Использование современных технологий при работе с текстом на уроках английского языка
учебно-методический материал

Некипелова Лариса Иннокентьевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_sovremennyh_tehnologiy_pri_rabote_s_tekstom.docx69.58 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных технологий при работе с  текстом   на   уроках  английского языка

                                                                                                               

                                                                                                        Некипелова Л.И., учитель английского языка МБОУ «Мало-Куналейская СОШ»

        

         В XXI веке время диктует новые требования к процессу обучения школьников. Сегодня, говоря об образовании, мы говорим, о переходе парадигмы знаний, умений, навыков к парадигме развития личности обучающихся. Личности, способной видеть цель, добиваться осознанного получения знаний и применять их в жизненных ситуациях, личности, способной работать в сотрудничестве, быть коммуникабельной,  нестандартно мыслить.

Важнейшей задачей стандартов нового поколения является: создание инновационной образовательной среды, способствующей формированию совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», научить быть готовым к условиям быстро меняющегося мира. В связи с этим сегодня перед учителем стоит задача создания таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я». Как же сделать так, чтобы наши ученики могли, логически думая, анализируя, самостоятельно открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать  высокие результаты по предмету? Как добиться на уроке эффективной системной деятельности учащихся, создать психолого-педагогические условия в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности? Для решения данной задачи необходимо использование современных педагогических технологий, которые способны создать особые условия, обеспечивающие новую по смыслу, духовно-практическую деятельность  педагога и ученика. В  рамках реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся следующие инновационные технологии:

  • Информационно-коммуникационная технология
  • Технология развития критического мышления
  • Проектная технология
  • Технология проблемного обучения
  • Игровые технологии
  • Технология мастерских
  • Кейс-технология
  • Технология интегрированного обучения
  • Педагогика сотрудничества
  • Коучинг
  • Тренинги
  • Коллективные и групповые способы обучения
  • Технология продуктивного чтения

Инновационные  педагогические технологии, основанные на применении  информационных, коммуникативных методов обучения, позволяют решить задачу  модернизации  Российского образования, создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика.

Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности

В своей работе мы остановимся на технологии продуктивного чтения, в основе которой лежит понимание текста. Реальность современной жизни требует от человека умения ориентироваться в большом потоке информации, умения её интерпретировать и использовать в жизни. Практическая направленность требует при обучении чтению сосредоточить внимание на задаче извлечения из текста полезной информации. Международные исследования PISA показали: большинство учащихся не умеет  вычитывать информацию из текстов разных видов. Кого можно назвать грамотным читателем?  Человека, способного понимать письменные тексты,  рефлексировать (размышлять) над содержанием, оценивать прочитанное,  излагать свои мысли о прочитанном, использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества). О.А.Розов  писал: “Чтение представляет собой чрезвычайно сложный процесс, характеризующийся громадным объемом подсознательной работы мозга”.

Чтение — это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. По мнению Е. И. Пассова, чтение помогает лучше за- помнить материал, а также дает «пищу» для обсуждения, т. к. любой хороший текст является кладезью ситуаций.[1]

В процессе обучения иностранным языкам чтение выполняет две функции:        

  • чтение является целью обучения, т.е. является видом речевой деятельности (средство извлечения информации)
  • чтение – это средство обучения другим видам речевой деятельности. Но чтобы стать средством, чтение должно стать целью, ибо всяким средством необходимо владеть хорошо.

Говоря о целях чтения, можно привести следующие высказывания. Так, по мнению А. А. Вейзе, «цель чтения состоит в извлечении и переработке информации, которая содержится в тексте». А. А. Миролюбов полагает, что целью чтения является осмысление зрительно воспринимаемой информации, раскрытие смысловых связей, понимание информации.
          Полное понимание текста предполагает  вычитывание трех видов текстовой информации:
фактуальной(о чем в тексте сообщается в явном виде)
подтекстовой(о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)
концептуальной (основная идея текста,его главные смыслы

Задача обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности - научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной  речевой задачи, используя определенные технологии.  Безусловно, задания будут варьироваться в зависимости от вида чтения.

Виды чтения

В методике преподавания иностранных языков используются  различные критерии для выделения видов чтения. По степени проникновения  в  содержание текста и  в зависимости от коммуникативных потребностей выделяют чтение просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое.

Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Такое чтение имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение – читать ее или нет. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата. Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстовых материалов и создавать ситуации просмотра. Скорость просмотрового чтения не должна быть ниже 500 слов в минуту, а учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, умений извлекать и использовать материал текста источника в соответствии с конкретным коммуникативным заданием.

        Ознакомительное чтение (reading for the main idea) представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение “для себя”, без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации. Основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, т.е. выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам.

Темп ознакомительного чтения не должен быть ниже 180 слов в минуту. Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении, содержащие не менее 25 – 30% избыточной, второстепенной информации.

        Изучающее чтение (detail reading) предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Объектом “изучения” при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста.

Темп изучающего чтения составляет 50 – 60 слов в минуту. Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения как в содержательном, так и в языковом отношении.

 Поисковое чтение (reading for specific informationориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель – быстрое нахождение в тексте вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей и т.д.). В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию преподавателя. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения.     

Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации  из данного текста.

     

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа

Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и 5 критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста . С позиции деятельностного компонента содержания образования выращивание грамотного читателя требует обеспечения полноценного восприятия и понимания прочитанного текста.   Извлечение нужной информации из текста и еѐ преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Н.Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.

Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

 Цель технологии - формирование читательской  компетенции  школьника. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

    1.Формирование техники чтения и приемов  понимания и анализа текста;

    2. Развитие интереса к самому процессу чтения  ;  

    3. Развитие устной и письменной речи;

    4.Развитие творческих способностей детей;

     

Стандарты второго поколения в качестве цели и основного результата образования выдвигают “развитие обучающихся на основе освоения ими универсальных учебных действий” . В широком значении термин “универсальные учебные действия” и означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Технология продуктивного чтения направлена именно на формирование коммуникативных универсальных учебных действий :

  • Познавательных УУД (умение отбирать и анализировать необходимую информацию);
  • Коммуникативных УУД (умение выстраивать диалог.вести дискуссию)
  • Регулятивных УУД (умение планировать.ставить цели.контролировать и оценивать свои действия
  • Личностных УУД (помогают выработать свое мнение и жизненную позицию)

Выстраивая алгоритм урока, ориентированного на использование данной технологии, мы проектируем постановку перед учениками ряда учебных задач, которые превращают их в исследователей.

       Технология продуктивного чтения включает в себя  3 этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

Работу на предтекстовом этапе следует начинать с создания мотива к чтению текста. Е.И.Пассов такое введение в проблематику называет экспозицией, которая определяется как введение в чтение. Рассматриваются два основных пути проведения экспозиции: устный и письменный. Оптимальным условием будет письменное введение, сопровождающееся устным пояснением к нему.

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Это стадия вызова, т.к. этот этап ориентирован на выявление и активизацию личного опыта учащихся, их  знаний, умений на присущем им уровне.

 Главная задача на этом этапе - вызвать у учащихся желание, мотивацию прочитать текст.

Задания этапа:

 - учащиеся читают заголовок текста, рассматривают иллюстрации к нему (если есть) и высказывают свои предположения о теме и содержании текста. Если дети читают текст дома самостоятельно, этап антиципации сохраняется. Работа в классе начинается с вопросов: «Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что вы обратили внимание перед чтением и почему?»

  - ребятам предлагается воспользоваться своими знаниями по теме, которой посвящается текст, и спросить себя: «Что я знаю по этой теме? Что я видел, слышал, читал об этом?»;

  - записывают ключевое слово заголовка (или весь заголовок) и составляют ассоциограмму (схему), заполняя её ассоциациями, возникающими у них ещё до прочтения текста;

   - учитель предлагает разбиться на пары, обсудить составленные ассоциации, уточнить свои предположения о теме и содержании текста и о том, как будет развиваться сюжет текста. После этого учитель ставит задачу прочитать текст, проверить свои предположения и «провести» диалог с автором текста.

          На этом этапе урока  целесообразно использовать следующие приемы:

       "Brain Storming”(Мозговой штурм)

Путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя — роль проводника, заставляя учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения.

       «Вступительная беседа»

 Проводится, как правило.в режиме «учитель-класс»,с целью выявления фоновых знаний учащихся. Во время вступительной беседы также возможны: ориентирующие замечания учителя о важности информации, содержащейся в тексте; прогноз возможного содержания текста по его заголовку /первому предложению;  предъявление опор (вербальных: ключевых слов, зачинов предложений, плана, вопросов; визуальных/ невербальных: картинки, схемы, карты и т.п.).

