Стратегии смыслового чтения в урочной и внеурочной деятельности обучающихся
методическая разработка по английскому языку

Стратегии смыслового чтения на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuimova_s.yu_._priemy_po_teme_smyslovoe_chtenie.doc206.5 КБ

Предварительный просмотр:

Стратегии смыслового чтения на уроках английского языка

ФГОС второго поколения содержит требования к личностным, предметным и метапредметным результатам изучения предмета. Одним из таких метапредметных результатов, которые можно формировать на уроках иностранного языка, является смысловое чтение, включающее «умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность фактов».

Смысловое чтение включает в себя три основных аспекта, являющихся критериями оценки уровня его форсированности, а именно:

- поиск информации и понимание прочитанного;

- преобразование и интерпретации информации;

- оценка информации.

Работа с текстом происходит поэтапно:

1.Предтекстовый этап;

2. Текстовый этап;

3.Послетекстовый этап.

На этапе перед чтением текста нужно активизировать знания учащихся, пробудить их интерес к изучению текста. Задачами ориентировочных предтекстовых стратегий являются постановка цели и задач чтения, актуализация или знакомство с важными понятиями, актуализация предшествующих знаний, формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий, мотивирование читателя, включение механизма антиципации — прогнозирования содержания, тематической и эмоциональной направленности текста,  формирования умения и привычки думать над книгой до чтения. Если раньше, согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось одно задание «Прочитайте текст», а основное внимание уделялось контролю понимания прочитанного, то теперь мы знаем, что чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый им результат.

Текстовый этап, это основной этап, где и происходит непосредственная работа с текстом. Он включает в себя задания, которые учащиеся выполняют во время чтения. На этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, он самый продолжительный по времени и может включать несколько заданий, позволяющих провести проверку прочитанного.

Целью стратегий на исполнительной фазе чтения является развитие его механизмов, то есть выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное. Основным принципом стратегий этого этапа является остановка деятельности, размышление вслух, прогноз, установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета.

Целью стратегий послетекстовой деятельности является использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного.

На этапе после прочтения текста учащиеся формируют личностное отношение к тексту и формируют его либо с помощью собственного текста либо своей позиции в дискуссии. В качестве заданий можно организовать дискуссию, ролевую игру, презентацию, написать письмо, сочинение и т. д. В качестве заданий на контроль понимания прочитанного учащимся предлагались задания, вовлекающие их в активную творческую деятельность, причем не только речевую, но и неречевую:

- нарисуйте, начертите…

- перескажите, расскажите, спишите, докажите…

- напишите, продолжите, закончите, дополните…

- найдите эквиваленты, переведите…

К примеру, рассмотрим урок во 2 классе по теме Colours (Цвета). Я предлагаю ребятам для чтения стихотворение-договорку (см. Приложение 1)

Предтекстовый этап (ориентировочный)

 Приём «Ключевые слова». Учитель выбирает из текста 5-7 ключевых слов и выписывает их на доску. Ученики в парах дают толкование слов и высказывают предположения, как они буду применяться в новом контексте.

При работе с текстом проверяется правильность предположений и новая трактовка (приложение №1).

1)Детям предлагается догадаться, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. На доске ключевые слова: Red, Yellow, Blue, Black, Brown, Green, Grey, White, Pink.

Учащиеся высказывают предположения о том, о чем будет говориться в тексте.

2) Следующий прием, который актуально использовать на начальном этапе работы с текстом – это прогнозирование содержания текста по заголовку. Этот прием работы заключается в предсказании содержания текста по заголовку:

1.Учащиеся читают заголовок текста, рассматривают иллюстрации к нему и высказывают свои предположения о теме содержании текста;

2.Учащимся предлагается воспользоваться своими знаниями по теме, которой посвящен текст, задавая себя вопрос: "Что я знаю по этой теме?"

3.Учащиеся записывают ключевое слово заголовка и составляют схему, заполняя ее ассоциациями, возникшими у них еще до чтения.

4.Учащимся предлагается разбиться на пары, обсудить составленные схемы и уточнить свои предположения о теме и содержании текста.

Текстовый этап 

 Прием «Чтение в кружок» (приложение №2)

Начинается чтение текста по абзацам. Задача ученика — читать с пониманием, задача слушающих — задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. После каждого прочитанного абзаца слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ неверен или неточен, другие ученики его поправляют.

