Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей на уроках английского языка и во внеурочной деятельности
статья по английскому языку

Карпова Светлана Леонидовна

Обобщение педагогического опыта по теме "Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей на уроках английского языка и во внеурочной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx47.1 КБ

Предварительный просмотр:

Выявление, поддержка и  развитие способностей и талантов у детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных креативно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми детьми и подростками становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед способными и талантливыми детьми особую ответственность и обязаны сделать все возможное для того, чтобы такие дети могли полностью реализовать свои возможности для собственного блага и на благо всего общества.

Систему по  выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов уобучающихсяможно разделить на три части:

1) урочная деятельность: традиционные уроки, инновационные уроки, интегрированные уроки, творческие домашние задания

2) внеклассная работа: предметные олимпиады, предметные недели, научно-исследовательская работа, консультации, театральная педагогика;  

3) система дополнительного образования: дистанционные олимпиады, дистанционные конкурсы, дистанционные курсы, самостоятельная работа учащихся.

Урок является основой для работы со способными и талантливыми детьми, но в данном случае он требует иной композиции, иного содержания и иной организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Здесь можно применять и  дифференцированный подход и  разноуровневую технологию. Большое внимание уделяется учебному сотрудничеству, коллективно-творческой деятельности. Одним из эффективных средств решения поставленной задачи является также проектный метод как активный способ обучения детей. В 2019 году проектная работа учениц 11 класса Штепа Валерии и Морозовой Валерии заняла призовое место регионального тура международного конкурса статистических  постеров    ISLP. Считаем, что  организация проектной деятельности позволяет каждому ученику реализовать себя в меру своих возможностей и способностей; видеть и ощущать продукт собственной деятельности. Также мы систематически проводим инновационные уроки с  использованием ИКТ, круглые столы, экскурсии, диспуты, дебаты, пресс-конференции, уроки-соревнования (конкурсы, викторины, игры, турниры), интегрированные уроки.

Важным фактором, влияющим на развитие учащихся и на выявления скрытых одаренностей и способностей, является система внеклассной воспитательной работы. В нашей школе этому направлению уделяется большое внимание. Наши ребята с успехом принимают участие в предметных олимпиадах, практически каждый год проводим предметные недели. В рамках реализации внеурочной деятельности была организована работа в кружках, театральной студии и факультативах по предмету.

Для выявления творческих  и интеллектуальных способностей каждого ребёнка огромную помощь оказывают дистанционные  конкурсы и дистанционные олимпиады. Они развивают интерес к познавательной деятельности у обучающихся, стимулируют их развитие, способствуют повышению самооценки, развитию умений и навыков самопознания. Так, например, педагоги Карев Е.Ю., Велигонова О.В. и Карпова С.Л. вместе с ребятами принимали  участие в добровольной сертификации. Сертификационные детско-юношеские конкурсы на сайте www.konkurs.sertification.orgпроводят независимую оценку качества работы педагогов и педагогических коллективов учреждений на всём пространстве Российской Федерации.

Сегодня мы также хотим поделиться опытом использования элементов театральной педагогики.

Театральная педагогика -     это практическое направление   современной психологии и педагогики искусства, реализующее в образовании принципы событийности, проживания, личностного, творческого действия и импровизации, связывающее интеллектуальное, чувственное и эмоциональное восприятие.

Данная технология помогает сделать процесс обучения привлекательным и радостным. В каждом классе есть учащиеся, обладающие особыми способностями в изучении иностранных языков, а также ребята, которым нравится творческое самовыражение. Поэтому драматическая игра как форма деятельности близка и понятна им, они с удовольствием играют, изображают, фантазируют и перевоплощаются. Кроме того, использование различных приемов технологии театральной педагогики в изучении английского языка способствует освоению коммуникативной культуры: помимо языковых форм дети учатся постигать внешнее и внутреннее содержание образа, развивают способность к обоюдному пониманию и уважению, приобретают социальную компетенцию, обогащают словарный запас.

Технология театральной педагогики создает максимальные условия для свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы, что может осуществляться в рамках урочной и внеурочной деятельности.

  1. Урочная деятельность

Театр и школьный урок! Как совместить эти два понятия?! Из своего опыта мы можем отметить, что это достаточно сложный, но интересный, развивающий и результативный процесс.Для того чтобы провести такие уроки, необходима тщательная подготовка как учащихся, так и учителя.

