Система подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников
статья по английскому языку

Шевякова Марина Геннадьевна

Предлагаются пути эффективной подготовки школьников к олимпиадам и конкурсам, дается список литературы и перечень авторов пособий, на которыеможно опираться при подготовке к ВОШ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_vosh_iz_opyta_raboty.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

 Подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников: из опыта работы

Шевякова Марина Геннадьевна

МАОУ СШ №10 г. Павлово

Поиск и поддержка талантливых и одарённых детей – одно из направлений национального проекта «Образование». Роль учителя - разглядеть и раскрыть одарённость ребёнка, активизировать познавательный интерес и подвести учащихся к достижению высоких результатов.

Согласно Методическим рекомендациям для школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2019/2020 гг. основными целями Олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к английскому языку, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда лингвистических и социокультурных знаний, связанных с историей и современным функционированием различных вариантов английского языка и историей и культурой англоязычных стран.

В школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку принимают участие учащиеся 5-11 классов. Участники делятся на 3 возрастные группы: 5-6 классы, 7-8 классы и 9-11 классы. В муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку принимают участие учащиеся 7-11 классов. Участники делятся на 2 возрастные группы: 7-8 классы и 9- 11 классы.

Существуют требования к содержанию заданий олимпиады. Они должны носить проблемно-поисковый характер и выявлять творческий потенциал участника. Задания олимпиады не должны повторять формат ГИА-9 и ГИА-11 по английскому языку, однако должны соответствовать всем требованиям тестовых заданий.

Задачей школьного этапа олимпиады по английскому языку является популяризация английского языка в школах, привлечение как можно большего числа школьников к участию в олимпиаде, поэтому уровень сложности заданий на этом этапе не должен быть завышен, задания должны быть интересными и посильными для учащихся соответствующих возрастных групп.  

Уровень сложности заданий должен соответствовать возрастной группе, то есть необходимо следить за тем, чтобы задания для 5-6 классов не были сложнее заданий для 7-8 классов, а задания для 7-8 классов не были сложнее заданий для 9-11 классов школьного этапа.  При составлении заданий данного этапа следует также исходить из принципа разумной целесообразности и не делать задания слишком объемными, требующими большого количества времени для выполнения.

Для обеспечения комплексного характера проверки уровня коммуникативной компетенции участников рекомендуется проводить школьный этап олимпиады по пяти конкурсам:

  конкурс понимания устной речи (Listening)

 конкурс понимания письменной речи (Reading)

 лексико-грамматический тест (Use of English)

 конкурс письменной речи (Writing)

  • конкурс устной речи (Speaking) (для 5-6 классов).

Все же в каждом регионе решение о проведении конкурса устной речи для 5-6 классов принимает организатор школьного этапа.

Задачей муниципального этапа олимпиады по английскому языку является отбор наиболее одаренных школьников для участия в последующих этапах олимпиады, поэтому уровень сложности заданий на этом этапе должен быть выше, чем на школьном этапе, но ниже, чем на последующих этапах; задания должны быть интересными для учащихся соответствующих возрастных групп.

В связи с техническими сложностями, связанными с проведением конкурса устной речи (Speaking), Центральная предметно-методическая комиссия по английскому языку рекомендует не проводить этот конкурс для 7-8 и 9-11 классов на школьном этапе и для 9-11 на муниципальном. Однако, вопрос о проведении конкурса устной речи в рамках школьного этапа решает организатор школьного и муниципального этапов в данном регионе.

Рекомендуемый уровень сложности по шкале Совета Европы для 5-6 классов - A1 - A2; для 7-8 классов - A2 – B1;  для 9 - 11 классов - B1 – B2. При подготовке заданий рекомендуется сочетать задания разного уровня.

Уровень сложности заданий муниципального уровня для 7-8 классов - B1 – B1+2 ;  для 9 - 11 классов - B2 – B2+3. B1+ означает усложнение заданий: то есть большинство заданий должны соответствовать уровню B1, но возможно включение 2-3 заданий уровня B2.