        «Работа с заголовком, иллюстрациями» 

Заголовки и иллюстрации ,как известно, является своеобразным ключом к пониманию текста в целом. Помимо передачи общей идеи, общего содержания текста они привлекают внимание читателя и вызывают его интерес.Для тренировки вероятностного прогнозирования можно предложить определить содержание по заголовку,иллюстрациям.

 «Верите  ли вы…» 

Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме. 

"Mind-Map”(Карта памяти) является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу. Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей.

       «Ассоциативный ряд».  К заголовку или иллюстрации  нужно выписать в столбик слова-ассоциации.

  • если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со  словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;
  • оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

     «Отсроченная отгадка» как один из вариантов постановки проблемной ситуации на уроке. В начале урока учитель задает загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе с новым материалом. Такое «вхождение в урок» окажется эффективнее, чем традиционно-школьное: «А теперь мы будем изучать новую тему…»

      «Работа с лексикой»

На данном этапе целесообразно выполнить упражнения на соотнесение значения слова с темой (контекстом, ситуацией),на расширение лексического запаса, на опознавание и дифференциацию грамматических явлений

     

      «Заполнение таблиц»(ЗХУ) 

Развивает умение собирать воедино знания и строить новые. Первые две колонки заполняются на предтекстовом этапе. В колонку "Знаем” заносятся главнейшие сведения по заявленной теме . В колонку " Хотим узнать” заносятся спорные идеи и вопросы и всё, что учащиеся хотят узнать по данной теме.

 «Кластер» (гроздь)

Для активизации имеющихся знаний этот прием можно использовать в начале урока,а потом провести обсуждение по данному материалу. Далее происходит постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

        II этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель текстового этапа – понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Главной задачей на этом этапе считается обеспечение полноценного восприятия текста. Это стадия осмысления, на которой учащиеся вступают в непосредственный контакт с текстом, используя различные мета-когнитивные методы понимания текста.

Текстовой этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. Именно на этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения.

Задания этапа:

  1. Учащиеся читают самостоятельно текст первый раз с установкой проверить свои предположения, сделанные до чтения текста.
  2. При повторном чтении текста учащиеся решают различные коммуникативные задачи:

        - выделяют содержательную информацию (кто, что, где, когда, как, почему что-то сделал);

          -выбирают заголовок к тексту,

          -заполняют пропуски,

-находят верные/неверные утверждения,

-соотносят картинки с предложениями из текста,

 

-выполняют логическую перегруппировку предложений,

 

-делят текст на параграфы         

          - делят текст на смысловые куски;        

  -составляют план текста

         - определяют ключевые слова в каждой части текста;

          - особо отмечают незнакомую для себя информацию и уточняют значение отдельных лексических единиц, необходимых для точного понимания информации;

          - устанавливают связи между частями текста;

          - перечитывают важные места текста, задавая себе вопрос «Что хотел сказать автор?»;

 - выписывают из текста факты, цитаты, характеристики героев, интерпретируют их;

- пересматривают свои первоначальные соображения по мере поступления новой информации.

       3. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение вслух. Ответ на вопрос, в чём совпадают и в чём не совпали первоначальные предположения о теме, содержании текста, о развитии событий, героя.

       Очень важно, чтобы ученик  «приподнялся» над текстом, оценил бы его целиком, как некую единицу информации. Для этого на данном этапе рекомендуется использование следующих ключевых приемов техники продуктивного чтения:

                 «Оценка текста».

Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем,а оценить содержание изучаемого параграфа:

Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как

по-  вашему, почему они выделены?

Какое имя чаще всего встречается в данном параграфе?

Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему,почему?

В каком разделе вы найдете ответ на вопрос…?

     «Пометки на полях»

Как вариант самостоятельного изучения нового материала можно     на данном этапе урока использовать прием «Пометки на полях», являющийся ключевым в технологии  критического мышления». Детям предлагается, внимательно изучая текст, карандашом оставлять пометки на полях. Одним значком пометить те фрагменты текста,содержание которых им было известно. Другим значком обозначить те фрагменты, которые содержат новую для учащихся информацию.

К примеру:        

«V» - «знал»,

«+» - «узнал новое»

        Затем учитель подводит итоги с учениками, что они узнали нового. Спрашивает, а что дети хотели бы еще узнать по данной теме?

