"Использование проектной технологии на уроках английского языка "
статья по английскому языку по теме

Кренделева Светлана Николаевна

В наши дни преподавательское искусство четко диктует необходимость новых подходов к обучению, в том числе и английскому языку. Старые методики, бывшие когда-то единственно верными, уходят в прошлое, а их место занимают новые, креативные техники преподавания, основанные на понимании пройденного материала и заинтересованности в его изучении. Современный урок английского языка уже не может обходиться без действенных методик преподавания. «Урок является многофункциональной единицей образовательного процесса, где сосредотачиваются и реализуются все педагогические воздействия; происходит общение учителя и учащихся, направленное не только на активизацию познавательных возможностей, но и на систематическое, целенаправленное изучение личностных проявлений каждого ученика». Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам. Приходится признать, что многие школьники не могут сконцентрировать свое внимание не только на изучаемый материал в течение урока, но и для прочтения книг, для просмотра длинных кинофильмов. У современных учащихся формируется так называемое «клиповое сознание», возможно, это связано с тем потоком информации, который обрушивается на ребенка помимо воли родителей и педагогов с экранов телевизоров, из радио передач, со стен зданий, пестрящих рекламными плакатами, с уличных «рястяжек». Рекламной информацией полны вагоны метрополитена и салоны наземного транспорта. Проезжающие мимо автобусы, трамваи и троллейбусы также несут на себе рекламные воззвания. Детям становится тяжело читать произведения художественной литературы – там нет языка плакатов, а длинные фразы, полные незнакомых слов, непонятны, и разбирать их некогда… Поэтому в большинстве дети сейчас малочитающие. А те, кто мало читают, не имеют возможности пополнять свой словарный запас даже на родном языке. Что же можно сказать про изучение иностранного? Учащиеся часто не могут удерживать свое внимание на изучаемом материале в течение урока. Им очень трудно запоминать незнакомые иностранные слова, особенно когда их российский аналог ими мало употребляется. А если слова удается выучить, то они быстро забываются, не закрепившись в памяти. Поэтому проблема концентрации внимания школьников на уроке является актуальной в наши дни. Решить эту проблему помогают современные образовательные технологии, а в частности, проектная технология, которая помогает вовлечь ребят в увлекательную игру, создать условия для повышения мотивации учения, развить умение работать в команде, группе, парах, умение сопереживать и критически мыслить, оценивать ситуацию, принимать самостоятельные решения , а также учитывать мнение группы , а самое важное понять ,как можно применить полученные умения и навыки в реальной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_-proektnaya_metodika1.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа № 606 с углубленным изучением английского языка

Пушкинского района  г. Санкт-Петербург.

Методическая разработка

По теме:   «Современные образовательные технологии»: ( проектная технология) на уроках английского языка в 4 классе.

   

Работа выполнена

учителем английского языка

Кренделевой Светланой Николаевной

План:

  1. Современный урок
  2. Современные образовательные технологии в рамках урока.
  3. Проектная методика: 1)определение2) актуальность 3) история 4) виды

      5) применение на уроке английского языка

В наши дни преподавательское искусство четко диктует необходимость новых подходов к обучению, в том числе и английскому языку. Старые методики, бывшие когда-то единственно верными, уходят в прошлое, а их место занимают новые, креативные техники преподавания, основанные на понимании пройденного материала и заинтересованности в его изучении. Современный урок английского языка уже не может обходиться без действенных методик преподавания.

«Урок является многофункциональной единицей образовательного процесса, где сосредотачиваются и реализуются все педагогические воздействия; происходит общение учителя и учащихся, направленное не только на активизацию познавательных возможностей, но и на систематическое, целенаправленное изучение личностных проявлений каждого ученика».     Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам.

Приходится признать, что многие школьники не могут сконцентрировать свое внимание не только на изучаемый материал в течение урока, но и для прочтения книг, для просмотра длинных кинофильмов. У современных учащихся формируется так называемое «клиповое сознание», возможно, это связано с тем потоком информации, который обрушивается на ребенка помимо воли родителей и педагогов с экранов телевизоров, из радио передач, со стен зданий, пестрящих рекламными плакатами, с уличных «рястяжек». Рекламной информацией полны вагоны метрополитена и салоны наземного транспорта. Проезжающие мимо автобусы, трамваи и троллейбусы также несут на себе рекламные воззвания.  Детям становится тяжело читать произведения художественной литературы – там нет языка плакатов, а длинные фразы, полные незнакомых слов, непонятны, и разбирать их некогда… Поэтому в большинстве  дети сейчас малочитающие. А те, кто мало читают, не имеют возможности пополнять свой словарный запас даже на родном языке. Что же можно сказать про изучение иностранного? Учащиеся часто не могут удерживать свое внимание на изучаемом материале в течение урока. Им очень трудно запоминать незнакомые иностранные слова, особенно когда их российский аналог ими мало употребляется.  А если слова удается выучить, то они быстро забываются, не закрепившись в памяти. Поэтому проблема концентрации внимания школьников на уроке является актуальной в наши дни.

