Особенности и условия развития памяти у младших школьников на уроках английского языка.
статья по английскому языку

Считается, что учащийся имеет хорошую память, если способен быстро запоминать информацию, долго ее помнить и легко воспроизводить. Для того чтобы сформировать эти качества памяти, необходимо опираться на законы непроизвольного запоминания.

Как было отмечено в предыдущем пункте, возрастной особенностью развития памяти младших школьников является то, что произвольное внимание у них развито сравнительно слабо, в отличие от непроизвольного. А вот сосредоточиться учащемуся начальных классов крайне трудно, особенно если работа однообразна и неинтересна. Со временем память становится произвольной и управляемой.

Ведущие виды памяти у детей младшего школьного возраста - образная и эмоциональная. Первоклассник или второклассник в первую очередь запомнит то, что кажется ему ярким и неожиданным, вызовет у него эмоциональный отклик. Однако не стоит полагаться на эмоциональную память полностью. Например, на контрольной по английскому языку, которая является для ребенка сильным потрясением, эмоциональная память может быть ослаблена.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности и условия развития памяти у младших школьников на уроках английского языка.

Считается, что учащийся имеет хорошую память, если способен быстро запоминать информацию, долго ее помнить и легко воспроизводить. Для того чтобы сформировать эти качества памяти, необходимо опираться на законы непроизвольного запоминания.

Как было отмечено в предыдущем пункте, возрастной особенностью развития памяти младших школьников является то, что произвольное внимание у них развито сравнительно слабо, в отличие от непроизвольного. А вот сосредоточиться учащемуся начальных классов крайне трудно, особенно если работа однообразна и неинтересна. Со временем память становится произвольной и управляемой.

Ведущие виды памяти у детей младшего школьного возраста - образная и эмоциональная. Первоклассник или второклассник в первую очередь запомнит то, что кажется ему ярким и неожиданным, вызовет у него эмоциональный отклик. Однако не стоит полагаться на эмоциональную память полностью. Например, на контрольной по английскому языку, которая является для ребенка сильным потрясением, эмоциональная память может быть ослаблена.

Так на уроках английского языка детям легче запомнить конкретные предметы, события и лица, чем описания, объяснения и определения. Тем не менее, образная память имеет определенные ограничения. Нередко в памяти ребенка некоторые детали могут быть опущены, а некоторые - преувеличены. Традиционно хорошая память связывается с памятью на слова, а младшие школьники при запоминании словесной информации больше склонны к механическому запечатлению материала. Поскольку, с точки зрения взрослых, близкое к тексту воспроизведение информации - результат добросовестного выполнения ребенком домашней работы, школьник старается заучивать материал наизусть. Стоит также упомянуть, что учащиеся младших классов еще не владеют развернутой речью, поэтому и прибегают к дословному воспроизведению.

Произвольное внимание ребенка - это скорее результат общения со взрослыми, поэтому оно формируется в социальном контакте. И если сначала, вследствие определенных особенностей развития памяти, младшие школьники могут реализовывать только те задачи, которые ставят перед ними взрослые, постепенно у детей развивается способность самостоятельно работать над запоминанием материала.

Совершенствование памяти у детей младшего школьного возраста на уроках английского языка в первую очередь обусловлено приобретением во время учебной деятельности разнообразных способов запоминания, которые связаны с организацией и обработкой материала. Педагоги для развития памяти младших школьников проводят специальные упражнения, игры, диагностики и мониторинги, с помощью которых повышается успеваемость детей и их учебная мотивация.

Таким образом, главный принцип развития памяти на уроках английского языка для детей младшего школьного возраста: запоминаемая информация должна быть яркой, образной, эмоционально окрашенной.

Лучше всего откладываются в памяти те события, которые вызвали эмоциональный отклик, заставили переживать или волноваться. Именно эта особенность памяти лежит в основе специальных упражнений, направленных на усиление способности к сохранению и воспроизведению материала.

