Программа по внеурочной деятельности в начальных классах по теме: "Планета загадок"
рабочая программа на тему

Тиунова Татьяна Афанасьевна

Программа разработана для работы по внеурочной деятельности. Вней отражается природа нашей Земли. Ее рельеф, погода, растительный и животный мир .

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

     Программа  курса занятий внеурочной деятельности «Планета загадок» разработана на основе требований к результатам освоения основной  общеобразовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий (ФГОС, п. 19.5); и направлена на обеспечение,  достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования.

   Цель изучения курса – освоение и углубление знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе.

   Задачи, решаемые при реализации программы курса:

  • обогатить экологические представления младших школьников, их конкретизация, иллюстрирование новыми , яркими, запоминающимися примерами;
  • расширить  кругозор обучающихся, развить их воображение и эмоциональную сферу;
  • укрепить интерес к познанию окружающего мира, учебным предметам естественно - научного цикла;
  • приобщить обучающихся к детской научно – художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.

    В программу «Планета загадок» заложен комплексный, системный подход к обучению детей в возрасте от 7 до 11лет (1-4класс).

2. Общая характеристика курса

    Для реализации курса  «Планета загадок» используются методы:

Словесные – рассказ, беседа, чтение, разучивание стихов, песен; прослушивание аудио роликов;

Наглядные – рисование, показ иллюстраций, экскурсии, просмотр документальных и учебных фильмов.

Практические  – моделирование природы родного края (магнитные доски, стенды по природе края), выполнение заданий в тетрадях, конкурсы, турниры, олимпиады, выставки.

Информационные – ЭОР, ИКТ, презентации, компьютерные тесты, компьютерные игры.

Формы работы:

Поисково – исследовательская (марафон, шефская деятельность ДОУ, участие в акциях, в праздниках);

Учебно –  познавательная (беседы, экскурсии, практические занятия на природе).

Практические занятия ( в парке, бору, музеях, на  выставках ).

Проектная деятельность осуществляется в школе, на пришкольном участке, дома. Проектная деятельность носит групповой характер, что способствует формированию  коммуникативных умений.

2. Место курса в учебном плане

Программа изучается в течение четырех лет с 1-4 класс, 1час в неделю.

                    В 1 классе – 33ч, во 2,3,4 классах по 35 часа.

3. Ценностные ориентиры содержания курса

Программа курса, охватывает  различные области знания, предоставляет для этого большие возможности.

- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- создает условия для продолжения для естественно – научного образования в последующих классах;

- интегрированы знания из различных областей: географии, геологии, биологии, экологии;

- привлечение доступных палеонтологических  и исторических сведений позволяет совершать своего рода путешествия во времени: рисует картины жизни на Земле на разных этапах ее развития.

4. Планируемые результаты

Предметные:

- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной деятельности (в пределах изученного);

 - сформированность  целостного, социально-ориентированного взгляда            на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно- научных и социально-гуманитарных дисциплин;

- умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

- владения навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

- овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России,  в  ее современной жизни;

- понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

Личностные:

- осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;

- осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

 - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

 - уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

 - расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

 - установка на безопасный  здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

Метапредметные:

 

- способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе));

 - способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

5. Содержание курса

 1 класс (33часа)

Раздел 1. Я – школьник  (2ч)

Школьник и его жизнь в школе. Правила поведения в школе и на уроке. Обращение к учителю. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня. Как сохранить свое здоровье? Знаешь ли ты свой организм? Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обморожении, перегреве.

Раздел 2.Что такое природа? (2ч)

Природа -  то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты, созданные человеком. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твердые тела, жидкости, газы. Примеры явлений природы.

Радел 3. Почему происходит смена времен года?

                Чем отличается одно время года от другого? (5ч).

   Осень. Осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зимовке). Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме.

 Зима. Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы (короткая продолжительность дня, низкое солнце, холод, замерзание воды,  особенности зимней жизни птиц и зверей). Погода зимой.

 Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май). Признаки весны (увеличение продолжительности дня, высокое солнце, тепло, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц, весенние растения). Погода весной. Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август). Признаки лета (длинный день, высокое солнце, тепло, цветение растений, потомство у животных).

Раздел 4. Какая бывает природа? (18ч).

Неживая и живая природа. Экология – наука о взаимосвязи. История возникновения науки. Среда обитания. Границы сред обитания. Вода. Свойства воды. Состояние воды, ее распространение в природе,  значение для животных организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Водоемы и их разнообразие (океан, море, озеро, пруд) использование человеком. Воздух. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края. Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Растения, их разнообразие . Условия,  необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Грибы и лишайники. Многообразие форм. Видовое разнообразие . Роль грибов и лишайников в природе. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Глава 5. Влияние  человека  на природу.

                Круговорот веществ в природе(1ч).

Единство живой и неживой природы. Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.  Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края.

Глава 6. Человек – часть  природы (3ч).

Зависимость жизни человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу.

Глава 7. Человек – это хозяин или гость природы. Что такое глобус. (1ч)

Правила поведения в природе. Географическая карта и план.

Глава 8.Что ты узнал на занятиях (1ч).

    Брейн  – ринг «Что, где, когда?»

2 класс  (35ч)

Глава 1. Я и мир вокруг меня (2ч). Экскурсия (1ч).

Выполнение рисунков. Выставка рисунков и их обсуждение.

Глава 2. Загадочный мир веществ (3ч).

Практическая работа. Группировка объектов живой и неживой природы по отличительным признакам. Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства.

Глава 3. Охрана природы. Красная книга(3ч).

Человек -  часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.

Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу.

Глава 4. В мире растений (3ч).

Игра – ознакомление с многообразием  растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Глава 5. Знакомства с дикорастущими растениями (2ч).

Растения – живые организмы. Свет, вода, почва – условия жизни растений. Уход за дикорастущими растениями, их многообразие и полезные свойства

Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена).

Деревья, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков (с использованием сравнения). Урок – практикум.

Глава 6. Чудо – растение (1ч). Проектная деятельность.

Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена). Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

Глава 7. Что вырастет из семечка? (2ч). Проектная деятельность.

Соцветие. Виды семян и плодов.

Глава 8.Нет повести печальнее на свете (1ч).

Экологическая сказка по теме: «Грибы.  Лишайники». Природа – это весь многообразный мир, который окружает человека и может существовать без его участия. Игра  - ознакомление с царством грибов «Что в корзине?»

Глава 9. Стремись к тому, чтобы любой зверек тебе, как другу доверять бы мог (2ч).

Рисунки и рассказы о домашних питомцах. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).

Глава 10. Просмотр фильма из серии ВВС*(2ч).

Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным.

Глава 11. «В мире животных» (2ч).  Презентация

Сказка «Все друг другу мы нужны». Выполнение зарисовок к тексту. Уход человека за одомашненными животными. Бережное отношение человека к животным. Простейшие правила ухода за кошкой, собакой.

Глава 12. Викторина «Знаки природы». (1ч)

Способы познания окружающего мира: наблюдение.

Глава 13. Деятельность человека (3ч).

Сказка «Очень страшная история». Экологический светофор, «Мы в ответе за тех, кого приручили». Проектная деятельность: изготовление газеты «Природа – источник удовлетворения потребностей людей». Зависимость жизни человека от природы.

Глава 14. «Что вокруг школы?» (2ч).

Ориентирование на местности. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств: воды, воздуха. Откуда берется бытовой мусор. Зависимость жизни человека от природы и её состояния. Положительное влияние человека на природу. Правила поведения в природе.

Глава 15. «Берегите добрый лес – он источник всех чудес» (3ч).

Правила поведения на природе Зеленая аптека. Лекарственные  растения. Первая помощь при укусах насекомых, ушибах, порезах «Мы коллекционеры». Проектная деятельность: правила сбора и оформления гербария.

Глава 16. Подведение итогов (1ч).

Игра – путешествие. Разнообразие растений и животных. Объяснение названий растений и животных. Что эти названия рассказывают о своих хозяевах. Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты.

3 класс (35ч)

Глава 1. Что такое экология? (1ч).

Организм и окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей  их средой, человеком и природой. Простейшая классификация экологических связей: между неживой и живой природой; внутри живой природы (между растениями и животными, различными животными); природой и человеком. Разъяснения сущности и значения экологии на основе анализа и синтеза примера: последствия  химической борьбы с малярийными  комарами на острове Калимантан. (С помощью ядохимиката  ДЦТ уничтожили  малярийных  комаров. Однако яд, передаваясь по пищевой цепочке «тараканы – ящерицы - кошки», вызвал гибель кошек, что привело к появлению множества крыс. Для восстановления равновесия пришлось завозить на остров кошек).

Глава 2. Как распознавать растения и животных ближайшего природного окружения? (3ч).

Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных ( деревья, кустарники, травы, насекомые, птицы, звери). Использования с этой целью атласа-определителя «От земли до неба».

Глава 3. Кому угрожает исчезновение? (1ч).

Представители редких организмов (грибов, растений, животных): гриб-баран, подснежник альпийский, меч-трава, земляничное дерево, бабочка- аполлон, утка-мандаринка, снежный барс. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры их охраны.

Глава 4. Как охранять природу? (2ч).

Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и заповедники как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов. Мысленное путешествие по заповедникам Кемеровской области.

Глава 5. Какова роль неживой природы в жизни живого? (3ч).

Солнце как источник тепла и света для живых существ. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Приспособления животных к сезонным изменениям температуры. Светолюбивые и теневыносливые растения.  Роль света в жизни животных. Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Вода и жизнь. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Приспособления животных к жизни в условиях недостатка света.

Глава 6. Есть ли жизнь в почве? (1ч).

Разнообразие живых обитателей в почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы. Дождевые черви и кроты – типичные представители почвы. Особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.

Глава 7. Как разнообразен мир природы. (4ч).

Многообразие растений: знакомство с интересными представителями групп растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), а также с хвощами и плаунами. Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные (речной рак, краб, мокрица), паукообразные  (пауки, сенокосцы, скорпионы).

Глава 8. Что такое экологическая пирамида? (4ч).

