевой аудитории.

  1. Соотнесение полученных результатов с поставленными целями и теми требованиями, которые предъявляются к работе.

Например, соблюдение объёма работы, правильность оформления, наличие списка используемой литературы и сносок в тексте на него, наличие приложения с иллюстрациями и т.д.

При условии успешного прохождения заочного этапа конкурса, участники получают возможность участвовать в завершающем очном туре, где и определяется победитель.

  1. Работа над устным представлением проекта.
  1. Выбор остановки.

Для представления на очном этапе необходимо выбрать наиболее впечатляющий, необычный фрагмент экскурсии (1 остановку). Время выступления строго регламентировано, что указано в правилах участия в олимпиаде – на представление проекта отводится 5 минут на русском языке и 5 минут на иностранном. Соответственно, текст выступления в среднем не должен превышать 1 листа А4.

Текст необходимо выучить и рассказывать наизусть.

  1. Создание компьютерной презентации.

Для наиболее выигрышного представления проекта необходимо позаботиться о яркой, зрелищной компьютерной презентации, она также оценивается жюри. Помимо изображений в нее можно добавлять аудио и видео файлы, но при этом необходимо учитывать технические особенности места проведения очного этапа олимпиады. Также необходимо обратить внимание на выбираемый фон – он не должен препятствовать читабельности текста. В целом задача презентации – помочь экскурсоводу, но не отвлекать его.

  1. Репетиция выступления

Устное выступление необходимо неоднократно прорепетировать с учителем, в семье для того, чтобы исправить неточности в произношении, выработать спокойный уверенный темп речи.

  1. Ответы на вопросы

Прослушав устное выступление конкурсанта, члены жюри задают вопросы. Они могут быть совершенно разные, но все связаны с представляемой экскурсией: по краеведению, по упоминаемым архитектурным терминам, по архитектурному декору показанных объектов, по маршруту экскурсии, по темпу речи, произношению. Соответственно, на этапе подготовки необходимо уделить этому максимальное внимание.

Участие в конкурсах и олимпиадах помогает не только расширить кругозор, но и развить всевозможные навыки, которые, несомненно, пригодятся учащимся в дальнейшем. Участвуйте и побеждайте!

Список литературы

  1. Положение о проведении региональной олимпиады школьников Санкт-Петербурга «Гиды-переводчики» http://baseold.anichkov.ru/departments/olympiad/region/guide#информация 
  2. Приложения по написанию проекта – экскурсии региональной олимпиады школьников Санкт-Петербурга «Гиды-переводчики» http://baseold.anichkov.ru/departments/olympiad/region/guide#информация 
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования" http://rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «Юный филолог» ( программа подготовки учащихся к участию в предметных олимпиадах по русскому языку)

     Предлагаемая программа предназначена для учащихся средней ступени (7-8 классы)  обучения общеобразовательных школ. Программа разработана  для работы со школьниками...

Педагогический проект «Географическая школа: школа подготовки подготовка учащихся к муниципальному этапу всероссийской олимпиады школьников»

В настоящее время одно из ключевых направлений работы средней школы – создание условий для выявление одарённых обучающихся и их мотивация на углублённое изучение отдельных предметов. Важнейший и...

Система работы с одарёнными учащимися. Работа учителей-предметников по подготовке учащихся к участию в конкурсах и олимпиадах.

Одаренные дети. Основные задачи школы по подготовке учащихся к конкурсам и олимпиадам....

Программа подготовки учащихся к участию в предметной олимпиаде по биологии

Современные требования к организации обучения школьников согласно Концепции модернизации российского образования нацеливают учителя на развитие творческой, социально-активной личности, выявление ее по...

Организационно-педагогические условия подготовки школьников Санкт-Петербурга к олимпиаде по «Технологии»

Представление исследования о важности внедрения и реализации организационно-педагогических условий совершенствования подготовки школьников Санкт-Петербурга к олимпиаде по «Технологии»....

Методическая разработка для учителей технологии и педагогов дополнительного образования Тема: «Методика подготовки обучающихся к практической части Всероссийской олимпиады школьников по технологии»

Методическая разработка составлена для учителей технологии и педагогов дополнительного образования, которые занимаются подготовкой участников Всероссийской олимпиады школьников по технологии, направле...

Программа по подготовке обучающихся к участию во Всероссийской олимпиаде школьников

Создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении....