Личностно-ориентированное обучение на уроке английского языка.
статья по английскому языку

Тодорова Виолетта Эдуардовна

Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку.

            Педагогу нельзя ограничиваться обучением учащихся только с одной стороны путем  констатации внешних факторов. Следует изучать учащихся еще и с точки зрения проявления их внутренних особенностей и возможностей, поскольку каждая личность является  неповторимой индивидуальностью с присущими только ей особыми признаками. Вместе с тем суть понятия индивидуальности, с точки зрения И.Ризвицкого, характеризуется как неповторимостью каждого человека, так и тем, что каждый человек – это отдельный целостный мир, относительно самостоятельная форма бытия, в рамках которого получает возможность свободно и всесторонне проявлять свои способности и дарования, активно самоутверждаться.

            Однако современное образования в РФ и во всем мире в целом переживает глубокий кризис. Это сказывается на его неспособности сформировать у большинства людей ценностное мировоззрение. Отсутствие такого мировоззрения предполагает возможность рассматривать и использовать личность как средство в чисто прагматических целях, что неизбежно вызывает глобальные катастрофы человечества: экологическую, экономическую, генетическую и тому подобное.

            Согласно ФГОС, личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми эстетическими принципами, умение выделять нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях, межличностных отношений. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку.

        Педагогу нельзя ограничиваться обучением учащихся только с одной стороны путем  констатации внешних факторов. Следует изучать учащихся еще и с точки зрения проявления их внутренних особенностей и возможностей, поскольку каждая личность является  неповторимой индивидуальностью с присущими только ей особыми признаками. Вместе с тем суть понятия индивидуальности, с точки зрения И.Ризвицкого, характеризуется как неповторимостью каждого человека, так и тем, что каждый человек – это отдельный целостный мир, относительно самостоятельная форма бытия, в рамках которого получает возможность свободно и всесторонне проявлять свои способности и дарования, активно самоутверждаться.

        Однако современное образования в РФ и во всем мире в целом переживает глубокий кризис. Это сказывается на его неспособности сформировать у большинства людей ценностное мировоззрение. Отсутствие такого мировоззрения предполагает возможность рассматривать и использовать личность как средство в чисто прагматических целях, что неизбежно вызывает глобальные катастрофы человечества: экологическую, экономическую, генетическую и тому подобное.

        Согласно ФГОС, личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми эстетическими принципами, умение выделять нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях, межличностных отношений. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учением и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для него учение? -  и уметь на него отвечать;

- нравственно-эстетическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор [Пушкарева 2004:89-95].

Таким образом, целью личностно-ориентированного воспитания является процесс психолого-педагогической помощи личности в становлении ее субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.

Главными задачами личностно-ориентированного обучения иностранному языку являются:

- формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;

        - формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции;

расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;

        - достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;

        - создание основы для формирования интереса к совершенствованию  достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего  иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях [ФГОС ОО 2010].

        Основным структурным элементом исследуемого феномена является личность, которая состоит из выполнения и проявления личностных функций: «высказывания своего мнения, определения ценностей». Другими словами, чтобы реализовать личностный подход в обучении, прежде всего, его нужно сделать сферой самоутверждения личности [Плигин 1996:83].

        Необходимо предоставить ученику право на самоопределение и самореализацию в процессе познания, а сам  процесс обучения рассматривать как процесс педагогической помощи ему в его становлении.

        А.Бондаревская подчеркивает, что личностно-ориентированный подход заключается в том, чтобы не только изменить содержание образования, по отношению к современным условиям, а соотнести э то содержание с возможностями ребенка, и только потом – преподавателя, школы, города [Бондаревская 2001:20].

        Личностно - ориентированное образование включает следующие подходы: разноуровневый; индивидуальный; дифференцированный и субъектно-личностный. На основе личностно-ориентированный подхода используются педагогические технологии: личностно - ориентированное обучение; педагогика сотрудничества («проникающая технология»); гуманитарно-личностная технология; игровые технологии; технологии развивающего обучения; проблемное обучение; технологии дифференциации по уровню; технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов); коллективный способ обучения.

Сегодня каждый педагог должен адаптировать содержание учебного материала  с учетом опыта тех, кого он учит, уровня их знаний, тезауруса, словарного запаса; освободиться от привычной схемы некритической аккумуляции знаний.

Личностно-ориентированное обучение имеет целью:

- определить жизненный опыт каждого учащегося, уровень интеллекта, познавательные способности, интересы, качественные характеристики, которые сначала нужно раскрыть, а затем согласовать с содержанием образования и развить в учебном процессе;

- формировать положительную мотивацию учащихся к познавательной деятельности, потребность в самопознании, самореализации и самосовершенствовании их в пределах социокультурных и нравственных ценностей нации;

- вооружить студентов механизмами адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимыми для становления самобытного современного человека, способного вести конструктивный диалог с другими людьми, природой, культурой и цивилизацией в целом.

Важными для понимания сущности личностно-ориентированного обучения, по мнению Т.Шамовой [Чернобай 2012:28], являются такие позиции:

- личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие ученика как субъекта познавательной и предметной деятельности;

-  личностно-ориентированное обучение, опираясь на способности и наклонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, должно создавать возможности для каждого реализовать себя в различных видах деятельности;

- содержание образования, его средства и методы организации обучения должны быть такими, чтобы учащийся имел возможность выбирать предметный материал, его вид и форму;

- образованность как совокупность учебных компетентностей, индивидуальных способностей является важнейшим средством становления духовных, интеллектуальных качеств ученика; она должна быть основной целью современного образования.

Эффективными формами подготовки ученика к реализации личностно-ориентированного обучения определены личностно-ориентированные практические занятия; практика и самостоятельная работа учащихся. Педагогически целесообразными методами являются «ситуация успеха», учебные ситуации, диспуты, диалоги, ролевые игры, тренинги. Проанализируем данные методы на примере ситуации успеха.

Средством подготовки учащихся в процессе организации личностно-ориентированного образовательного пространства является налаживание системных связей между учителем и учеником.

Педагог должен ориентировать содержание учебного процесса, а соответственно и усилия учащихся на формирование знаний базовых законов, понятий, знаний по каждому предмету, приближать учебный процесс к практической жизни, формировать творческий подход, самостоятельность мышления, умение применять изученный материал в практической деятельности.

Благодаря ориентации педагогического процесса в учебных заведениях на личность учащегося ( формирование субъект – субъектных отношений, создания специального учебно-методического комплекса, создание системных связей между учеником и учителем) становится возможным создание личностно0ориетированной образовательной среды.

Современный личностно-ориентированный урок дает учителю огромные возможности для педагогического творчества. В условиях современного урока обучаемые скорее достигают положительных результатов, так как  им наглядно стараются продемонстрировать педагоги необходимость новых знаний и умений в жизни. Главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимися возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои достижения.

Современный урок – это всегда личное творчество педагога, который призывает открывать новые знания, расти и развиваться, познавать и исследовать. Мотивация и раскрытие творческого потенциала учащегося заложены в саму структуру урока.

Таким образом, современный личностно-ориентированный урок дает учителю возможность провести учащихся по пути личного открытия, мотивирует их самосознательность и самоизменение. Однако учитель не выступает в роли пассивного наблюдателя за происходящим на уроке, он всегда направляет проблемно-поисковую или исследовательскую деятельность учеников.

Таким образом, современный образовательный процесс строится с применением методов и приемов, направленных на формирование умения самостоятельного поиска информации, выдвижение гипотез, формулирование выводов и умозаключений. Современная школа старается сформировать у обучаемого универсальные учебные действия, с помощью которых ученик способен организовать самостоятельную учебную деятельность. Основная цель образования сегодня – это развитие личности, поэтому учитель должен организовать образовательный процесс для максимального приближения к этой цели.

Исходя из основной стратегии обучения иностранному языку – развитие коммуникативной компетенции – при планировании урока иностранного языка следует придерживаться практической направленности. Учителю нужно статься формировать у учащихся навыки и умения использования иностранного языка как инструмент общения, переводя при этом знания в разряд вспомогательных факторов для более глубокого формирования навыков и умений. Должное внимание на уроке следует уделять и атмосфере общения, в которой учитель и ученик являются коммуникативными партнерами. Урок иностранного языка – это всегда перекресток культур и межпредметных связей, поэтому преподаватель вместе с учениками всегда решает целый комплекс задач одновременно, в том числе вопрос формирования толерантной среды.

Можно заключить, что личностно-ориентированный урок постоянно старается стимулировать интерес учащихся к работе. Как отмечают большинство педагогов-практиков, одним из наиболее сложных условий обеспечения высокого качества образования в контексте личностно-ориентированного обучения является формирование и поддержание на оптимальном уровне мотивации учебной деятельности современных школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по использованию личностно – ориентированного развивающего обучения на уроках истории и обществознания.

Данная работа посвящена обобщению опыта работы по использованию личностно - оринтированного развивающнго обучения на уроках истории и обествознания.Разработки уроков прилагаются....

Применение личностно–ориентированных технологий обучения на уроках русского языка в коррекционном ОУ

Статья отражает основные педагогические принципы личностно-ориентированного подхода к учащимся коррекционной школы VI вида. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого отношения, особо...

« Личностно - ориентированное развивающие обучение на уроках географии »

Ведущим в организации учебно-воспитательного процесса является личностный подход, суть его в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики -личности со своим миром чувств и переживаний. Это и...

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «Осуществление личностно-ориентированного обучения на уроках английского языка»

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР«Осуществление личностно-ориентированного обучения на уроках английского языка»...

Личностно-ориентированное обучение на уроках английского языка

Личностно-ориентированное обучение на уроках английского языка...

Личностно-ориентированное развивающее обучение на уроках русского языка и литературы

Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям о...

Формирование коммуникативных навыков старших школьников средствами личностно-ориентированных педагогические технологии на уроках английского языка

Автор рассказывает о современных интерактивных технологиях на уроках пнглийского языка способствующих формированию коммуникативных навыков старших школьников...