Обучение чтению на уроках английского языка
материал по английскому языку (6 класс)

Методика обучению чтению на английском языке в средней школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_chteniyu_na_urokah_angliyskogo_yazyka.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение чтению на уроках английского языка

Содержание

  1. Введение…………………………………………………..3
  2. Виды чтения……………………………………………...4
  3. Обучение чтению в 6-10 классах……………………....9
  4. Заключение……………………………………………...12
  5. Список литературы…………………………………….13

Приложения…………………………………………….........14

1. Введение

Чтение в истории человечества возникло позже устной речи и на ее основе. Оно стало автономным средством общения и познания.

Чтение является рецептивным видом деятельности, заключающимся в восприятии и переработке читающим объективно существующего текста - продукта репродуктивной деятельности некоего автора. Благодаря чтению, в процессе которого происходит извлечение информации из текста, возможны передача и присвоение опыта, приобретенного человечеством в самых разнообразных областях социальной, трудовой и культурной деятельности. В этом отношении особая роль принадлежит результату чтения, т.е. извлеченной информации. Однако и сам процесс чтения, предполагающий анализ, синтез, обобщение умозаключения и прогнозирование, выполняет значительную воспитательную и образовательную роль. Оно шлифует интеллект и обостряет чувства.

Цель исследования: выявить разные виды чтения на уроках английского языка.

Задачи:

  1. Рассмотреть разные виды чтения на уроках английского языка;
  2. Выявить приемы работы над чтением в 6-10 классах;
  3. Рассмотреть упражнения для обучения чтению.

2. Виды чтения

В зависимости от целевой установки различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно обычно имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение-читать ее или нет. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.

При просмотровом чтении иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца и ключевого предложения и просмотреть текст. Количество смысловых кусков при этом гораздо меньше, чем при изучающем и ознакомительном видах чтения; они крупнее, так как читающий ориентируется на главные факты, оперирует более крупными разделами. Этот вид чтения требует от читающего довольно высокой квалификации как чтеца и владения значительным объемом языкового материала.

Полнота понимания при просмотровом чтении определяется возможностью ответить на вопрос, представляет ли данный текст интерес для читающего, какие части текста могут оказаться в этом отношении наиболее информативными и должны в дальнейшем стать предметом переработки и осмысления с привлечением других видов чтения.

Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстовых материалов и создавать ситуации просмотра. Скорость просмотрового чтения не должна быть ниже 500 слов в минуту, а учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, умений извлекать и использовать материал текста источника в соответствии с конкретным коммуникативным заданием.

Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.

При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся  в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам и т.д. оно требует умения различать главную и второстепенную информацию. Так мы читаем обычно художественные произведения, газетные статьи, научно-популярную литературу, когда они не представляют предмета специального изучения. Переработка информации текста совершается последовательно и непроизвольно, ее результатом является построение комплексных образов прочитанного. При этом намеренное внимание к языковым составляющим текста, элементы анализа исключаются.

Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении, содержащие не менее 25-30 % избыточной, второстепенной информации.

Изучающее  чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Изучающее чтение отличается большим количеством регрессий, чем другие виды чтения, - повторным перечитыванием частей текста, иногда с отчетливым произнесением текста про себя или вслух, установлением смысла текста путем анализа языковых форм, намеренным выделением наиболее важных тезисов и неоднократным проговариванием их вслух с целью лучшего запоминания содержания для последующего пересказа, обсуждения, использования в работе. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.

Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения как в содержательном, так и в языковом отношении.

Задачи, которые читающий решает в процессе изучающего чтения, условно можно разделить на три основные группы, соответствующие характеру переработки информации (степени полноты, точности и глубины):

1) восприятие языковых средств и их точное понимание в тексте;

2) извлечение полной фактической информации, содержащейся в тексте;

3) осмысление извлеченной информации.

Решение данных задач осуществляется на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах  работы с учебным текстом.

Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель – быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает изучающему чтению без детального анализа. При поисковом чтении извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизировано. Такое чтение, как и просмотровое, предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.

В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию преподавателя. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения.

Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий.

Предтекстовые задания направлены на моделирование фоновых знаний, необходимых и достаточных для рецепции конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения, выработку «стратегии понимания». В них учитываются лексико-грамматические, структурно-смысловые, лингвостилистические и лингвострановедческие особенности подлежащего чтению текста.

В текстовых заданиях обучаемым предлагаются  коммуникативные установки,  в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое), скорость и необходимость решения определенных познавательно - коммуникативных задач в процессе чтения. Предваряющие вопросы должны отвечать ряду требований:

- они строятся на базе активно усвоенной лексики и грамматических структур, не использованных в тексте в таком виде;

- ответ на предваряющий вопрос должен отражать основное содержание соответствующей части текста и не должен сводиться к какому-либо одному предложению из текста;

Вместе взятые вопросы должны представлять собой адаптированную интерпретацию текста.

Кроме этого, обучаемые выполняют ряд упражнений с текстом, обеспечивающих формирование соответствующих конкретному виду чтения навыков и умений.

Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированнности умений чтения и возможного использования полученной информации в будущей профессиональной деятельности.

Что касается последовательности видов чтения, то в практике обучения используются два варианта:

а) ознакомительное-изучающее-просмотровое-поисковое;

б) изучающее-ознакомительное-просмотровое-поисковое.

Последний вариант нам представляется более эффективным, так как в большей степени подготавливает все другие виды чтения.

  1. Обучение чтению в 6-10 классах

При овладении чтением школьники 5-7 классов учатся читать аутентичные тексты, содержание которых соответствует коммуникативно-познавательным потребностям и интересам учащихся, и понимать их с различной глубиной: с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение), с полным пониманием (изучающее чтение), с извлечением нужной, требуемой информации (просмотровое или поисковое чтение). Словарь используется по мере необходимости, независимо от вида чтения.

При овладении чтением школьники:

- совершенствуют технику чтения вслух и про себя: соотносят графический образ слова с его звуковым образом на основе знания новых правил чтения;

- учатся читать выразительно вслух небольшие тексты (объявления, сообщения, инсценируемые диалоги), содержащие только изученный языковой материал;

- учатся читать с пониманием основного содержания аутентичные тексты разных типов: личные письма, странички из дневника, письма-приглашения, стихи, отрывки из художественной прозы, короткие рассказы, сказки, газетные статьи, информационно-рекламные тексты (объявления, вывески, меню, программы радио- и телепередач, файлы на дисплее компьютера, факсы, странички из путеводителя, странички из календаря, рецепты, инструкции и т.д.).

В ходе ознакомительного чтения школьники учатся:

- определять тему/основную мысль;

- выделять главные факты, опуская второстепенные;

- устанавливать логическую последовательность основных фактов текста;

- догадываться о значении отдельных слов (на основе сходства с родным языком, по словообразовательным элементам, по контексту);

- пользоваться сносками и лингвострановедческим справочником, словарем;

В ходе изучающего чтения школьники учатся:

- читать несложные аутентичные и адаптированные тексты разных типов, полно и точно понимая текст на основе его информационной переработки (смыслового и структурного анализа отдельных мест текста выборочного перевода и т.д.);

- устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий текста;

- оценивать полученную из текста информацию, выражать свое мнение.

В ходе просмотрового/поискового чтения школьники учатся выбирать необходимую, интересующую информацию, просмотрев один текст или несколько коротких текстов.

При овладении чтением школьники 8-10 классов учатся читать аутентичные тексты разных жанров с различной глубиной понимания их содержания: с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение), с полным пониманием (изучающее чтение) и с извлечением нужной или интересующей информации (просмотровое или поисковое чтение). Словарь используется по мере необходимости независимо от вида чтения.

Школьники учатся:

- читать с пониманием основного содержания аутентичные тексты разных типов, жанров и стилей: личные и формальные письма, стихи, отрывки из художественной литературы: короткие рассказы, газетные и журнальные статьи, интервью, объявления, вывески, меню, программы радио и телевидения, карты, планы городов, расписания движения транспорта и др. Тексты могут содержать отдельные новые слова.

В ходе ознакомительного чтения школьники учатся:

- определять тему (о чем идет речь в тексте);

- выделять основную мысль;

- выделять главные факты, опуская второстепенные;

- устанавливать логическую последовательность основных фактов текста;

- прогнозировать содержание текста по заголовку или по началу текста;

- разбивать текст на относительно самостоятельные смысловые части;

- восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов;

- озаглавливать текст, его отдельные части;

- догадываться о значении отдельных слов с опорой на языковую и контекстуальную догадку;

- игнорировать незнакомые слова, не влияющие на понимание текста;

- пользоваться сносками, лингвострановедческим справочником, словарем.

- читать с полным пониманием несложные аутентичные и адаптированные тексты разных типов, жанров и стилей.

В ходе изучающего чтения школьники учатся:

- полно и точно понимать текст на основе его информационной переработки (смыслового и структурного анализа отдельных мест текста, выборочного перевода и т.д.);

- устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в тексте;

- обобщать и критически оценивать полученную из текста информацию;

- комментировать некоторые факты, события с собственных позиций выражая свое мнение;

- читать с выборочным извлечением или нахождением в тексте нужной/ интересующей информации.

В ходе поискового/просмотрового чтения школьники учатся:

- просматривать текст или серию текстов различного жанра, типа, стиля с целью поиска необходимой или интересующей информации;

- оценивать найденную информацию с точки зрения ее занимательности или значимости для решения поставленной коммуникативной задачи.

  1. Заключение

На основе анализа педагогической литературы по обозначенной нами теме мы пришли к следующим выводам, что:

  1. В зависимости от целевой установки различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое чтение.
  2. Учащиеся 6-10 классов должны учиться:

- ориентироваться в тексте на английском языке;          

- прогнозировать его содержание по заголовку;

- читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);

- читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием. Используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;

- читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации.

                   

Список литературы

  1. Биболетова М.З., Бабушис Е.Е., Морозова А.Н. Книга для учителя  к учебнику англ. яз. “Enjoy English” для 9 кл. общеобраз. учрежд. при начале обучения со 2 класса. – Обнинск: Титул, 2007.- 112 с.
  2. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Книга для учителя к учебнику англ. яз. “Enjoy English-5” для 8 кл. общеобраз. учрежд. при начале обучения со 2 класса.- Обнинск: Титул, 2006.-56 с.
  3. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Программа курса английского языка  к УМК “Enjoy English” для учащихся 2-9 кл. общеобраз. учрежд. - Обнинск: Титул, 2006.-48 с.
  4. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н., Бабушис Е.Е. Книга для учителя к учебнику англ. яз. «Enjoy English» для 7 кл. общеобраз. учрежд.-Изд. второе, допол - Обнинск: Титул, 2007.-72 с.
  5. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие/ Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А. Ф. Будько, С.И. Петрова.-5-е изд., стереотип. – Мн.: Выш. шк., 1999.-522 с.
  6. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 1991.-223 с.- ( Б-ка учителя иностр. яз.).
  7. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе.-2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1988.-223 с. – (Б-ка учителя иностр. яз.).
  8. Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова.- М.: Просвещение, 1991.-287 с. – (Б-ка учителя иностр. яз.).

Приложения

Обучение изучающему чтению

Предтекстовый этап

Упражнения на соотнесение значения слова с темой (ситуацией, контекстом)

  1. Заполните пропуски в предложении одним из указанных слов.
  2. Найдите и замените слова в предложении, которые не подходят по смыслу.
  3. Определите различные контекстуальные значения одного и того же слова.
  4. Выполните частичный перевод предложений на родной язык.
  5. Заполните каждый пропуск возможно большим числом прилагательных (глаголов, существительных) так, чтобы каждый раз получалось новое предложение.
  6. Прочтите предложения, определите и запомните разницу в значении слов (словосочетаний)
  7. Прочтите текст (абзац), найдите в нем слова, которые обозначают…
  8. Найдите в тексте слова, употребленные в переносном значении, и переведите их.
  9. Прочтите группу слов и предложений на изучаемом и родном языках, проставьте над подчеркнутыми словами номера их иноязычных эквивалентов в соответствии со списком эквивалентов.
  10.  Постарайтесь понять значение выделенных слов по контексту; проверьте себя по словарю.
  11.  Прочтите предложение (абзац) и найдите слова, подтверждающие, что речь идет о….