Театрализованные уроки привлекательны тем, что учитель использует различные современные формы работы по развитию  творческих и интеллектуальных способностей детей:

  1. “Разогревающие” упражнения артикуляционного характера и скороговорки (Тренировка губных мышц.На примере истории с героями из учебника Spotlight:

НаниШайн, Лари, Лулу и Чаклз любят гулять в парке. НетерпеливыйЧаклз обычно идет впереди и насвистывает [w]-[w]-[w]-[w]-[w]. Когда он видит необычное облако, он останавливается и любуется [o:]-[o:]-[o:]-[o:]-[o:] / [wo:]-[wo:]-[wo:]. Грустный Лари останавливается рядом и вздыхает: [t]-[t]-[t]-[t]-[t]. Лесное эхо разносит: [wo:t]-[wo:t]-[wo:t]. Вокруг летают пчелы и шмели, собирая пыльцу с цветов: [iz]-[iz]-[iz]-[iz]-[iz]. Веселая Лулу, догоняя друзей, слышит: [wo:tiz]-[wo:tiz]-[wo:tiz]. Быстрые стрекозы рассекают воздух: [jo:]-[jo:]-[jo:]. Чтобы было веселее шагать, НаниШайн бормочет: [n]-[n]-[n]-[n]-[n] / [m]-[m]-[m]-[m]-[m]). Лулу засмотрелась на больших красивых бабочек и отстала от друзей, она кричит им: [ei]-[ei]-[ei]-[ei]-[ei]. Друзья услышали озорное эхо: [neim]-[neim]-[neim]-[neim]-[neim] и остановились, чтобы подождать Лари и Лулу. А шутливое эхо все повторяло: [wo:tizjo: 'neim] – [wo:tizjo: 'neim] - [wo:tizjo: 'neim].Данные упражнения в театральной форме учитель отрабатывает вместе с детьми.

  1. Использование стихотворений, считалок, рифмовок.

Black monkey, Black monkey,

Where do you live?

I live in the forest

I live in the zoo

And what about you?

  1. Ролевые гимнастики  (проговаривание фраз с различной интонацией, в разном темпе, идентифицируя себя с различными героями).

Read  loudly, please!

Read  in a low voice, please!

Read   more slowly, please!

Read  faster, please!

Read  like an angry dog, please…..

Say  like a cunning fox….

Smilelike a mother…..

  1. Введение новых слов с помощью мимики, жестов и других визуальных средств.

- Введение глаголов (Swim, go, run, jump, fly)

- Введение цифр (1,2…..101)

- Введение предлогов места (in, into, under, behind, next to…)

  1. Физкультминутки на английском языке. Слова песен сопровождаются соответствующими движениями.
  2. Применение игровых методик («Пантомима», “Magicmirror”,  “Magicbag”) .

“Pantomime”  Ученик вытягивает карточку. Затем он показывает действие, изображенное на  картинке. Остальные ребята отгадывают:  «Iknow! Youare ……»

“Magicmirror”.  В классе стоит большое зеркало, ребенок закрывает глаза, учитель превращается в волшебницу и произносит слова “Tickary – pickary – bickary – dum ”, при этом надевая маску на ребенка. Ребенок открывает глаза, смотрит в зеркало и говорит, имитируя движениями и голосом того животного, в которого он превратился, кем он стал, используя ранее изученную лексику: “I am a snake”.

“Magicbag”.  Ребенок достает из волшебного мешочка, не глядя в него, маску или шапочку, или игрушку и играет роль того персонажа, маску которого он достал.

  1. Постановка сценических этюдов (Ты –закипающий чайник, человек в кромешной тьме, фотомодель).

Этюд – это маленькая содержательная история, разыгранная на уроке. В этюдах мы используем:

  • мимику,
  • жесты,
  • образную речь,
  • пластику тела.

Виды этюдов:

  • этюды на проявление эмоций;
  • этюды на основе литературного произведения; 
  • этюды на определенное заданное событие.

Этюд состоит из:

  1.  Завязки (знакомство с персонажем, местом и условиями);
  2.  События;
  3. Кульминации (наивысшей эмоциональной точки этюда);
  4. Развязки (исход, разрешение ситуации).

  1. Использование песенного материала. 
  2. Ролевые игры.

Ролевая игра – это еще один прием театральной педагогики (парный или групповой этюды). Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельность одновременно. Она обладает большими обучающими возможностями. Дети, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией театра. Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения, так как она переплетает речевое и неречевое поведение партнеров. Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала, так как учебная ситуация строится по типу театральных пьес, что предполагает описание обстановки, характера действующих лиц и отношений между ними. Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана. Она способствует расширению сферы общения. Это предполагает предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые позволят учащимся сосредоточиться на содержательной стороне высказывания. К распределению ролей мы подходим очень ответственно, учитывая интересы, темперамент, взаимоотношения между учащимися в группе, индивидуальные особенности каждого ученика.

  1. Творческие конкурсы (чтецов, переводчиков)
  2. Инсценировки, чтение по ролям и творческий подход к диалогам.

Инсценировка является одним из примеров группового этюда. Упражнения типа “читайте по ролям, инсценируйте рассказ (текст, историю, сказку)” занимают прочное место в арсенале методических приемов, используемых на уроке иностранного языка. Для того, чтобы инсценировка была более зрелищной и запоминающейся, я использую на своих уроках маски, куклы. Перед тем как приступить к инсценировке на уроке, отрабатывается лексика из диалога с помощью разных упражнений:

  1. Уроки-спектакли.

Уроки – спектакли – это сочетание нескольких приемов театральной педагогики на одном уроке.Урок – спектакль должен иметь законченное режиссерское действие, иметь цепь событий, от исходного до главного, действие его должно развиваться импровизированно. Очень удачно такие уроки идут как уроки обобщения по пройденным  темам: «В зоопарке», «Мой любимый сказочный герой», «Праздник алфавита», «Путешествие с Мэри Поппинс» и др. Кроме того, учебники «Spotlight» всех уровней имеют для прочтения и возможной театрализации сказки « Игрушечный солдатик», «Городская мышь и сельская мышка», «Златовласка и три медведя» и другие. Дети, играя в театр, находятся в прочной зависимости друг от друга, свободно фантазируют, находят выход из трудной ситуации мгновенно.

Украшением уроков являются компьютерные мультимедийные программы, презентации, маски, куклы, мягкие игрушки, шапочки с надписями, картинки, рисунки,  декорации и другой театральный реквизит.

Применение технологии театральной педагогикина уроках позволяет:

  • развить у обучающихся способность ориентироваться в окружающей обстановке;
  • воспитывать чуткость по отношению друг к другу - деликатность;
  • смелость и выразительность во время выступлений перед публикой, а так же восприимчивость к произведениям литературы, кино, живописи.
  • влиять на реализацию индивидуально накопленного жизненного опыта;
  • развивать восприимчивость к мимике, жесту, движению голоса, звучащему слову;
  • научить пользоваться законами вежливой речи;
  • учить импровизировать творчески.

2).  Внеурочная деятельность

Технологию театральной педагогики мы применяем и во внеурочной деятельности.

Существенно новым в представленном опыте использования театральных методик в изучении иностранного языка является то, что весь процесс подготовки спектакля выстраивается как ряд этапов в овладении коммуникативными навыками с помощью разнообразных театрально-игровых средств и форм работы. Такая методика не требует предварительного выучивания текста, а сами роли распределяются только на последнем этапе, когда новую лексику и содержательную форму освоили все участники студии.

Основные этапы работы над спектаклем:

ознакомление с содержанием текста,

работа над лексикой,

введение игровых упражнений, знакомящих с навыками сценической игры,

репетиционный период.

Начальный этап - введение произведения на занятии с использованием межпредметных связей.Текст сначала читается и обсуждается на русском языке. Здесь используются задания, связанные с раскрытием смыслового содержания. Возможен другой вариант ознакомления– просмотр с детьми видеозаписи с последующей беседой.

Следующей ступенью является введение сказки на иностранном языке. Предварительно необходимо объяснить значение некоторых трудных слов с помощью их перевода, который записывается на доске. Остальные новые слова вводятся с помощью пантомимы, жестов, мимики и других средств. Новые слова впоследствии с помощью игровых методик вводятся в активную лексику и закрепляются в ней. Ребятам можно предложить  следующие языковые игры: игры на составление слов из слогов, подбор ассоциативных слов, синквэйн, кроссворды, дидактические  игры «Домино», «Лото», «Бинго». «Морской бой», с различными фишками и предметами, подвижные игры. Эффективным приемом введения стихотворений, рифмовок, скороговорок, загадок, песенок является эхо-методика. Затем в качестве подготовки к сценической работе можно предложить прочитать новые слова с различной интонацией, в разном темпе,  с различной жестикуляцией, с разными оттенками (страх, удовольствие, удивление, упрек, радость).

На занятиях со школьниками важно активизировать их способности к зрительному восприятию. Детям можно предложить такие задания, как: найти иллюстрации к тексту, описать их, выбрать понравившиеся, обратить внимание на детали, а в качестве домашнего задания  - самим нарисовать картинки. На занятиях внеурочной деятельности ребята распределяют принесённые картинки в хронологическом порядке, обсуждают, сравнивают, по желанию могут прокомментировать нарисованное или объяснить выбор понравившейся сцены - главное, чтобы во всём этом были заинтересованность и активность самих детей.

На следующем этапе дети дают каждой из нарисованных картинок названия на английском языке. А затем могут сделать совместный яркий коллаж с подписями к сценам произведения и репликами персонажей, а также составить  короткий пересказ  текста, в 10- 12 предложений, с опорой на известную лексику и употреблением по необходимости новых слов и выражений.

Подготовка к сценическому воплощению сказки

Переходк репетиционному процессу должен включать ознакомление ребят с некоторыми навыками сценической игры. Для этого используются разнообразные игры и приёмы театрализации.

Важно, чтобы дети на подготовительном этапе к репетиционной работе смогли понять и пережить чувства, которые выражены в сценарии: доверчивость, эгоистическое тщеславие, обман и др.

Особенно трудными в сценической работе являют движения, поэтому с самого начала используется музыка, танцевальные элементы, которые помогут представить героев сказки.

Отдельные отрывки из произведения могут быть прочитаны детьми для тренировки навыков чтениям и представлены самостоятельно в форме пантомимы.

Хорошим переходом к репетициям могут быть игры с застывшими фигурами - «Замороженные». Учитель задает для выражения в пантомиме темы, ситуации и чувства героев. Задания могут даваться на английском языке с частичным переводом. По сигналу учителя дети начинают движения, а затем по хлопку остаются в той позе, в которой их застаёт хлопок, то есть «замораживаются».

Театральное творчество. Практика и теория.

 Возникающие психолого-педагогические проблемы (рассредоточенность внимания, телесные и психологические зажимы, низкий уровень мобилизации, невостребованность мышления, фантазии и воображения) необходимо устранять с помощью специальных игр-упражнений, этюдов. Использование такого психофизического тренинга не только способствует развитию актёрских способностей, но и служит хорошей эмоциональной разрядкой, способствует  поднятию творческой активности, общего тонуса.

Здесь могут использоваться следующие игры-упражнения:

-упражнения, основанные на наблюдениях «Вспомни и расскажи, как ты провёл вчерашний день»;

-упражнения на развитие управляемого внимания «Слушаем тишину», «Вопрос-ответ»;

-упражнения на концентрацию внимания «Зеркало»;

- упражнения на развитие воображения и фантазии «Перевоплощение»,

- упражнения, основанные на овладение  общением и взаимодействием «Встреча»,

- упражнения  на воспитание мышечной свободы «Спагетти» и др..

Репетиционная работа

Только после того, как роли будут проработаны всеми детьми, лексика усвоена, можно приступать к распределению ролей, учитывая при этом не проявленные сценические способности детей, а их психологические особенности, готовность к исполнению той или иной роли. Затем начинаются репетиции, на которых идет индивидуальная работа над ролью и произношением.  Во время   репетиционной работы подготавливаются реквизит к сказке и костюмы.

Наряду с  работой над сказкой включены также беседы о театральном искусстве, совместные просмотры фильмов и мультфильмов, посещение выставок местных художников, спектаклей муниципального драматического театра.

Из всего ранее сказанного делаем выводы, что

театральная педагогика – это «живое» образование, основанное на мышлении и творчестве,

•        театральная педагогика развивает память, внимание, образное мышление, воображение, фантазию, устную речь, творческие способности;

•        театральная педагогика даёт опыт творческо-созидательной деятельности, сотрудничества, публичного выступления, коллективного социального творчества;

•        театральная педагогика снимает  «зажимы» и комплексы у обучающихся;

•        театральная педагогика обогащает образовательный процесс;

•        театральная педагогика – это игровая технология, позволяющая работать в зоне ближайшего развития ребёнка;

•        театральная педагогика  позволяет создать  условия для развития универсальных учебных действий у детей.

3). Фестиваль музыки и театра на иностранном языке

Новошахтинским школьникам повезло: методическое объединение  учителей иностранного языка города во главе с руководителем Ольгой Александровной Цветковой вызывает учеников не только к доске, но и на сцену для  участия  в городском фестивале музыки и театра на иностранном языке.  На протяжении четырех лет такой интересный и зрелищный формат позволял  детямс  удовольствием участвовать в постановках, где ребята старались  играть свою роль артистично и с правильным произношением.