Экологические связи в живой природе на примере дубового леса.  («дуб и все вокруг него»)Понятия «прямые связи», «косвенные связи». Сеть питания или пищевая сеть (на примере дубового леса). Экологическая пирамида (на основе конкретных примеров дубового леса: желуди дуба – лесные мыши - сова). Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Защитные приспособления у растений и животных как  проявление тесной  связи организмов с окружающей их средой (острые шипы шиповника, жгучие волоски крапивы, горький вкус полыни; защитная слизь слизня, раковина улитки, сходство мух осовидок  и ос, иглы ежа, панцирь черепахи).

Глава 9. Кого и что надо охранять? (6ч).

Охраняемые растения: эдельвейс водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания, связанные с некоторыми из этих растений.

Лекарственные растения (валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелист-

ник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений.

Охраняемые животные: бабочка «мертвая голова», жук-красотел, орел-беркут. Фламинго, морж, тигр и др. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения  численности этих животных и меры их охраны.

 История спасения бобра, соболя, стерха. Примеры активных действий человека по охране животного мира. Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам.

Глава 10. Мастерим домики для птиц. (1ч)

Практическая работа по изготовлению искусственных гнездований для птиц.

Глава 11. Учимся передавать свои знания другим ребятам (3ч).

Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для своих младших товарищей и для взрослых. Подготовка и проведение школьниками бесед, утренников, КВН экологического содержания, адресованных учащимся др. классов или дошкольникам. Экскурсии на природу.

Глава 12. Влияет ли состояние природы на здоровье человека? (2ч).

Влияние загрязнение окружающей среды на здоровье человека (кожу, органы дыхания, пищеварения). Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей). Меры,  направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье (очистка воды бытовым фильтром, использование овощей и фруктов, выращенных без применения опасных веществ).

Глава 13. Как сберечь человечество от экологической  катастрофы? (3ч).

Загрязнение моря нефтью при аварии нефтеналивного танкера как пример экологической катастрофы. Влияние нефти на обитателей моря и побережья. Исключение загрязненного района из использования как места отдыха  людей. Долговременные последствия аварии нефтеналивного судна.

Представление о радиоактивном загрязнении среды (авария на Чернобыльской АЭС). Экологические прогнозы ,их сущность, конкретные примеры, значение для предупреждения отрицательного воздействия человека на природу. Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы.

Глава 14. Подводим итоги нашей работы за год (1ч).

Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов практической деятельности по факультативному курсу.

4 класс (35часов)

Вводное занятие (2ч).

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.

Глава 1. Тайны за горизонтом (4).

Географические открытия в древности. Путешествие Марко Поло. Открытие Америки. Экспедиции Д. Кука. Покорение Северного и южного полюса. Открытия русских путешественников (А. Никитин, Н.М. Пржевальский). Практические работы с картой.

Глава 2. Жили – были динозавры… и не только они (5ч).

Движение материков. Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана. Как изучают прошлое Земли. Картины развития жизни на нашей планете: жизнь в древнем море, выход организмов на сушу, леса каменноугольного периода, эпоха динозавров, птицы и звери прошлого. Экскурсия в музей.

Глава 3.Тайны камней(4ч).

Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека. Алмаз, его применение  в ювелирном искусстве и технике, знаменитые бриллианты.

Загадки янтаря и жемчуга. Обыкновенное чудо -  соль.

Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль).

Внеурочные экскурсии: в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.

Глава 4. Загадки растений (5ч).

История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы. Родина комнатных растений.

Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др. История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов.

Интересные особенности и необычное применение распространенных дикорастущих растений ( «дубовая каша», салат из одуванчиков, чай из иван - чая).

Практические работы: рассматривание растений в гербариях, рассматривание овощей, фруктов и их муляжей, приготовление салатов и чая с использованием овощей и дикорастущих трав.

Внеурочные экскурсии: на природу для знакомства с местной флорой в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.

Глава 5. Утконос и компания(3ч).

История открытия удивительных животных: утконоса, комодского варана, латимерии и др.

Тайна озера Лох-Несс. Существует ли снежный человек? Загадки обычных животных ( «Эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки). Внеурочные экскурсии в зоопарк зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.

Глава 6. Планета насекомых (4ч).

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек – титан – самый крупный жук. Скарабей-священный жук древних египтян.

Бабочки. Совка-агриппа – самая крупная бабочка. Охрана насекомых.

Практические работы; рассматривание насекомых в коллекции.

Внеурочные экскурсии в краеведческий или в зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.

Глава 7. Загадки под водой и под землей (5ч).

Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана. Загадочный мир пещер.

Внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.

Глава 8. Что такое НЛО? (1ч).

Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.

Глава 9. Заключение. (2ч).

Что мы узнали и чему научились за год?

6. Тематическое планирование

1 класс

п/п

главы

Тема

Кол-во

часов

Характеристика деятельности

1

1

Я - школьник

2

Познакомиться с правилами поведения в школе, взаимоотношениями со взрослыми, сверстниками. Моделировать в ходе пр/р. Ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях.

2

2

Что такое природа?

2

Наблюдать объекты и явления природы. Характеризовать их особенности. Группировать(классифицировать)объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Приводить примеры веществ, описывать их.

3

3

Почему происходит смена времен года? Чем отличается одно время года от другого?

5

Понимать тексты о природе. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Исследовать ( на основе непосредственных наблюдений) связи

Жизнедеятельности растений, животных

 И времени года. Вести дневник наблюд.

Региональный компонент.

4

4

Какая бывает природа?

18

Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.

Различать природные объекты и изделия. Характеризовать их отличительные

 свойства. Измерять t воздуха и воды с помощью термометра. Наблюдать

 простейшие опыты по изучению свойств

 воды. Характеризовать круговорот воды

 в природе. Наблюдать простейшие св-ва

полезных ископаемых. Характеризовать

и описывать применение в хоз-ве человека

Приводить примеры  хвойных  и цветковых

Растений , выделять их отличия. Определят

Части растения. Региональный компонент.

5

5

Как влияет человек на природу? Что такое круговорот веществ в природе?

1

Характеризовать круговорот в-в как пример

Единства живого и неживого. Характеризовать природные сообщества и

Влияние человека на них.

6

6

Человек – это природа?

3

Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Приводить примеры зависимости удовлетворения

Потребностей людей от природы. Модели-

ровать ситуации по сохранению природы и

ее защите. Знать виды животных и растений,

занесенных в Красную книгу. Выполнять групповые задания.

 Региональный компонент.

7

7

Человек – это хозяин или гость природы? Что такое глобус?

1

Обсуждать  в  группах  объяснять  правила

Поведения в различных  ситуациях (в парке,

в лесу и озере). Оценить конкретные примеры поведения на природе. Составлять

и читать план (карту) местности (пришкол.

участок). Региональный компонент.

8

8

О чем ты узнал на занятиях?

1

Подготовить итог своей деятельности

 (личной  или коллективной).

Итого

33

Региональный компонент.

4

2класс (35часов)

№ раздела

Тема

Кол-во

часов

Характеристика деятельности

1

1

Я и мир вокруг меня.

3

Понимать тексты о природе. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года в природе. Исследовать (наблюдать) связи

жизни растений и животных и времени

года. Вести дневник наблюдений.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсий «Времена года».

2

2

Загадочный мир веществ (практическая работа)

3

 Группировать объекты живой или неживой природы по отличительным

признакам. Различать природные объекты и изделия, характеризовать их отличительные св-ва. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Наблюдать простейшие опыты по изучению св-в полезных ископаемых.

Характеризовать их полезные св-ва.

Описывать их применение в хоз-ве человека (на примере своей местности).

Извлекать полезную информацию из

(словарей, энциклопедий, справочников).

Группировать объекты природы по приз- накам. Уметь составлять экологическую сказку.

3

3

Почему надо охранять природу?

Почему книга Красная?

3

Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Приводить примеры зависимости  удовлетворения  потребностей людей от природы. Моде-

лировать ситуации по сохранению природы и ее защите. Знать виды животных и растений, занесенных  в

Красную книгу. Обсуждать в группах и

Объяснять правила поведения в различных ситуациях (парке, лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Составл.

и читать план (карту местности). Региональный компонент

4

4

В мире растений.

3

Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений и работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности растений, домашних животных (на примере  своей местности)

уметь  наблюдать объекты окруж. мира.

5

5

Знакомство с дикорастущими растениями.

2

Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности. Прово-

дить наблюдения в группах. Сравнивать

и различать деревья, кустарники и травы.

Приводить примеры хвойных и цветков. растений,  выделять их отличия. Характеризовать условия,  необходимые

для жизни растений. Уметь различать объекты неживой и живой природы,

части растения; использовать приобретенные знания для ухода за растениями. Региональный компонент

6

6

Чудо растение. Проектная деятельность.

1

Наблюдать объекты и явления природы,

Характеризовать их особенности. Прово-

дить наблюдения в группах. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Уметь использовать

приобретенные знания для удовлетворения познавательных интерес.

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов. Уметь

наблюдать объекты окружающего мира,

устно их описывать.

 Региональный компонент

7

7

Что вырастет из семечка? Проектная деятельность

2

Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности.

Проводить наблюдения в группах. Характеризовать условия необходимые для жизни растений. Уметь

наблюдать объекты окружающего мира,

устно их описывать.

 Региональный компонент

8

8

Нет повести печальнее на свете.

1

Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности.

Проводить наблюдения в группах.

Различать  съедобные и ядовитые грибы.

Называть и узнавать виды изученных

лишайников. Знать роль лишайников в природе. Рассказать  о роли грибов в природе и жизни людей.

9

9

Стремись к тому, чтобы любой зверек тебе, как другу доверять бы мог.

2

Уметь приводить примеры представителей разных групп животных.

Знать разнообразие животного мира.

Характеризовать условия, необходимые

для жизни домашних животных.

Отрабатывать простейшие приемы ухода за домашними животными.

10

10

Просмотр фильма из серии ВВС

2

 Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь подтверждать свои ответы примерами.

11

11

«В мире животных» Презентация.

1

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь подтверждать свои ответы примерами.

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов.

12

12

Викторина «Знатоки природы»

1

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации.

13

13

Деятельность человека

3

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов. Анализировать примеры использования человеком богатств  природы. Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.

