Использование современных ИТ при обучении чтению на уроках английского языка
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Статья, примеры использования онлайн-сервисов при обучении чтению на уроках английского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение чтению с использованием современных ИТ
Существует много вариантов упражнений при обучении чтению по иностранному языку. И.Л. Бим является автором четырех основных типов упражнений при обучении чтению, которые можно использовать с применением Интернет – ресурсов:
1. ориентировочные упражнения
2. исполнительные упражнения первого уровня
3. исполнительные упражнения второго уровня
4. контрольные упражнения.
1 тип упражнений:
Упражнения, которые направлены на реализацию данной деятельности упражнений, ориентированы на внимание учеников на отдельные стороны техники чтения вслух и на развитие отдельных механизмов чтения: на уровне слова и также на уровне словосочетания, на уровне предложения. Также сюда можно отнести упражнения, которые ориентированы на чтение про себя.
2 тип упражнений:
Такие упражнения осуществляются на связном тексте, которые несут за собой многократное возвращение к тексту и фиксируют внимание учеников на содержательной стороне текстов и способах снятия трудностей. Они осуществляются на связанном тексте, предполагает многократное возвращение к тексту и фиксируют внимание школьников, как на содержательной стороне текстов, так и способах снятия помех, другими словами как читать, чтобы добиваться понимания. Прогнозирование или с использованием словаря. Такие упражнения могут содержать различные опоры: изобразительные (шрифт, рисунки), вербальные (сноски и переводом или синонимы).
3 тип упражнений:
Такие упражнения служат для контроля. Используются конкретно для того, чтобы определить сформированность умения читать. Это похожие упражнения с первым и со вторым типом, но нацеленные именно на контроль и также тесты: на выбор слова, на вставление пропущенных букв и слов, на сопоставление изображения с перевода и т.д. Данный тип упражнений может входить в программу заданий по тексту, а также могут выступать в качестве самостоятельной цели, например, при пересказе содержания прочитанного [2, c. 23-25].
Е.А. Маслынко и П.К. Бабинская предлагают систему упражнений для формирования навыков чтения и организации работы с текстами на разных этапах.
Первая группа упражнений предполагает воспроизведение материала текста с опорой на значимые слова, опорные предложения, упрощенные или сокращенные варианты. Ученикам может быть предложена работа в творческом направлении (обработка текста).
Вторая группа упражнений предполагает развитие умений репродуктивно – продуктивного характера. Другими словами умений, с помощью которых можно воспроизводить и интерпретировать содержание текста в контексте затрагиваемых проблем.
Третья группа упражнений предполагает развитие умений продуктивного характера, которые позволяют ученикам использовать полученную информацию в ситуациях, моделирующие аутентичное общение, также в ситуациях естественной коммуникации, когда идет говорение от первого лица [15, c. 76].
С.Ф. Шатилов рассматривает два вида аналитических упражнений, которые можно применять на практике с Интернет - ресурсами:
1) Частичное семантически-формальное аналитическое действие. Такое действие необходимо для уточнения неточностей в грамматической структуре при чтении содержания.
2) Формально-смысловое аналитическое действие, целью которого является выяснение значений непонятных грамматических структур при непонимании микротекста.
При работе с лексикой в тексте С.Ф. Шатилов обращает полноценное внимание на упражнения, которые развивают у учеников контекстуальную догадку с выделением опорных слов.
Особое внимание требуют упражнения, которые связаны со словарями.
Например:
1) упражнения, которые ориентируют учеников на алфавит на основе знания последовательности букв в алфавите.
2) задания, которые направлены на распознания условных обозначений и на их расшифровку.
3) упражнения, которые направлены на формирование умений трансформировать разные грамматические формы слов в тексте.
4) задания направленные на нахождение в словаре подходящего для контекста значения многозначного слова или устойчивых выражений. 5) упражнения на распознание значения сложного слова по его составу [7, c.296].
Г.В. Рогова считает, что необходимо обучать чтению в два этапа:
- обучение чтению вслух;
- обучение чтению про себя.
При обучении чтению вслух используются следующие режимы:
I режим. Чтение вслух на основе эталона. Образец или эталон может быть задан педагогом или он может быть представлен в записи. В двух ситуациях чтение вслух имеет вначале конкретную аналитическую стадию, которая имеет место быть в звуко - буквенном анализе трудных словах или словосочетаниях, а также и в тексте. Такой эталон может быть представлен два раза: выразительно, полным текстом, а далее с паузами, благодаря которым ученики читают, подражая эталону. В конце происходит общее прочтение текста учениками (шепотом и вслух). Чтобы определить правильность прочтения и понимания текста, нужно обратить внимание на интонацию и на разрешение поставленных задач по смыслу текста. Злоупотреблять таким чтением не стоит, потому что частое повторение такого чтения, а именно имитация может нести в последствие пассивность восприятия, а это замедлит обучение. Такой режим нужно совмещать с самостоятельным чтением вслух.
II режим. Чтение вслух без эталона, но с подготовкой во времени. Данный режим чтения производит активизацию восприятия графики и повышает ответственность. Последовательность такая:
1. «Рецепция» в виде чтения про себя с последующей разметкой текста. Здесь чтение выступает как средство нахождения интонации, то есть как стадия чтения вслух
2. «Взаимное чтение». В ходе парной работы учащиеся сначала проверяют разметку текста друг у друга, затем по очереди читают друг другу текст. Взаимное чтение усиливает обращенность и общую выразительность чтения.
III режим. Чтение без предварительной подготовки и эталона. Здесь различают две последовательных стадии: чтение без эталонов и предварительной подготовки проработанных ранее текстов и новых. Когда детям предлагается вариант чтения вслух уже разобранных текстов, то такое чтение направлено на развитие выразительности и беглости. Чтение вслух ранее проработанных текстов направлено, прежде всего, на развитие. Его необходимо проводить в конце работы над какой-то темой, когда же проработано в классе 3 текста. Можно организовать как конкурс.
При чтении новых текстов также проводится чтение без предварительной подготовки во времени. Данное чтение близко к естественным условиям чтения на английском или немецком языках. В таких условиях дети выделяют незнакомую лексику, распознают свой речевой запас слов, приспосабливаются к работе над незнакомым языковым материалом. Данное 40 чтение направлено на активизацию мыслительных процессов. Все упомянутые режимы обучения чтению вслух должны использоваться в логичном сочетании.
Обучение чтению про себя также имеет большое значение. Знакомство с чтением про себя происходит на начальном этапе, в форме подчинения чтению вслух. Кроме того, такое чтение является определенной стадией обучения чтению вслух, Иногда оно используется как определенная стадия обучения чтению вслух, когда восприятие и понимание текстом не стали параллельными, ученики просматривают текст, понимая общее содержание текста, выделяя интонацию. Далее чтение выступает как самостоятельная деятельность в небольшом объеме, а затем увеличиваясь с каждым классом.
Основу чтения составляет алфавит. Изучение алфавита можно нести за собой сложность. При изучении алфавита учитель может использовать сайт http://www.starfall.com. Раздел ABC буквы представляются графически и со звуковым сопровождением, это очень заинтересует ребѐнка и облегчит процесс запоминания. Этот ресурс можно использовать в конце урока, как завершающий этап при знакомстве с алфавитом [29, c. 191].
Во время обучения чтению появляются сложности с пониманием транскрипции слов и словосочетаний. Сложность состоит в том, что ученикам на начальных этапах сложно запомнить сам алфавит и набор звуков. Этот этап важен в процессе обучении чтению и на это стоит уделить особое внимание. В таких случаях учитель может использовать сайт http://www.britishcouncil.org. Данный сайт имеет тренажер для закрепления ранее изученных звуков. Также, данный тренажер можно применять в начале урока, как подготовительный этап или зарядка [24, c. 144].
Некоторые ученики имеют трудности с чтением диграфов. Бывает, что очень сложно понять, почему при комбинации двух букв образуется звук, который с первого взгляда не имеет ничего общего с буквами. В таких случаях 41 ученикам лучше объяснить, что иностранный язык имеет свои секреты. Для отработки навыка понимания диграфов учитель может использовать сайт starfall.com и http://www.kizphonics.com. На данных сайтах имеются тренировочные задания на чтение таких буквосочетаний. Следующая сложность может возникнуть с пониманием открытых и закрытых слогов. После того, как ученики освоят принцип чтения с разными слогами, можно приступать к изучению других типов чтения. Для отработки слогов можно использовать интерактивную доску. Все слова выводятся на экран, и процесс делится на три этапа. Учитель читает и в это время дети слушают, далее учитель читает, и дети хором повторяют. При возникновении трудностей учитель оказывает помощь.
При обучении чтению можно использовать Learningapps. Learningapps является ресурсом для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Данный ресурс предназначен для создания разного рода упражнений. В данном ресурсе имеется набор общедоступных интерактивных заданий, которые ежедневно пополняется новыми материалами, созданными преподавателями разных стран мира.
Данный Интернет – ресурс имеет такие возможности как: позволяет создать, используя шаблоны, более 20 видов игровых
∙ упражнений и онлайн-игр позволяет использовать чужие упражнения как шаблон для создания
∙ своих упражнений. интуитивно понятный интерфейс и простое создание упражнений.
∙ полностью бесплатный.
∙ позволяет делиться упражнениями: упражнения встраиваются в блог,
∙ можно поделиться ссылкой с учеником и распространить упражнение в социальных сетях, можно использовать QR Code. скачать упражнение в формате SCORM и вставить его в систему
∙ дистанционного обучения (например, Moodle). Создавать классы и наблюдать, как ученики проходят упражнения [18, c.∙ 33].
Следующий ресурс, это Kahoot. Данный ресурс помогает использовать электронные ресурсы для оценивания знаний учеников на уроках иностранного языка в увлекательной форме. Применение ресурса Kahoot на уроках иностранного языка побуждает развитие внутренней мотивации у школьников. Ученика побуждает заниматься сама деятельность, ему нравится узнавать что-то новое и необъятное, также появляется интерес к изучению иностранного языка.
kahoot даѐт возможность бесплатно создавать онлайн викторины, опросы и тесты. Школьники могут отвечать на вопросы после прохождения какого-то этапа чтения с помощью планшетов или смартфонов.
Далее можно предложить такой ресурс как LinguaLeo. Это широкий образовательный сервис для обучения основам английского языка и доступный на основных мобильных системах. Вместо сухого учебного материала и рутины в LinguaLeo применяется игровой метод. В распоряжение пользователя дается персонаж — лев Лео. Выделить можно четыре основных раздела и несколько подразделов:
Материалы — один из основных разделов сервиса, где вы можете найти информацию на английском
Курсы — раздел, где собраны все видео, аудио, грамматические и прочие курсы.
Тренировки — третий основной раздел сервиса, где вы можете потренировать и запомнить слова.
Слова и фразы — подраздел с целыми «пачками» слов и фраз на английском по определенной тематике.
Словарь — подраздел, в котором отображаются слова, добавленные лично вами в процессе обучения. Здесь можно увидеть перевод слова, услышать его произношение и ознакомиться с прогрессом изучения.
Саванна — подобие социальной сети. Сюда можно приглашать друзей, искать пользователей по возрасту и уровню, создавать «Слайды».
Общение — отдельный раздел сайта для просмотра ленты новостей. Тут отображаются материалы, изучаемые друзьями, диалоги других пользователей ЛингваЛео и т. д.
Для домашнего чтения учителя в школе могут использовать Интернет – ресурс Short Stories. Этот ресурс рекомендуется использовать детям старшего возраста или с углубленным изучением иностранного языка. Данный ресурс подойдет всем любителям художественной литературы. На этом сайте присутствует мало адаптированных текстов или словарей, только рассказы англоязычных авторов в неизмененном виде.
На сайте представлены восемь популярных жанров: детская литература, детектив, фантастика, ужасы, юмор, документальная проза, роман и научная фантастика.
Для учеников помладше подойдѐт ресурс English as a Second Language. Все тексты короткие, в них используются простые слова и элементарная грамматика — три времени группы Simple. Все тексты короткие, в них используются простые слова и элементарная грамматика — три времени группы Simple. Также, можно упомянуть Интернет – ресурс UsingEnglish.com. Подборка текстов по уровням: Beginner, Intermediate, Advanced. После чтения можно выполнить на сайте задание на проверку понимания и увидеть ответы. Многие тексты основаны на заданиях для самых популярных экзаменов - Cambridge ESOL, TOEFL, IELTS и т.д.
Очень популярный Интернет – ресурс, который часто на слуху это Quizlet. С помощью этого сервиса можно без труда создать флэш-карточки (словарный материал с картинкой или без) для ввода или закрепления лексики. Создавая карточки со словами можно получать возможность закрепления их в 7 разных вариантах. Возможности:
Тренировка чтения, письма, аудирования, говорения.
∙ Индивидуальный темп обучения и выбор формата обучения.
∙ Возможность распечатать тест разными способами и изменить его.
∙ Для учителя и ученика есть документация успехов (ошибок и затраченное∙ время). Возможность повторения в любой момент и в любом месте с помощью∙ мобильных приложений. Участие в режиме онлайн в игре Гравитация, а также командной игре от 6∙ человек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/18/picture-75820-1497769490.jpg)
Пособие по обучению чтению на уроках английского языка
Данное мини-пособие по обучению чтению на уроках английского языка можно применять как на уроках в качестве фонетической зарядки, так и дома для самообучения....
Методическая статья "Обучение чтению на уроках английского языка"
Методическая статья об обучение чтению на уроках иностранного языка....
Реализация индивидуального подхода к обучению чтению на уроках английского языка в начальной школе
Презентация, содержащая формы и методы обучения чтению на английском языке в начальных классах....
«Мастер класс» «Использование технологии АМО в процессе обучения чтению на уроках английского языка в начальной школе» «Забавное чтение»
quot;Мастер класс". "Использование технологии АМО в процессе обучения чтению на уроках английского языка в начальной школе ". "Забавное чтение"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/01/picture-1013447-1525198077.jpg)
Использование коммуникативных заданий при обучении чтению на уроках английского языка (Task Based Learning).
Статья посвящена использованию на уроках английского языка коммуникативных заданий при обучении чтению....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/03/picture-1273303-1601754170.jpg)
Возможности использования групповой и парной работы при обучении чтению на уроках английского языка
В статье рассматривается групповая и парная работа, как формы организации учебной деятельности, целесообразность их использования на уроках английского языка. Также представлены преимущества этих форм...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/29/picture-1472353-1695943420.jpg)
Использование современных форматов в обучении чтению на уроках английского языка
Методическая разработка учителя...