При подборе текстовых материалов рекомендуется включать материал о России (истории, культуре, географии), наряду с текстами об англоязычных странах.

Рекомендуется использовать разнообразные виды заданий следующих типов (т.е. внутри одного пакета заданий рекомендуется сочетать задания разного типа):

  множественный выбор: выбор среди трех или четырех вариантов ответов, или выбор вариантов ответов из предложенного меню (списка вариантов ответов);

  альтернативный выбор (правильно/неправильно) или усложненный альтернативный выбор (правильно/неправильно/ в тексте не сказано);

 перекрестный выбор (из двух списков единиц подобрать пары по тем или иным предложенным признакам);

 упорядочение (составить связный текст из разрозненных предложений или абзацев; восстановить последовательность событий, представленных в произвольном порядке; вставить в текст пропущенные предложения или части предложений);

 трансформация, замена, подстановка (при проверке лексико-грамматических навыков);

 завершение высказывания (нахождение недостающего компонента);

 ответы на вопросы закрытого и открытого типа (краткие и развернутые);

  внутриязыковое перефразирование (относится к продуктивным типам тестовых заданий, требует от составителя четкой формулировки задания);

 клоуз-процедура или клоуз-тест

Рекомендуемая общая продолжительность четырех письменных конкурсов для 5-6 классов – от 45 до 60 минут для 7-8 классов – от 60 до 90 минут для 9-11 классов – от 90 до 120 минут.

При включении в пакет заданий на трансформацию и перефразирование следует предусмотреть возможность расширения ключей для данных заданий.

Участникам не разрешается брать в аудиторию бумагу, справочные материалы (словари, справочники, учебники и т.д.),мобильные телефоны, диктофоны, плейеры, планшеты и любые другие технические средства.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической.

На основе собственного опыта могу предложить способы подготовки к олимпиадам.

  • Разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний.
  • Использование индивидуальных творческих заданий повышенного уровня на уроках, это касается и домашних заданий.
  • Работа с семантическими полями и рядами лексики; со словообразованием; с историей возникновения идиом, повторение фразовых глаголов в контексте.
  •  Регулярная практика в написании текстов разного формата (делается это сразу на время с целью развития спонтанной беглой письменной речи обучающихся).
  • Использование дополнительной научной литературы и Интернет для углубления знаний (книги по истории, культуре и географии, научные статьи).
  • Предоставление максимальной самостоятельности – возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий.
  • Рефлексия. На этапе подготовки к олимпиаде учитель осуществляет тактичный контроль, организует коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.

Таким образом, очевидно, что подготовка к участию школьников в предметных олимпиадах - это систематическая, нелегкая работа, это труд, требующий огромных душевных, эмоциональных, физических затрат и личного времени, но несомненно приносящий удовлетворение.

Использованная литература

1. Методические материалы, утвержденные на заседании Центральной предметно-

методической комиссии по английскому языку (протокол № 1 от 25.07.19)

2. Ю.Б.Курасовская, Т.А.Симонян, О.А.Титова. Key to success. Сборник тренировочных

упражнений для подготовки к Всероссийской олимпиаде по английскому языку. - М.:МЦНМО,

2018.

3. www.rosolymp.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. КОНКУРС-ФЕСТИВАЛЬ «Петербургский урок 2019-2020» для подготовки к Всероссийской Олимпиаде школьников 2019 год.

Номинация 2 – «Лучшее внеурочное занятие в 5-11-х классах»Занятие – квест «Германия, которую мы знаем» («Deutschland, das wir kennen»). Предмет – ...

Разработка творческих проектов при подготовке к всероссийской олимпиаде школьников по технологии и конкурсам.

Цель - развитие исследовательских умений и творческих способностей учащихся, формирование рациональных способов деятельности и опыта самообразования; подготовка к конкурсам и олимпиадам обучающихся...

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми при подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников.

Методические рекомендации по работе с одаренными  детьми при подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников предназначены для работы педагогов для успешной подготовки обучающихся с высоким...

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми при подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников.

Презентация  Методические рекомендации по работе с одаренными  детьми при подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников....