Формирование навыка монологической речи в ходе изучения тем по страноведению.
статья по английскому языку

Денисова Ольга Владимировна

Формирование навыка монологической речи в ходе изучения тем по страноведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыка монологической речи в ходе изучения тем по страноведению.

В настоящее время обучению монологическому высказыванию не всегда уделяется достаточного внимания. Такая позиция представляется ошибочной, поскольку именно этот аспект обучения дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и соответственно строить свое высказывание.

Монологическое высказывание – это особое и сложное умение, которое необходимо специально формировать в процессе обучения. В лингвистическом плане необходимо направить внимание на отработку правильности грамматического, лексического и стилистического построения, в экстралингвистическом – на соответствие речевого высказывания коммуникативной цели, заданной ситуации.

Монолог – это активный и произвольный вид речи и чтобы его осуществить, ученик должен иметь какое-то содержание и уметь построить на его основе высказывание.  Монолог, так же как и диалог, должен быть ситуативно обусловлен, т.е. у учащихся должно быть желание, намерение сообщить что-то слушающим на иностранном языке.

Объем и характер любого монолога определяется самим учеником, трудность заключается в определенном объекте высказывания и последовательности изложения.

Устная монологическая речь имеет специфическую структуру, которая характеризуется: целенаправленностью сообщения, непрерывностью и развернутостью, меньшей аффективностью. Порождение монологической речи предполагает умение избирательно пользоваться языковыми средствами в зависимости от коммуникативного намерения. Говорящий должен уметь выразить в своей речи, например, просьбу, согласие, вопрос и т.д. Все монологические высказывания предполагают владение сложным монологическим умением связного изложения мыслей, фактов, событий, проявляющимися, в частности, во владении связующими элементами предложения- наречиями времени (during, before), причинно- следственными (so, yet), выбором порядка слов, союзов и союзных слов. Формирование навыка монологической речи необходимо начинать на начальном этапе.

Ученики должны уметь без предварительной подготовки логично и последовательно высказываться в соответствии с учебной ситуацией, делать устные сообщения по теме, передавать своими словами основное содержание прочитанного текста, а также, выражать свое отношение к прочитанному. Для связанного монологического высказывания применяются различные опоры: план, текст, картина, серия рисунков.

На данных этапах работы можно использовать следующие упражнения и методические приемы для формирования навыка монологической речи: прослушать  и повторить предложения, прослушать предложение и дополнить его, описать картинку и обсудить увиденное в парах, составить сообщение, подготовить презентацию.  

Обучая монологической речи часто возникают такие трудности, как неполные ответы на поставленные вопросы, присутствие грамматических ошибок, бедность лексического запаса. Исходя из  характера трудностей при обучении монологической речи, рекомендуется добиваться обоснованности ответов, учить активно поддерживать беседу, задавать вопросы, давать контраргументы, отрабатывать разговорные формулы.

Итак, для того чтобы заинтересовать учащихся, побудить их мотивацию к монологическому высказыванию, упражнения должны быть разнообразными, интересными и увлекательными. В этих целях большое значение имеет использование аутентичных текстов, которые знакомят студентов с жизнью, традициями и языковыми  реалиями англоговорящих стран.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме  совершенствования и контроля навыков устной речи показал, что монологическая речь является одной из основных практических целей обучения иностранному языку, служит основным источником получения информации, обеспечивает при этом сохранность и пополнение запаса знаний и возможность использовать  их в любой ситуации. От того, как будут сформированы умения и навыки монологической речи будет зависеть то, как человек в дальнейшем будет пользоваться этим видом речевой деятельности.

Список литературы:

Гаськова Н. Д. Современная методика обучения иностранному языку. Пособие для учителя.- М. : АРКТИ 2000

Скалкин В.А. Системность типология упражнений для обучения говорению // Иностранные языки в школе. (приложение к журналу)  2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Цель исследования: выявить возможности использования метода проектов в формировании навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка...

Формирование навыков монологической речи как высшей формы психической деятельности: приоритетность дидактического направления

Научно-популярная статья о важности развития монологической речи при обучении иностранному языку...

Формирование навыков монологической речи обучающихся 2 ступени по специальным (коррекционным) программам VIII вида

Формирование навыков монологической речи обучающихся 2 ступени  по специальным (коррекционным) программам VIII вида...

Поэтапное формирование первоначальных навыков монологической речи

В статье подробно расписаны этапы формирования первоначальных навыков  монологической речи, а также игры и упражнения, используемые на каждом этапе....

Формирование навыков монологической и диалогической речи на уроках иностранного языка с использованием инновационных технологий

Статья на тему: Формирование навыков монологической и диалогической речи на уроках иностранного языка с использованием инновационных технологий...

Статья "Формирование навыков монологической и диалогической речи на уроках иностранного языка с использованием инновационных технологий"

Статья по обучению формирования навыков монологической и диалогической речи на уроках иностранного языка с использованием инновационных технологий....

Формирование навыков монологической речи обучающихся по специальным (коррекционным) программам VIII вида с целью повышения качества образования.

Одной из причин, препятствующих полноценному обучению детей с ОВЗ,является недостаточная сформированность  их связной устной речи. Наиболее важным условием успешности усвоения в обучении все...