Различные типы упражнений используются для развития каждого вида памяти - кратковременной и долговременной, образной или словесно- логической. Так, для развития кратковременной памяти большое значение имеет способность записи информации, для чего ее необходимо уметь переводить из абстрактной в образную форму. На этот этап работы памяти направлены упражнения по воссозданию образов в мыслях - зрительной визуализации. Этот прием, если он отточен тренировкой, позволяет очень быстро обработать информацию и в разы облегчает ее последующее воспроизведение. Еще одна группа развивающих память упражнений направлена на выработку осознанного восприятия, благодаря чему ребенок может специально сосредотачиваться на запоминаемом явлении или объекте на какое-то время. Это опять же позволяет улучшить процесс записи информации.

При развитии долговременной памяти на первый план выходят процессы структурирования и упорядочивания информации, позволяющие воспоминаниям из кратковременных стать долговременными. Для этого используются упражнения на сравнение объектов, определение сходства и различий, детальный анализ предмета и последующее применение полученных данных. Такой подробный разбор позволяет систематизировать информацию и «разложить по полочкам» для удобства хранения.

Еще один важный процесс в работе практически всех видов памяти - извлечение информации. Для этого идеально подходит метод ассоциаций, который предполагает установление связей между предметами и понятиями, позволяющих «вытаскивать» воспоминания одно за другим. Установление ассоциаций - процесс интуитивный, но основан он на умении видеть сходство предметов. Таким образом, упражнения для развития памяти включают в себя также развитие ассоциативного типа мышления, способности переводить абстрактные понятия в конкретные образы.

Механическое запоминание (или непосредственное) - это хорошо знакомое всем с детских лет заучивание материала, происходящее без установления логических связей и осмысления материала. Именно такой тип памяти легче всего развивается у детей дошкольного возраста на уроках английского языка. Для улучшения свойств механической памяти педагогам психологи рекомендуют:

· распределять повторения материала через равные промежутки времени, не пытаться выучить все и сразу;

· систематически чередовать восприятие информации, которую необходимо запомнить, с ее активным припоминанием;

· использовать различные мнемотехнические приемы;

· не забывать общее правило любого умственного труда: лучший отдых - это смена деятельности;

· стараться разнообразить материал для запоминания, чтобы избежать монотонности.

Таким образом, при развитии памяти на уроках английского языка у младших школьников педагог должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, и опираться на законы памяти, открытые психологами. Так, закон Эббингауза гласит, что забывание выученного материала происходит неравномерно: быстрее всего оно идет в первые часы после заучивания, после чего процесс угасает. Российский психолог Б. Зейгарник сделал открытие о том, что воспоминания, связанные с незавершенными делами, сохраняются лучше, нежели полностью проработанный материал. Ученые объясняют это свойством человеческого разума удерживать в памяти какое-либо дело до тех пор, пока оно не будет окончательно решено 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра как условие развития познавательных способностей младшего школьника на уроке английского языка»

В реферате рассматривается "Роль игры в развитии познавательных способностей учащихся  обучении английскому языку" и даны методические рекомендации к проблемам...

Представление педагогического опыта "Особенности формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка"

Особенности формирования коммуникативной компетенции  младших школьников на уроках английского языка...

Развитие умения рефлексии младшего школьника на уроках английского языка в рамках ФГОС

Статья рассказывает о необходимости развития умения рефлексии у учащихся, начиная с раннего возраста...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках английского языка.

В данной статье рассматриваются такие аспекты,как: для чего необходимо развивать творческие способности? какие виды нетрадиционных уроков можно использовать,чтобы развивать творческие способности дете...

Эффективные приемы работы для развития устной речи младших школьников на уроках английского языка

Эффективные приемы и способы организации этапов урока для развития речи обучающихся в начальной школе...

Формирование лингвистической компетенции у младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Формирование лингвистической компетенции у младших школьников на уроках английского языка в условиях ФГОС...