Игра как эффективная форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке английского языка
статья

Статья об эффективной активизации познавательной деятельности на уроках английского языка - игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volkova_n.v._statya.docx38.87 КБ

Предварительный просмотр:

                           Волкова Н.В.

                      Методист,

                                                    Учитель английского языка

                                                                                ГБОУ СОШ№564 Адмиралтейского района

                                      г. Санкт-Петербург

Игра как эффективная форма активизации познавательной деятельности обучающихся  на уроке английского языка

Изучать английский язык  сегодня – очень важно, так  как иностранный язык  в будущем дает дополнительные преимущества в профессиональной  жизни и помогает в достижении личных целей, например при поступлении в ВУЗ, в участии в международных проектах, при общении  заграницей.  

А если говорить не о будущем, а о настоящем? Изучение английского языка благоприятно влияет на развитие ребенка, развивается память, общее психическое развитие ребёнка, его речевые способности и расширение общего кругозора.  Изучение английского языка делает ребенка более активным, приучает его к коллективным формам работы в группе.

Формирование интереса к обучению – средство повышения качества обучения и, вследствие этого, образовательных результатов. Не секрет, что играть любят не только дети, но и взрослые.  Игра – это очень эффективная форма активизации познавательной деятельности, потому что  она помогает легче усвоить учебный материал. Прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. А как, как не в игре проходит активная умственная деятельность?

Не секрет, что нередко в классе бывают обучающиеся с разным уровнем знаний, способностями, с разной учебной мотивацией, но очень важно  каждого обучающегося вовлечь в работу. Игра позволяет осуществлять дифференцированный подход. В игре все равны.  Игра посильна даже слабо мотивированным обучающимся, потому что игра дает эмоции, игра снимает утомляемость.   В игре незаметно усваивается языковой материал. Игра способствует психологической готовности к речевому общению, обеспечению  естественной необходимости многократного повторения обучающимися  пройденного материала, тренировка обучающихся в выборе нужного речевого варианта.

Игра помогает в развитии личностных результатов обучающегося: помогает побороть стеснительность, у обучающихся появляется азарт. Обучающиеся могут проявить находчивость, креативность, сообразительность.

Учебные задачи явно перед ребенком не ставятся, но в ходе игры ребенок может  много чему учится, игра помогает хорошо усваивать грамматические структуры английского языка. Самое важное, в  чем  помогает игра – она выводит слова и предложения обучающегося в речь.

Хотелось бы выделить цели использования игр на уроках иностранного языка. Основных целей шесть:

1. формирование определенных навыков;

2. развитие определенных речевых умений;

3. обучение уметь общаться;

4. развитие необходимых способностей и психических функций;

5. познание (в сфере становления собственно языка);

6. запоминание речевого материала.

На своих уроках можно использовать различные типы игр.

Лексические игры

Работа с детьми младшего школьного возраста/дошкольниками.

Тема изучение цветов. Цель закрепление языкового материала. Ставятся  детские кегли для игры в боулинг разных цветов. Ребенок сбивает кегли и те, цвета, которые он сбил, он должен назвать. Выигрывает та команда, чьи участники  сбили больше кеглей и назвали правильные  цвета.

Игра мухобойка. Раскладываются карточки по теме еда. Выдается мухобойка каждому представителю команды (всего 2 команды). Учитель называет слово и обучающийся должен ударить по карточке мухобойкой. Кто быстрее коснулся мухобойкой верного слова, тот и выиграл, затем следующий представитель команды берет мухобойку и учитель называет новое слово. Выигрывает тот, участники чьей команды  быстрее отгадали слова.

Игра” угадай, кто я”.  Работа в парах. Обучающийся описывает героя  мультфильма, и его собеседник должен угадать, какой персонаж загадан.

Грамматические игры:

Цель: 1)научить использовать верные грамматические структуры, речевые образцы. 2)Создать естественную обстановку для тренировки  речевых фраз.

Игра “Кто, что сейчас делает”, отработка времени Present Continuous. Работа по картинкам или книге Вимбельбух. Задача детей по командам – правильно  описать, что делают животные/люди, изображенные на картинке.

Игра " Детективная история”.

