Игра как эффективная форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке английского языка
статья по английскому языку

Горецкая Оксана Игоревна

Игра – это развлечение, занятие, которое проводится ради интереса. Но игра – это и способ передачи знаний...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

Горецкая Оксана Игоревна

учитель английского языка

ГБОУ школа №83 Выборгского района г.Санкт-Петербург

Игра как эффективная форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке английского языка

Игры детей – вовсе не игры, и правильнее смотреть на них

как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста

Мишель де Монтень, XVI век

 

 Игра представляет собой подготовку

 к дальнейшей деятельности

Д.Б.Эльконин, XX век

Для того, чтобы узнать и понять ребёнка, необходимо наблюдать за его играми, а это значит, что, стремясь облегчить ученику выражение и исследование собственного эмоционального мира, педагог должен обращаться к этому концептуально-экспрессивному миру (Ж.Ж.Руссо). Очевидно, что естественной средой общения для ребёнка является игра и разнообразие познавательной деятельности. Игра – один из самых эффективных способов самовыражения, самоопределения, самопроверки человека. Игра должна быть инструментом к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками, т.к. является простым и близким человеку способом познания окружающей действительности.

 Одной из важнейших задач современного образования является повышение активности познавательной деятельности обучающихся, что невозможно без высокого уровня мотивации в усвоении знаний и умений. Мотивация – это побуждение к какой-либо деятельности, усилиям, достижениям. Иными словами, мотивировать ученика – значит добиться, чтобы он захотел прилагать усилия, проявлять усердие, добросовестно относиться к заданиям. Важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка стремление к получению новых знаний. По мнению психологов, мотивация, создаваемая игрой, т.е. игровая мотивация, должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической. Все это вместе взятое составляет мотивацию обучения.

Игровая педагогика – это раздел педагогики, в котором центральное место при осуществлении педагогического процесса отводится играм. Использование игры как одного из методов обучения позволяет не только разнообразить учебный процесс, но и достичь высоких результатов обучения.

Задачи учителя английского языка состоят в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося; выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество; активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения английскому языку. Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению, я стараюсь использовать каждую возможность, чтобы способствовать формированию и росту познавательного интереса у учащихся на уроках английского языка. И часто использую для этого игру, как средство активизации познавательной активности на своих уроках.

Педагогическая игра выполняет следующие функции:

  • Развлекательную – игра создает благоприятную атмосферу в ходе обучения, при этом изучаемый материал воспринимается с большим увлечением;
  • Обучающую – игра помогает в развитии общих учебных умений и навыков;
  • Коммуникативную – в игре дети и взрослые объединяются друг с другом, что позволяет наладить эмоциональный контакт и сформировать навыки общения;
  • Компенсаторную – в процессе игры создаются условия, удовлетворяющие личностные установки, которые трудно выполнить в реальности;
  • Релаксационную – игра снимает эмоциональное и физическое напряжение, вызванное нагрузками учебной или трудовой деятельности;
  • Самовыражение – позволяет в игровом процессе реализовать творческие способности, наилучшим образом раскрыть собственный потенциал.

Классификация педагогических игр по характеру педагогического процесса:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.

Выбор игры должен определяться конкретной дидактической задачей.

Прежде, чем использовать ту или иную группу игр в процессе обучения, необходимо учитывать возраст детей и их психологические особенности. 

  • Начальная школа (7-10 лет). На данном этапе актуальны фонетические и орфографические игры. А также игры, способствующие активному росту словарного запаса, закреплению грамматических основ и формированию речевых навыков;
  • Средняя школа (11-15 лет). Лучшее время для игр, направленных на интенсивное изучение грамматики, орфографии, рост словарного запаса и развитие речевой практики;
  • Старшая школа (16-18 лет). Игры способствуют закреплению и росту лексического материала, преодолению языкового барьера и помогают свободно общаться на английском языке.

Игра «Передай мяч». Вариаций этой игры много. Например, повторение лексики по теме «Цвета». Дети делятся на две-три команды. Ученик берёт в руки мяч, называет цвет, передает мяч следующему ученику. Второй ученик повторяет предыдущее слово и называет свой цвет. И так дальше по цепочке.

Игра «Крокодил». Одному ученику задается слово/словосочетание и он должен символами и жестами показать его остальным ученикам. При этом ведущему нельзя произносить какие-либо фразы, а другие ученики могут говорить только на английском.

Игра «Нарисуй слово». Слова написаны на маленьких листочках и сложены в коробочку. Класс делится на две команды, доска разделяется на две половины. Один ученик из каждой команды достает случайное слово из коробочки и начинает рисовать его. Первая команда, которая правильно угадает слово (можно произнести угаданное слово, а можно его написать рядом с рисунком), побеждает. Если рисунок завершен, а слово не отгадано, тогда другой член команды занимает место «художника».

Игра «Пазлы». Игра подходит для индивидуальной, парной или командной работы. Несколько фраз пишется на листке, затем лист разрезается так, чтобы разделить фразы на отдельные слова. Задача учащихся: сложить все слова в правильном порядке. Эту игру я чаще всего использую при повторении грамматики и/или составлении специальных вопросов.

В средней и старшей школе активно использую онлайн игры и викторины, составленные на платформах https://myquiz.ru/, https://puzzle-english, https://quizizz.com.

 С одной стороны, игра – это развлечение, занятие, которое проводится ради интереса. С другой стороны, игра – один из способов передачи знаний: в этом случае она является формой обучения. Использование игры в рамках учебно-воспитательного процесса – явление не новое, но нельзя противопоставлять игру обучению, она не заменяет полностью его традиционные формы и методы.

Список используемой литературы:

1. Дзюина Е.В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2010. –144 с.-(Мастерская учителя иностранного языка)

2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. - М., 1966.

3. Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. М. Просвещение, 1984.

4. Эльконин Д. Б. Психология игры /Д.Б.Эльконин. - М.:Педагогика, 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проекты как форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии.

В последние годы широкое распространение получила такая форма организации деятельности школьников как проекты. Данная форма работы не является инновационной, так как возникла ещё в 20-е годы прошлого ...

Эффективные методы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках английского языка

В настоящее время в педагогической науке повышен интерес учителей к использованию игр в учебной деятельности обучающихся. Отход от традиционных форм и методов обучения подразумевает активизацию познав...

Игра как эффективная форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке английского языка

Статья об эффективной активизации познавательной деятельности на уроках английского языка - игре....

Статья на тему: Игра как эффективная форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке

Игра как эффективная форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке....

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА...

Нетрадиционные формы урока с ИКТ как способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка

Одной из актуальных проблем в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Решить эту проблему помогает использование ...