МОТИВАЦИЯ КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ во внеурочной деятельности в начальных классах общеобразовательной школы
статья по теме

Курбанова Наталья Юрьевна

В данной работе описывается личный опыт создания положительной учебной мотивации на примере работы в кружке по бисероплетению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Учебная мотивация574.11 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  №3 ГОРОДА КИНЕЛЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КИНЕЛЬ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

МОТИВАЦИЯ КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

во внеурочной деятельности в начальных классах

общеобразовательной школы

Работу выполнила: Курбанова Наталья Юрьевна

учитель технологии ГБОУ СОШ №3города Кинеля

2014г.

Внедрение Федерального Государственного Образовательного стандарта  в начальной школе предполагает внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования.  Приходится отходить от привычной задачи — загрузить учащегося разнообразными  знаниями и нацелиться  на другую — сформировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности, что поможет обучающемуся в дальнейшем решать самые разнообразные проблемы и сделает его более успешным в реальной жизни. 

Новый подход к обучению требует особых образовательных технологий. Но самым главным условием успешного обучения является создание положительной мотивации у обучающихся. Только при наличии такой мотивации мы можем рассчитывать на успешное выполнение задач поставленных нам стандартами нового поколения.

Интернет пестрит самыми разнообразными статьями и презентациями, где очень подробно рассматривается  теория создания мотивации к обучению. Я же хочу в своем выступлении рассмотреть  развитие положительной мотивации к обучению с практической стороны и рассмотреть ее на примере внеурочной деятельности в начальной школе.

Положительная  мотивация во внеурочной деятельности в начальных классах имеет свои отличительные особенности.  К внеурочной деятельности нельзя использовать те же подходы, что используются на уроках основных предметов. Но в этом есть и большой плюс. Ведь внеурочная деятельность не является обязательной. А значит у обучающихся есть одна из главных опор положительной мотивации – свобода выбора. Приходя на занятия по внеурочной деятельности ученик изъявляет собственное желание, а это означает, что начало положительной мотивации уже положено. Две других опоры учебной мотивации – это самостоятельность процесса поиска знаний и ощущение успешности. Занятия бисероплетением  - это просто олицетворение вышеперечисленных  основ. Поэтому создавать положительную мотивацию на моих занятиях совсем не сложно.

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.

Учебная мотивация состоит из:

- положительных установок обучающегося;

-  ясной видимости цели к которой обучающийся должен стремиться;

- четких мотивов достижения этих целей;

- положительной  реакции на неудачу;

- настойчивости в достижении своей цели.

Давайте  разберемся с практической стороны как достичь этого на занятиях. Положительную установку для выполнения заданий мы можем создать с помощью неформальной обстановки на занятиях. Что конкретно мы можем сделать? Переставить парты непривычным образом, рассадить детей по группам, отойти от формы стандартного урока,  превратить занятие в увлекательную игру, но не забывая об обучающей цели занятий.

Теперь цель занятия. В начальной школе, когда уровень сформированности УУД у детей еще очень низок, учителя должны помогать им в выборе цели. Обучающийся должен четко видеть то, к чему нужно стремиться. На занятиях с первыми классами я показываю детям готовые примеры  тех изделий, что им предстоит выполнить. И не просто ставлю перед ними фигурки животных, а «знакомлю» с детьми, придумываю им смешные имена, рассказываю про них небольшую историю-сказку.

       

    

Таким образом, ребята не только понимают цель занятия, но и обретают четкий мотив для обучения, поскольку каждый из них после такой сказки хочет завести себе такого «маленького дружка». Встречаются и такие индивидуумы, которые не хотят идти в ногу со всеми и говорят: «А я не хочу». Для них всегда должен быть заготовлен запасной вариант в виде изделий, которые их могут заинтересовать. Свободу выбора у них отбирать нельзя. Что касается учеников второго, третьего класса, то у них уровень сформированности предметных УУД уже выше, поэтому готовых примерах они не нуждаются. Я предлагаю им схемы различных изделий, что помогает формировать у них пространственное мышление и фантазию и познавательные УУД.

   

В третьем классе, обучающиеся идут дальше. Они сами приносят книги со схемами изделий, которые хотят выполнить. А задача учителя состоит в том, чтобы помочь отобрать         те из них, которые соответствуют теме  занятий и уровню сложности, с которым может справиться конкретный ученик.        

В ходе занятий        у обучающихся часто возникают проблемы с изготовлением изделий        . В связи с возрастными особенностями дети еще неопытны, неловки, мелкая моторика рук несовершенна, поэтому в процессе работы у них часто путается леска, перекручивается проволока         и здесь учителю приходится  труднее всего. Необходимо «собрать волю в кулак» и не поддаться желанию распутать все вместо ребенка.          В этот момент мы начинаем         работать над следующими составляющими учебной мотивации          - это реакция на неудачу и настойчивость в достижении цели.

Нужно заметить, что при работе с детьми педагогу приходится быть настоящим психологом и большим         виртуозом   в   выборе   средств воздействия на обучающихся. Необходимо акцентировать внимание на удачах детей, рисовать перед ними радужные сценки из будущего, рассказывая, что случится, если он не бросит  начатое и доведет дело до конца. Как обрадуется мама такому подарку, например, или как грустно будет лежать недоделанной игрушке в коробке и не с кем ей будет поиграть.                А теперь конкретные примеры: если я просто распутаю проволоку ребенку, через минуту он придет ко мне с той же самой просьбой, ведь самый легкий способ решения проблемы – это переложить ее на чужие плечи и дети знают это еще с пеленок. Просто отказать ему -  это простой способ решения проблемы для меня, но подобные действия скорее всего приведут ученика  к желанию все бросить и положительная мотивация будет утеряна. Не в коем случае нельзя ругать ребенка за испорченный материал, поломанную проволоку нужно только подтолкнуть его  к тому, чтобы он сам нашел выход из сложившейся ситуации и обязательно похвалить, если ему это удалось. При низкой сформированности УУД мы имеем право вмешаться в его работу. Подсказать или, в крайнем случае, показать на примере, но чем старше обучающийся, тем меньше вмешательства в его деятельность мы можем себе позволить.

Главным моментом на занятии является последние минуты. Здесь возможны два варианта:

- изделие не окончено, а значит нужно настроить ученика так, чтобы он не «перегорел» до следующего занятия и захотел доделать начатое и хвалим его за проделанную работу;

- изделие закончено, тогда нужно обязательно оценить результат, придумать имя новому «питомцу» или спросить кому подарит ребенок свое изделие.

В обоих случаях мы закрепляем ситуацию успеха и проводим своего рода рефлексию, вспоминая трудные моменты в проделанной работе и удачное завершение занятия.

Я работаю по этой программе третий год, количество учеников с каждым годом только увеличивается и мои воспитанники каждый раз удивляют меня своими возможностями. Каждое занятие доставляет удовольствие и мне и ребятам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБРАЗОВАНИЯ

РАЗВИТИЕ  МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБРАЗОВАНИЯ...

РАБОТА НАД ДИКЦИЕЙ В ПЕНИИ С УЧЕНИКАМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Методическая статья, обобщающая опыт работы с учащимися начально школы по развитию их вокальных способностей, привитию интереса к музыкальному искусству....

РАБОТА НАД ДИКЦИЕЙ В ПЕНИИ С УЧЕНИКАМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Методическая статья, обобщающая опыт работы с учащимися начально школы по развитию их вокальных способностей, привитию интереса к музыкальному искусству....

Презентация к педагогическому совету "Мотивация как главное условие успешного обучения"

Презентация используется в качестве наглядного сопровождения к основной теме педсовета...

Нарушения чтения у учащихся младших классов общеобразовательных школ. Консультация для учителей начальных классов общеобразовательных школ.

Нарушения чтения у учащихся младших классов общеобразовательных школКонсультация для учителей начальных классов общеобразовательных школ    Начало школьной ...

Родительское собрание "Мотивация как главное условие успешной учебной деятельности" для 5-9 классов.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением ...

Мотивация как главное условие успешной учебной деятельности

Каждому педагогу известна такая ситуация: студент может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован… Действительно, отсутствие мотивации ...