Технология работы с текстом на уроках английского языка.
статья по английскому языку

Вахрушев Денис Васильевич

Технология работы с текстом на уроках английского языка. – процесс всеобъемлющий, формируемый в системе преподавания ряда предметов на протяжении нескольких лет. Применительно к предмету английский язык, она полностью оправдывает себя, но начинать её применение следует как можно раньше, выстраивая сложную систему работы от урока к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология работы с текстом на уроках английского языка. (преподаватель ГБОУ гимназия 116 Вахрушев Денис Васильевич)

      В современном мире идет процесс изменения целей и задач образования, так как дальнейшее накопление информации ведет к перегрузке учащихся, и задача педагога заключается не в суммировании знаний, а в вооружении учащегося инструментом, который можно использовать для получения этих знаний самостоятельно. Развитие критического мышления на уроках позволяет ребенку адаптироваться к условиям современной жизни, научиться понимать ситуацию и использовать её для саморазвития, точно определяя цели и задачи своих действий, поступков, соотнося себя с обществом и окружающим миром.

        «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений» (Темпл Ч., Мередит К.,  Стил Дж. Пособие «Как учатся дети: Свод основ»).

        Технология развития критического мышления – процесс всеобъемлющий, формируемый в системе преподавания ряда предметов на протяжении нескольких лет. Применительно к предмету английский язык, она полностью оправдывает себя, но начинать её применение следует как можно раньше, выстраивая сложную систему работы от урока к уроку.

I/ Первый этап – начало второго класса.

 Задачи этапа: основа – развитие аудиоанализатора.

  1. Научить слушать и анализировать высказывание собеседника.
  2. Научить понимать письменное высказывание.
  3. Научить сравнивать устное и письменное высказывание.
  4. Научить действовать в рамках  заданной ситуации.
  5. Научить корректно исправлять ошибки в рамках ситуации, заданной учителем.

Основной методический прием – аудиоошибка. Поскольку обучение на начальном этапе строится на игровых моментах, то их можно использовать для тренировки скорости реакции, внимания, в фонетических, лексических, грамматических играх и при обучении чтению. Во всех играх ребенок повторяет материал за учителем, который часто ошибается – учащийся, слыша ошибку педагога, должен исправить её. Таким образом, дети учатся внимательно вдумываться в слова учителя, а при условии грамотно организованного учебного процесса – в слова и действия одноклассников, корректно исправляя ошибки, демонстрируя собственную активность и не боясь ошибиться.

II/ Второй этап – середина второго класса – четвертый класс.

Задачи этапа: основа – развитие  коммуникации.

  1. Научить создавать логичное монологическое - сначала устное, затем письменное высказывание.
  2. Научить понимать прочитанный текст.
  3. Научить слушать, запоминать и анализировать высказывание собеседника.
  4. Научить демонстрировать свои знания перед классом.
  5. Научить логично выстраивать диалогическое общение в рамках заданной ситуации.
  6. Научить подвергать сомнению высказывание собеседника либо печатный материал, корректно соглашаться/ не соглашаться, добавлять информацию, высказывать свою точку зрения по проблеме.
  7. Развитие логического мышления, коммуникативных навыков.

Основные приемы работы:

  1. Аудио-штурм.
  2. Кластер с открытым окончанием.
  3. Логический кубик Рубика.
  4. Логическая яма.
  5. Самый точный и краткий.
  6. Семь холмов.
  7. Проектная деятельность.
  8. Презентация проектов с мини-дебатами.

Осветим некоторые из них.

1. Аудио-штурм. Применим на любом этапе обучения устному высказыванию. Может играть роль разминки, либо обучения краткому пересказу. Также служит элементом обучения аудированию. Учитель говорит предложения, задача учащихся – повторить их как можно точнее, обращая внимание на подлежащее, сказуемое, а также предлоги. После презентации двух-трех предложений сильные учащиеся способны повторить целый блок.

2. Кластер с открытым окончанием и кубик Рубика. Применимы при обобщении темы, при работе с текстом для построения логического высказывания. Логические блоки могут расширяться, а также объединяться,  выстраивая логическую картину темы.

Four

___________

Mum and Dad

___________

___________

Birthday

____________

____________

presents

telegram

friends

party

table

grandpa and granny

3. Логическая яма. Задача – в рамках изученного текста связать два или более понятий, создавая с ними предложения.