14

14

Что вокруг школы?

2

Знать о происхождении мусора, понятии

«отходы», правильном обращении с мусором, пищевыми отходами в домашних условиях. Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.

15

15

«Берегите добрый лес – он источник всех чудес»

3

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов. Знать зависимость жизни человека от природы и ее состояния.

16

16

Подведение итогов

1

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о родном крае

Уметь выполнять правила поведения в природе. Приводить  примеры зависимости  жизни человека от природы и ее состояния.

Итого

35

Региональный компонент

4

3класс (35 часов)

№ п/п

раздела

Тема

Кол-во

часов

Характеристика деятельности

1

1

Что такое экология?

1

Знать понятие об экологии,  простейшую

классификацию экологических связей.

Уметь разъяснять сущность и значение

экологии. Анализировать влияние современного человека на природу,

оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.

2

2

Как распознавать растения и животных ближайшего природного окружения?

3

Понимать тексты о природе. Описывать

Встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев , кустар-

ников, травянистых растений, насеком.

Птиц, зверей  и др. животных).

Характеризовать признаки схожих видов

Исследовать происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего

запоминания. Проводить групповые наблюдения, Работать в группе. Выбирать вид деятельности.

3

3

Кому угрожает исчезновение?

1

Группировать объекты живой природы

По отличительным признакам. Характеризовать виды изученных  представителей редких организмов.

Описывать их внешний вид. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний

(словарей, энциклопедий, справочников)

О растениях и животных, и обсуждать

Полученные сведения. Уметь объяснять

Причины сокращения численности этих

живых существ.

  Региональный компонент

4

4

Как охранять природу?

2

Знать охраняемые природные территории: заповедники, заказники,

национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки

как место сохранения и размножения редких видов растений и животных.

Питомники редких видов. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний

(словарей, энциклопедий, справочников)

О природных сообществах и обсуждать

полученные сведения.

5

5

Какова роль неживой природы в жизни живого?

3

Классифицировать теплолюбивые  и холодостойкие растения (примеры). Приспособление животных к сезонным приспособлениям температуры.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. Знать виды животных и растений, занесенных в Красную книгу. Выполнять групповые

задания.

6

6

Есть ли жизнь в почве?

1

Познакомиться с живыми обитателями почвы. Характеризовать особенности их

строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия. Региональный компонент

7

7

Как разнообразен мир природы.

4

Проводить групповые наблюдения. Раскрывать возможности массовой информации. Понимать и пересказывать

тексты о природе. Характеризовать условия, необходимые для жизни различных животных.

8

8

Что такое экологическая пирамида?

4

Извлекать необходимую информацию из

учебника и дополнительных источников

и обсуждать полученные сведения. Анализировать связи в живой природе, Знать о экологической пирамиде, пищевой сети и их значении для охраны природы. Поводить итог своей деятельности и коллективной.

9

9

Кого и что надо охранять?

6

Знать условия, необходимые для жизни животных. Понимать и пересказывать

Тексты о природе. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Анализировать причины сокращения

численности этих животных и меры их охраны. Региональный компонент

10

10

Мастерим домики для птиц.

1

Моделировать в ходе практической работы, условия моделирования  жизни птиц.

11

11

Учимся передавать свои знания другим ребятам.

3

Моделировать в ходе практической работы, условные обозначения правил поведения в природе и экологических памяток. Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов. Уметь выполнять правила поведения в природе.

12

12

Влияет ли состояние природы на здоровье человека?

2

Анализировать состояние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.

Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника и дополнительных источников. Региональный компонент

13

13

Как уберечь человечество от экологической катастрофы?

3

Уметь использовать приобретенные знания для обогащения жизненного опыта, удовлетворения познавательных интересов. Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.

14

14

Подводим итоги нашей работы за год.

1

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о родном крае. Уметь выполнять правила поведения в природе. Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Оценивать

конкретные примеры поведения в природе.

Итого

35

Региональный компонент

4

4 класс (35часов)

№ п/п

раздела

Тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности

1

Введение

2

Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников. Понимать и пересказывать тексты о природе.

2

1

Тайны за горизонтом

4

Понимать тексты об исторических событиях. Выбирать вид деятельности. Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника и дополнительных источников и обсуждать полученные сведения. Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации.

3

2

Жили-были динозавры… и не только они.

5

Характеризовать условия , необходимые для жизни растений и животных в Древнем мире. Рассказывать о жизни в древнем море, выход организмов на сушу, леса каменноугольного периода,

эпоха динозавров, птицы и звери прошлого. Сравнивать и различать современный и Древний мир. Извлекать

необходимую информацию из дополнительных источников знаний

(словарей, энциклопедий, справочников)

о растениях и животных и обсуждать полученные сведения.

 Региональный компонент

4

3

Тайны камней

4

Характеризовать камни. Анализировать свойства камней и их внешний вид. Извлекать

необходимую информацию из дополнительных источников знаний

(словарей, энциклопедий, справочников)

о природных сообществах.

