Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка.
проект по английскому языку

Носикова Дарья Николаевна

Основной идеей данного проекта является разработка и внедрение комплекса здоровьесберегающих технологий в условиях обучения в стенах образовательных учреждений для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка.

В настоящее время проблема здоровья школьников стала одной из главных в процессе обучения, педиатры, изучая состояния здоровья школьников, обнаруживают чрезвычайно высокую распространенность нарушения осанки, близорукости, невротических расстройств, склонность к частым простудным заболеваниям.

Причинами  являются социально-экономические условия, плохая экология, безработица среди родителей, преобладание у детей вредных привычек. Как следствие всего этого - низкий уровень активности учащихся на уроках и снижение успеваемости. Поэтому ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только проблемой в сфере медицины, но и серьезной проблемой в сфере образования.

Исходя из актуальности данной проблемы, я и заинтересовалась темой "Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка».

Под термином «здоровьесбережение» понимают систему мер, направленных

на улучшение здоровья участников образовательного процесса. Одним из ведущих направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемым предметам.

Поскольку я преподаю английский язык, то хотелось бы поделиться какие приемы здоровьесберегающих технологий, я применяю  на своих уроках английского языка.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни.

Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

а) в физическом плане  - умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему

справляться с учебной нагрузкой;

б) в интеллектуальном плане  - проявляет хорошие умственные способности,

наблюдательность, воображение, самообучаемость;

в) в нравственном плане - честен, самокритичен.

г) в социальном плане - коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;

д) в эмоциональном плане - уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Считаю, что применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет первостепенное значение, так как английский язык - это чужой язык, и как школьная дисциплина достаточно серьёзный и сложный предмет. При его изучении ученики сталкиваются с серьёзными и большими трудностями. С первых шагов они учатся общаться на английском языке. Для этого им необходимо усвоить огромное количество нового языкового. На занятиях приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать.  Поэтому для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей я использую элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка.

На своих уроках я стремлюсь создать приятную, располагающую к занятиям обстановку. И в этом мне помогают здоровье сберегающие технологии. Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника не только при овладении необходимыми знаниями и умениями на уроках английского языка, но и позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.

И в этом мне помогают  такие элементы здоровьесберегающих технологий, как:

-физкультминутка и  зарядка-релаксация

-игра

- пальчиковая гимнастика

-дыхательные упражнения

- гимнастика для глаз

- гимнастика для слуха

-упражнения для коррекции осанки

На своих уроках я стремлюсь создать приятную, располагающую к занятиям обстановку. И в этом мне помогают зарядки-релаксации и физкультминутки,  в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз. 

Цель релаксации - снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение служит торможению умственной деятельности учащихся.

На начальном этапе обучения английскому языку включаю в урок зарядку с использованием различного вида движений, песен, танцев. По времени это занимает 3-5 минут.

Текст чаще воспроизводится в записи или проговаривается учителем, особенно в начальной школе, так как при произнесении текста детьми у них может сбиться дыхание. Танцевальные и музыкальные физкультминутки в младшем и среднем делают урок насыщеннее и интереснее, повышает эмоциональное состояние обучающихся.

Для себя я выделила несколько правил для проведения физкультминуток: 
- Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания;
- Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность; 
- Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. 
- Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.    

Часто я прошу учеников провести физкультминутку, и они делают это с большим удовольствием. Вот несколько примеров одной из активных форм работы, с успехом используемых мною на уроках.

1) Музыкально - танцевальные физкультминутки, когда дети поют песню на английском языке и исполняют под песню различные движения

1)Hands up, hands down,                           2) Two little feet go tap, tap, tap.

Hands on hips, sit down.                             Two little hands go clap, clap, clap.

Hands up, to the sides,                                One little leap up from the chair,

Bend left, bend right.                                  Two little arms go up in the air.

One, two three, hop!                                  Two little hands go thump, thump, thump

One, two, three, stop!                                Two little feet go jump, jump, jump.

Stand still.                                                 One little body goes round and round.

3)Come, my friend and dance with me (Дети выполняют танцевальные движения)

It is easy, you can seе

One step back, one step out (один шаг назад, один шаг вперед)

Then you turn yourself about (поворачиваются вокруг себя)

It is fun to dance with you (Любые танцевальные движения)

And it isn’t hard to do.

One step back. One step out (один шаг назад, один шаг вперед)

Then you turn yourself about (поворачиваются вокруг себя)

4) Clap, clap, clap your hands.

Clap your hands together. (2 times)

Stamp, stamp, stamp your feet

Stamp your feet together.

Далее выполняются движения с использованием команд:

Dance a dance! Fly! Swim! Go! Run! Jump! Climb!

5) Давайте познакомимся как жители разных стран.

В России - пожимают друг другу руки

в Италии - горячо обнимаются.

 В Бразилии - хлопают друг друга по плечу,

в Зимбабве - трутся спинами, в Македонии - здороваются локтями,

 в Никарагуа - касаются плечами.

В Новой Зеландии народы маори касаются при встрече носами.

 североафриканских государствах: там подносят правую руку сначала ко лбу, потом к губам и после этого - к груди.

