Загорская М.В.Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в 5-8 классах по теме «Праздники в англоговорящих странах ».
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8 класс)

Загорская  Марина Викторовна

Данная статья посвящена проектной деятельности в школе как на уроках английского языка,так и во время внеурочной деятельности.На примере темы  "Праздники в англоговорящих странах" автор показывает практическую реализацию данного проекта,который воплощается в создании презентаций в программе Power Point самими учениками с последующей защитой  собственных  мини-проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_proektnoy_deyatelnosti.docx36.99 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная  деятельность  на уроках  английского  языка  и  во внеурочной деятельности  в 5-8 классах по теме «Праздники в  англоговорящих странах ».

В нашем мире информационных технологий  все чаще и чаще встает вопрос о том, как учить современных детей, и какие приемы и методы  работы с ними уместны в современной системе образования. Современные  ученики – это очень знающие и много умеющие при работе с компьютером  дети. С одной стороны -это хорошо, но с другой стороны -  это явление имеет  и отрицательную сторону. Проводя много времени за компьютером, ребенок вряд ли может самостоятельно раскрыть весь свой внутренний потенциал, реализовать все свои потенциальные возможности. Безусловно, велика роль родителей в становлении личности ребенка. Но также нельзя отрицать того, что огромную роль в формировании  и развитии детей должно сыграть школьное образование. Современное образование согласно  ФГОС имеет личностно-ориентированный подход. Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания, для меня представляет интерес проектное обучение. «Метод проектов имеет свою историю развития в педагогической ; науке и практике как за рубежом, так и в нашей стране. Появившись в начале прошлого столетия для решения актуальных тогда задач образования, он не утратил своей привлекательности и в наши дни. В современном отечественном образовании сложились условия  востребованности этого метода.»( Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005.-С.9).  Метод проектов развивает у детей творческие способности, активность, самостоятельность, снимает языковой барьер и повышает мотивацию к  изучению иностранного языка. С помощью метода проектов  формируются  такие умения ,как  умение работать в коллективе, собирать ,фильтровать , анализировать информацию и  оценивать готовый продукт. «Так что же такое учебный проект? Это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.» (Н.Ю.Пахомова. Метод учебного проекта  в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. –С.10).А вот еще одно определение  учебного проекта : «Применительно к школе образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности (Современная городская школьная медиатека. Модель технического оснащения и возможные формы организации работы: Методические рекомендации/ Ястребцева В.Н. (общ. ред.) — М., 1992. — С. 9.). Учащиеся работают над проектом в группе. Но вместе с тем , каждый учащийся заинтересован с получении результата и вносит свою посильную помощь в общее дело .  «Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.» (Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005.- С.12). Важно еще и то, что учащиеся учатся работать  с источниками информации . Они ищут, собирают, анализируют информацию , оценивают свою деятельность. Кроме того, дети строят высказывания на английском языке. Все это развивает их  универсальные учебные  действия.

Методические  и практические  рекомендации

Исследовательский проект " Праздники  в англоговорящих странах" является межпредметным по английскому языку, страноведению, истории, географии. Предназначен данный проект для учащихся средней школы (5-8классы). Изучение английского языка невозможно без изучения традиций англоязычных стран. Так как  материал опирается на знания учащихся, полученных на уроках английского языка, а основная исследовательская деятельность связана с работой  в  Интернете, то можно с уверенностью сказать, что данный проект рассчитан на учащихся с любым уровнем знаний по английскому языку и будет вполне посилен для выполнения . Этот проект позволит  учащимся еще лучше изучить  культуру  Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Ирландии и других англоговорящих  стран. Основная форма занятий: работа с Интернет-ресурсами, финалом которой является систематизация полученных результатов в форме презентации в программе Power Point. Данный проект относится  к информационному проекту по классификации  автора  Н.А.Краля. (Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие./ Под ред. Ю.П. Дубенского. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005.- С.45.)

Функции учителя в проектной деятельности:

1. Сформулировать тему, работая над которой, учащиеся будут усваивать новые знания и формировать опыт.

2.  Сформулировать дидактические цели проекта (формирование навыков самостоятельности, формирование познавательной активности, формирование умения видеть цель и задачи , наметить пути их решения.)

3.  Научить учащихся вести проектную деятельность(научить искать материал к презентации, обрабатывать информацию,  систематизировать ее)

4.  Сформировать группы учащихся  по 2-3 человека.

5.   Следить и направлять учащихся в их работе над проектом (презентацией)

6.  Оценивать результат работы над проектом ( презентацией)

11. Подводить  итоги.

Цель  проекта: сформировать представление учащихся о  традициях  и обычаях празднования различных праздников в англоговорящих  странах.

 Задачи проекта:

  • Совершенствовать творческие способности учащихся
  • Активизировать изученный лексико-грамматический материал;
  • Развивать коммуникативные навыки и навыки перевода;
  • Совершенствовать навыки монологической и диалогической речи;
  • Научить учащихся  находить необходимый  для презентации материал  в Интернете, анализировать и систематизировать  его.
  • Воспитывать уважительное отношение к культуре других стран;

Форма продукта проектной деятельности: презентация  в программе Power Point

Оценивание: группа независимых экспертов (учителя ,старшеклассники)

Для оценивания презентации в программе Power Point я использую следующую форму.

Оценка мультимедийной презентации программе Power Point

Ученики______________

Класс________________

Дата______

Критерии оценивания презентации

Максимальное количество баллов        

Оценка группы        

Оценка учителя

ОФОРМЛЕНИЕ

Титульный слайд с заголовком

10

Минимальное количество – 7 слайдов

10

Библиография.  Использованные источники.

10

СОДЕРЖАНИЕ

Использование эффектов анимации        

10

Вставка фото, рисунков  и др.

10

ОРГАНИЗАЦИЯ

Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

15

Слайды представлены в логической последовательности

10

Красивое оформление презентации(равномерное распределение : нет перегрузки  слайдов рисунками ,фото или текстами )        

10

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОКЛАДА

Презентация проводится на английском языке. Грамотная речь, количество речевых ошибок минимально.

15

ОБЩИЕ БАЛЛЫ

Окончательная оценка:

100

Ценность: реальность использования продукта на практике, возможность самостоятельного решения проблемы обучающимися.

Каждый  год у  нас в школе проходят недельные проекты, связанные с каким-то конкретным праздником или двумя праздниками, которые отмечаются примерно в одно и то же время. Данные проекты  выполняются в ходе проектной недели или недели английского языка. Возможно сочетание  классных форм  работы с внеклассными  мероприятиями (внеурочная деятельность). Тогда в  программах учителя (рабочей и по внеурочной  деятельности)заранее закладываются часы под проектную деятельность. Так, для организации праздника по теме «Рождество и Новый год в англоязычных странах»  ежегодно  ученики  из параллельных 5-8–х классов объединяются и  составляют  план проекта, связанного с этими праздниками. Здесь ребятам предлагается более широкий диапазон стран, которые они  могут выбрать для работы над проектом: Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Ирландия, Индия ,Филиппины и др. Затем учителя осуществляют этот проект во время внеурочной деятельности , часы на  который  уже заложены  в программе  внеурочной деятельности. Обычно  данное мероприятие  проводится в течении 3-5 уроков в зависимости от количества презентаций. Выступающие рассказывают об истории празднования Рождества и Нового года, о традициях ,обычаях, легендах , связанных с этим праздником  в англоязычных странах на английском языке с показом презентации в программе Power Point. Параллельно можно провести конкурс песни и конкурс стихов на английском языке, связанных с рождественской и новогодней тематикой. В конце этого проекта  проводится  викторина  по теме «Как отмечают Рождество  и  Новый год в англоязычных странах».Затем грамотами и призами  награждаются  победители  во всех номинациях. Мероприятие проходит  в актовом зале школы. Также  в рамках проектной деятельности  мы проводим неделю английского языка, связанную с  праздником Дня Святого Валентина. Объявляются конкурсы на лучшие открытки - «валентинки», почтовые ящики(mailboxes), стенгазеты, песенный и стихотворный конкурсы, в конце праздника проводится викторина с презентацией в программе Power Point, посвященная празднику Дня Святого Валентина. Кстати, презентацию могут подготовить ученики 8-го класса для 5-7-ых классов. Также ежегодно  осенью  в нашей школе проходит проект под названием «Праздники осени в Великобритании и США». Дети готовят презентации в программе Power Point по темам «Хэллоуин», «День благодарения», «День всех святых в Великобритании», «День Гая Фокса», «День Трафальгарского сражения» и др. Ученики 5-8-ых классов выступают  со своими презентациями. В конце  мероприятия устраивается викторина (презентация в программе Power Point  с вопросами  по теме).Обычно эту финальную презентацию готовят ученики 8-х классов для 5-7 классов Победители награждаются специальными призами и грамотами. Весной ребята работают над проектом  «Праздники весны в  Великобритании и США».Обычно эти презентации связаны с такими праздниками, как «День матери», «День Святого Патрика», «Пасха» На приведенные выше сезонные  проекты обычно отводится  по  3-5 часов в программе внеурочной деятельности , связанной со страноведением.

По моим наблюдениям , при работе над  проектами учащиеся приобретают опыт общения, взаимопомощи. Метод проектов  развивает интерес к предмету, мотивирует учащихся  к изучению  иностранного языка. Кроме этого, использование  метода проектов  при обучении иностранному языку способствует увеличению скорости чтения, улучшению качества  перевода, совершенствуется устная и письменная речь, расширяется кругозор, развиваются  коммуникативные навыки, умение вести беседу на английском языке.

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности в начальных классах по теме: "Планета загадок"

Программа разработана для работы по внеурочной деятельности. Вней отражается природа нашей Земли. Ее рельеф, погода, растительный и животный мир ....

Открытый урок по Изобразительному искусству проводимый в рамках внеурочной деятельности во 2 классе на тему "В гостях у русской сказки"

Тема урока: «В гостях у русской сказки».Цели урока: ·         Образовательные: -        обобщить и систематизировать знания у...

Открытое занятие по внеурочной деятельности в 3 классе по теме: "Подвижные игры народов России".Кружок "Подвижные игры".Направление спортивно оздоровительное.

        Данное занятие было проведено в рамках районного семинара по внеурочной деятельности в 3 классе по ФГОС....

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...

Конспект урока по математике с применением технологии учебно-игровой деятельности в 7 классе на тему «Путешествие в страну Степени»

Тип урока: обобщающий.Цели урока:проверить в игровой форме теоретические и практические знания по теме «Степень»;активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждо...

Конспект проведения занятия по внеурочной деятельности в 5 классе на тему: «Sightseeing of Great Britain»

Цель внеклассного занятия:Знакомство с культурой Великобритании. Задачи: Практические: - учащиеся научатся использовать лексику по теме: “Sightseeing of Great Britain” при ответа...

Технологическая карта открытого урока на английском языке по внеурочной деятельности в 8 классе по теме «Особенности семейных отношений в разных странах».

Урок является заключительным в разделе "Модели поведения в разных социокультурных системах " в рамках программы внеурочной деятельности «Теоретические и практические основы межкул...