5

4

Загадки растений

5

Понимать тексты об исторических открытиях. Описывать внешний  вид,

характерные особенности экзотических фруктов, распространенных дикорастущих растений. Группировать

объекты живой природы по отличительным признакам. Региональный компонент

6

5

Утконос и компания

3

Понимать тексты об исторических открытиях. Описывать внешний  вид,

характерные особенности удивительных животных. Группировать

объекты живой природы по отличительным признакам. Извлекать

необходимую информацию из дополнительных источников знаний

4(словарей, энциклопедий, с5правочников)

о 1природных сообществах.

7

6

Планета насекомых

4

Группировать насекомых по отличительным признакам. Объяснять роль наблюдений, опытов, книг и др. источников информации в познании окружающего мира. Извлекать

необходимую информацию из дополнительных источников знаний

(словарей, энциклопедий, справочников)

о природных сообществах. Региональный компонент

8

7

Загадки под водой и под землей.

5

Понимать тексты в стиле научных статей. Описывать внешний вид, характерные особенности подводного животного и растительного мира.

Объяснять роль наблюдений, опытов, книг и др. источников информации в познании окружающего мира. Извлекать

необходимую информацию из дополнительных источников знаний

(словарей, энциклопедий, справочников)

о природных сообществах. Подводить итог своей и коллективной  деятельности Региональный компонент

9

8

Что такое НЛО?

1

Понимать тексты в стиле научных статей Объяснять роль наблюдений, опытов, книг и др. источников информации в познании окружающего мира. Извлекать

необходимую информацию из дополнительных источников знаний

(словарей, энциклопедий, справочников)

о природных сообществах. Подводить итог своей и коллективной  деятельности

10

9

Заключение. Что мы узнали и чему научились за год

2

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о родном крае. Уметь выполнять правила поведения в природе. Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Оценивать

конкретные примеры поведения в природе.

Итого

35

Региональный компонент

4

7. Календарно – тематическое планирование

1класс

№ п/п

ТЕМА

Кол-во час

ДАТА

I

Я школьник

2

1

Жизнь школьника в школе. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю.

1

2

Режим дня  школьника.

1

II

Что такое природа?

2

1

Природные объекты живой и неживой природы

1

2

Разнообразие веществ в окружающем мире.  (твердые, жидкие, газы)

1

.III

Почему происходит смена времен года?

5

1

Осенние месяцы. Признаки осени.

1

2

Зимние месяцы. Признаки зимы.

1

3

Весенние месяцы. Признаки весны.

1

4

Летние месяцы.  Признаки лета.

1

5

Отличие одного времени года от другого.

1РК

IV

Какая бывает природа.

18

1

Неживая и живая природа.  Экология-наука о взаимосвязи.

1

2

Вода, свойства воды. Состояния воды и её распр.

1

3

Круговорот воды в природе. Водоемы.

1

4

Воздух. Свойства воздуха. Значение воздуха для живых организмов.

1

5

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека.

1РК

6

Почва, ее состав, значение для живой природы.

1

7

Растения, их разнообразие. Условия для жизни растений.

1

8

Деревья, кустарники, травы.

1

9

Дикорастущие и культурные растения.

1

10

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

1

11

Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

1

12

Части растения ( корень, стебель, лист, цветок…)

1

13

Грибы и лишайники.

1

14

Роль грибов и лишайников в природе.

1

15

Животные, их разнообразие. Условия для жизни.

1

16

Особенности питания разных животных.

1

17

Роль животных в природе и жизни людей.

1

18

Животные родного края, названия, краткая  харак

теристика на основе наблюдений.

1

V

Как влияет человек на природу?

1

1

Круговорот веществ  в природе.

1

VI

Человек - это природа?

3

1

Положительное и отрицательное влияние  деятельности человека на природу.

1

2

Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растений и животных.

1

3

Заповедники , национальные парки. Красная книга России, её значение и её представители.

1РК

VII

Человек – это хозяин или гость природы?

1

1

Географическая карта,   план и глобус.

1РК

VIII

О чем ты узнал на занятиях?

1

1

Брейн – ринг «Что, где, когда?»

1

Всего:

33

Региональный компонент

4

                                                     2класс

№ п/п

Тема, раздел

Кол-во часов

дата

  1. Я и мир вокруг  меня

2

1

Описание сезонных изменений в природе в рисунках

1

2

Наблюдения за  связью растений, животных и времени года.

1

  1. Загадочный мир веществ

3

3

 Объекты  живой и неживой природы по отличительным признакам. (Практическая работа)

1

4

Природные объекты и изделия (искусственные предметы), их отличительные свойства.

1

5

Опыты по изучению свойств полезных ископаемых.

1

  1. Почему надо охранять природу? Почему книга Красная?

3

6

Человек-часть природы. Зависимость жизни человека от природы.

1

7

Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.

1

8

Заповедники Кемеровской области. Их роль в охране природы. Красная книга.

1РК

  1. В мире растений.

3

9

Игра-ознакомление с многообразием растений..

1

10

Роль растений в природе и жизни людей.

1

11

Растения родного края, названия и краткая  характеристика на основе наблюдений.

1

  1. «Некультурные». Знакомство с дикорастущими растениями.

2

12

Растения – живые организмы. Свет, вода, почва – условия жизни растений.

1РК

13

Деревья в ближайшем окружении. Отличительные признаки.

1

  1. Чудо – растение.

1

14

Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя ) Проектная деятельность.

1

  1. Что вырастет из семечка?

1

15

Соцветие. Виды семян и плодов.

1РК

  1. Нет повести печальнее на свете.

2

16

Экологическая сказка по теме: «Грибы. Лишайники»

1РК

17

Игра-ознакомление с царством грибов «Что в корзине?»

1

  1. Стремись к тому, чтобы любой зверек тебе, как другу доверять бы мог.

2

18

Рисунки и рассказы о домашних питомцах.

1

19

Животные, их многообразие. Условия для их жизни (Воздух, вода и тепло, пища)

1

  1. Просмотр фильма из серии ВВС

2

20

Роль животных в жизни людей.

1

21

Бережное отношение человека к животным.

1

  1. «В мире животных»

2

22

Презентация «Все друг другу мы нужны»

1

23

Сказка о кошке или собаке.  Зарисовки к тексту.

1

  1. Викторина «Знатоки природы»

1

24

Способы познания окружающего мира: наблюдение.

1

  1. Деятельность человека.

3

25

Сказка « Очень страшная история»

1

26

Экологический светофор, «Мы в ответе за тех. Кого приручили».

1

27

Изготовление газеты. Природа – источник удовлетворения потребностей людей.

1

  1. «Что вокруг школы?»

2

28

Ориентирование на местности. Правила поведения в природе.

1

29

Откуда берется бытовой мусор.

1

  1. «Берегите добрый лес - он источник всех чудес»

3

30

Зеленая аптека. Лекарственные растения.

1

31

Первая помощь при укусах насекомых, ушибах, порезах.

1

32

Правила сбора и оформления гербария.

1

  1.  Подведение итогов

3

33

Игра-путешествие. Разнообразие растений и животных.

1

34

Объяснение названий растений и животных. Что они рассказывают о своих хозяевах.

1

35

Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты.

1

Итого:

35

Региональный компонент

4

3класс

№ п/п

Тема, раздел

Кол-во часов

дата

  1. Что такое экология?

1

1

Экология -  наука о связях между существами и окружающей средой.

1

  1. Как распознавать растения и животных ближайшего природного окружения?

3

2

Экскурсия «Растения и животные нашего края»

1

3

Практическая работа «Растения нашего края»

1

4

Практическая работа «Животные  нашего края»

1

  1. Кому угрожает исчезновение?

1

5

Представители редких организмов.

1РК

  1. Как охранять природу?

2

6

Заповедники, заказники, национальные парки.

1

7

Ботанические сады и зоопарки.

1

  1. Какова роль неживой природы в жизни живого.

3

8

Солнце как источник  тепла и света ля живых существ

1

9

Роль света в жизни растений и животных.

1

10

Воздух и вода для растений и животных.

1

  1. Есть ли жизнь в почве?

1

11

Разнообразие живых обитателей  почвы: растения , животные, грибы, микроорганизмы.

1РК

  1. Как разнообразен мир природы.

4

12

Водоросли, мхи, папоротники.

1

13

Хвойные, цветковые, хвощи и плауны.

1

14

Черви, моллюски, ракообразные.

1

15

Ракообразные и паукообразные.

1

  1. Что такое экологическая пирамида.

4

16

Экологические связи в живой природе на примере дубового леса.

1

17

Понятия «прямые связи», «косвенные связи».

1

18

Пищевая сеть.

1

19

Экологическая пирамида.

1

  1. Кого и что надо охранять?

6

20

Охраняемые растения нашего края.

1

21

Лекарственные растения нашего края.

1

22

Охраняемые животные нашего края.

1РК

23

Причины сокращения численности животных и растений.

1

24

Ботанические сады и зоопарки Кемеровской области.

1

25

Экскурсия в ботанический сад г. Кемерово.

1

  1. Мастерим домики для птиц.

2

26

Практическая работа по изготовлению  искусственных гнездовий  для птиц.

1

  1. Учимся передавать свои знания другим детям.

3

27

Изготовление условных знаков в природе.

1

28

Экологический утренник «Береги природу».

1

29

Экскурсия  на территорию школы.

1

  1. Влияет ли состояние природы на здоровье человека?

2

30

Влияние загрязнение  окружающей среды на здоровье человека в нашем регионе.

1РК

31

Пути попадания вредных веществ в организм человека.

1

  1.  Как уберечь человечество от экологической катастрофы.

3

32

Загрязнение рек,  морей и океанов.

1

33

Представление о радиоактивном загрязнении среды.

1

34

Экологические прогнозы - отрицательное воздействие человека на природу.

1

  1.  Подведение итогов

1

35

Обобщение знаний по курсу «Планета загадок»

1

Итого:

35

Региональный компонент

4

4 класс

№ п/п

Тема, раздел

Кол-во часов

дата

  1. Введение.

2

1

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей природы.

1

2

Радость путешествий и открытий.

1

  1. Тайны за горизонтом.

4

3

Географические открытия в древности.

1

4

Путешествие Марко Поло. Открытие Америки.

1

5

Экспедиции Д. Кука. Покорение Северного и южного полюса.