Большое значение в процессе обучения английскому языку имеет игра, так

как игра приближает речевую деятельность к естественным нормам, развивает навыки общения, способствует эффективной отработке языкового программного материала. Она используется для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. В игре ребенок раскрывается, т.е. проявляет самостоятельность, решительность, сообразительность, получает признание сверстников, глубже понимает окружающий мир, значение слов, проявляет все свои лучшие качества. Я применяю игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость, удовольствие.

Игровые формы и приемы, применяемые на уроке, весьма разнообразны:

подвижные игры (физкультминутка, игра в животных, игры на внимание);

игры-соревнования (дети делятся на группы, команды и выполняют условия

игры);

игры с предметами (мяч, шар, кукла);

 

Например, игры-пантомимы используются для развития координации частей тела, пространственно-временных ориентировок.

1) При изучении алфавита - изобразить букву головой (нарисовать букву в воздухе головой или в паре с партнером). Ученик(и) у доски выполняет(ют) это задание, а другие учащиеся отгадывают букву алфавита.

2) При изучении темы ‘’Animals’’ изобразить любимое животное движением, мимикой, голосом, жестами.

 3) При изучении темы ‘’ My day’’ изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.

Ролевые игры в группе дают возможность воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни. Учащимся средних классов нравятся ролевые игры («Больница», «Магазин», «Интервью» и т.д.).

Ролевая игра-пантомима: «Больница»

Ситуация: В больнице в другой стране ты хочешь объяснить доктору что у тебя случилось. Недостаточно хорошо владея английским языком, ты пытаешься объясниться с продавцом жестами, мимикой.

Во время игры, дети могут свободно передвигаться по классу, что также снимает напряжение, создает благоприятную почву для развития их двигательной активности, укрепления здоровья, способствует решению определенных учебно-воспитательных задач, в том числе и по обучению иностранному языку.


На своих уроках, особенно в начальной школе, я стараюсь находить время для проведения пальчиковой гимнастики, которая включает в себя  фонетическую разминку,  зарядку для ладошек,  пополнение лексического запаса и положительные эмоции. Пальчиковая гимнастика помогает снять нервно - психическое напряжение, напряжение в руке и скованность, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи.  Дети очень быстро и с удовольствием запоминают забавные рифмы, повторяют их, работая при этом пальчиками. Иногда я прошу ребят произносить рифмовки с разной интонацией, с изменением тембра голоса, получается ещё интереснее.

Пальчиковую гимнастику можно проводить на любых этапах урока: организационный момент, объяснение нового материала, закрепление материала, динамическая пауза,  активизация лексики и при обучении письму.

Dance of the leaves. Танец листьев.

First they dance upon the trees,(поднять руки вверх и раскачивать, имитируя порывы ветра, пальчики при этом шевелятся как листочки)

Then they float on the breeze. (руки плавно «плавают  по волнам», пальчики расслаблены)

Then they gaily blow around, (сделать круги руками, вращая ладони)

Now they’re sleeping on the ground. (мягко опустить руки вниз, присев на корточки).

What's the weather like today? Какая погода сегодня ?

Look through the window! What is the weather like today?
Is it sunny? (Скрещиваем ладошки и двигаем пальчиками-лучиками);
Is it rainy? (Постукиваем кончиками пальчиков по парте);
Is it windy? ([w - w - w], размахиваем руками, показывая порывы ветра);
Is it cloudy? (прикрываем лицо ладонями);
Is it dry? (имитируем вытирание пальчиков, рук полотенцем);
Is it wet? (стряхиваем воду с рук).

Finger family. Пальчики.
Finger family up (поднимаем пальчики)
and finger family down (сгибаем пальчики в кулак)
Finger family dancing («танцуем» пальчиками)
All around the town
Dance on your shoulders (пальчики «танцуют» на плечах)
Dance on your head (на голове)
Dance on your knees (на коленях)
and go to bed. (складываем ладошки вместе)

Функция зрения является одной из ведущих в процессе обучения. От состояния зрения во многом зависит как успешность обучения, так и самочувствие детей. Поскольку количество учащихся с плохим зрением неуклонно растет, снять усталость глаз и восстановить остроту зрения помогут следующие упражнения:

1. Open your eyes wide. (Широко раскрыть глаза)

Look as high as you can. Fix your sight for one second. (Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду.)

 Then move your eyes to the right as far as you can, fix this position for one second. (Затем перевести его до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду)

Then move your eyes down as far you can, fix the position for a second. (Далее посмотреть до предела вниз, зафиксировав на секунду взгляд)

And finally move your eyes left as far as you can and fix this position for one second. (затем до упора влево, также задержав взгляд на секунду)

Keep your eyes wide open. (Глаза все время должны быть открытыми)

Do this exercise 10 times. (Выполняется упражнение 10 раз)

2. LOOK LEFT, RIGHT

LOOK UP, LOOK DOWN

LOOK AROUND.

LOOK AT YOUR NOSE.

LOOK AT THAT ROSE.

CLOSE YOUR EYES.

OPEN, WINK AND SMILE.

YOUR EYES ARE HAPPY AGAIN.

3. Close your eyes! Open your eyes! (Откройте глаза, закройте глаза) (повторить 4 раза).

Turn your eyes to the left, turn your eyes to the right. (Посмотрите налево, посмотрите направо) (повторить 4-5 раз).

Your eyes up, your eyes down! (Глаза вверх, глаза вниз) (повторить 4-5 раз).

Look at the blackboard! (Посмотрите на доску) (3-5 секунд)

Look at your finger! (Посмотрите на свой палец – поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 15-20 см. от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него. (3-5 секунд).

Look at your nose! (Посмотрите на свой нос -3-5 секунд).

Close your eyes! (Закройте глаза)

Open your eyes! (Откройте глаза)

 Look through the window! (Посмотрите в окно) (повторить 4-5 раз).

На уроке можно проводить релаксивные упражнения на дыхание - один из серьезных и необходимых моментов урока в младших и средних классах. Если ребенок научен правильно использовать возможности своего дыхания, то в его речи не будет неоправданных провалов, пауз.

Дыхательные упражнения способствуют: Нормализации внутрибрюшного давления Увеличению подвижности грудной клетки, тренировке грудных и межреберных мышц. Снятию нервно-психического напряжения. Нормализации чувственно-эмоционального состояния.

1. Упражнение 1. Дети, представьте, что мы воздушные шарики (We are balloons). Сейчас я буду считать, а вы на каждую цифру делаете глубокий вдох: one, two, three, four- дети делают 4 глубоких вдоха. По команде «Breath in!» необходимо задержать дыхание. Затем, я буду считать от 4 до 8, а вы делаете глубокий выдох «Breath out!» — four, five, six, seven, eight.

2. Упражнение 2. Учащиеся встают спиной к стене, прислоняясь затылком, лопатками и пятками к ней. Они представляют «стержень» внутри себя, считают вслух от 1 до 5 или от 1 до 10 (счёт ведётся на английском языке). Дыхательное упражнение начинается с выдоха, при вдохе плечи не поднимаются.

1.       Выдох — вдох носом. На выдохе произносят «1».

2.       Вдох носом. На выдохе произносят «2».

3.       Вдох носом. На выдохе произносят «3» и т. д.

Упражнение 3. Breathe in through the nose, breathe out through the mouth (Спокойно вдохните через нос, выдохните через рот. Повторите 4 раз)

Put your hands in front of the chest, push elbows sharply back and put your hands down. Repeat 6 times.( Руки перед грудью; сделайте два рывка локтями назад; разведите руки в стороны. Повторите 6 раз)

Breathe in through the nose, while breathing out pronounce the sounds [p], [t], [k]. Repeat 6 times (Спокойно вдохните через нос, на выдохе произнесите звуки [p],[t],[k] . Повторите 6 раз)

При реализации здоровьесберегающих технологий на уроке английского, также следует уделить огромное внимание организации урока. Во избежание усталости учащихся, я считаю, целесообразно менять виды деятельности:  самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания и т.д.

Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание и поиск ошибок позволяют избежать монотонности на уроке.

По мере возможности смена различных видов деятельности должна проводиться через каждые 7-10 минут.

Помимо смены видов деятельности, не стоит забывать, что неотъемлемым компонентом здоровьесберегающих технологий является создание у детей положительно-эмоционального настроя на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Доброжелательный тон педагога, похвала, поощрение, на мой взгляд, – важный момент здоровьесберегающих технологий. (вербальная форма - «Well done!», «How clever you are!», «Good boy/girl!» и т.д; Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т. д. ) Похвалу учителя можно выразить в раздаточных жетонах, карточках. 

Не менее важной здоровьесберегающей технологией является соблюдение санитарных требований к учебному кабинету: освещённость, проветривание, чистота, правильное расположение парт и доски, температурный режим и т.д.

Итак, использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, способствует успешному овладению необходимыми знаниями на уроке, преодолению трудностей, позволяет достичь цели, решить задачи обучения.

Результатом использования здоровьесберегающих технологий считаю то, что учащиеся активно работают весь урок, быстро отвлекаются от предыдущего урока, тем самым повышается их интерес к предмету.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий»

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья детей...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе. Бинарный урок английского языка и физкультуры в 4 классе "Игра в детективов"

Использование  здоровьесберегающих технологийна уроках в начальной школе.Бинарный урок английского языка и физкультурыв 4 классе....

презентация урока: : «Здоровьесберегающие технологии при обучении четырем основным видам речевой деятельности на уроке английского языка в 5 м классе»

Презентация-конспект урока: : «Здоровьесберегающие технологии при обучении четырем основным видам речевой деятельности на уроке английского языка в 5 м классе»...

Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка или «Уроки без стресса»

Применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка или уроки без стресса....

Здоровьесберегающая среда на уроках английского языка. Урок без стресса.

«Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие,а не только отсутствие болезней, т.е. это физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательное отношени...

Здоровьесберегающая направленность урока английского языка

Данная работа представляет собой рекомендации по ведению урока английского языка с точки зрения здоровьесбережения....