Развитие когнитивных процессов на уроках иностранного языка.
статья по английскому языку

Когнитивная психология – психология познания – наука, которая обращается к следующим вопросам:

  • Как мы обращаем внимание на информацию и собираем ее?
  • Как мозг сохраняет и обрабатывает эту информацию?
  • Как мы решаем проблемы, думаем и формулируем свои мысли с помощью языка?

Познание затрагивает все части перцептивных, мнемических и мыслительных процессов и является важной характеристикой каждого человека.

Практически все виды учебной деятельности требуют использования нескольких различных когнитивных навыков. Кроме того, критическое мышление подразумевает целенаправленность, активную позицию в познании и исследовании конкретного вопроса, нацеленность на результат.

Применение технологий развития критического мышления должно применяться на всех этапах обучения и систематически и тогда они будут способствовать максимальному развитию и социализации учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kognitivnaya_psihologiya.docx79.23 КБ
PDF icon kognitivnye_psihologiya_1.pdf1.71 МБ

Предварительный просмотр:

Развитие когнитивных процессов на уроках иностранного языка.

Чтобы понимать о чем пойдет речь мы, конечно, начнем с определения понятий.

Что такое когнитивная психология? – В момент, когда вы читаете этот вопрос, вы включаетесь в процесс познания. Когнитивная психология занимается

- восприятием информации (вы читаете вопрос),

- пониманием (вы осмысливаете вопрос),

- мышлением (вы спрашиваете себя, знаете ли вы ответ),

- формулировками и ответами (вы можете сказать: «Когнитивная психология – это изучение мышления»).

Когнитивная психология – психология познания – наука, которая обращается к следующим вопросам:

  • Как мы обращаем внимание на информацию и собираем ее?
  • Как мозг сохраняет и обрабатывает эту информацию?
  • Как мы решаем проблемы, думаем и формулируем свои мысли с помощью языка?

Познание затрагивает все части перцептивных, мнемических и мыслительных процессов и является важной характеристикой каждого человека. Если мы собираемся говорить о том, как развивать данные процессы, то нам необходимо обратиться к первоисточнику.

В 1956 году Бенджамин Блум написал книгу «Таксонометрия Образовательных целей: Сфера Познания.» в которой привел шестиуровневое описание мышления. Его список когнитивных процессов иерархически организован, начиная с самого простого до наиболее комплексного, состоящего в выработке суждений о ценности и значимости той или иной идеи. На таксонометрии образовательных целей Б. Блума базировались многие последующие исследования.


В 1999 Лорин Андерсон и его коллеги опубликовали обновленную версию Таксонометрии Блума, которая учитывает более широкий набор факторов, которые оказывают влияние на преподавание и обучение. В отличии от версии 1956 года, новая Таксонометрия проводит различие между знанием о том, ЧТО, то есть содержанием и знанием того, КАК, то есть, процедурах, используемых в решении проблем. Обновленная версия Таксонометрии учитывает более широкий набор факторов которые оказывают влияние на преподавание и обучение. Так же как и старый вариант, она предлагает шесть навыков, шесть категорий:
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/60743/pub_5d5b72448da1ce00ad61f69b_5d5b73a54e057700aea45a96/scale_1200

  • Помнить (Remember) – память состоит из узнавания и припоминания соответствующей информации из долгосрочной памяти.
  • Понимать (Understand) – понимание –это способность формировать свои собственные значения из образовательного материала, такого, как прочитанный текст или объяснение учителя. Навыки, включенные в этот процесс включают в себя интерпретацию, объяснение на примерах, классификацию, обобщение, умозаключение, сравнение и объяснение.
  • Применять (Apply) – применение относится к использованию процедуры, освоенной в обучении в знакомой или новой ситуации.
  • Анализировать (Analize) – анализ состоит из разложения знаний на компоненты и осмысление отношения частей к общей структуре. Учащиеся учатся анализировать в ходе дифференциации, организации и осмысления.
  • Оценивать (Evaluate) – оценка, находящаяся на вершине оригинальной таксонометрии, является пятой из шести процессов в уточненной версии. Она включает проверку и критику, то есть оценочное суждение.
  • Создавать (Create) – творчество, процесс не включенный в более раннюю таксонометрию, является наивысшим компонентом в новой версии. Этот навык подразумевает соединение уже известного для создания чего-либо нового. Для выполнения творческих заданий учащиеся генерируют, планируют и производят.

Практически все виды учебной деятельности требуют использования нескольких различных когнитивных навыков. Кроме того, критическое мышление подразумевает целенаправленность, активную позицию в познании и исследовании конкретного вопроса, нацеленность на результат.

Применение технологий развития критического мышления должно применяться на всех этапах обучения и систематически и тогда они будут способствовать максимальному развитию и социализации учащихся.

Говоря о применении технологий развития когнитивных навыков на уроках иностранного языка, рассмотрим примеры в презентации. Это лишь малая толика упражнений, которые можно использовать для развития мыслительных процессов и навыков лежащих в их основе.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий – как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках иностранного языка.

Доклад по теме: Использование современных педагогических технологий – как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках  иностранного языка. В данном докладе обобщен опыт...

Речевая зарядка как средство активизации учебного процесса на уроках иностранного языка

В зависимости от целей, решаемых на уроке, учитель подбирает то или иное начало урока. Хотя существует, на мой взгляд, универсальная речевая зарядка....

ИНФОРМАЦОННО - КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ИНТЕНСИФИКАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ.

материал статьи представляет описание ИНФОРМАЦОННО - КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ИНТЕНСИФИКАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ....

Речевая зарядка как средство активизации учебного процесса на уроках иностранного языка

Для решения большого комплекса задач при изучении иностранного языка ,необходимо обеспечить контроль знаний,повысить мотивацию к изучению иностранного языка,избегать стереотипов....

ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Данная работа поможет оптимизировать учебный процесс на уроках немецкого языка...

Статья: "КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК КЛЮЧ К УСПЕШНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА"

Данная статья посвящена уроку иностранного языка, направленного на развитие у учащихся критического мышления. Автор рассматривает роль критическое мышление как неотъемлемую часть  современного об...

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Развитие творческих способностей на уроках иностранного языка»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Развитие творческих способностей на уроках иностранного языка»...