1

6

Открытия русских путешественников А. Никитин, Н. М. Пржевальский.

1РК

  1. Жили – были динозавры… и не только они.

5

7

Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана.

1

8

Жизнь в древнем море.

1

9

Леса каменноугольного периода. Эпоха динозавров.

1

10

Птицы и звери прошлого.

1РК

11

Экскурсия в палеонтологический музей.

1

  1. Тайны камней

4

12

Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека.

1

13

Алмаз и его применение в ювелирном  искусстве и технике, знаменитые бриллианты.

1

14

Загадки янтаря и жемчуга. Обыкновенное чудо –соль.

1

15

Экскурсия в геологический музей.

1РК

  1. Загадки растений.

5

16

История открытия удивительных  растений.

1

17

Экзотические  фрукты.

1

18

История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов.

1

19

Интересные особенности и необычное применение распространенных  дикорастущих растения.

1

20

Экскурсия: «Знакомство с местной флорой ».

1

  1. Утконос и компания.

3

21

История открытия удивительных животных.

1РК

22

Тайна озера Лох-Несс. Существует ли снежный человек.

1

23

Загадки обычных животных.

1

  1. Планета насекомых.

4

24

Насекомые, их роль в природе и жизни человека.

1

25

Жуки. Дровосек-титан, скарабей-священный жук египтян

1

26

Бабочки. Совка-агриппа. Охрана насекомых.

1

27

Экскурсия в энтомологический музей.

1РК

  1. Загадки под водой и под землей.

5

28

Как изучают подводный мир.

1

29

Киты, дельфины, акулы.

1

30

История открытия гигантского кальмара. Морские актинии, звезды ,ежи.

1

31

Жизнь в темных глубинах океана.

1

32

Загадочный мир пещер.

1

  1. Что такое НЛО

1

33

Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.

1

  1. Заключение Что мы узнали и чему научились за год.

2

34

Что мы узнали и чему научились за год.

1

35

Что мы узнали и чему научились за год.

1

Итого:

35

Региональный компонент

4

8 Список материально – технического обеспечения курса

Список литературы для учителя

Беляева, Л. Т. Ботанические экскурсии на природу / Л. Т. Беляева. - М. : Учпедгиз, 1955.

Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики / А. А, Плешаков, А. А, Румянцев. - М. : Просвещение, 2007.

Плешаков, А. А. Зеленый дом. Система учебных курсов с экологической направленностью. В сб. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы / А. А, Плешаков. - М. : Просвещение, 1998.

Примерные программы начального общего образования : в 2 ч. - М. : Просвещение, 2009.-Ч. 1.-317 с,

Сорокоумова, Е. А. Уроки экологии в начальной школе / Е, А. Сорокоумова. - . М.: АРКТИ, 2007

Теплов, Д. Л. Экологическое воспитание в дошкольном образовании / Д. Л. Теплов. - М. : ГОУ ДОД ФЦРСДОД, 2006. - 64 с. (Библиотека для педагогов, родителей и детей; вып. 5).

Тихомирова, Е. М. Мир вокруг нас: Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» к учебному комплекту А. А. Плешакова «Мир вокруг нас». 1 класс. - М. : Экзамен, 2007.

Уроки экологии. Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. — Харьков : Ранок, 2007.

Фадеева, Г, А. Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов / Г. А. Фадеева. - Волгоград : Учитель, 2005

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование / Министерство образования Российской Федерации. - М., 2004. - 221 с.

Список литературы для  обучающихся

Плешаков, А. А. Зеленые страницы : книга для обучающихся начальных классов / А. А. Плешаков, - М, : Просвещение. 2007.

Плешаков, А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас : учеб. для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков - М. : Просвещение, 2008.

Плешаков, А. А. От земли до неба : атлас-определитель. - М. : Просвещение, 2007.

Потапова, Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет : популярное пособие для родителей и педагогов /' Л. М. Потапова. - Ярославль : Академия развития: Академия Холдинг, 2002,

Цифровые образовательные ресурсы

  1.  Сайт «Про школу . ру».
  2.  Сайт «Открытый урок»
  3.  Копилка опыта учителей начальных классов:

http://www.uroki.docnach.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по внеурочной деятельности в начальных классах

программа "Оригами" по внеурочной деятельности в начальных классах...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Занимательная физика"

Данный кружок был разработан для начальной школы в  соответствии с требованиями ФГОС . Кружок рассчитан на 3 года обучения адаптирован на возрастную категорию детей. Программа курса составлена та...

МОТИВАЦИЯ КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ во внеурочной деятельности в начальных классах общеобразовательной школы

В данной работе описывается личный опыт создания положительной учебной мотивации на примере работы в кружке по бисероплетению....

Призентация к уроку английского языка для начальных классов по теме "Планета животных"

Призентация к уроку английского языка для начальных классов по теме "Планета животных"...

Программы по внеурочной деятельности для начальных классов

Прораммы напрвлены на общеинтеллектуальное развитие...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности учителя начальных классов Держиевой Ольги Анатольевны «Мир книг»

Внеурочные кружковые занятия «Мир книг» способствуют расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию у...

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка начальная школа

рабочая программа внеурочной деятельности начальная школа...