Прием «Чтение с остановками»

Цель — управление процессом осмысления текста во время чтения.

Ученик читает текст. Учитель останавливает его после определенных моментов и задает всем ребятам несколько вопросов на понимание прочитанного, и один на прогнозирование событий.

Еще один из вариантов, это учащиеся самостоятельно читают текст первый раз с установкой проверить свои предположения, сделанные до чтения текста.

Послетекстовый этап

В качестве задания обучающимся предлагается познакомиться с презентацией, выполнить задание – назвать цвет квадратика для слов, названных учителем. (Приложение №3)

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование умения смыслового чтения является сложным, комплексным процессом, который заключается в синтезе множества различных навыков и умений, и при отсутствии хотя бы одного из них умение смыслового чтения считается несформированным.

Обучение стратегиям чтения развивает умения взаимодействовать с текстом, размышлять о прочитанном.

В заключении хочется сказать, что чтение на английском языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения, является по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей. Возможность непосредственного общения с носителями языка имеют, как правило, сравнительно немногие, возможность читать, практически все.

(Приложение № 1)

Догадка темы урока по ключевым словам.

Детям предлагается догадаться, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. На доске ключевые слова:

Red

Yellow

Blue

Black

Brown

Green

Grey

White

Pink

 COLOURS

Учить цвета я стала

Цвет по-английски … colour.

У меня сомнений нет

Красный цвет конечно … red.

Облизнувшись, кошка съела

Желток желтый. Желтый … yellow.

Я тону, иду ко дну

Синий цвет конечно … blue.

Очень черный негр Джек,        

Черный по-английски … black.

Коричневое платье купила эта фрау,

Мы знаем очень точно, коричневое … brown.

Ох, не спелый мандарин.

Он зеленый, просто … green.

Мышонок серый, убегай быстрей!

Серый по-английски … grey.

Мышка – … mouse, кошка – … cat

Белый … white, а черный … black.

Розовые розы падают на ринг.

Цвет красивый розовый, по-английски … pink.

Учащиеся высказывают предложения о том, какие слова пропущены в тексте, в группах можно подобрать слова для заполнения пропусков.

(Приложение №2)

Учащимся предлагается прочитать стихотворение и перевести:

Colours

Щоб навчитись малювати,

Треба кожен колір знати.

Green — зелений, як травичка,

Blue — блакитний, як водичка,

Yellow — жовтий, як курчатко,

Grey як сіре мишенятко,

Pink рожевий, наче ружа,

Black — це чорний, як калюжа,

Red — червоний, наче мак,

Violet — цей як буряк,

White — це білий, білий сніг,

Що у лісі вкрив барліг.

A в барлозі ведмежатко:

Все коричневе, як татко!

Brown спина, brown боки,

Сплять ведмеді-лежебоки.

(Приложение №3)

В качестве задания обучающимся предлагается познакомиться с презентацией, выполнить задание – назвать цвет квадратика для слов, названных учителем.

. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии в урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

На современном этапе развития России, определяемом масштабными социально-экономическими преобразованиями внутри страны, происходит пересмотр социальных требований к образованию. Огромное значение прио...

Методические рекомендации по внедрению инновационной технологии «Дебаты» в урочную и внеурочную деятельность обучающихся

Ни для кого не секрет, что в наше время конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда....

Статья "Интеграция урочной и внеурочной деятельности обучающихся"

Из опыта работы, анализ, перспектива работы учителя истории в рамках ФГОС....

Стратегии смыслового чтения как условие повышения математической грамотности обучающихся

Мастер-класс по стратегиям смыслового чтения на региональном семинаре для учителей математического и естественнонаучного цикла...

«Использование специализированного оборудования и программного обеспечения для организации урочной и внеурочной деятельности обучающегося с ОВЗ, находящегося на надомном обучении, с использованием дистанционных образовательных технологий»

Дистанционное обучение, как форма организации учебного процесса, основывающаяся на применении новых и традиционных информационных технологий, выступает как основное средство, которое облегчает получен...

Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения.Приёмы работы с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности"

В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом...

Использование элементов проблемного обучения для организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ

Материал предназначен  для педагогов, осуществляющих обучение по АООП УО (ИН)...