4. Семь холмов – изначально способ пересказа текста, а затем способ построения собственного сюжетного высказывания. В рамках высказывания учащийся представляет текст как сюжет, состоящий из семи звеньев. Шестой холм – самый высокий – кульминация. Первые два – самые низкие – находятся на одном уровне – завязка. Последний – на том же уровне – развязка. Три холма – построение цепочки событий по нарастающей. Таким образом, учащиеся познают и впоследствии используют простой прием построения логичного сюжетного высказывания.  Строки на «холмах» могут содержать опорные слова.

5. Самый точный и краткий – прием сжатия текста для выделения и презентации основного содержания.

6. Проектная деятельность – написание проектов, основанных на личном опыте, либо знаниях, полученных из диалогов с одноклассниками. Презентация проектов происходит с постановкой следующих задач: внимательно послушай, пойми, ответь на вопросы. На более продвинутом этапе – задай дополнительные вопросы.

III. Третий этап – неполная средняя школа 5-8 классы.

Задачи этапа: основа – развитие творческого отношения к  коммуникации.

  1. Научить пользоваться разнообразными источниками информации.
  2. Научить использовать различные технологии чтения и аудирования.
  3. Воспитание творческого отношения к проектной деятельности.
  4. Научить грамотно презентовать и отстаивать свою точку зрения.
  5. Научить использовать экстралингвистический контекст, догадку, самостоятельно разрабатывать логические цепочки.
  6. Научить работать в группе.

Основные приемы работы:

  1. Мозговая атака.
  2. Чтение с остановками.
  3. Три кита.
  4. Видеотехнологии.
  5. Бинарный и билингвальный  эпизод.
  6. Конференция.

1. Мозговая атака. Как методический прием мозговая атака используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом. 1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме. 2 э т а п: Обмен информацией. Рекомендации к эффективному использованию: 1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут; 2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются; 3. Оперативная запись высказанных предложений.

2. Чтение с остановками. Условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов.

Подготовительная работа: 1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора: - неизвестен аудитории, динамичный сюжет, неожиданная развязка, проблемный финал.  2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д. 3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

Типы вопросов, стимулирующих развитие критического мышления: а) интерпретация и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями, ценностями; б)  память (формальный уровень) – узнавание и вызов полученной информации; в)  оценка – субъективно-личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений; г) синтез – логическое обобщение полученной информации, целостное восприятие причинно-следственных связей; д)  анализ – фрагментарное рассмотрение явления, выделение «частного» в контексте «общего»; е) применение – использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или же вне его.

3. «Три кита». При изучении сложного текста не каждый учащийся владеет техникой выделения основной идеи и ключевых моментов  в рамках абзаца. При ознакомлении с содержанием абзаца обычно осознаешь, что первое предложение несет основную идею абзаца. Последующие – два или три ключевых момента, составляющих основное содержание. Рекомендуется первую идею обводить в кружок, дополнительные моменты нумеровать и подчеркивать ключевые слова, запомнив которые любой учащийся сможет глубоко понять текст и ориентироваться в тексте.

4. Бинарный эпизод – обучение с привлечением знаний, получаемых в рамках других предметов, изучаемых в школе.

5. Билингвальный эпизод –презентация материала на одном языке, обсуждение на другом либо двух языках.

IV. Четвертый этап – старшая школа, 9-11 классы.

Задачи этапа:

  1. Формирование активной личности.
  2. Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
  3. Формирование культуры речи.
  4. Формирование культуры ведения дискуссии.
  5. Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения  важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
  6. Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самосто-ятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Основной методический прием – дебаты.

Другие приемы:

1.Тематический гроздевой кластер.

2. Структуризация упражнений согласно таксономии Блума.

3. Обучение написанию эссе.

4. Мозговой штурм в формате «за» и «против».

1. Тематический гроздевой кластер составляется с целью активизации лексико-грамматического материала в рамках одной темы. Подборка тематических гроздевых кластеров является хорошим подспорьем при подготовке к ЕГЭ.  

2. Структуризация упражнений согласно таксономии Блума.

В 1956 году Бенджамин Блум написал книгу "Таксономия Образовательных Целей: Сфера Познания". С тех пор его шестиуровневое описание мышления неоднократно адаптировалось и применялось в самых разных условиях.  Его список когнитивных процессов иерархически организован, начиная с самого простого, припоминания знания, до наиболее комплексного, состоящего в выработке суждений о ценности и значимости той или иной идеи.

В 1999 году Лорин Андерсон и его коллеги опубликовали обновленную версию Таксономии Блума, которая учитывает более широкий набор факторов, которые оказывают влияние на преподавание и обучение.  

Измерение Когнитивных Процессов уточненной Таксономии Блума, так же, как и оригинальная версия, насчитывает шесть навыков.  Они включают в себя – от простейших к наиболее сложным:  (a) помнить, (b) понимать, (c) применять, (d) анализировать, (e) оценивать, и (f) создавать.

Измерение Когнитивных Процессов

Когнитивный процесс

Примеры

Помнить – Извлекать необходимую информацию из памяти

Узнавание

  • Ответить на любой вопрос альтернативного или множественного выбора.

Припоминание

  • Назвать, написать по памяти…

Понимать – Создавать значения на базе учебных материалов или опыта

Интерпретация

  • Пересказать.

Приведение примеров

  • Найти пример в тексте.
  • Соотнести с жизненной ситуацией.

Классификация

  • Назвать виды, части, т.д.
  • Назвать словоформы.

Обобщение.

  • Придумать заголовок для короткого абзаца.
  • Привести пример обобщающего слова.

Умозаключение

  • Прочитайте отрывок из диалога между двумя персонажами и сделайте выводы относительно их отношений в прошлом.
  • Догадайтесь о значении незнакомого термина из контекста.
  • Решите, какое действие будет следующим в тексте.

Сравнение

  • Объясните, почему…
  • Опишите ваш опыт.
  • Проиллюстрируйте сходство и различие между двумя  (терминами, понятиями, текстами)

Объяснение

  • Объясните с помощью конкретных фактов, почему…
  • Объясните, как … влияет на…

Применять – использовать процедуру

Применение

  • Отредактируйте фрагмент текста, выполните упражнение.

Анализировать – Вычленять из понятия несколько частей и описывать то, как части соотносятся с целым.

Дифференциация

  • Вычленить существенную и несущественную информацию по вопросу...
  • Нарисуйте кластер с указанием основных и вспомогательных персонажей (событий, фактов)...  

Соотнесение

  • Прочитайте …и определите точку зрения автора по обсуждаемой проблеме.
  • Опишите мотивацию поступков персонажей в рассказе.

Оценивать – делать суждения, основанные на критериях и стандартах

Проверка

  • Участие в работе в группе, оценивание организации идей и логики аргументации своих коллег.
  • Прослушайте выступление и отметьте все противоречия в нем.
  • Проанализируйте план работы по проекту на предмет наличия в нем всех необходимых шагов.

Критика

  • После разработки критериев оценки проекта, проанализируйте, насколько хорошо проект соответствует критериям.
  • Выберите наилучший способ для решения комплексной проблемы.
  • Оцените убедительность аргументов за и против.

Создать – соединить части, чтобы появилось что-то новое и определить компоненты новой структуры.

Генерация,

  • Предложите пути улучшения...
  • Разработайте несколько объяснений почему….
  • Предложите набор альтернатив, которые могли бы помочь решить проблему.

Планирование

  • Создайте раскадровку для мультимедийной презентации.
  • Разработайте план….

Производство

  • Напишите эссе.
  • Создайте презентацию.
  • Создайте перечень основных тезисов конференции.

3. Эссе. При обучении аргументированному письменному высказыванию на старшем этапе мы можем говорить о необходимости формирования у учащихся дискурсивной компетенции в письменной речи,  что является одним из элементов технологии развития критического мышления.

4. Дебаты - организационная форма, в рамках которой осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога. Особую привле-кательность дебатам придает возможность рассматривать одно и то же явление или факт с противоположных позиций, анализировать бесспорные, на первый взгляд, истины и усомниться в их правильности, на основе чего самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию.

        Таким образом, построение процесса обучения с применением технологии развития критического мышления способствует максимальному развитию и социализации учащихся.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"

В статье представлены варианты творческих заданий при работе с текстом на уроках английского языка в средней школе....

Статья "Использование технологии критического мышления как средство повышения качества обучения чтению и работе с текстом на уроках английского языка"

В статье раскрываются основные элементы технологии критического мышления. Приводятся примеры данной технологии как средства, с помощью которого повышается качество обучения чтению и работе с текстом....

Использование современных технологий при работе с текстом на уроках английского языка.

Важнейшей задачей стандартов нового поколения является: создание инновационной образовательной среды, способствующей формированию совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетен...

Технология работы с текстом на уроках английского языка

Технология работы с текстом на уроках английского языка...

Технология работы с текстом на уроках английского языка

На каждом уроке английского языка, а также и на других предметах учащиеся работают с текстами различной направленности, сложности, различной величины и стиля. Именно поэтому так важно обратить самое п...