Проектная технология на уроках английского языка
статья по английскому языку

Крохина Ксения Андреевна

Статья по теме "Проектная технология на уроках английского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная технология на уроках английского языка

В настоящее время одним из актуальных вопросов образования является проблема активного творческого восприятия знаний, поэтому перед школой стоит необходимость сделать учебный процесс более интересным, раскрыть значение и продемонстрировать возможность практического применения получаемых в школе знаний. Для решения этих задач в современной школе требуется применять новые педагогические подходы и технологии. Одной из таких технологий является метод проектов. Проектная технология обеспечивает личностно-ориентированное воспитание и обучение, а также включает в себя и другие современные технологии, такие как обучение в сотрудничестве.

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение участниками своих собственных мнений, чувств, активную вовлеченность в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. Проектная технология позволяет обучающимся перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

Актуальность использования проектной методики обуславливается такими факторами как:

Разнообразие. Различные темы, типы текстов (диалоги, монологи, письма, настольные игры, описания, инструкции), и разнообразие форм учебной деятельности (индивидуальная, парная, групповая работа, работа в командах), и разнообразие типов упражнений способствуют поддержанию интереса к учебе.

Проблемность. В ходе работы над проектом обучающиеся используют язык для решения определенных задач, характеризующихся новизной результата и новыми способами его достижения. Возникает необходимость решения этих проблем, и в процессе школьники обучаются, размышляя. Так же есть широкий диапазон коммуникативных заданий и проектных работ, ориентированных на решение проблем. Проблемный подход уместен и при обучении грамматике в тех случаях, когда обучающийся использует ее в речи, или когда он изучает ее как систему.

Учеба с удовольствием. Конечно, важно, чтобы школьник учился с удовольствием. Учеба носит гораздо более эффективный характер, если обучающийся работает свободно, без принуждения. Развлекательность – это одна из особенностей проекта. Часто задания могут оформляться в виде шутки, головоломки, загадки, иметь музыкальное сопровождение, видео, иллюстрации.

Эгофактор. Работа над проектом дает обучающимся возможность высказывать собственные мысли и взгляды.  Во время организации проектной деятельности используются такие ситуации, которые затрагивают интересы обучающихся, связаны с личным опытом, таким образом реализуется личностно-ориентированный подход.

Новизна проектной технологии состоит в том, что обучающиеся сами могут выстраивать содержание общения начиная с первых занятий по проекту.

Проектная технология развивает следующие умения:

умение работать с информацией, с текстом (выделить главную мысль, вести поиск информации в англоязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразными справочными материалами;

творческие навыки, умение генерировать идеи, для чего требуются знания в различных областях; умение находить не один, а несколько вариантов решения проблемы; умения прогнозировать последствия того или иного решения;

коммуникативные навыки, умение вести дискуссию, слушать и слышать своего собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль.

Итогом работы школьников над проектом может быть, как идеальный продукт (сделанное на основе изучения информации умозаключение, выводы, сформированные знания), так и продукт материальный (мультимедийная презентация, коллаж, плакат).

Проекты бывают следующих видов:

1.Практический. Данный вид проекта направлен на решение практических задач, поставленных перед обучающимися. Результатом деятельности может быть учебное пособие, словарь, путеводитель, инструкции.

2.Исследовательский проект представляет собой исследование, доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Конечным продуктом такого проекта будет результат исследования, оформленный в виде мультимедийной презентации, стендового доклада, реферата,

3.Информационный проект – это сбор информации о каком-либо объекте или явлении. Результат работы над таким проектом будут статистические данные, опрос общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу представленные в виде статьи, журнала, презентации, публикации в Интернете.

4.Творческий тип проекта используется для привлечения внимания к проблеме проекта. Данный проект характеризуется свободным, творческим подходом к трактовке проблемы, ходу работы и презентации результатов. Это может быть прозаическое или стихотворное произведение, инсценировка, веб-сайт, видеофильм, серия иллюстраций.

5. Игровой или ролевой представляет собой опыта участия в решении проблемы проекта. Проектным продуктом, как правило, является мероприятие (игра, состязание, экскурсия.

При работе над проектом выделяют следующие обязательные пункты:

1.Подготовка к проекту. На данном этапе учитель предварительно изучает индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт обучающихся. Педагог определяет тему, формулирует проблему, предлагает обучающимся идею к обсуждению.

2. Организация участников проекта. Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности обучающихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

3. Выполнение проекта. На этом этапе обучающиеся ищут новую, дополнительную информации, обсуждают эту информацию, и ее документирование, выбором способы реализации проекта. Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

4. Презентация проекта. Обработанную информацию обучающиеся представляют в виде какого-либо продукта, презентации, защищают свой проект, озвучивают полученные выводы.  По итогам работы над проектами может быть организована выставка, конкурс.

5. Подведение итогов проектной работы. Педагог с обучающимися обсуждает, что вызвало трудности в процессе работы, отмечают сильные и слабые стороны проекта. Производится оценивание проекта по заранее обговоренным критериям.

В рамках урока английского языка работа над проектом выстраивается по следующим этапам:

1.Целеполагание. Учитель объясняет цели проекта, мотивирует обучающихся на учебную деятельность. Обучающиеся обсуждают задание, выявляют проблемы.

2.Планирование, подготовка. Обучающиеся формируют задачи проекта, обсуждают варианты исследования, выбирают способы работы. Педагог выполняет роль консультанта, помогает обучающимся при отборе способов действия. Совместно обговариваются критерии, предъявляемые к процессу работы обучающихся (активность, непосредственный вклад обучающегося в совместную деятельность, умение сотрудничать) и к конечному продукту и презентации.

3.Выполнение. Наиболее обширный этап работы. Можно разделить на несколько подпунктов так как, этот шаг включает в себя продумывание хода деятельности, распределение обязанностей в группе, исследование, поиск информации, ее отбор, решение задач, оформление результатов работы, выводов, подготовка к устному выступлению и защите проекта. Учитель наблюдает за процессом работы, при необходимости помогает обучающимся, направляет процесс.

4.Защита проекта. Обучающиеся презентуют результаты своей работы в выбранной ими форме, отвечают на вопросы учителя, одноклассников. Педагог наблюдает за демонстрацией результатов.

5. Оценивание и самооценивание. На данном этапе уместно использовать листы оценки и самооценки, где обучающиеся и педагог проставляют баллы по определенным критериям. Это может быть: оформление проекта, его представление, ответы на вопросы, грамматическая и фонетическая составляющая речи.

6. Рефлексия. Анализ и самоанализ успехов и ошибок обучающихся, коррекция.

Важно, чтобы каждый этап работы над проектом имел свой определенный продукт. Учитель по ходу работы над проектом выполняет роль консультанта, направляет обучающихся, подсказывает, отслеживает ход и выполнение запланированной работы. Во время защиты проекта обучающиеся демонстрируют уровень владения иностранным языком, представляется ясная картина, чему ученик научился при изучении данной темы. Нужно помнить, что суть проектной деятельности при изучении иностранного языка – это прежде всего коммуникативная деятельность, включённая в другие виды деятельности. 

Наиболее реальный путь формирования мотивации у учащихся – это обращение к действительно интересным для них проблемам, создание условий самореализации и самоутверждения в близкой им среде. Лишь тогда знания, понятия, ценности, приобретенные в школе, становятся значимыми, когда они находят свое воплощение в реальной жизни. И лишь тогда урок становится интересным. Когда именно в школе находятся ответы на вопросы, генерируемые социальным окружением ученика. Создавая для себя определенную картину мира, ученик находит в ней свое место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение проектной технологии на уроках английского языка

Сообщение по теме: "Применение проектной технологии на уроках английского языка". Примеры проектов в 5-8 классах....

Мастер- класс «Проектная технология на уроке английского языка» на примере урока «Наша новая школа»

В статье дается краткий обзор теоретических подходов к проектной технологии. Также приводится краткий план  урока «Моя новая школа» по данной  технологии....

"Использование проектной технологии на уроках английского языка "

В наши дни преподавательское искусство четко диктует необходимость новых подходов к обучению, в том числе и английскому языку. Старые методики, бывшие когда-то единственно верными, уходят в прошлое, а...

"Использование проектной технологии на уроках английского языка в 4 классе"

В наши дни преподавательское искусство четко диктует необходимость новых подходов к обучению, в том числе и английскому языку. Старые методики, бывшие когда-то единственно верными, уходят в прошлое, а...

Проектная технология на уроках английского языка

В статье рассказывается об эффективном использовании проектной деятельности в среднем звене и старшей школе на уроках английского языка....

"Использование групповой проектной технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации стандартов ФГОС".

Данная статья посвящена одному из методов достижеия стандартов ФГОС. В статье освещен  краткий экскурс к требованиям новых ФГОС. Также на примере группового проекта представлены все виды УУД на в...

Проектные технологии на уроках английского языка

Урок-проект разработан с целью повышения интереса учащихся к изучаемому предмету....