Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя: аспекты реализации требований ФГОС.
статья по английскому языку

Максимова Ирина Анатольевна

Использование здоровьке-сберегающих технологий на уроках английского языка. От теории к практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maksimova_i.a._vystuplenie.docx121.94 КБ

Предварительный просмотр:

Максимова Ирина Анатольевна,

Учитель английского языка,

ГБОУ школа №595

Приморского района Санкт-Петербурга

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя : аспекты реализации требований ФГОС

     В обществе в наши дни бытует мнение, что школа,  а именно процесс получения среднего образования, наносит непоправимый вред здоровью обучающихся. Среди родителей часто обсуждаются такие проблемы, как перегруженность детей, многочасовые сидения за партой как в школе , так и дома при выполнении домашних заданий. Чтобы изменить ситуацию в целом, в том числе  существующие взгляды на современную школу

новые ФГОС внесли множество изменений в подходе к обучению учащихся. Стоит ли говорить, что здоровье обучающихся стоит на первом месте. Так ли важны знания, если они приводят к ухудшению качества жизни молодых людей, только начинающих свой жизненный путь? Конечно же нет. Но, создавая все условия для сохранения здоровья детей, мы не должны понижать качество преподавания предметов. Как все это можно совместить в современной школе? В новых ФГОС красной строкой проходит тема необходимости формирования ценности здорового образа жизни, помощь в осознании обучающимися ценности экологически целесообразного и безопасного образа жизни, осуществление образовательной деятельности в области непрерывного здоровьесберегающего образования обучающихся.

     В первую очередь, подход к сохранению здоровья обучающихся на протяжении 9-11 лет должен быть системным. Помимо медицинских работников, учащиеся должны находиться под постоянным контролем психологов и других специалистов.. Не всегда даже родители знают , как помочь ребенку в психологически трудной ситуации, а отсюда, как мы знаем, и возникают стрессы, что крайне негативно влияет на здоровье.  Принято считать- все болезни происходят “от нервов”. Но, основная ответственность ложится, конечно же , на учителей. Именно в классе, на уроках дети проводят наибольшее количество времени в школе.

     На что обывчно жалуются дети: на большой обьем домашних заданий. В соответствии с новыми ФГОС ребенок сам может выбрать те задания, которые будут  выполняться дома. Развивая регулятивные навыки, обучающийся решает: какую оценку он хочет получить, распределяя свои силы и возможности между предметами. Учителю, в свою очередь, необходимо так планировать свой урок, чтобы большую часть информации предоставить в классе. Безусловно, совсем отменять домашнее задание не стоит, оно действительно важно для  отработки навыков, для повторения и закрепления  материала,

но домашняя работа не должна ложиться непомерным грузом на плечи ребенка и вызывать страх получить неудовлетворительную оценку .

     Важная задача педагога создать психологически комфортную обстановку на уроках. Все дети разные- одни схватывают все на лету, другим требуется несколько уроков, чтобы хотя бы понять новую тему. При этом любой ребенок  должен чувствовать себя спокойно, уверенно, зная, что  ему помогут, поддержат и все у него получится.

 Помочь ребенку можно, применяя различные формы работы на уроке, при которых так называемые “сильные” ученики помогают “слабым”, и никто не  остается “за бортом” учебного процесса. Всем известна шутка про учителя, который так долго обьяснял материал, что “сам все понял”. В этой шутке действительно есть доля правды. Почему бы не использовать это в педагогической деятельности. Я применяю это в своей практике. “Отстающие” ученики с удовольствием слушают одноклассников, а те, в свою очередь, шлифуют свои знания.

     Что касается неподвижного образа жизни, то решение этой проблемы тоже всецело в руках учителя. Физкультминутки, раличные виды работ помогают в этом  вопросе, причем не только в младшей школе.

      Изучение английского языка априори подразумевает смену деятельности. В этом его (урока ангилйского) преимущество перед некоторыми другими предметами. На уроках мы пишем, читаем, слушаем и разговариваем.

     Создать непринужденную и комфортную обстановку на уроке помогают небольшие шуточные песни на английском. Надо сказать, что их любят не только младшие, но и старшие школьники. Таким образом решается вопрос фонетической зарядки в начале урока. Это , например, “Who took the cookie from the cookie jar?” или “All I want is a proper cup of coffeе”. Последняя песенка имеет вариации – для младших и старших – взависимости  от скорости исполнения и количества куплетов в песне, есть  возможность выбора. В интернете можно подобрать большое количество подобных материалов, которые на первых минутах уроках создадут дружественную и жизнерадостную атмосферу, что очень важно для дальнейшего восприятия информации.

