Применение современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности
учебно-методический материал по английскому языку

Климова Екатерина Валерьевна

Существует много способов стимулирования учащихся к изучению английского языка. Олимпиады, конкурсы, проекты также входят в это число.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа с.Харсаим»

Приуральский район, ЯНАО

Тема:

«Применение современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности»

                                                     Подготовила: учитель английского языка

МОУ Школа с.Харсаим

Климова Екатерина Валерьевна

2021 год

     

    Народная мудрость гласит:

                                                                                                           «Немотивированный ученик  

                                                                                                      просто не хочет учиться» или

 «Ты можешь подвести коня к водопою,

но ты не можешь заставить его пить».

     Эта пословица приходит на ум, когда мы видим насколько разным может быть отношение учащихся к иностранным языкам. Для одного ученика, процесс изучения языка является важным, многозначительным, он мотивирован к изучению языка (хотя мотивы могут быть разными: самоактулизация, мотивация высоких достижений, ориентация на цель, уход от неудач и поражений); для другого учащегося, язык — это тяжелая ноша, которую он вынужден нести, и он не скрывает свою скуку, зевает и просто ждет конца урока. Каждый учитель сталкивается с подобной ситуацией и откровенно говоря часто намерен обвинить школьника в неверном поведении или неспособности изучать иностранные языки. Но данная ситуация может быть воспринята абсолютно по — другому учителем, который мыслит критически: для него — это знак для решения вопроса «Являются ли методы и подходы учителя эффективными и действенными, а так же соответствующими нуждам учащимся?». Само собой разумеющимся является факт, что способность мотивировать учащихся является ключевым навыком учителя.

     Существует много способов стимулирования учащихся к изучению английского языка. Олимпиады, конкурсы, проекты также входят в это число.

  • Перед тем, как вообще приступить к участию в чём-либо, необходимо создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.

     Создание мотивации к изучению иностранного языка и к общению невозможно без создания в классе атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности. Необходимо воспитывать в детях чувство оптимизма, являющееся следствием реалистического мышления. Для этого учителю важно представлять собой живой пример оптимистически настроенного к ученикам и коллегам человека. Крайне важно и необходимо ставить перед детьми или помогать им самим ставить перед собой реалистичные и выполнимые цели и задачи, обеспечить проблемные задания, а также эксплицидно моделировать процесс, необходимый для достижения поставленных целей, обеспечивая необходимые опоры для того, чтобы предусмотреть успешный результат. Нужно обращать внимание на настойчивость и затраченные детьми усилия на выполнение задания, а не на конечный результат само по себе. Необходимо внушить ребенку, что успех строится на неудачах. Важно научить детей ценить не только свои собственные, но и корпоративные достижения.

Олимпиады:

     Участие в олимпиадах является эффективным способом обучения, самореализации и повышения образовательного уровня школьников. Участие в олимпиадах ведет к углубленному изучению школьных предметов, развивает их творческие способности, а также выявляет школьников, интересующихся английским языком и желающих продолжить интенсивное изучение иностранного языка в старших классах. Участники дистанционных олимпиад становятся заинтересованными в развитии собственного образования, поскольку, не имея готового ответа на поставленную задачу, они разрабатывают свою собственную творческую продукцию, актуальную для жизни в современном информационном обществе. Очень активно обучающиеся нашей школы принимают активное участие в он-лайн олимпиадах.

     Традиционным является участие учащихся во Всероссийской олимпиаде школьников и в олимпиаде, проходящей в рамках Недели английского языка.

     Последним новшеством стало участие учащихся в дистанционных олимпиадах. Дистанционные олимпиады мотивируют учащихся на проверку своих знаний, на самоутверждение, на подготовку к экзаменам, на раскрытие своего творческого потенциала. Дистанционные олимпиады  дают практически любому школьнику, в каком бы городе или поселке он не находился, возможность проследить развитие своих творческих способностей и уровня владения английским языком, а также получить объективную оценку знаний и сравнить работы учащихся разных регионов с собственными. Учащихся привлекает такая форма креативной деятельности, которая редко встречается на школьных уроках и не всегда оценивается учителем.

     Дистанционные олимпиады выявляют скрытые возможности и таланты учащихся и позволяют современному школьнику ощущать себя развивающимся гражданином мирового информационного пространства. Продукция участников олимпиад разнообразна: идея, текст, рисунок, способ, опыт, реклама и т. п.

     Образовательные платформы «Учи.ру», «Мобильное электронное образование» используются в работе в качестве дополнительных источников знаний обучающихся, закрепления пройденного материала, повышения кругозора учеников.

      Ученики школы несколько лет подряд  принимают участие во Всероссийском конкурсе знатоков иностранных языков «Bridges».

      Учителя английского языка проверили свои знания в IV Международной олимпиаде для знатоков английского языка от Skyteach и  Cambridge Assessment English.

О проектах …

       Есть все основания полагать, что проектная работа позволяет моделировать «многосторонний» тип общения, в результате которого происходит взаимообучение учащихся. Проект представляет собой самостоятельно планируемую и реализуемую учащимися работу, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности (игры, анкетирование, выпуска журнала, поисковой деятельности и др.). Таким образом, он позволяет реализовать межпредметные связи в обучении иностранному языку, расширить «узкое пространство» общение в классе, осуществить широкую опору на практические виды деятельности. Работа над проектом есть процесс творческий. Учащиеся взаимодействуя друг с другом занимаются поиском разрешения проблемы, личностно значимой для них. Это требует от учащихся в подавляющем большинстве случаев самостоятельного переноса знаний, навыков и умений в новый контекст их использования. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что у учащихся развивается креативная компетенция как показатель коммуникативного владения иностранным языком на определенном уровне. При этом в учебном процессе создается такая ситуация, в которой употребление школьниками иностранного языка является естественным и свободным, таким, каким оно выступает в родном языке. Совершенно очевидно, что в этой ситуации от участников проекта ожидается умении сосредоточить своё внимание не столько на языковой форме высказывания, сколько на его содержании.

    В ходе выполнения проекта ученики активны, они проявляют творчество и не являются пассивными. Работая над проектом, каждый ученик, даже самый слабый в языковом отношении и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить собственную фантазию и креативность, активность и самостоятельность. Проектная работа позволяет исключить формальный характер изучения учащимися языка (по принципу «Надо знать») и активизирует их взаимодействие для достижения практического результата обучения языку.

      Таким образом, на основании всего сказанного можно утверждать, что проектная работа придает процессу обучения личностно-ориентированный и деятельностный характер и в полной мере отвечает новым целям обучения. Она создаёт условия, в которых процесс обучения иностранному языку по своим основным характеристикам приближается к процессу естественного овладения языком в аутентичном языковом контексте.

      Работа над проектом осуществляется в определенной последовательности и имеет, как правило, следующие этапы:

  • отбор и формулировка темы проекта, сбор информации;
  • обсуждение первых результатов и уточнение (дискуссия) конечных результатов работы, поиск новой, дополнительной информации в различных режимах работы (индивидуальной, парной, групповой);
  • дискуссия, т.е. обсуждение новой информации и её документирование (оформление); подведение итогов и презентация проекта.

      Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от степени его сложности. Шаг за шагом, от урока к уроку, самостоятельно или под руководством учителя, выполняя те или иные задания, учащиеся собирают необходимую информацию, обсуждают и оформляют ее. Для сбора информации учащиеся должны выйти «за пределы» класса (в библиотеку, в кинотеатры и т.д.), проявить активность и самостоятельность, умение вступать в общение с другими людьми.

        Каждая группа информирует класс о собранной информации (говорение, аудирование), получает от своих товарищей новые импульсы для дальнейшего поиска (дискуссия, аргументация), обсуждает то, каким образом эту информацию можно оформить или документировать (говорение, чтение, письмо). Учитель помогает учащимся своим советом, участвует так же в обсуждении промежуточных итого”, задавая вопросы, высказывая свои пожелания и т.д. Общим результатом работы может быть коллаж или (фото) альбом – летопись и т.д., представленные на школьной выставке, организованных, например, в дни недели иностранного языка в школе.

       Использование проектной работы позволяет обучать языку как социальному феномену. Поэтому работа над проектами имеет не только прагматический характер (достижения учащимися определенного уровня владения языком, но всех видах опосредованного и непосредственного общения), но и большую общеобразовательную значимость: он формирует у учащихся социальную компетенцию (умение самостоятельно действовать в социальных ситуациях), развивает чувство ответственности за конечный результат, умение публично выступить, что бы доказательно и аргументировано провести презентацию данного результата. Введение в школьную практику методов проекта позволяет говорить о новой педагогической технологии интерактивного взаимообучения, которая позволяет решать задачи личностно ориентированного подхода в обучении.

     В 2021 году ученик 6  класса Климов Илья принял участие во всероссийском детско-юношеском конкурсе в поддержку года науки и технологий «Научная платформа».

  • Встречи и дискуссии с носителями языка

     Встречи и дискуссии с носителями языка — еще один стимул, который повышает интерес учащихся к изучению английского. Дисскусии как правило проходят на заданную тему, обычно подбирается тема, волнующая данную возрастную категорию учащихся, либо разговор идет в режиме «вопрос — ответ», где можно задать вопрос на любую тему. Во время данных дискуссий у школьников есть возможность попрактиковаться в устной речи с носителями языка и развивать навыки аудирования, а также реально оценить свой уровень английского, что подстегивает многих к углублению своих знаний английского языка. Для тех учащихся, которые уже владеют устной речью, есть возможность развивать умение четкого и ясного выражения своей мысли и аргументированного отстаивания своей точки зрения в дискуссии. Трудно также переоценить опыт общения с носителями языка, который они приобретают во время таких дискуссий, преодолевая психологический барьер, возникающий при первом общении с иностранцами. С помощью работников Дома культуры в школу приезжали студенты из таких  стран как Голландия, США, Франция, Дания, Канада.

       Широко популярным становится компьютерное тестирование. Этот способ контроля вызывает определенные эмоции учащихся, являя собой нетрадиционный вид контроля знаний. Учащиеся 7 класса принимают участие во Всероссийских проверочных работах по английскому языку.

  • Внеурочная деятельность

     Данный вид деятельности помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении учащихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности. Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность.

             Кабинет английского языка  имеет удовлетворительную материальную базу, оснащение кабинета изменялось с каждым годом. Если раньше это был ПК и аудиомагнитофон,  позже лингафонное оборудование, а на сегодняшний день - это мультимедийный проектор, интерактивная доска, полные комплекты ПК для учащихся.

      В последнее время возрастает доля уроков ИКТ. В стремительный век информации актуальным становится овладение компьютерными технологиями. Мы должны уметь использовать положительные возможности компьютерной эры.  Школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс.  

       Постоянно совершенствуюсь в своей профессиональной деятельности, изучая и применяя новые технологии обучения, читая методическую литературу, предметные журналы «Иностранный язык в школе», газету «Английский язык» (приложение к газете «Первое сентября»), литературу по психологии, педагогике.

Благодаря участию в проектах «Инфоурок» (представление работ «Конспект открытого урока «Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии» и  «Технологизация учебного процесса» и фестивале исследовательских и творческих работ учащихся  «Портфолио» методическая копилка пополнилась сборниками описания работ всех участников фестивалей и  дисками, где собрано много необходимого в работе любого учителя-предметника материала. Ни раз для подготовки к урокам я использовала материалы сборников.

Название творческой работы по предмету

Автор(ы)

Проект «My family»

Коллектив 3 класса

Проект «Все профессии важны»

Хунзи Олег, 10 класс

Доклад «Holidays in the UK»

Климов Иван, 11 класс

Исследовательская работа «Словообразование в английском языке»

Климов Илья, 6 класс

Исследовательская работа «Родной язык: традиции и перспективы» (в сравнении с иностранным и русским языком)

Лондо Мария, 11 класс

Доклад «N. Mikluho-Maklay»

Попова Лилия, 7 класс

Презентация  «Moscow»

Ученики 5-6 классов

Презентация  «St.Petrsburgh»

Ученики 5-6 классов

 

     Результативность использования современных образовательных технологий, а также повышения квалификации на курсах и семинарах подтверждается позитивной динамикой учебных достижений учащихся, ростом мотивации к изучению предмета, возрастающим качеством творческих работ учащихся и повышением числа учащихся, желающих участвовать в предметных олимпиадах.

Оптимально отобранный материал укрепляет все составляющие мотивации: потребности, интересы, эмоции, сами мотивы. Формирование устойчивого уровня мотивации учения обязывает преподавателя подбирать соответствующие учебные материалы, которые представляли бы собой когнитивную, коммуникативную, профессиональную ценности, носящие творческий характер, стимулировали бы мыслительную активность учащихся.  Конкурсы, олимпиады, проекты в учебно-воспитательном процессе по иностранному языку создают условия, мотивирующие учебный процесс, а также способствуют углублению и расширению сферы познавательной деятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект "ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ. "

Статья "Применение информационно-коммуникационных технологий в урочной и внеурочной деятельности учителя", в которой учитель делится опытом работы....

Применение инновационных педагогических технологий в урочной и внеурочной деятельности

Применение метода проектов, тркмчп, развивающего обучения в своей практике...

Использование современных образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности

Использование современных образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности...

Экспериментальное исследование«Применение современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности»

Свидетельство об участии в работе Всероссийской экспериментальной творческой группы педагогов ЦПИ им. К.Д. Ушинского. Тема экспериментального исследования «Применение современных образовательных техно...

"Эффективное использование современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности"

Сегодня в школьной системе происходят значительные изменения, которые требуют от педагогов использования новых методов, технологий, нового подхода, т.к. меняется не только система в целом, но и мир во...

Обобщение опыта работы: Повышение мотивации и качества знаний по предмету "Английский язык" посредством современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности.

Отсутствие у обучающихся естественной потребности в использовании иностранного языка для общения и решения каждодневных задач приводит к  существенному понижению мотивации и восприятию иностранно...