Решить эту проблему помогают современные образовательные технологии, а в частности, проектная технология, которая помогает вовлечь ребят в увлекательную игру, создать условия для повышения мотивации учения, развить  умение работать в команде, группе, парах, умение  сопереживать и критически мыслить, оценивать ситуацию,  принимать самостоятельные решения , а также учитывать мнение группы , а самое важное понять ,как можно применить полученные умения и навыки в реальной жизни.

    Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал. Он предполагает учет потребностей и интересов обучающегося, реализацию дифференцированного подхода к обучению.

    Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

    В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. А основная задача начальной школы – развитие у учащихся основ коммуникативной компетенции. Однако данная задача предполагает не только наличие у школьников практических умений, но и определенных качеств личности: общительности, раскованности, желания вступить в контакт, активности на уроке. А принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

     Такого рода активность сама по себе возникает не часто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. использование педагогической технологии.

 Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.

Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

«Метод проектов» возник еще в начале нынешнего столетия в США. Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Дж.Дьюи и его ученика В.Х.Килпатрика. Основная идея, закладываемая в метод авторами: обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Предложенный Дж. Дьюи метод проектов в своей основе предполагал обучение сообразное личному интересу учащегося в том или ином предметном знании. «Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести».

«Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов еще в начале 20 века. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу. Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в практике» [Полат Е.С. Метод проектов]  

Типология проектов разнообразна. По М.Е. Брейгиной, проекты могут подразделяться на монопроекты, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные и Интернет-проекты. Хотя в реальной практике зачастую приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых имеются признаки исследовательских, творческих, практико-ориентированных и информационных. Работа над проектом - это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу.

 На мой взгляд, проектное обучение актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.

Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

Работа над проектом - процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

Целью данного метода является то, что он направлен, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Для реализации поставленной цели необходимо решать следующие задачи:  

            - способствовать развитию коммуникативных умений (говорить);

            - развивать информационные умения (поиск, обработка информации);

            - учить детей соединять знания (интегративная основа);

            - способствовать развитию учебных умений (умение обобщать,

             анализировать).

Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них, например «Генеалогическое древо» (Family Tree)-2класс, « Наша Школа» «Дом моей мечты» - 4класс, «Новогодняя открытка», « Письмо деду Морозу»-3класс.  У детей  должно создаваться  впечатление, что английский язык - это развлечение, цвет, деятельность, удовольствие.

    Каждый проект относится к определенной устной теме. ( Мои каникулы, Моя школа, Традиции Великобритании, Достопримечательности городов и т.д) Сначала учащиеся усваивают необходимый грамматический и лексический материал в рамках учебной темы. Учащиеся должны хорошо владеть активной лексикой, перед тем как перейдут к обсуждению проблемных вопросов и в дальнейшем к творческим проектам. Проекты планируются к представлению по окончании работы над темой и усвоения лексико-грамматического материала.

Приемы проектных работ в зависимости от возраста учащихся, темы, подготовленности по английскому языку, интересов, временных рамок и других факторов могут быть разными. Они могут быть упрощенными или развернутыми. Но основные принципы у всех проектных работ следующие

1. Вариативность. Проектные работы могут быть выполнены в индивидуальной, парной или групповой форме. Они могут быть представлены описаниями, диалогами, в форме стенгазеты, плакатов, брошюр, журналов, писем и т.д.;

2. Решение проблемы. Если мы ставим перед ребятами проблему, они стараются ее решить. Решая ее, они думают, а, думая, учатся. А если это происходит на уроках иностранного языка, то это хорошее осуществление процесса изучения языка;

3.Когнитивный подход к грамматике

Учитель помогает учащимся самим поработать над грамматическими структурами. Исчезает страх перед грамматикой.

4. Заинтересованность. Чтобы выполнение проектных работ не было для учеников обузой, только бы отделаться, очень важно заинтересовать учащихся темой, дать дополнительный, познавательный материал. На уроках в процессе обучения можно включать игры, шутки, выслушивать интересные факты от учащихся (даже, если они на русском языке);

5. Личностный фактор. В процессе подготовки проектных работ у ребят есть возможность рассказать о себе, о своей жизни, увлечениях, а может быть и о проблемах;

6. Адаптация заданий. Проектные работы должны соответствовать подготовленности и обученности детей.

Самая главная особенность проектной работы состоит в том, что основная деятельность выходит за пределы класса.