Цель: отработка общих и специальных вопросов в Past Simple. Учитель говорит: «Вчера днем было совершено ограбление банка. Подозреваются двое. Два ученика выходят в коридор и договариваются об алиби на вчерашний день. Остальные ребята-следователи. Они вызывают (по - одному) задержанных и допрашивают их (задают вопросы), стараются доказать их виновность и что их алиби выдуманное. Вопросы могут быть следующими: Did you go to the shop in the afternoon yesterday? What did you do at three o’clock yesterday? Ит.п.

Игра “Что мы можем делать”

Учебная цель: выразить способность делать что-либо.

Языковой материал: he or she can’t run, dance, jump, play football и т.д. (также использется отрицательная и вопросительная форма этих предложений).

Игровая цель это как можно быстрее угадать загаданные партнером действия.

Количество участников: играют по парам.

Орфографические игры

Цель: тренировка правописания.  Детям задается тема. Один обучающийся должен написать буквы целого слова по выбранной тематике. Противоположная команда должна угадать, что это за слово.

Или просто пишется  свой кроссворд двумя командами. Обучающиеся одной команды объясняют на иностранном языке значение слов в кроссворде, противоположная команда должна угадать слова и правильно их написать. Затем команды меняются местами, и подготовленный кроссворд второй командой объясняется противникам. Выигрывает та команда, которая верно написала все слова в кроссворде.

Фонетические игры

Игры, целью которых является постановка (коррекция произношения), отработка интонации. Чаще всего такие игры вводятся в начале обучения английскому языку. По мере продвижения вперёд такие  игры реализуются на уровне слов, предложений, рифмовок, скороговорок, стихов, песен.

Игры творческие, сюжетно-ролевые

Интеллектуальные игры типа «Кто хочет стать миллионером?», «Что? Где? Когда?» и т.д. Данные – важная составная часть учебной, но, прежде всего, вне учебной работы познавательного характера.

Игры путешествия.  Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с мест мечты», собирают разнообразный материал познавательного характера. Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Дети фантазируют, мечтают, творят!

На каждом уроке можно найти место игровой методике. Главное, чтобы игровая методика была уместна на уроке и посильна для обучающихся, а также соответствовала педагогическим целям и задачам. Играть ради игры – время, потраченное на уроке.  

После проведенной игры очень важно провести рефлексию, проанализировать итог игры. Узнать у обучающихся, что они ожидали от игры, что получилось, что было трудно, в чем обучающиеся преуспели. Важно заметить замечания и трудности, которые возникли во время игры.

Учет мнения обучающихся способствует созданию дружественной атмосферы в классе, ощущение кооперации учителя и ученика в одном общем деле – в процессе обучения иностранному языку.

Ситуация успеха в игре, общение со сверстниками формируют положительное отношение к изучаемому предмету, повышают самооценку обучающегося. Дети становятся инициативными, энергичными, радостными. Все это активизирует познавательную  деятельность обучающихся, укрепляет положительную мотивацию в обучении английскому языку.

Литература

1. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку -

Спб.: КАРО, Мн. : Издательство «Четыре четверти», 2006г. - 192 с.

2.Пассов Е.И. Коммуникативная методика. – М.: НОУ «Интерлингва», 2003. – 156 с.

3.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: Аркти, 2004. – 192 с.

4. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогического исследования, - М.: Педагогика 1996г. ст. 100.

5. Деркач.А. А.  Педагогическая эвристика /искусство овладения иностранным языком /. – М.: Педагогика 1991г., ст. 89


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные формы и методы обучения и активизация познавательной деятельности на уроках русского языка»

Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» К...

Проект как эффективное средство активизации учебной деятельности на уроках иностранного языка

Использование метода проекта на уроках иностранного языка в средней школе...

Реферат «Использование интерактивных форм и методов обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках немецкого языка».

Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности ...

Приемы активизации познавательной деятельности на уроке английского языка

Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Я выделила три основных приема, которые могут активно использоваться на уроках английского язык...

Игра как эффективная форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке английского языка

Игра – это развлечение, занятие, которое проводится ради интереса. Но игра – это и способ передачи знаний......

Статья на тему: Игра как эффективная форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке

Игра как эффективная форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке....