Проектирование заданий, ориентированных на формирование читательской грамотности на уроках английского языка.
статья по английскому языку (6 класс)

Эльмира Фаридовна Яруллина

Данная работа покажет как можно построить задания на уроках английского языка для формирования читательской грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Суть темы26.96 КБ
Файл Пример работы с текстом 42.4 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование заданий, ориентированных на формирование читательской грамотности на уроках английского языка.

Часто говорят, что чтение - это одно из истинных удовольствий жизни. Однако чтение на своем родном языке - это одно, а чтение на другом языке - совсем другое, что влечет за собой определенные трудности для учащихся. Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации.

Актуальность темы обусловлена редким использованием иноязычной художественной литературы в школьной практике. Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная эра принципиально меняет объемы, носители, форму существования, передачи и восприятия информации.

Цель: вовлечение учащихся в чтение иностранной литературы и привитие любви к самому процессу чтения.

Задачи:  популяризация чтения книг на английском языке;  спроектировать среду приобщения школьников к чтению; внедрение междисциплинарного подхода к обучению чтению в средней и старшей школе;  внедрение современных концепций чтения с листа и чтения с экрана; совершенствование образовательной среды.

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности.  

Чем понятие «чтение» отличается от понятия «функциональное чтение»? Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц). Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.

Выделяют три группы читательских умений:

1) Ориентация в содержании текста (умение определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию и т.п.).

2) Преобразование и интерпретация текста (умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов и т.п.).

3) Оценка информации (откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.).

Овладение этими умениями и означает «смысловое чтение», которое является фундаментом всех обозначенных в новом стандарте результатов образования.

 В своей практике учителя часто сталкиваются с многочисленными  проблемами и затруднениями обучающихся при работе с иноязычным текстом, а именно : учащиеся не знают значений многих слов, не умеют читать диаграммы, не умеют озаглавить текст, не понимают смысла написанного,  не могут выделить ключевые слова, не в состоянии сформулировать вопрос,  не могут выбрать способ решения задачи, не умеют актуализировать наличные умения,  не могут перенести знания и умения из одной области на другую, часто подменяют задание на более привычное, знакомое.

Английский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к иностранному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин.

В формировании функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов.

К сплошным текстам относят тексты, читаемые в повседневной жизни:

  • описание (отрывок из рассказа, стихотворения, описание человека, места, предмета и т.д.);
  • повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов и т.д.);
  • рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).

К несплошным текстам относятся графики, диаграммы, таблицы, схемы (кластеры), географические карты и карты местности, план помещения, входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов и т.д.

  Основные требования к тексту, направленному на формирование навыков функциональной читательской грамотности: 

1) Текст должен быть ученику интересен. 

2) Текст должен содержать неизвестную ученику информацию. Но, при этом, актуальную для ученика. 

3) Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту ученика.

 4) Незнакомые слова должны «вычитываться» из текста или быть представлены в сносках.

 5) Объем текста не должен превышать норму (исходя из уровня и возраста учащихся).

 6) Шрифт должен помогать ученику легко читать текст. Цветной шрифт, подчёркивания, разный размер при важности части текста. 

7) Текст должен развивать кругозор. 

8) Текст может быть взят из "реальной жизни" 

9) Текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами. 

10) Иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста.

 11) Текст должен быть структурирован. Заголовок, абзацы, прямая речь и т.д. 

12) При необходимости нужно адаптировать текст. 

13) В тексте иллюстрации должны способствовать развитию познавательной активности.

14) В тексте не должно быть ошибок. 

15) Содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.

При выборе или составлении заданий следует учитывать следующие требования:

1) Задания должны быть пронумерованы.

 2) К каждому заданию должна быть составлена чёткая инструкция. 

3) Должна быть определена четкая форма ответа или рекомендации по возможной форме.

4) Оформление текста должно быть привлекательным, но не отвлекающим внимание от текста.

5) В одном задании не должно быть более одного вопроса (где / как). 

6) Шрифт должен быть легко читаемым.

7) Нельзя допускать орфографические, пунктуационные и речевые ошибки. 

 8) Задания должны быть разнообразны и по виду деятельности. 

9) Задания должны соответствовать цели. Не давать заданий ради самих заданий, без четкого понимания, каков должен/может быть результат.

 10) Задания должны быть разного уровня сложности.