Все участники очень серьезно относились к подготовке к  конкурсу. И огромная заслуга в этом, конечно, преподавателей школ. Каждый раз это было запоминающееся всем - и зрителям, и участникам – шоу. Польза от таких театральных фестивалей была огромная. Во-первых, это языковая практика, а во-вторых, у детей развивались творческие способности. Кроме того, при работе над пьесой мы видели, как у подростков формировались актерские навыки, умения  общаться на иностранном языке, они становились  раскованнее и  увереннее  в  себе.

За всеми выступлениями конкурсантов с восторгом и огромным интересом наблюдало компетентное  жюри  в составе представителей информационно-методического отдела управления образования, уважаемых педагогов города,  представителей СМИ  и актеров Новошахтинского драматического театра. Постоянно в конкурсной программе фестиваля участвовало 10 и более  театрализованных постановок, музыкальных сказок, пьес и мюзиклов. И как же трудно  и тяжело  приходилось жюри выбирать победителей! Творческие  театральные коллективы оценивались  в разных номинациях: театрализация, мюзикл, литературно-музыкальная композиция и песенно-танцевальная композиция. Индивидуальными грамотами были награждены самые лучшие и яркие образы юных актеров.

Хочется отметить, что образы были тщательно  отрепетированы, прочувствованы, проиграны, прожиты каждым участником спектакля.

Каждый раз действие спектакля разворачивалось  на музыкальном фоне. Специально подобранная музыка помогала передать настроение героев, улучшало пластику движения актеров, развивало  у ребят умение слушать и координировать свои движения. В одно целое соединялись язык, музыка, вокал, хореография, изготовление костюмов, реквизита и декораций.

Наша школа также принимала участие в городском фестивале  музыки и театра на иностранном языке. В 2017 году с театральной постановкой  «Снежная королева» мы получили диплом III степени (руководители: Кириллова А.С., Велигонова О.В.).  В 2018 году мы представили постановку «Остров сокровищ» и заняли II место в номинации «Театрализация» (руководитель: Карев Е.Ю., Карпова С.Л.). Чтобы показать пятнадцатиминутное выступление на сцене  готовились более двух месяцев: подбирали сценарий, музыку, создавали презентацию, репетировали, изготавливали костюмы и декорации. Приятно, что наши старания были отмечены, и мы получили  заслуженные награды!

Практика показывает, что театральные постановки являются серьезным подспорьем при изучении иностранного языка. При  тщательной подготовке спектакля имеется возможность в живой и ненавязчивой обстановке довести до автоматизма необходимые для учебного процесса навыки (связанные, к примеру, с коррекцией произношения, с использованием активной лексики и т.п).

Но хочется отметить, что в данной ситуации владение иностранным языком означает не только языковое, культурное и интеллектуальное обогащение, но также и обогащение переживаний. Обращение к театральной педагогике помогает ученику лучше сориентироваться в окружающем мире, пройти социальную адаптацию. Учащиеся развивают в себе такие навыки, умения, которые смогут затем применить в реальной повседневной жизни.

Театральная педагогика развивает способность к абстрагированию, повышает уверенность в себе при контактах с другими учащимися., будит воображение, которое позволяет ощутить и оценить радость существования, радость жизни. Посредством приемов театрализации мы выявляем, поддерживаем и развиваем таланты и способности у обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.

Таким образом, на основе выше сказанного делаем выводы,что

Каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного уровня развития. Именно поэтому, учитывая особенности работы со способными и талантливыми детьми, мы реализуем тот потенциал, который заложен в ребенке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей.

Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей.Талантливые, одаренные дети являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед с...

Приказ № 94 Об утверждении « дорожной карты по направлению «Совершенствование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи»

Приказ № 94 Об утверждении « дорожной карты по направлению «Совершенствование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи»...

Аналитическая справка по проведению мониторинга системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов

Аналитическая справка по проведению мониторинга системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов...

ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г. Ельня        ПРОГРАММАПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯНА УРОКАХ АНГЛИ...

Система работы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у учащихся на уроках истории

Работа с детьми, проявившими выдающиеся способности, является одним из приоритетных направлений современного образования. Проблема выявления способностей актуальна в настоящее время, потому что сегодн...