«Преемственность в формировании универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной и средней школе»
статья

Кондакова Оксана Владимировна

В данном разделы представлены теоретические материалы по теме «Преемственность в формировании универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной и средней школе»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кондакова Оксана Владимировна

МБОУ СОШ № 2 г.Слюдянка

Учитель английского языка

Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача- помочь им

раскрыться и развить собственные идеи.

И.Г. Песталоцци

«Преемственность в формировании универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной и средней школе»

      Начало формирования универсальных учебных действий у школьников предусматривается на младшей ступени обучения. Поэтому первоочередной задачей каждого учителя, работающего в начальной школе, является организация условий для формирования универсальных учебных действий с учетом предметного содержания его учебной дисциплины для начальной школы. Английский язык, обучение которому согласно ФГОС начинается во 2 классе, предоставляет определенные возможности для формирования УУД. Современная система обучения английскому языку характеризуется тем, что на ряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника – умение читать, писать и т.д.) в содержании обучения представлен деятельностый компонент: виды деятельности, которые включают конкретные универсальные учебные действия, обеспечивающие творческое применение знаний для решения жизненных задач, начальные умения самообразования.

     Одним из направлений Федерального государственного образовательного стандарта, в основе которого лежит системно -деятельностный подход, обеспечивающий формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, является преемственность основных образовательных программ начального, основного общего и среднего(полного) общего образования.

       Остановимся на термине «преемственность». Преемственность- связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Это одно из условий непрерывного образования, обеспечивающее согласованность и перспективность всех компонентов системы на каждой ступени образования.

      Универсальные Учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса и являются основной целью современного преподавателя.

       Универсальные учебные действия:

  • способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
  • совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

        Функции универсальных учебных действий включают:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

        В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

  1. личностный;
  2. регулятивный;
  3. познавательный;
  4. коммуникативный.

      На современных уроках английского языка идет формирование всех четырех видов УУД.

      Личностные универсальные учебные действия способствуют развитию личностных качеств и способностей ребенка. Ученик осознает, что такое личность в диалоге со сверстниками, во взаимодействии с учителем. У ребенка на начальном этапе обучения формируется представление о себе как о личности, когда он кратко рассказывает о себе. Ученик начинает осознавать, что существует другой язык и что он может в этой сфере общаться. Он начинает осознавать, для чего выполняются устные и письменные задания, для чего нужно выполнять домашнее задание. На начальном этапе учащиеся знакомятся с традициями и обычаями других стран и начинают сравнивать их соответственно со своей страной.

Мотивация- Я хочу и буду знать, потому что …

Зачем мне надо читать, слушать и понимать, писать, говорить по-английски?

О чем я хочу и могу прочитать, рассказать, написать по-английски?

    Примеры заданий

Задание № 1. «Рассказ о своём доме».

Цель: формирование представление ребёнка о своём доме; развитие навыков устной речи на английском языке

Инструкция: расскажи о своей квартире (доме) – кто ты, сколько тебе лет, что ты умеешь и не умеешь делать, где ты живёшь. Представь фотографию своей квартиры, опиши её (или одну из комнат).

Критерии оценивания: правильность произношения слов на английском языке; грамотный порядок слов в предложениях; знание лексики.

Задание № 2. Внешность человека. Угадай.

Цель: развитие умений общаться, формирование грамматических умений (употребление глаголов в 3 лице единственного числа).

Описание задания: Каждому ученику дается задание переделать рассказ, чтобы получилась загадка о друге (однокласснике). Слова, выделенные курсивом, заменить на более подходящие к характеристике конкретного человека. После ребята представляют всему классу свой рассказ, одноклассники должны отгадать, о ком шла речь в загадке.

Материалы: карточка с рассказом.

Замени выделенные слова в тексте: 

She is 11 years old.

She is of medium height.

She has got fair hair.

Her hair is long and wavy.

She is slim.

Her eyes are blue.

She is kind and clever

She likes to skate and to ski in winter

She lives with her Mum and Dad. 

She has a pet. It is a dog.

Her name is …

Критерии оценивания: творческий подход; умение правильно составлять фразы на английском языке  и тд.

     Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Перечень действий учителя:

Учу определять цель урока;

Учу определять план действий;

Учу формировать алгоритм выполнения заданий;

Зачем? Правильно ли?

Сосредоточился и еще раз и тд.

     Примеры заданий

Задание «Порядок слов в английском предложении».

Цель: формирование умений определять цель (проблему) и план действий, действовать по плану решая проблему, оценивать результат действия

Описание задания: обучающиеся могут работать в группе, также можно это задание как индивидуальная работа. Учитель по классу раскладывает карточки со словами (предложение разрезанное) Задача обучающихся в правильном порядке расположить слова, или можно пронумеровать обучающихся, а они в свою очередь возьмут именно ту карточку, которая соответствует порядку в предложении.

      Познавательные универсальные учебные действия  включают в себя: формулирование цели, поиск необходимой информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров, анализ объектов, синтез, установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений, построение логической цепочки рассуждений.

     Перечень действий учителя:

Учу осмысливать какая информация нужна для решения задач;

Учу искать информацию в разных источниках;

Учу анализировать;

Учу обобщать; Учу выделять главную мысль итд.

      Примеры заданий

Задание № 1. Работа с текстом. Поиск информации.

Цель: формирование умения самостоятельного поиска и извлечение необходимой информации.

Описание заданий: 1)True \ False

2)Устный ответ - рассуждение на поставленный вопрос (если да, то почему, если нет, то почему)

3)Небольшое письменное задание

Задание № 2. Написание продолжения к незаконченному рассказу.

Цель: планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

Прогнозирование результата, самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Задание предлагается как творческое и завершающее тему: умение пользоваться пройденной лексикой.

Учитель на уроке предлагает прочитать часть рассказа. Домашнее задание для учащихся: написать продолжение рассказа в виде письма другу или от третьего лица или от одного из персонажей рассказа.

Такие задания позволяют сформировать контрольно-оценочную деятельность на уроке и целевые установки.

      Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Учащиеся должны уметь слушать другого, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Для успешного решения коммуникативных задач учителю необходимо создавать на уроке благоприятный психологический климат. Чем благоприятнее атмосфера на уроке, тем быстрее происходит формирование коммуникативных действий.

     Перечень действий учителя:

Учу задавать/ отвечать на вопросы;

Учу работать в паре/ группе;

Учу передать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде;

Создаю ситуацию для обсуждения и тд.

      Примеры заданий

Задание № 1. Диалог «Free – time activities»

Цель: формирование коммуникативных действий, связанных с умением общаться; развитие умения сотрудничать

Описание задания: ask and answer questions about your free – time activities , use the key words for help

Материалы: учебник, ключевые слова

Инструкция: прочитайте ключевые слова, задайте вопросы собеседнику о том, как он проводит свободное время, расскажите о том, что узнали.

Упражнение формирует умение слушать и слышать собеседника.

Задание № 2. «Нарисуй и опиши»

Цель: формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.

Описание задания: дети делятся на группы по 3-4 человека. Каждой группе необходимо нарисовать прищельца и описать его. В данном задании развиваются коммуникативные УУД, поскольку в процессе работы формируется социальная компетентность. Дети должны уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Анализ занятия. Учащимися подводятся итоги: нужно определить и аргументировать, чей рисунок и рассказ больше понравился, выбирают группу-победителя.

     

     Условия для успешного формирования УУД для преподавателя являются:

обеспечение преемственности в освоении учащимися этих действий, учитывая возрастные психологические особенности развития детей, педагогическая компетентность учителя, включение в учебную деятельность, создание условий для личностного самоопределения и самореализации ребенка, диагностика.

      Итак, «Универсальные учебные действия»- это саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения ново7го социального опыта. Владение УУД ведет к формированию самостоятельности. Они дают возможность успешно осваивать новые знания, включая самостоятельную организацию процесса освоения и умения учиться.

     При этом учителю главное помнить, что все учащиеся- звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психотехнические игры как средство формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках ФГОС

В данной работе представлено теоретическое обоснование применения психотехнических игр для формирования универсальных учебных действий учащихся....

Статья "Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе"

В статье раскрыты основные отличия урока современного типа от традиционного урока. В работе описаны те универсальные учебные действия, которые формируются на разных этапах урока. Даны конкретные приме...

Роль учителя в формировании универсальных учебных действий на уроках английского языка на начальном этапе обучения

Формирование  универсальных учебных действий на уроках английского языка важно именно на  начальном этапе обучения...

Становление универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Вс...

«Приемы игровой технологии как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе в рамках внедрения ФГОС»

Применение игр для развития познавательных универсальных учебных действий  младших школьников на уроках английского языка оправдано не только тем, что игру можно применять на различных этапах уро...

Использование ИКТ для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка (по УМК «Английский язык» авторов Кузовлева В.П., Лапа Н. М., Перегудовой Э.Ш.)

Личный опыт использования УМК «Английский язык»  авторов  Кузовлева В.П., Лапа Н. М., Перегудовой Э.Ш. и краткие рекомендации по дополнительному материалу...