Использование технологии группового обучения на уроках английского языка
статья по английскому языку

Ромашова Изабэлла Витальевна

       Аннотация: В современном образовательном процессе меняется расстановка приоритетов обучения: главным становится личность учащегося, ее развитие, совершенствование, реализация права выбора. Одной из форм активизации учащихся является работа в группах. В статье рассматриваются теоретические основы использования технологии группового обучения и практическое применение данной технологии на уроках английского языка.

  Ключевые слова: групповое обучение, групповая деятельность, обучение в сотрудничестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технология группового обучения937.64 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии группового обучения на уроках английского языка

                                                                                          Ромашова Изабэлла Витальевна,

                                                                                                  учитель английского языка  

                                                                                                  ГБОУ школа № 404

                                                                                  Колпинского р-на г. Санкт-Петербурга                  

       Аннотация: В современном образовательном процессе меняется расстановка приоритетов обучения: главным становится личность учащегося, ее развитие, совершенствование, реализация права выбора. Одной из форм активизации учащихся является работа в группах. В статье рассматриваются теоретические основы использования технологии группового обучения и практическое применение данной технологии на уроках английского языка.

  Ключевые слова: групповое обучение, групповая деятельность, обучение в сотрудничестве.

Современный уровень образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности: фронтальные, групповые, парные. При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль. Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач.        

Групповая деятельность – процесс организации познавательной коллективной деятельности учащихся, в ходе которой происходит раздел функций между учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого. Благодаря применению групповых технологий обучения обеспечивается активность учебного процесса, достигается высокий уровень усвоения содержания учебного материала, оказывается мощное стимулирующее действие на развитие ребенка. Меняется и роль учителя, который превращается из единственно возможного источника информации и контроля в советника и консультанта, направляющего работу группы в правильное русло.

При использовании групповой формы обучения ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

Одной из главных целей организации групповой деятельности является развитие мышления учащихся. Работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно.

Групповое обучение основывается на четырех основных принципах: социальное взаимодействие, позитивная взаимозависимость, личная отчетность и равная доля участия каждого.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Определение размера группы (от 2 до 7 человек) происходит в зависимости от целей деятельности, уровня обученности и обучаемости, наличия учебных материалов, специфики задания.

Состав групп и распределение учащихся по группам зависит также от целей познавательной деятельности. Например, работа в группах у нас используется при выполнении следующих заданий. В начальной школе – это учебная игра. Очень часто соревнуются мальчики и девочки.

                                   

Начиная с 5-го класса, создаются группы для выполнения проектных работ. Проектная деятельность учащихся – это своего рода групповая исследовательская работа. Группа обычно состоит из 3-5 человек. Выбирается или назначается лидер, который распределяет обязанности в зависимости от желания, способностей или возможностей учащихся, а также организует работу группы. Результатом проектной деятельности может быть оформление плаката или постера и его презентация, создание брошюр, листовок, различных видов рекламы, мультимедийные презентации, театрализованные постановки. Примером создания группами проектных работ может служить проект для учащихся 5-х классов «Мир животных».

               

 В 10-м классе, например, в качестве группового проекта была реклама какого-либо предприятия питания «Приглашаем в наш ресторан». Данная проектная работа предполагала создание плаката и рекламы-представления с целью заинтересовать потенциальных клиентов. Ещё  одна интересная групповая проектная работа для учащихся 10 класса – это создание рекламной туристической листовки о нашем городе, которая создавалась прямо на уроке и затем проводилась защита проекта каждой группой.

Очень интересно проходила защита проектных работ учащимися 11 класса, которая предшествовала дискуссии ‘What does it mean to look nice? ’. Проектные работы представляли противоположные точки зрения, которые каждая группа защищала в ходе дебатов. Одна группа представляла проект, который раскрывает пословицу ‘Clothes make the man’, а другая группа – пословицу ‘Handsome is as handsome does’. Представление проектов групп плавно переросло в дебаты.

                     

Безусловно, работа в группах неизбежна при проведении уроков-дискуссий. Как правило, такие дискуссии проводятся в старших классах. Например, уроки-дискуссии проводились на следующие темы: ‘Healthy Food and Junk Food’, ‘Digital Addicts’, ‘Advantages and Disadvantages of the Modern Education’ и другие.

Интересная форма групповой работы использовалась в 8 классе во время Предметной недели иностранного языка. Был проведён конкурс между творческими группами внутри одной группы класса по английскому языку «Сочиняем лимерики». Группам было дано задание найти материал об истории данного вида поэзии, особенности создания такого рода стихов и примеры наиболее интересных лимериков. Затем в ходе урока каждая группа сочиняла собственные лимерики на заданную тему. Учащимся очень понравился данный вид групповой работы.

                             

В целом, можно сказать, что групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна она на уроках английского языка при проведении работ-практикумов, уроков-дискуссий, при отработке навыков разговорной речи, при работе с текстами и т. п.

                           

Можно выделить следующие характерные особенности работы в группе:                                    

  1. Положительная взаимозависимость участников.
  2. Личная отчетность каждого о проделанной работе в группе.
  3. Одновременное взаимодействие учащихся.
  4. Равноправное участие каждого в работе группы.
  5. Отчетность групп.
  6. Рефлексивная деятельность в группах (коллективный анализ и самоанализ).

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1. Подготовка к выполнению группового задания.

   а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).

   б) Инструктаж о последовательности работы.

   в) Раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа.

   а) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

   б) Распределение заданий внутри группы.

   в) Индивидуальное выполнение задания.

   г) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

   д) Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).

 3. Заключительная часть.

      а) Сообщение о результатах работы в группах.

      б) Анализ познавательной задачи, рефлексия.

      в) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи, дополнительная информация учителя на группу.

Групповая форма учебного процесса имеет как свои положительные, так и отрицательные стороны, которые следует учитывать при организации работы в классе и при подготовке урока или внеклассного мероприятия.

Положительные аспекты групповой деятельности учащихся.

  1. На таких занятиях возникает атмосфера соревновательности, раскованности, что повышает заинтересованность учащихся в результатах своей работы. При этом появляется возможность избежать негативных сторон соревнования.
  2. Меняется роль учителя, который не дает готовых истин, а организует деятельность учащихся так, что ученики самостоятельно находят решение поставленных проблем.
  3. В условиях групповой работы возникает благоприятный эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность учащихся в собственных силах, удовлетворяется потребность в общении, снижается утомляемость, стимулируется познавательный интерес.
  4. Улучшается успеваемость; формируется мотивация учения и обучения.
  5. Работа в группе помогает ребенку не только учиться, но и проявить себя, так как в группе нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса.
  6. Достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний.
  7. Учащиеся усваивают больший объем материала.
  8. Упрощается процедура проверки работ (вместо всех работ, нужно проверить отчеты групп).

Отрицательные аспекты групповой деятельности учащихся:

  1. Трудности комплектования групп - часто в одной группе оказываются разные по силам ученики, и одинаковая для всех участников группы оценка не будет отражать вклад определенного ученика, т. е. будет несправедливой;
  2. Неодинаковыми по силе могут оказаться и группы в целом, и, хотя это можно скорректировать разными по сложности заданиями, тогда возникает проблема «весового» наполнения оценки, ее дифференцированности.
  3. Учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах.
  4. Трудность объективного оценивания каждого участника при выполнении групп.

Групповая форма обучения предъявляет высокие требования к учителю, который управляет классом. Он должен хорошо владеть дисциплиной, в совершенстве освоить технологию групповой работы, уметь регулировать взаимодействие учащихся. Работая с группой детей, учитель выступает в роли консультанта, взрослого помощника. Позиция учителя и ученика равная. И лишь одно различие: один - познает, а другой - помогает ему в познании, имеет определенный жизненный опыт, которым он может поделиться.

В целом, можно отметить, что групповая форма обучения или обучение в сотрудничестве (cooperative learning) - очень эффективный метод обучения. Самое главное, что такая деятельность учащихся повышает их мотивацию изучения английского языка, в первую очередь, потому что ученики чувствуют свою способность овладеть иностранным языком, видят результат своей деятельности.

Результаты опроса учащихся об их отношении к данной технологии обучения иностранному языку говорят о том, что ученики в большинстве случаев считают групповую форму работы более эффективной, поскольку они ощущают личную ответственность за результаты работы всей группы, не просто получают информацию от учителя, но сами становятся исследователями, проводят анализ информации и делают соответствующие выводы. Бывшие слабые ученики осознают, что они способны учиться лучше; с другой, стороны, более сильные ученики осваивают роль помощников-наставников. Наконец, все без исключения ученики подчеркивают важность взаимодействия, сотрудничества, поскольку считают эти навыки необходимыми в будущем.

Литература.

  1. Бандюкова Т.Н. Технология групповой работы. . Режим доступа: https://multiurok.ru/files/tiekhnologhiia-ghruppovogho-obuchieniia.html
  2. Велибекова Е.В. Групповые технологии на уроках английского языка.  . Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2014/08/15/ 
  3. Медведева О.Л. Групповые технологии и их применение на уроках английского языка.. Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2015/05/06/ 
  4. Мяус Т.А. Технология группового сотрудничества на уроках английского языка.

. Режим доступа:

            http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/110-foreignlang/11112


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения на уроках английского языка

Данная статья посвящена проблемному обучению детей, их способности добывать знания самостоятельно.Таким образом, проблемное обучение учит детей добывать знания самостоятельно. Иными словами проблемное...

Эффективность использования технологии эвристического обучения на уроках английского языка

В данном материале представлен мой опыт работы по применению различных методов эвристической технологии на уроках английского языка на всех ступенях обучения....

Использование технологии группового обучения на уроках английского языка (из опыта работы, с презентацией)

Данная работа включает в себя теоритическую часть - информация о групповой работе, а также практическую часть - использование данной технологии на уроке английского яыка....

Статья "Использование технологий интерактивного обучения на уроках английского языка"

Интерактивное обучение – способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся форм...

Выступление на заседании ШМО на тему : « Технология группового обучения на уроках английского языка»

Мы призваны готовить детей к жизни в мире взрослых, где в наше время большую роль приобретает умение сотрудничать и вместе решать поставленные задачи..Именно на принципе сотрудничества и строится груп...

Технологии группового обучения на уроках английского языка

Задача учителя иностранного языка – обеспечение активной деятельности ученика в течении всего урока, максимальное увеличение времени говорения каждого ученика.Реализовать эту задачу позволяет гр...