При работе с текстом особое внимание уделяется сквозным темам. Сквозные темы – это один из методов интеграции учебных предметов. Без этого невозможно решить проблемы современных учащихся, так как зачастую они просто не понимают, что на разных предметах изучают одно и то же. Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни. Учителю в эпоху развития информационных технологий необходимо проектировать учебные задания, связанные с поиском, пониманием, преобразованием и использованием информации в контексте повседневной жизни ученика и решения жизненно важных проблем. 

Материал для составлений заданий по проверке функциональной грамотности можно брать из жизненно важных проблем: – Поиск информации о работе. – Заполнение электронных анкет, опросов, анкет регистрации (понятие о защите личных данных). – Поиск билетов на все виды транспорта.  – Работа с информацией о возможностях отдыха и развлечений. – Поиск информации о фильмах, книгах, музыке и т.д. – Выбор товаров в Интернете . – Экскурсия.

Виды работ на формирование читательской грамотности

«Предположения»

Учащиеся должны отгадать по рисунку, схеме и т.п. , о чем пойдет речь

«Ассоциации и предположения»

Учащиеся индивидуально, либо по подгруппам получают задание ответить на следующие вопросы:

1)     Прочтите заголовок. Какие ассоциации возникают после прочтения заголовка данного текста?

2)     О чем, по-вашему мнению, этот текст?

3)     Откуда возможно взят данный текст?

«Дефиниции»

Учащиеся соотносят слова, которые встретятся в тексте, с их значениями/дефинициями.

«Видеоматериалы»

Учащиеся просматривают видео к тексту, делают заметки/записывают ключевые слова/расставляют предложения в правильном порядке.

«Работа со словарем»

Учащимся даны картинки к тесту, значения слов, изображенных на картинках, необходимо найти в словаре. Можно чередовать работу с бумажными словарями и онлайн словарями, а также можно в соревновательной форме, кто скорей найдет слова – ученики с бумажными словарями или те, кто ищут онлайн.

«Вопрос - ответ»

Ученикам предложены вопросы к незнакомому тексту. Учащимся нужно придумать небольшой рассказ, который по возможности должен дать ответы на все вопросы. Каждый учащийся читает свой рассказ вслух, а затем учащиеся читает оригинальный текст и сравнивают со своими идеями.

  «Угадай слова»

Учащиеся получают следующее задание: читай и угадывай. При помощи линейки или листа бумаги они прикрывают часть строки, пытаясь угадать слова и прочесть несколько предложений.

«Слушаем и читаем»

Учащиеся слушают и одновременно следят по тексту.

 «Слушаем и повторяем»

Упражнение позволяет развить навыки восприятия речи на слух, а также отрабатывает произношение.

«Рифмы»

Учащиеся должны найти рифмующиеся слова, как правило это задание используется в стихотворениях, но может быть применимо и к рассказам.

«Поиск грамматических форм и конструкций»

Учащиеся находят в прочитанном тексте глаголы в определенной временной форме, тематический вокабуляр, имена или названия.

 «Замена дефинициями»

Учащиеся читают текст и заменяют выделенные слова дефинициями (дают определение).

«Ошибки»

Поиск ошибок в написании слов, в построении предложений, грамматических конструкциях.

 «Эхо»

Учащиеся по предложениям прослушивают текст (отрывок текста) и повторяют затем дословно каждое предложение. Во время прослушивания нельзя делать заметки. В итоге учитель раздает текст, его читают.

 «Диктант-фантазия»

Учитель диктует начало истории (текста). Затем предлагает продолжить историю одним-двумя предложениями. При этом учащимся нельзя предугадывать сам сюжет истории, а следует расширить и приукрасить продиктованное.

 «Бинго»

Учитель дает таблицу, в которой находятся определенные слова. Учащиеся слушают текст, в котором есть слова, присутствующие в таблице, и, во время прослушивания отмечают их. Тот, кто отметил все слова, кричит БИНГО! По окончании учитель раздает текст, учащиеся читают его.

 «Текст с пропущенными словами»

Вариант А. Учитель раздает лист с текстом, где пропущены слова. Учащиеся работают в группах по двое и заполняют пропуски самостоятельно.

Вариант Б. Учитель раздает текст с пропусками и список с пропущенными и лишними словами, которые расположены в алфавитном порядке. Учащиеся работают над текстом в маленьких группах.

«Дискуссия»

Учитель задает вопрос в соответствии с темой текста, который предполагает обмен мнениями и обсуждение между учащимися.

«Иллюстрация»

Учащиеся рисуют иллюстрацию к тексту или по теме текста, отражая личное (связь с семьей, друзьями, хобби и т.д.)

«Заучивание»

Учащиеся заучивают часть текста наизусть, применимо как к стихотворениям, так и к другим жанрам.

«Логический/хронологический порядок»

Нужно расставить события в логическом/хронологическом порядке в соответствии с текстом.

«Определение жанра»

Необходимо определить жанр произведения и назвать другие произведения этого жанра.

«Что если…»

Учащиеся представляют себя на месте героев из текста и рассказывают, чтобы елали в такой ситуации.

«Правильно/неправильно/не дано»

После прочтения текста учащиеся определяют какие предложения верны, неверны, и какая информация в тексте отсутствовала.

«Ответы на вопросы»

Проверенный и действенный способ, чтобы проверить понимание текста, проработать новые слова и грамматику, а также развить речь. Вопросы могут быть подготовлены или учащиеся составляют вопросы сами, потом задают их друг другу.

 «Озаглавь текст»

Учащиеся читают текст, озаглавливают его или придумывают другой заголовок.

«Изменение временной формы»

Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст, далее изменяют временную форму и пересказывают.

 «Придумай концовку текста»

Учащиеся читают текст только до развязки действия и должны предположить, о чем дальше идет речь. Затем все идеи сравниваются с оригинальным продолжением текста.

Методический инструментарий должен содержать компетентностные задания, задания на повышение читательской грамотности,читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации. Образовательные задачи в данных программах должны быть сконструированы таким образом, чтобы формировать у обучающихся умения: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами обучения на доступном для школьников уровне; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме с учётом возможностей школьников. Применяемый инструментарий для оценки данных компетентностей включает не типичные учебные задачи по английскому языку, характерные для российской школы, а близкие к реальным проблемные ситуации, связанные с разнообразными аспектами окружающей жизни и требующие для своего решения не только знания основных учебных предметов, но и сформированностиобщеучебныхи иных умений. Применяемые задания предполагают продемонстрировать учащимися компетенций в определенном ситуационном контексте, что обуславливает исключительно практико-ориентированный характер образования в целях повышения  читательской грамотности.



Предварительный просмотр:

Диагностическая работа для учащихся 6 класса

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАММОТНОСТЬ

Инструкция для Учащихся

         Вам предстоит выполнить работу, оценивающую то, насколько внимательно и вдумчиво вы умеете читать разные тексты. В работе две части, на выполнение всей работы даётся 40 минут.

         Нужно будет прочитать несколько текстов и выполнить задания к ним. В некоторых заданиях нужно выбрать один или несколько ответов из предложенных, отметив их  «√». В других требуется записать краткий ответ в виде числа или нескольких слов. Есть задания, где нужно дать развернутый ответ. Выполняя работу, вы можете постоянно обращаться к текстам, перечитывать их.

           Если вы не знаете, как выполнить задание, пропустите его и переходите к следующему. Если останется время, попробуйте выполнить пропущенные задания. Если вы ошиблись и хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и запишите нужный ответ.

                                               Желаем успеха!

Прочитайте текст «The jackal and the elephant» и выполните задания к нему

The-Jackal-and-the-elephant.jpg

The jackal and the elephant

The jackal lived in a very untidy old house.

He didn’t want to clean or repair it. He was lazy and never took care of his house.

That is why the roof of his house had holes in it.

One day an elephant was walking past the jackal’s house. The elephant was very, very large and heavy. He tripped on the stone, fell right on top of jackal’s house and broke the roof. The jackal cried, «Oh, my house! It’s broken! What can I do ? Where will I live ?”
The elephant said, “I’m sorry for that! I’ll make a new strong roof for your house!” The elephant worked hard to make a new beautiful roof for the jackal’s house. But the jackal wasn’t happy. He thought, “The elephant is afraid of me! He said, he was sorry and he’s making a new roof now . So, he’s afraid of me! A huge elephant is afraid of me! I’ll tell him to make a new house for me!”
Soon the new roof was ready. The elephant wanted to go home but the jackal didn’t let him do it . He said, “Hey, you ! Do you think that a new roof is enough? No, it’s not enough ! I want a new house ! You must build a new house for me!” It wasn’t fair and the elephant was really angry with the jackal . He came to the jackal’s house and sat on it with all his huge heavy body. The house with its new beautiful roof was broken. The elephant didn’t say a word and left.

The jackal never understood why the elephant did so.

Выполните задания

Task

Answer the question to the text

  1. What problem did the jackal has with house?
  1. it was problem with roof;
  2. it was problem with door;
  3. it was problem with furniture;
  4. there wasn’t any problem in the house.
  1. Why did the jackal’s house roof broke ?
  1. because the elephant danced on it;
  2. because the elephant jumped on it;
  3. because the elephant  tripped on the stone, fell right on it;
  4. because a tree fell down on the roof.
  1. Did the jackal sure that the elephant repair his roof because :
  1. they were best friends;
  2. because  the elephant was afraid of him;
  3. because the elephant was the only one who knows how to build;
  4. because the jackal hadn’t any tools.
  1. What else did the jackal want the elephant to build for him ?
  1. a new school;
  2. a new house;
  3. a new church;
  4. a new garage.

Характеристика задания

  1. Область содержания

Чтение для личных целей

  1. Контекст

Личный

  1. Мыслительная деятельность

Находить и извлекать информацию

  1. Форма ответа

Задание с выбором ответа

  1. Критерии оценивания

2 балла

Даны верно ответы на все вопросы

1

2

3

4

a

c

b

b

1 балл

Даны верно 2 ответа

0 баллов

Дан верно 1 ответ.

Правильные ответы отсутствуют

Answer the question. Tell your opinion.

1.  Did the elephant agree to build a new house for the jackal? Why?

____________________________________________________________________

Характеристика задания

1.Область содержания

Чтение для личных целей

2. Контекст

Личный

3. Мыслительная деятельность

Находить и извлекать информацию

4. Форма ответа

Задание с развернутым ответом

5. Критерии оценивания

2 балла

Дан ответ – No (нет), развернутое подтверждение своего ответа

-because the jackal was unworthy for having the elephant repaired its roof.

- because the jackal was lazy and  never  built itself a new home.

1 балл

Дан ответ – No (нет), отсутствует развернутое подтверждение своего мнения

0 баллов

Отсутствует ответ

3. True, false or not stated.

1. The jackal’s house was modern and new.

a) True;

b) False;

c) Not stated.

2. The elephant and the jackal decided to have diner after work .

a) True;

b) False;

c) Not stated.

3. The elephant was angry with the jackal because the jackal wanted new house else .

a) True;

b) False;

c) No stated.

Характеристика задания

  1. Область содержания

Чтение для личных целей

  1. Контекст

Личный

  1. Мыслительная деятельность

Находить и извлекать информацию

  1. Формат ответа

Задание с выбором ответа

  1. Критерии оценивания

2 балла

Даны верно ответы

1

2

3

b

c

a

1 балл

Даны верно 2 ответа

0 баллов

Дан верно 1 ответ. Отсутствует ответ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование заданий, ориентированных на формирование читательской грамотности на уроках английского языка.

чтение - это одно из истинных удовольствий жизни. Однако чтение на своем родном языке - это одно, а чтение на другом языке - совсем другое, что влечет за собой определенные трудности для учащихся. Про...

Методика составления заданий, ориентированных на формирование читательской грамотности на уроках английского языка

Данная методическая разработка представляет собой обзор текстовых заданий различных типов для обучения читательской грамотности и правила работы над ними....

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках английского языка

Актуальность темы обусловлена редким использованием иноязычной художественной литературы в школьной практике. Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная...

Формирование читательской грамотности на уроках английского языка

Функциональная грамотность – это умение применить полученные знания иностранного языка на практике, т.е. уметь свободно общаться: говорить, читать и писать на иностранном языке....

Проектирование заданий, ориентированных на формирование читательской грамотности на уроках английского языка.

В свете реализации обновленных ФГОС формирование читательской грамотности учащихся в целом, и в рамках учебного предмета английский язык в частности, является одной из приоритетных и неотъемлемых сост...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, Учитель английского языка МБОУ Одинцовского лицея №2

На основе результатов проведенных международных исследований качества образования российских школьников можно сделать вывод, что учащиеся сильны в области предметных знаний, но испытывают трудности во...

Формирование читательской грамотности на уроках английского языка на примере разработки урока по теме Celebrations (5 класс)

В данной разработке учителя не только английского языка, но и других предметов, использующих на своих уроках работу с текстом, могут найти приемы и идеи, как формировать читательскую грамотность у обу...