Текстовый этап

Упражнения на деление текстового материала на смысловые части

  1. Прочтите текст, разделите его на смысловые части, подберите названия к каждой из них.
  2. Прочтите текст и выделите основные темы повествования.
  3. Прочтите текст. Найдите в нем предложения, выражающие основные положения текста, и предложения, детализирующие основные положения.
  4. Прочтите текст. Определите (устно, на родном языке), какие идеи (положения) текста (главные, второстепенные)  отражает предложенный вам предварительный план.
  5. Прочтите текст, отметьте (выпишите) места, раскрывающие разные аспекты проблемы.
  6. Прочтите два текста, посвященных одной проблеме. Выясните, что в них общего и чем они отличаются друг от друга.
  7. Прочтите несколько абзацев текста и выделите (устно) предложения выражающие повторение одной и той же мысли или выражающие контрасты и противопоставления фактов.
  8. Прочтите текст и перечислите вопросы, освещаемые в нем.
  9. Прочтите текст и найдите в каждой части по одному предложению, передающему основную мысль этой части.
  10.  Прочтите текст и расположите пункты плана согласно логике повествования.
  11.  Прочтите текст и выберите из предложенных аннотацию, которая отражает его содержание.

Послетекстовый этап

Упражнения на проверку понимания фактического содержания текста

  1. Опираясь на содержание прочитанного текста, закончите предложения, используя предлагаемые варианты.
  2. Используя материал текста, ответьте на вопросы.
  3. Прочтите план текста и скажите, достаточно ли полно он передает содержание текста.
  4. Расположите предложения в той последовательности, в которой они даны в тексте.
  5. Прочтите вслух предложения, которые поясняют название рассказа.
  6. Прочтите вслух предложения, которые иллюстрируют мнение автора текста по вопросу…
  7. Выразите главную мысль текста, объясните его заглавие.
  8. Замените данное заглавие на такое, которое более точно выражает основное содержание текста.
  9. Выберите правильные ответы из нескольких данных.
  10. Подготовьте реферат текста, используя ответы на приведенные ниже вопросы. (Вопросы отличаются от предтекстовых детализацией и усложнением лексики и синтаксиса.)
  11. Прокомментируйте следующие положения, взятые из текста.
  12. Подготовьте резюме (аннотацию) текста.
  13. Ответьте на проблемные вопросы по прочитанному тексту.
  14. Используя факты из текста, расскажите о….
  15. Перескажите текст, пользуясь планом и выписанными словосочетаниями.
  16. Составьте описание…, о котором идет речь в тексте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособие по обучению чтению на уроках английского языка

Данное мини-пособие по обучению чтению на уроках английского языка  можно применять как на уроках в качестве фонетической зарядки, так и дома для самообучения....

Методическая статья "Обучение чтению на уроках английского языка"

Методическая статья об обучение чтению на уроках иностранного языка....

Реализация индивидуального подхода к обучению чтению на уроках английского языка в начальной школе

Презентация, содержащая формы и методы обучения чтению на английском языке  в начальных классах....

Обучение чтению на уроке английского языка на начальном зтапе.

Статья содержит методические рекомендации по обучению чтению младших школьников на английском языке, опробированные приемы и игры для более успешного усвоения учебного материала....

Обучение чтению на уроках английского языка

Приемы эффективного обучения чтению на уроках английского языка...

Работа с текстом как элемент обучения чтению на уроках английского языка

Методические  приёмы  работы  с  текстом.Этапы  работы  с  текстом.  Виды  упражнений....

Особенности обучения чтению на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Прцесс чтения и результат его - извлечение информации - имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей. В данном метриале рассмотрены особенности обучения чтению на уроках ан...