Программа внеурочной деятельности «Юный филолог» ( программа подготовки учащихся к участию в предметных олимпиадах по русскому языку)
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Муслимова Иразибат Гасановна

       Предлагаемая программа предназначена для учащихся средней ступени (7-8 классы)  обучения общеобразовательных школ. Программа разработана  для работы со школьниками, проявляющими высокую мотивацию к изучению русского языка, для их подготовки к результативному участию в предметной олимпиаде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx37.55 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

внеурочной деятельности «Юный филолог»

( программа подготовки учащихся к участию в предметных олимпиадах

по русскому языку)

Пояснительная записка

       Предлагаемая программа предназначена для учащихся средней ступени (7-8 классы)  обучения общеобразовательных школ. Программа разработана  для работы со школьниками, проявляющими высокую мотивацию к изучению русского языка, для их подготовки к результативному участию в предметной олимпиаде.

Программа реализуется в рамках внедрения ФГОС и регламентируется следующими нормативно-правовыми актами: 

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от  29.12.2012 года № 273-ФЗ.
  2. Базисный учебный план общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 г.
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Президент РФ от 04 февраля 2010 г. № Пр-271.
  4. Одаренность: Рабочая концепция. М., 1998.
  5. Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 4 сентября 2008 г. N 255 «О внесении изменений в порядок проведения олимпиад школьников, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 22 октября 2007 г. N 285».
  6. Приказ министерства образования и науки РФ от 18.11.2013 № 1252 " Об утверждении порядка проведения всероссийской олимпиады школьников"
  7. Закон Ханты-мансийского автономного округа – Югры от 1 июля 2013 года № 68-оз «Об образовании в Ханты-мансийском автономном округе – Югре».

В  «Государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Развитие образования в Ханты-Мансийском  автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы" одной из приоритетных задач является увеличение доли обучающихся 5 - 11 классов, принявших участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников (в общей численности обучающихся), с 40,3% до 46%.

         Данная программа рассматривается, как система использования русского языка в развитии индивидуальности школьника и направлена на социальное и культурное развитие личности учащегося, его творческой самореализации.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена анализом сложившейся ситуации в практике преподавания гуманитарных наук в общеобразовательной школе, которая позволяет выявить противоречия между: требованиями программы общеобразовательных учреждений и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике;  условиями работы в классно-урочной системе преподавания русского языка и литературы и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

   Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на углубление учебного материала за счёт изучения отдельных понятий из курса исторической грамматики, истории литературного языка, способствует формированию глубоких знаний по предмету, развивает интерес к родному языку.

В процессе обучения по данному курсу учащиеся познакомятся с форматом Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку  и будут практиковаться в выполнении олимпиадных заданий. Необходимость курса заключается в том, что его изучение поможет ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Основная образовательная задача курса определяется, с одной стороны, требованиями стандарта по русскому языку, а с другой стороны, необходимостью специализированной подготовки к участию в предметной олимпиаде. Программа предусматривает установление степени достижения итоговых результатов через систему контроля в форме тестирования учащихся в формате олимпиадного  задания.

Данный курс способствует индивидуализации процесса обучения. Он ориентирован на удовлетворение потребностей обучающихся в изучении русского языка, способствует развитию познавательной активности обучающихся. Курс расширяет и углубляет знания по русскому языку, сохраняет интерес, осознание необходимости его дальнейшего изучения, повышает мотивацию.

Данная программа рассчитана на 1 час в неделю. Целевая аудитория: школьники 7 – 8-х классов. Тематическое планирование составлено на 35 учебных часов.

Основная часть

    Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к родному языку и словесности, а также раскрытия их способностей. Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления, это возможность своего маленького открытия.

   Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету.

   Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей.

Цель программы – создание условий для подготовки обучающихся к предметной олимпиаде  по русскому языку,  предоставляя возможности создать  собственную образовательную траекторию.

Задачи:

  • подготовить ребят к различным видам заданий, дать рекомендации по работе над ними;
  • сориентировать учащихся в темах предлагаемых заданий;
  • научить пользоваться справочной литературой и словарями;
  • потренировать в решении наиболее часто встречающихся лингвистических задач.

В настоящем курсе, кроме традиционных разделов, изучаемых в основном курсе русского языка, которые даются более углублённо, предлагаются занятия по социолингвистике, истории языка, сравнительному языкознанию. Орфография не выделена в отдельную тему, работа над ней осуществляется попутно.

Формы работы: индивидуальная, групповая (в малых группах), самостоятельная, практические занятия тренировочного характера.

Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.

Контрольно-измерительные материалы: олимпиадные задания, тесты, тексты для различных видов разбора, творческие задания, презентации.

В результате прохождения данного курса учащиеся должны:

  • знать различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы, требующие письменного ответа, и др.);
  • знать различные виды анализа языковых единиц;
  • уметь нестандартно подходить к решению лингвистических задач;
  • уметь пользоваться словарями различных видов и справочной литературой по русскому языку.

Образовательная среда школы: сотрудничество с психологической службой школы;  кабинет, оснащенный компьютером, интерактивной доской и документ-камерой; школьная библиотека;  компьютерный класс.

Условия реализации Программы.

Для достижения запланированных образовательных результатов программа обеспечивает ряд необходимых условий (психолого-педагогических, кадровых, финансовых, материально-технических и иных) прежде всего через занятия определенными деятельностями:

  • совместной распределенной учебной деятельностью в личностно ориентированных формах (включающих возможность  самостоятельного  планирования и целеполагания, возможность проявить  свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации  материала и пр.);
  • исследовательской деятельностью  в ее  разных формах;  
  • деятельностью управления  системными объектами (техническими объектами, группами  людьми);
  • творческой деятельностью (художественное, техническое и другое творчество), направленной на самореализацию и самопознание;

В целях реализации данной программы и достижения планируемых результатов в школе создаются соответствующие условия: кадровые, материально-технические, учебно-методические, информационно-финансовые.

Риски: критерии оценки успешности ученика должны учитывать новые требования качества образования:

  • обученность детей;
  • соответствие стандарту (нормативные требования);
  • соответствие социальным запросам и ожиданиям;
  • соответствие личностным запросам школьника и его родителей.

Социальные партнеры, принимающие участие в реализации проекта:

  1. Городская школа одаренных детей на базе Центра развития образования.
  2. Кафедра русского языка Нижневартовского государственного университета.
  3. Кафедра русского языка Нижневартовского социально-гуманитарного колледжа.
  4. Родители.
  5. Городское методическое объединение учителей русского языка и литературы.
  6. Школьное научное общество.

Ведущие технологии, используемые для реализации программы:

  1. Проектные и исследовательские технологии.
  2. Информационно - коммуникационные технологии.
  3. Технологии развивающего обучения.
  4. Технология сотрудничества.
  5. Технология Активных Методов Обучения.
  6. Технология критического мышления.
  7. Игровые технологии.
  8. Интерактивные технологии.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практика

1

Введение. Разные виды олимпиадных заданий

1

1

2

История языка

3

1

2

3

Графика. Фонетика. Фонетические явления

2

1

1

4

Орфоэпия

2

1

1

5

Лексикология

2

1

1

6

Фразеология

2

1

1

7

Этимология

2

1

1

8

Морфемика и словообразование

3

1

2

9

Морфология. Части речи, их основные грамматические категории

4

1

3

10

Синтаксис и пунктуация

3

1

2

11

Стилистика и культура речи

2

1

1

12

Социолингвистика

2

1

1

13

Сравнительное языкознание

2

1

1

14

Различные виды анализа текста

5

1

4

Всего

35

14

21

Подготовка  учащихся к олимпиаде по русскому языку

Тематическое планирование

п/п

Название раздела, темы

К-во

часов

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии

Формы и приёмы работы

1

Введение. Разные виды олимпиадных заданий

1

Творческие работы. Тестовые задания. Вопросы, требующие письменного ответа. Лингвистические задачи. Рекомендации по их выполнению

Лекция с элементами беседы, выполнение заданий

2

История языка

3

Изменения, происходящие в языке. Алфавит. Падение редуцированных. Полногласие и неполногласие. Изменения в лексике и грамматике.

Лекция с элементами беседы

Тренировочные упражнения

Самостоятельная работа

3

Графика. Фонетика.

2

Соотнесение буквы и звука, йотированные буквы. Фонема. Сильная и слабая позиции гласных и согласных. Фонетические явления: оглушение, озвончение, ассимиляция и др. Фонетический анализ слова, транскрипция.

Лекция с элементами беседы

Самостоятельная работа

4

Орфоэпия

2

Орфоэпические нормы. Ударение.

Работа с орфоэпическими словарями. Выполнение упражнений

5

Лексикология

2

Лексическое значение. Полисемия. Омонимия. Паронимы. Различные лексические группы

Лекция с элементами беседы

Самостоятельная работа

Работа со словарями

6

Фразеология

2

Фразеологизмы, их строение, значение и происхождение.

Работа с толковым и фразеологическим словарями. . Выполнение упражнений

7

Этимология

2

Происхождение слова. Ложная этимология.

Работа с этимологическим словарём. Тренировочные упражнения

8

Морфемика и словообразование

3

Структура слова. Аффиксы. Различные способы образования.

Тренировочные упражнения

Самостоятельная работа

9

МорфологияЧасти речи, их основные грамматические категории

4

Морфологический анализ слова. Омонимия частей речи. Имя существительное: категории одушевлённости, рода, числа, падежа. Имя прилагательное: разряды. Глагол: вид, спряжение, наклонение, лицо, время. Имя числительное, отличие от других частей речи со значением количества. Склонение числительных. Служебные части речи.

Лекция с элементами беседы

Самостоятельная работа

Работа в группах

10

Синтаксис и пунктуация

3

Словосочетание и предложение. Виды предложений. Синтаксические синонимы. Синтаксический и пунктуационный анализы предложения.

Тренировочные упражнения. Конструирование предложений и словосочетаний

11

Стилистика и культура речи

2

Функциональные стили языка, их основные признаки. Литературные нормы языка.

 Самостоятельная работа

Тренировочные упражнения

12

Социолингвистика

2

Сленг, жаргон, арго. Табу и эвфемизмы

Тренировочные упражнения

Работа в группах

13

Сравнительное языкознание

2

Языковые семьи и группы. Славянские языки и признаки их родства. Интернациональная лексика. Имена и фамилии. Лингвистическое конструирование

Тренировочные упражнения

Самостоятельная работа

14

Различные виды анализа текста

5

Лингвистический анализ текста. Комплексный анализ текста. Историко-лингвистический анализ текста.

Практикум

Работа с текстом

Самостоятельная работа

Всего

35

Траектория подготовки к олимпиадам

Система подготовки участников олимпиад:

  • базовая школьная подготовка по предмету;
  • подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
  • самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
  • целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.

  • подготовка  к  олимпиаде  должна  быть  систематической,  начиная  с  начала  учебного  года;
  • курсы по выбору  целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;
  • индивидуальная   программа     подготовки  к  олимпиаде  для  каждого  учащегося,  отражающая  его  специфическую  траекторию  движения  от  незнания   к  знанию,  от практики до творчества;
  • использование диагностического  инструмента  (например, интеллектуальные  соревнования  по  каждому  разделу  программы по предмету);
  • уделить внимание  совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
  • использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.

1.Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:

  • наблюдения в ходе уроков;
  • составление Индивидуального образовательного маршрута одаренного ученика с учетом индивидуальных особенностей;
  • организацию исследовательской,   кружковой работы;
  •  привлечение к  внеклассным мероприятиям по русскому языку и литературе;
  • оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.

2.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет:

  • реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;
  • уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).

3.Планируем работу.

  • при планировании работы с группой школьников избегаем формализма и излишней заорганизованности;
  • оптимально выстраиваем индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);
  • предусматриваем возможность отдыха, релаксации;
  • основной  формой работы на занятиях -  различные формы индивидуальной и парной работы.

4.Расширяем кругозор:

  • читаем книги, журналы
  • работаем в Интернете
  • общаемся дистанционно
  • участвуем в интенсивных школах и т.д.

План мероприятий при подготовке учащихся к предметной олимпиаде

Планируемое  мероприятие

Срок

Ответственный

Планируемый результат

1

Первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности

май учебного года,

начало нового учебного года

педагог-психолог

Карта одаренности на каждого ребенка

2

Разработка программы по работе с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам

август

учитель-предметник

Проект программы

3

Диагностика.

сентябрь

учитель-предметник

Результаты диагностики

5

Формирование индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) учащихся по русскому языку

сентябрь

Учитель-предметник совместно с учеником и родителями

Индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ) на каждого одаренного ребенка

6

Проведение школьных олимпиад в рамках предметных недель, брейн-рингов и т.д.

в течение года согласно плану работы ОУ

учителя-предметники

Участие учащихся в мероприятиях познавательного характера

7

Организация участия одаренных детей в школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады школьников

согласно плану работы ОУ

учитель-предметник

Участие детей  в мероприятии

8

Создание системы дистанционного участия детей в предметных олимпиадах

http://www.farosta.ru/    дистанционные олимпиады «Фактор роста», http://www.unikru.ru/  мир конкурсов от Уникум и др.

в течение года

учитель-предметник

сертификаты участников, дипломы

9

Организация научно-поисковой работы учащихся посредством сети Интернет

в течение года

учитель -предметник

Исследовательская работа

10

Развитие  логического и интеллектуального мышления учащихся через чтение интернет-журналов научной и учебной направленности (Интернет-журнал «Эйдос» - http://www.eidos.ru/olymp/index.htm  , интернет-журнал для младших школьников «Опять» - http://irc43.ru/internet-zhurnal-dlya-mladshikh-shkolnikov-qopyatq.html)

в течение года

Школьный библиотекарь, учитель -предметник

 Привлечению к чтению интернет-журналов

Критерии оценивания олимпиадных заданий по русскому языку.

Критерии и количество баллов за задание по русскому языку определяется сложность и структурой вопроса. В зависимости от вопроса меняется его цена. Мною даны примерные варианты оценивания заданий по русскому языку.

Задание 1.

Итоговое количество баллов - 5.

Определение способа образования – 1 б.

Одна пара  слов с чередованием  - 1 б.

Один пример существительного -  1 б.

Восстановление пути образования существительного – от 0,5 до 2 баллов в зависимости от полноты и точности.

Задание 2.

Итоговое количество баллов –  9.

Определение одного значения – 1балл. В сумме 2 балла.

Грамматическая характеристика – 1 балл. В сумме 2 балла.

Интерпретация  каждого контекста и привлечение фоновых знаний – до 2 баллов. В сумме до 4 баллов.

Ответ на вопрос – до 1 балла в зависимости от полноты ответа.

Задание 3.

Итоговое количество баллов – 16.

Определение типа речи – 1 балл.

Одна стилистическая помета –  0,5 балла. В сумме – 3 балла.

Толкование одного слова -1 балл. В сумме – 6 баллов.

Одно однокоренное слово – 1 балл.

Развернутый ответ на вопрос – до 5 баллов.

Задание 4.

Итоговое количество баллов – 2.

1. Одна поговорка – 1 б.

2. Толкование одной пословицы  - 1 б.

Задание 5.

Итоговое количество баллов – 2.

До 2 баллов в зависимости от полноты и правильности ответа.

Задание 6.

Количество баллов – 2.

Обособление  приложения  скота – 2 б.

Задание 7.

Итоговое количество баллов – 6.

1. Выбор верного варианта написания одного слова – 1 б.  В сумме  3б.

2. Обоснование каждого  варианта написания – 1 б. В сумме – 3 б.

Задание 8.

Итоговое количество баллов – 7.

Указание на происхождение от глаголов -  до 5 баллов в зависимости от полноты ответа.

Указание на словообразовательный суффикс  - 2 б.

1.Для оценки индивидуальной успешности учащихся по вариативным показателям предлагаю применять Открытый банк оценочных средств по русскому языку на портале ФИПИ.

http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?theme_guid=702838D232868B334C0957614C9D872E&proj_guid=BD98FF424631BFE24D6010A4B1266CA8

2.Введение Индивидуального образовательного маршрута и портфолио

одаренного ребенка.

Портфолио за 20_-20_ учебный год

Портфолио  ФИО

Олимпиады

Заочные, дистанционные конкурсы

Городские конкурсы

Городской слет НОУ, научные конференции.

Использованные источники

  1. Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии: Кн. Для внеклас. чтения учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1988.
  2. Кондратов А. Письмена мертвые и живые. – СПб.: Азбука-классика, 2007 – Серия «Русская словесность».
  3. Леонтьев А. Путешествие по карте языков мира. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.
  4. Милославский И.Г. Зачем нужна грамматика? - М.: Русское слово, 2000.
  5. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение. 2008. Серия - Твой кругозор.
  6. Пасхалов А.П. Удивительная этимология – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.– (О чем умолчали учебники.
  7. Браун И.П. Странности нашего языка. Занимательная лингвистика. – М.: РИПОЛ классик, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Юный математик" для учащихся 5 класса

По результатам итогов ЕГЭ последних лет по математике, у учащихся средней и старшей школы проявляется неспособность выполнять даже простые арифметические операции, ориентироваться в расчетах, которые ...

Программа по внеурочной деятельности "Юный филолог"

Планирование внеурочной деятельности...

Программа внеурочной деятельности "Юный филолог"

Данная программа внеурочной деятельности предпололагает развитие кругозора и мышления о обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чу...

Программа подготовки учащихся к участию в предметной олимпиаде по биологии

Современные требования к организации обучения школьников согласно Концепции модернизации российского образования нацеливают учителя на развитие творческой, социально-активной личности, выявление ее по...

Программа внеурочной деятельности "Юный филолог"

Программа по русскому языку, курс 5 класса...

Программа внеурочной деятельности "Юный филолог" 5-6 класс

Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5-6 классов...