Дети формулируют вопросы. После изучения текста ученикам    предлагается составить табличку.

      « ЗХУ» (Знаем /хотим узнать / узнали)

       «Метод KWL (know, want to know, learned) [3] или ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал) — еще одна форма организации работы с текстом. Заполняя в тетради колонки таблицы с соответствующими названиями, ученик может определить уровень собственных знаний, выявить интерес к новой информации, а после обсуждения текста заполнить третью часть      таблицы, создав конспект для устного высказывания»[2].

  • В колонку "Знаем” заносятся главнейшие сведения по заявленной теме (после обсуждения темы, на основе ответов учащихся).
  • В колонку " Хотим узнать” заносятся спорные идеи и вопросы и всё, что учащиеся хотят узнать по данной теме.
  • В колонку " Узнали” ,на этапе рефлексии, учащиеся записывают всё, что они почерпнули из текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию надо расположить ниже. Затем идёт обмен соображениями со всей группой. Итоги заносятся в колонку.

Происходит своего рода «инвентаризация» текста. После заполнения таблицы учитель предлагает ученикам вернуться к началу урока и самим проанализировать .насколько их представления об изучаемом предмете или явлении изменились. Учитель акцентирует внимание на последней колонке «Хочу узнать», дает рекомендации, указания справочных изданий, где дети могли бы найти ответы на интересующие их вопросы.

 «Инсерт» 

 Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.

1. Чтение индивидуальное. 
Читая, ученик делает пометки в тексте: 
V – уже знал; 
+ – новое; 
 – думал иначе; 
? – не понял, есть вопросы.

2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.

Уже знал (V)

Узнал новое (+)

Думал иначе  (–)

Есть вопросы (?)

 

 

 

 

        Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь  мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то учитель отвечает на них, предварительно выяснив, не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию  умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.

Опорные конспекты

Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а так же введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала.

Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учащихся.

Схема уместна на разных этапах обучения: при вводе нового понятия, при отработке, закреплении и повторении учебного материала. При этом наиболее важна роль схемы на этапе систематизации и обобщения изученного.

 «Ключевые слова»

          Это слова, по которым можно составить рассказ или определение     некоторого понятия.

 «Верные и неверные утверждения» 

Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+»,  не верно – «-».

 «Аналитические таблицы»

Работа с таблицами по тексту учит умению выделять главное, структурировать информацию. Использование аналитических таблиц на уроке  помогает аргументировать свой ответ, привести примеры, предвидеть результат предположительного решения проблемы. Примерами заголовков  аналитических таблиц могут служить следующие:преимущества-недостатки;факт-мнение;причины-следствия;проблема-решение;совет-результат.

 « 5 W»

Данный прием нацелен на поиск фактической информации из текста. Предполагает ответы учащихся на вопросы What?Where?When? Who? Why? По этому опорному конспекту можно пересказать текст.

       «Venn diagram» (Диаграмма Венна)

 Прием «Кольца Венна или Диаграмма Венна активно применяется в рамках технологии развития критического мышления. Помогает четко разграничить понятия, представления, знания о чем–либо, подчеркнуть различия и выявить общее в двух или нескольких явлениях. На этапе осмысления (закрепления материала) происходит обсуждение составленных диаграмм (в парах,группах).

  «Story map» 

Это графическая форма представления информации в виде блок-схем. Целесообразно использование готовых бланков-шаблонов,с использованием  сайта Education Place.

Учащимся дается задание : Write notes in each section (time,place,main characters, plot or problem, result). По полученному опорному конспекту можно подготовить выступление по прочитанному произведению.

 «Sence chat»

В данной таблице внимание уделяется тем художественным средствам, которые используются автором при описании места, в котором происходит действие,зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных, вкусовых ощущений.Ученикам следует записывать не слова, а словосочетания для обогащения речи и пополнения запаса слов. В дальнейшем дети могут написать сочинение , используя эту таблицу.

        «Fish-bone»(Рыбья кость) 

Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Он направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. 

    «Денотатный  граф»

Это эффективный прием технологии критического мышления, который является хорошим способом вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Необходим ученику, прежде всего,для осмысления учебного материала. Суть данного приема заключается в том, что ученик выделяет ключевое понятие(существительное).Ниже он подбирает глаголы, описывающие наиболее важные процессы, происходящие с данным понятием (существительным). На следующем уровне ученик подбирает глаголы к предыдущим существительным. Ключевое слово по мере построения графа дробится на   слова- «веточки». Может быть использован при проведении анализа нового понятия, определения с разных позиций его содержания.

     «Mind map»(Ментальнаякарта,интеллектуальная,ассоциограмма)

Умственная карта – это естественное выражение того, как работает мозг ребенка. Это в буквальном смысле карта ума, при составлении которой задействованы непосредственная память, ассоциативное и творческое мышление.Умственная карта позволяет открыть путь для творческих и инновационных             мыслей, основанных на многогранной природе слов и действительности, поэтому дает детскому мозгу возможность выразить в простой и в то же время сложной форме  свою индивидуальность.

Умственная карта позволяет максимально широко охватить и сформулировать любое явление. Как дорожная карта, карта умственная помогает

                   • охватить взглядом множество предметов и явлений,

• позволяет наметить или выбрать маршрут, подсказать, куда вы двигаетесь,

      • содержит большое количество данных,

• помогает решать проблемы, подсказывает новые пути для творчества,

 • радует глаз,

       • привлекает к себе глаза и мозг ребенка.

На уроках английского языка мы создаем интеллект-карты тем или иным способом в зависимости от темы, целей и задач. В любом случае интеллект-карты – это наглядный способ представления информации, когда в центре записано понятие, от которого отходят лучами ассоциации или связанные понятия. Эти схемы очень похожи на солнце, поэтому учащиеся так и называют их «солнышко». «Солнышко» звучит намного позитивнее и вдохновляющее, чем spidergram (как называют такого рода схемы в англоязычной методической литературе):

      «Cluster-Method» (гроздь) — служит для стимулирования мыслительной деятельности. Спонтанность, освобождённая от какой - либо цензуры. Графический приём систематизации материала. Мысли не громоздятся, а "гроздятся”, т. е. располагаются в определённом порядке.

Технология составления:

  • Ключевое слово;
  • Запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом.
  • Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.
  • Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.

 "Учимся вместе” (Learning Together)

Общеизвестно, что легче научиться, обучая других. Взаимообучение происходит в группах из 4-7 человек. Всем раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя. После прочтения абзаца, " учитель” делает следующее:

  • Суммирует содержание абзаца;
  • Придумывает вопрос по тексту, просит на него ответить;
  • Растолковывает то, что для других осталось неясным;
  • Даёт прогноз возможного содержания следующего абзаца;
  • Даёт задание на чтение следующего абзаца

III этап. Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом. Контроль понимания прочитанного.

  Это - стадия рефлексии. Размышляя, учащиеся констатируют смысл, осознавая, каким путём они к нему пришли, анализируют его. Размышление начинается как индивидуальный процесс (учащиеся составляют вопросы, представляют  вычитанную информацию в виде схемы) и завершается дискуссией, коллективной беседой под руководством учителя.

 Главной задачей на этом этапе считается обеспечение углубленного   восприятия и понимания текста.

Задания этапа:

       -Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

       -Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.

-Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией.

-Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

-Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

-Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

-Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы

-Задания на контроль понимания прочитанного (вовлекают учащихся в активную творческую деятельность, речевую и неречевую):

- нарисуйте, начертите …

- перескажите, расскажите, спишите, докажите

- напишите, продолжите, закончите, дополните

- найдите эквиваленты, переведите        

          Особое значение имеют тестовые задания, позволяющие проверить одновременно всех учащихся в выборе правильного ответа на вопрос:

- завершение высказывания на основе предложенных тезисов;

- расположение по порядку;

- группировка фактов;

- перекрёстный выбор или установление соответствий;

- вычёркивание специально вставленных фрагментов;

- заполнение пробелов в тексте специально пропущенными словами

         На этом этапе работы можно использовать такие приемы  педагогической техники:

 «Кубик Блума».

На гранях кубика написаны начала   вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай, «Поделись». Учитель или ученик бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани , на которую выпадет кубик.   К примеру вопрос, начинающийся со слова  «Назови…» может соответствовать уровню репродукции. т.е.простому воспроизведению знаний. Вопросы, начинающиеся со слов «Почему…» соответствуют так называемым  процессуальным знаниям. Ученик в данном случае должен найти причинно-следственные связи, описать процессы, происходящие с определенным предметом или явлением. Отвечая на вопрос «Объясни…» ученик  использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях. И, конечно же, задания «Предложи…», «Придумай…», «Поделись…» направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика. Он выделяет скрытые  (неявные) предположения,проводит различия между фактами и следствиями, анализирует,оценивает значимость данных.использует знания из разных областей, обращает внимание на соответствие вывода имеющимся данным

        « Кроссенс». Этот приём хорошо использовать для контроля понимания текста.         Лист делится на девять квадратов. В центральном квадрате помещается ключевое слово , можно с рисунком, соответствующее главной идее текста ,затем заполняются оставшиеся квадраты сверху вниз  в соответствии с содержанием основных частей     текста ( можно с рисунками).

   «Синквейн» — это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу. Развивает умение учащихся   выделять    ключевые   понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания  и проявлять творческие способности. Слово "синквейн” происходит от французского, означающего — пять. Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк. Каждому учащемуся даётся 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн, затем он повернётся к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это дает возможность критически рассмотреть данную тему. Этот метод требует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими.

Структура синквейна:

Существительное (тема)

Два прилагательных (описание)

Три глагола (действие)

Фраза из четырех слов (описание)

Существительное (перефразировка темы)

  • Earth
  • Earthquake
  • Beautiful, blue
  • Violent, destructive
  • Live, produce, pollute
  • Damage, destroy, break
  • Can be kind, can hurt
  • may be awful
  • Planet
  • Disaster

  RAFT-технология 

       Этот педагогический прием направлен на создание письменных текстов определенной тематики,различающихся по жанру и оформлению. Данный метод учит школьников рассматривать тему с различных сторон и точек зрения, обучает навыкам письменной речи. Он является одним из способов обучения критическому мышлению, формирует систему суждений, способствует умению анализировать предметы, содержание, проблемы, формулировать свои обоснованные выводы, выносить свои оценки.

Проект 

       Позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Проектная методика характеризуется высокой  коммуникативностью, активным включением учащихся в учебную деятельность. 

         На данном этапе можно организовать дискуссию,ролевую игру,       презентацию,   провести опрос мнений, написать письмо, сочинение, резюме, эссе, стихотворение. Таким образом, перед учителем предстаёт большой набор методов и приёмов работы по обучению чтению, при выборе которых следует руководствоваться целью занятия, типом выбранного для чтения текста, а также этапом работы с ним.

Подготовка текста для продуктивного чтения на уроке:

1. Прочитайте текст, выделите в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию.

2. Определите роль данного текста на уроке (чаще всего для поиска решения проблемы, возможно специальное продуктивное задание к тексту).

3. Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.).

4. Выделите в тексте места остановок во время чтения (вопросы к автору, комментарии, словарная работа).

5. Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту.

       В результате применения технологии продуктивного чтения достигается  полное понимание текста ( вычитывание трех видов текстовой информации): фактуальной,  подтекстовой,  концептуальной; формируются все виды универсальных учебных действий; ученик овладевает навыками осмысления, оценивания информации, учится самостоятельно добывать знания.

     Технология продуктивного чтения может применяться на уроках любого цикла и на любой ступени обучения. Как показала практика, использование данной технологии развивает интерес к чтению на иностранном языке и формирует языковые навыки. Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а учитель становится партнером, наблюдателем, наставником, помощником. Кроме того, текст для ученика – это средство для осуществления мыслительных операций. А это главный принцип ФГОС  – «научить учиться».

 

                                                           Литература

  1. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. М.: Академия, 2004. 333 с.
  2.  Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. – № 6
  3. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Мн., Вышэйшая школа, 1996.
  4. Морозова Л. Ю. Работа с учебными текстами на уроке иностранного языка в условиях перехода на ФГОС ОО. Из опыта работы // Школьная педагогика. — 2015. — №1. — С. 31-34.
  5. Пласкина М. В. Анализ современных теорий обучения чтению на иностранном языке [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 133-136. 

 6.Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку. М.: Просвещение, 1991. 285 с.

 7. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5 – 9 классах: Как    реализовать             ФГОС. Пособие для учителя/ Н. Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011. 

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования





[1] Пласкина  М. В. Анализ современных теорий обучения чтению на иностранном языке [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 133-136.

[2]Морозова Л. Ю. Работа с учебными текстами на уроке иностранного языка в условиях перехода на ФГОС ОО. Из опыта работы // Школьная педагогика. — 2015. — №1. — С. 31-34.