Как правило, проект включает несколько этапов:

  • Организационный этап
  • Выполнение проекта
  • Презентация
  • Подведение итогов проектной работы

Очень важно помнить, что каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

   На первом этапе учителю необходимо разработать план проектной работы и продумать систему коммуникативных упражнений, обеспечивающую ее речевой уровень. Учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к обсуждению проблемных вопросов. На своих уроках я тщательно отрабатываю  грамматические упражнения такие как «Образуй нужную грамматическую форму глагола», «Назови отрицательный вариант данного предложения», «Уточни информацию…», «Переведи предложения с русского на английский», «Продолжи предложение»  и.т.д. Моим ученикам предлагается в скрытом виде проблема, которую нужно выявить, сформулировать, ответив на проблемные вопросы

Второй этап подготовительный, который обеспечивает языковые и речевые умения школьников. Параллельно с этим провожу поэтапную работу над проектом. Диалоги, тексты, упражнения с различными заданиями служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений учащихся. На этом этапе я продумываю адекватные коммуникативные ситуации, при которых увеличилась бы мотивация говорения учеников на английском языке. При работе на этом этапе  школьники сначала учатся описывать готовые предметы, явления, согласно проекту, повторяя специальную лексику, отвечая на различные типы вопросов учителя и учащихся. Таким образом, ребята готовятся к рассказу по изучаемой теме. Важно отслеживать деятельность школьников шаг за шагом.

Итак, на втором этапе проектной работы совершенствуются сформированные ранее навыки иноязычного общения и закладываются основы будущих самостоятельных высказываний учеников

Третий этап - это заключительный этап, где каждая группа, пара защищает перед классом свой проект. Каждая группа вправе решить сама, какую форму презентации и оформления результатов своей проектной деятельности она изберет.

    Виды презентационных проектов могут быть различными, например: деловая игра, демонстрация продукта, диалоги различных персонажей , доклад,  реклама,  соревнования,  спектакль,  телепередача, карта, и.т.д. (Демонстрирую групповые проекты, а затем парные, индивидуальны

  Четвертый этап – контроль. После презентации проектов предполагаю общую дискуссию, которую заранее продумываю.Прежде всего, необходимо предварительно просмотреть готовые проекты учащихся, чтобы на их основе организовать обсуждение темы.

   В конце урока учащиеся выбирают наиболее интересный, на их взгляд, проект, а затем я предлагаю им для общего обсуждения один из вопросов каждого. Вопросы для обсуждения могут быть такими:

1) Достигнута ли цель проекта? 2) Что ты узнал, чему научился, что понял, в чем изменился? 3) Какой из этапов работы над проектом запомнился тебе больше всего?  4)Что бы ты в следующий раз сделал по-другому и почему?

Я анализирую высказывания ребят; слежу за тем, как усвоена ими лексика, правильно ли они употребляют грамматические структуры; оцениваю ответы.

После оценивания работ учащихся, проекты расположены в классе несколько дней.. Ребята с удовольствием рассматривают их, угадывают героев, читают, замечают свои недостатки.

 Нужно отметить, что при такой форме работы наряду с преимуществами имеются определенные трудности. Они обусловлены следующими факторами: недостаточным уровнем языковой подготовки в отдельных группах; нехваткой времени; непривычностью этой формы работы; трудностью вовлечения слабых учащихся в активную дискуссию.

   Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.

В своей практике я планирую  также мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть: – составление и комментирование расписания уроков (4класс);

– мини-исследовательские проекты (сравнение школы Алисы и нашей школы). и многие другие.

    С удовольствием ребята выполняют и такие проекты, как ролево-игровые: это инсценировка сказок и песен.

           В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для ученика. Главное – это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в ходе работы над темой.

      Применение проектной методики на занятиях английского языка в рамках школьной программы показало, что учащиеся:

достигают хороших результатов в изучении иностранного языка,

имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках информатики,

понимают необходимость междисциплинарных связей.

             Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:

повышение мотивации учащихся при изучении английского языка,

наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы,

простор для творческой и созидательной деятельности.

 Конечно, проектная работа  не  поможет решить все проблемы, возникающие при   обучении иностранному языку в школе, но это эффективное средство, способствующее всестороннему развитию учащегося, осознанию им себя как члена группы, расширению языковых знаний. Проектная работа – метод борьбы с однообразием и скукой на уроке.

 Список использованной литературы :

  • Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//ИЯШ,2000. - №2. 
  • Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках иностранного языка. –М.: Дрофа, 2004.
  • Душеина Т.В. “Проектная методика на уроках иностранного языка”. ИЯШ, 2003,  № 5
  • Брейгина М.Е. Проектная методика на уроках испанского языка//Иностр. языки в школе.- 2004.- №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность с использованием информационных технологий на уроках английского языка.

Всякому педагогу-практику известно, что заинтересованность учащихся на уроках является одним из важнейших условий хорошей успеваемости.Проектная деятельность,  личностно-ориентированный подход, ...

"Использование проектной технологии на уроках английского языка в 4 классе"

В наши дни преподавательское искусство четко диктует необходимость новых подходов к обучению, в том числе и английскому языку. Старые методики, бывшие когда-то единственно верными, уходят в прошлое, а...

Использование проектной технологии на уроках английского языка

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например, обучение ...

Использование проектной технологии на уроках английского языка

В статье раскрывается роль и цели использования проектной технологии на уроках английского языка....

Статья "Использование проектной технологии на уроках английского языка. Из личного опыта."

В статье изложена краткая информация об истории развития метода проектов и об особенностях использования данного метода на уроках английского языка....