     Продолжая рагзговор о музыкальном сопровождении урока, следует остановиться на физкультминутке.  Всем преподавателям аглийского языка известна зарядка “Head and shoulders knees and toes…” Учащиеся младших классов очень ее любят. К средней школе лучше подобрать что-то другое. Подросткам, например,  нравится разминка “Move and freeze”.  Время зарядки можно использовать и для изучения или повторения материала. К теме Еда можно использо  веселую песенку  “Healthy food will make you smile”, под ее веселую мелодию можно двигаться. Если слова выучены, то это уже минутка отдыха. К тому же сам текст несет в себе пропаганду здорового питания, что для подростка не мало важно, особенно если это исходит не из уст  учителей или родителей , а в форме веселой песни на англйском языке.

    Еще вариант проведения зарядки, особенно в младшей школе- это 1. Выучить различные команды, такие как hands up  ( down) , turn around, jump, run и т.д. и каждый день назначать «тренера» из числа учащихся. И здесь мы уже включаем метапредметные связяи( урок физкультуры на английском).

     Оживить урок можно не только  музыкой, но и различными формами работы, как было сказано выше. На уроках английского языка мы широко применяем парную и групповую формы работы. Их также можно разнообразить. Чем больше учащиеся практикуются в разоворной  речи, тем лучше, соответственно, чем больше собеседников у них, тем полезнее и интереснее.

 Организовываем работу таким образом, чтобы дети передвигались по классу и общались со всеми, кто присутствует на уроке. Например, в изучении времени Present Perfect, особенно вопросительной формы, всегда есть о чем расспросить одноклассников, собрать как можно больше информации обо всех и потом это обсудить, как итог упражнения.

     Известно, что проверочные работы тоже вызывают стресс. Снять напряжение можно применяя взаимопроверку или самопроверку. Учащиеся охотно проверяют работы одноклассников, при этом мы развиваем регулятивные, личностные и коммуникативные навыки.

     Существует много заданий, выполняя которые дети могут по очереди выходить к доске и писать свои варианты ответа на тот или иной вопрос. Учащиеся 5-7 классов это очень любят. Старшим школьникам нравится проходить тесты. В интернете имеются различные он лайн тесты по темам- от грамматики до истории города на английском языке. Эту работу можно организовать используя интерактивную  доску  или компьютер. Любое передвижение на уроках приветствуется. И все это необходимо  связать с учебным процессом, делая его интересным, комфортным и результативным.

      Безусловно, такая форма деятельности , как игра, должна быть периодически включена в план уроков, хотя бы иногда. В младшей школе для обозначения перехода «хода» ( ответа) хорошо работает обычный мячик, для старших ребят мяч можно заменить на любой другой необычный предмет, или даже просто буклет на английском языке.

      Говоря о преподавании английского языка в старшей школе, я не могу не упомянуть метод кейсов. Его невозможно переоценить. Этот метод является достаточно трудоемким для учителя, вернее подготовка к уроку по этому методу, но он дает потрясающие результаты. По мнению самих учащихся, они не замечают, как проходит урока, и времени явно не хватает, им хочется работать еще и еще. Понятно, что в такой ситуации дети не устают, знания получаются в непринужденной обстановке, без какого-либо давления «сверху». Учащиеся не сидят за партами в привычной обстановке, работают в группах, парах, затем меняются, перемещаются по классу. Во время такого урока они пишут, читают, слушают, разговаривают. Т.е. все необходимые функции урока сохранены, но учащиеся сами переходят от одного вида деятельности к другому, по мере необходимости, а не по указанию учителя. Все становятся равноправными участниками процесса. Более того, они практически забывают , что они на уроке, полностью погружаясь в заданную им ситуацию.

      “Иностранный язык” сам , как предмет предлагает  большое поле для творчества.  Полезно включать в уроки драматизацию диалогов или отрывков из произведений. Например, если мы изучаем какой либо рассказ, можно попросить детей сотавить диалог между главными героями, или инсценировать уже данный. Учащиеся активно включаются в эту работу, и урок опять перестает быть уроком в традиционном значении этого слова, а превращается в интересный и познавательный процесс, создающий все условия для полноценого и всестороннего развития личности.

      Суммируя вышесказанное, для того,чтобы  практически применять здоровьесберегающие технологии в преподавании , в частности английского языка, в школе необходимо:

-ограничивать объём домашнего задания;

-создавать комфортную творческую обстановку на уроках;

-использовать разнообразные формы работы;

-чередовать виды речевой деятельности;

-организовывать взаимо- и самопроверку;

-включать игры (младшие) и метод кейсов( старшие) в планы уроков;

-соблюдать режим двигательной активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в аспекте реализации требований ФГОС: успехи и тружности

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса материалы моей статьи из сборника тезисов Областног...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя: аспекты реализации требований ФГОС

Цели, задачи, принципы, виды здоровьесберегающих технологий...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры аспекты реализации требований ФГОС

Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условиях, осо...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов аспекты реализации требований ФГОС.

Здоровье ребенка, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой. А для ребенка 6-17 лет такой средой является, прежде всего, школа, где он проводит до 70% своего времени. П...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры: аспекты реализации требований ФГОС

Главная задача учителя физической культуры - сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры: аспекты реализации требований ФГОС.

Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условиях, осо...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры: аспекты реализации требований ФГОС.

Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)?Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации ...