Тезисное изложение статьи Т.А. Лалетиной «Интегрированный подход и использование предметно- языковой интеграции при обучении иностранному языку»
статья по английскому языку

Гусарова Мария Петровна

Тезисное изложение статьи Т.А. Лалетиной «Интегрированный подход и использование предметно- языковой интеграции при обучении иностранному языку»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gusarova_konspekt_lektsii_1.docx17.72 КБ
PDF icon laletina_statya.pdf207.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект статьи Лалетиной Т.А.

«ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО- ЯЗЫКОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

  • Раньше все приоритеты в иноязычном образовании отдавались грамматике, механическому овладению лексическим материалом, чтению и переводу, а задания предлагались однообразные. В основе классического подхода при изучении иностранного языка лежит понимание языка как реального и полноценного средства общения, а значит все языковые компоненты нужно развивать планомерно и гармонично. Классическая методика отчасти превращает язык в самоцель.
  • С недавнего времени изучение иностранного языка стало более функциональным. Преподавание языка приобрело прикладной характер, в то время как раньше оно было сравнительно отвлеченным и часто было теоретическим. Современные методики иноязычного образования включают в себя коммуникативную, проектную, интенсивную, деятельностную и дистанционную методику. Коммуникативная методика становится преобладающей, т.к. она наилучшим образом удовлетворяет запросам обучающихся и направлена именно на возможность общения. Из четырех языковых аспектов (чтение, письмо, говорение и восприятие речи на слух), говорению и восприятию на слух уделяется повышенное внимание.
  • Большинство современных подходов к изучению иностранного языка базируются на коммуникативной методике, интегрированной с некоторыми традиционными элементами преподавания. Основная цель этой методики – научить студента сначала свободно говорить на языке, а потом думать на нем. В оксфордских и кембриджских комплексах, основанных на этой методике, отсутствуют механические воспроизводящие упражнения: их место занимают игровые ситуации, работа с партнером, задания на поиск ошибок, сравнения и сопоставления. Весь комплекс приемов позволяет создать англоязычную среду, в которой должны «функционировать» студенты: читать, общаться, участвовать в ролевых играх, излагать свои мысли, делать выводы.
  • В связи с вышесказанным появился такой термин как интегрированный подход к обучению иностранному языку (Integrated Teaching Approach). По мнению одних - это «объединение в себе функциональных и методических аспектов обучения английскому языку». Другие считают, что основой интегрированного подхода является «коммуникативная методика с интеграцией в нее части практических основ некоторых классических методов».
  • При обучении детей 5-10-летнего возраста используется методика начального образования, в которой первостепенное значение имеет функциональный аспект, т.е. дети учатся, выполняя какие-то действия. Этот же подход может использоваться при обучении детей более старшего возраста, когда интегрируются формальные и функциональные аспекты языка, и обучающиеся используют язык для обучения и учатся использовать язык одновременно, т.е. иностранный язык используется для выполнения каких-то функциональных задач.
  • Предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) представляет собой такой метод обучения, при котором часть предметов преподается на иностранных языках. Таким образом, обучение учеников на родном и иностранном языках составляет одно целое. Преподавание происходит на двух языках так, что в учебных ситуациях используется язык, подходящий к ситуации и цели обучения. Идея использования принципа предметно-языкового интегрированного обучения возникла в результате возросших требований к уровню владения иностранным языком при ограниченном времени, отведенном на его изучение.
  • Автором данного методического подхода является Дэвид Марш. Согласно автору, этот принцип позволяет осуществлять обучение по двум предметам одновременно, хотя основное внимание может уделяться либо языку, либо неязыковому предмету. При определении основных принципов методического подхода CLIL в разных европейских странах выделяется пять основных аспектов, охватывающих культурную, социальную и языковую среду и направленных на решение предметных и образовательных задач: культурный аспект, социальный аспект, языковой аспект, предметный аспект, обучающий аспект.
  • Метод CLIL позволяет решать значительно расширенный круг образовательных задач. Изучение иностранного языка и неязыкового предмета одновременно является дополнительным средством для достижения образовательных целей и имеет положительные стороны как для изучения иностранного языка, так и неязыкового предмета. Кроме того следует отметить социальные психологические и экономические аспекты этого метода, которые соответствуют политическим целям мирового сообщества.
  • Дэвид Марш предлагает следующую почасовую нагрузку при изучении иностранного языка: для учащихся от 6 до 10 лет дается дозированный языковой материал на занятиях от 30 до 60 минут в день; для учащихся от 10 до 14 лет – более углубленное изучение языкового материала с использованием неязыковых блоков до 40 часов до или параллельно с формальным изучением языка; для обучающихся от 14 до 19 лет – иностранный язык используется при обучении неязыковым предметам от 5 до 10 часов в неделю. Для обучающихся от 16 до 19 лет могут также использоваться летние школы.
  • Образование подобного рода осуществляется в билингвистических школах, которые основной целью ставят не углубленное изучение иностранного языка, а используют иностранный язык для приобретения знаний в других областях науки. Поставленная цель является трудной как для учащихся, так и для учителей, т.к. учащиеся на занятиях должны выполнять две задачи: они изучают неязыковой предмет и в то же время развивают свои языковые компетенции, благодаря которым они приобретают новые знания. В этой связи квалификация учителя (как учителя иностранного языка, так и учителя-предметника) имеет первостепенное значение.
  • Метод CLIL успешно применяется в школах Болгарии уже более 50 лет, как и в других странах Европы. Что касается развития CLIL в России, следует отметить, что его реализация в настоящее время носит эпизодический характер и, если осуществляется, то частично, в рамках отдельных учебных заведений. На уровне школьной программы этот метод представлен как отдельные интегрированные уроки (история – английский язык, география– английский язык и т.п.).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку (из опыта работы)

В статье отображены методы и приемы создания мотивации общения на иностранном языке в учебных условиях: различные виды работ с киносюжетами, входящими в УМК и видеофильмом, созданным и снятом са...

" Обеспечение компетентностного подхода через обновление содержания образования и использование современных педагогических технологий в обучении иностранному языку".

Несмотря на все увеличивающуюся динамику развития современного общества, школа остается основным институтом социализации, которая понимается и как процесс включения в социальные отношения и как резуль...

Использование учебно-речевых ситуаций при обучении иностранному языку

Краткий доклад по теме "Использование учебно-речевых ситуаций при обучении иностранному языку"....

Использование современных информационных технологий в обучении иностранным языкам

Данная статья посвящена актуальной теме- использованию современных информационных технологий в обучении иностранным языкам...

Личностно-ориентированный подход в организации учебно-воспитательной работы при обучении иностранным языкам

Выступление на РМО учителей иностранных языков расскрывает особенности личностно-ориентированного подхода....

Языковой барьер при обучении иностранному языку и способы его преодоления

В данной статье автором рассматривается понятие языкового барьера. Приводятся трудности, которые возникают у обучающихся при изучении иностранного языка. Рассматривается понятие мотивации и ее необход...