Использование проектной технологии на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку на тему

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например, обучение в сотрудничестве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование проектной технологии на уроках английского языка

Сегодня перед школой остро стоит проблема активного творческого восприятия знаний, поэтому необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач требует применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе. Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, инновационных технологий обучения.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например, обучение в сотрудничестве.

Метод проектов возник в 1920-е годы в США. Внимание русских педагогов-новаторов он привлек в начале 20 века, а в 1931году был запрещен из-за недостаточной продуманности. А в зарубежной школе продолжал активно развиваться.

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом.

Доктор педагогических наук , известный исследователь в области технологий обучения учащихся Е.С. Полат определяет метод проектов как “определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата.”

Итогом работы ученика над проектом может быть как идеальный продукт (сделанное на основе изучения информации умозаключение, выводы, сформированные знания), так и продукт материальный (страноведческий коллаж, альбом, туристический проспект с целью представления своей малой родины, участие в благоустройстве двора, написанием письма зарубежному сверстнику, созданием газеты)

Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Резервы развивающего обучения раскрываются наиболее плотно, если этому способствуют благоприятный психологический климат на уроке и адекватное поведение как речевого партнера и старшего помощника.

Учителю необходимо объяснить учащимся цель задания. Прежде всего, необходимо изучить вместе с учениками памятку “Творческий проект – это интересно!”, в которой даются советы о том, как лучше организовать работу над проектом. Учащимся нужно помочь выбрать проект, который соответствует их интересам и уровню языковой подготовки. Учащиеся имеют право предложить свой собственный проект, если ни один из предложенных им не интересен.

Работа над проектом может вестись или индивидуально, или в группах. В последнем случае участникам совместного проекта следует помочь распределить роли и объяснить, что общий успех зависит от вклада каждого участника. Работа над проектом начинается на уроке под руководством учителя, продолжается дома, а презентация проекта осуществляется на следующем уроке. Важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала участников.

Очень важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников. Для этого необходимо убедиться, что тема проекта подходит для всех участников группы, согласно их увлечениям и темпераменту. Необходимо убедить их использовать разнообразные способы работы: графическое написание, оформление, подборку иллюстраций и фотографий, а по необходимости – аудио или музыкальное оформление.

Личностно-ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, проектные методики в определенной степени позволяют решить проблему мотивации, создать положительный настрой к изучению иностранного языка, когда дети учатся с увлечением и раскрываются потенциальные возможности каждого ребенка.

Используя в своей работе проектную методику, я пришел к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения этот метод очень эффективен. Особенно привлекательным для меня является тот факт, что проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания.

Метод проектов является составной частью обучения английскому языку школьников на начальном этапе, так и при дальнейшем овладении им. Одной из главных задач обучения иностранным языкам является решение такой важной проблемы, как развитие самостоятельной работы учащихся, ориентирование их на активное творческое усвоение материала, умение логично мыслить и оперативно принимать самостоятельно решения.

Проектное обучение активизирует деятельность учеников, так как оно:

  • личностно-ориентировано;
  • самомотивируемо, и как результат, у учеников, по мере выполнения работы, возрастает степень увлеченности ею;
  • позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
  • приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты (продукт) своего собственного труда.

Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Деятельность учащихся. направлена на стремление к самообучению и самосовершенствованию через активные способы действия. В курсе иностранного языка метод проекта может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учётом практической значимости для ученика (человек и его окружение “Моя семья”, “Моя страна” “Мой регион” и т.д.) Каждый проект соотносится с определённой темой устной речи. В основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы её решить, учащимся требуется не только знания языка, но и владение большим объёмом разнообразных предметных знаний. Дети должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Меняется и роль учащихся в учении, т.е. они становятся активными участниками процесса. Так как метод проекта предполагает при реализации соблюдение определённого алгоритма и сочетания различных видов деятельности, таким образом, на разных этапах осуществления проекта выполняется соответствующий элемент проектной деятельности.

Рассмотрим этот алгоритм работы.

I этап. Начинание или целеполагание, подготовка.

Деятельность учащихся.

Выявляют проблемы.

Обсуждают задание.

Уточняют информацию.

Деятельность учителя.

Объясняет цели проекта,

мотивирует учащихся,

наблюдает.

II этап. Планирование.

Деятельность учащихся.

Формируют задачи.

Уточняют информацию.

Выбирают и обосновывают свои критерии успеха.

Деятельность учителя.

Помогает.

Наблюдает.

III этап. Принятие решения (Исследование. Выбор методов проверки принятых решений.)

Деятельность учащихся.

Работают с информацией.

Выполняют исследования.

Деятельность учителя.

Наблюдает.

Консультирует.

IV этап. Выполнение.

Деятельность учащихся.

Оформляют проект.

Выполняют исследование.

Работают над проектом.

Деятельность учителя.

Направляет процесс , если это необходимо.

Наблюдает.

V этап. Оценка результатов.

Деятельность учащихся.

Участвуют в коллективном самоанализе и самооценке.

Деятельность учителя.

Направляет процесс, если это необходимо.

Наблюдает.

VI этап. Защита проекта.

Деятельность учащихся.

Защищают проект

Участвуют в коллективной оценке результатов проекта.

Деятельность учителя.

Участвуют в коллективной оценке результатов проекта

После каждого урока (тренинга лексики, работы с текстом, высказываний и т.д.) учащиеся отправляют в свою “копилку” необходимую информацию.

Применяя метод проекта, увидел, что чаще приходится иметь дело со смешанными типами проектирования т.к. они имеют признаки исследовательской и творческой деятельности. Как видим, данная педагогическая технология требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, информационных источников, консультантов и пр.), не всегда предсказуем ожидаемый результат и обнаружив объективные причины затруднений следует подумать о том, как избежать их в будущем, при удачной реализации целенаправленно поработать на успешный конечный результат.

Результат мы можем увидеть и на “малоуспешных” учащихся. Пусть защита и не блестящая, но для ребёнка - это индивидуальное продвижение к успеху, который, я считаю, надо поддерживать.

Я работаю по учебнику В. П. Кузовлев. В конце каждого раздела, изученной темы у нас предусмотрен проект. И когда мы начинаем изучение новой темы я перед детьми ставлю цель, для того чтобы они накапливали материал по данной теме.

Во 3м классе после прохождения раздела “Where are you from?” ребята составляли проект “My region”, изучив какие есть объекты в Московской области и как о них можно рассказать на английском языке. Результатом стал очень интересный плакат и фотографиями и подписями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность с использованием информационных технологий на уроках английского языка.

Всякому педагогу-практику известно, что заинтересованность учащихся на уроках является одним из важнейших условий хорошей успеваемости.Проектная деятельность,  личностно-ориентированный подход, ...

"Использование проектной технологии на уроках английского языка "

В наши дни преподавательское искусство четко диктует необходимость новых подходов к обучению, в том числе и английскому языку. Старые методики, бывшие когда-то единственно верными, уходят в прошлое, а...

"Использование проектной технологии на уроках английского языка в 4 классе"

В наши дни преподавательское искусство четко диктует необходимость новых подходов к обучению, в том числе и английскому языку. Старые методики, бывшие когда-то единственно верными, уходят в прошлое, а...

Использование проектной технологии на уроках английского языка

В статье раскрывается роль и цели использования проектной технологии на уроках английского языка....

Статья "Использование проектной технологии на уроках английского языка. Из личного опыта."

В статье изложена краткая информация об истории развития метода проектов и об особенностях использования данного метода на уроках английского языка....