Статья : "Формирование творческой личности младших школьников"
статья по английскому языку

Бакунева Светлана Вячеславовна

Чтобы правильно и успешно решать задачи развития творчества в процессе обучения, надо помнить: с какой бы степенью самостоятельности не осуществлялась познавательная деятельность ученика, какой бы характер она не носила, она всегда будет производной, зависимой от деятельности учителя, то есть ведомой, а деятельность учителя ведущей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_bakunevoy_sv.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование творческой личности младших школьников

Бакунева Светлана Вячеславовна

г. Санкт-Петербург

Рассмотрением понятия «творчества или творческой деятельности» занимались многие исследователи, такие как  В.И. Андреев, Ю.Л. Козырева, Ю.Н. Кулюткин, Л.К.Веретенникова, С.Г. Глухова, П.Ф. Кравчук и др. Большинство ученых выделяет в качестве характерных признаков творчества новизну, оригинальность и уникальность, и определяют творчество как деятельность, порождающую нечто новое, никогда ранее не имевшее место. Многие авторы (Т.Г. Браже, A.M. Матюшкин, И.Ф. Харламов) подчеркивают, что характерной чертой творчества помимо новизны является также и социальная значимость результата деятельности.

Необходимо отметить, что проблема формирования творческой личности школьников в учебном процессе является предметом глубокого психолого-педагогического и социального исследования. Особенности современного движения педагогической и психологической наук создают такую атмосферу деятельности учителя, в которой он не может обучать и воспитывать, не добиваясь интереса учеников, активности, творческого подхода к учебной деятельности.

Все сказанное говорит об актуальности проблемы формирования познавательного интереса и творческой активности школьников в учебном процессе. Разработка этой проблемы обусловлена задачами современного общества, озабоченного подготовкой молодых поколений не только для настоящего, но и для будущего. Уже в школе нужно прививать ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний путем самообразования; воспитывать его внутренние побуждения расширять свой интеллектуальный кругозор, чтобы стать не только хорошим специалистом, профессионалом, но и совершенствовать свой труд, поднимать его на уровень творческой деятельности.

В младшем школьном возрасте творческие дети способны к усвоению сложных умственных навыков: счета, чтения, что свидетельствует о потенциале детского интеллекта. Иногда их рассуждения, ответы на вопросы свидетельствуют о достаточно высокой умственной и нравственной зрелости. Иногда эта умственная и нравственная зрелость не совпадает с теми задачами, которые решаются на школьном уроке. Детям становится неинтересно на уроке, особенно это становится явным, когда педагог не отступает ни на шаг от программы, и тем самым происходит разрыв между содержанием того, что предлагает детям учитель и реальными возможностями самих учащихся. Таким образом, мы полагаем, что использование современных методов преподавания английского языка, таких как эмоционально – смысловой метод, лингвосоциокультурный метод, метод проектов и другие, наиболее приемлемы в данных ситуациях.

Младшие школьники рассудительны, им свойственна способность к умозаключениям, их отношение к миру в достаточной степени носит игровой характер, что позволяет достаточно легко относиться к окружающей жизни, к людям и миру в целом, не замечать трудности.

В этом возрасте дети готовы как губка впитывать знания, предлагаемые педагогом. Чем интереснее и увлекательнее это делает педагог, тем больше удовольствия и восторга в глазах детей, тем больше интереса и любопытства, активности в его усвоении.

Нами использовались следующие пути развития творческих способностей в процессе обучения:

1)  задания, направленные на развитие творческих способностей;

2)  положительная атмосфера в классе, дающая возможность для развития творческих способностей.

С нашей точки зрения необходимо создать такие условия, которые способствуют успешному развитию творческих способностей:

  1. раннее начало обучения;
  2. насколько возможно, заранее окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность;
  3. чрезвычайно важное условие вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил;
  4. ребёнку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т.д.;
  5. предоставляя ребёнку свободу, не только не исключает, а наоборот предполагает не навязчивую, умную, доброжелательную помощь учителя. Но нельзя делать за ребёнка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься [3,13].

Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.

Развитие детского творчества в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всепонимающего учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителем любой ступени и любого предмета стоят следующие задачи:

  • замечать любые творческие проявления учеников;
  • создавать условия для развития творческих способностей на уроках.

Мы согласны, что идея К.А.Макаренко: «нестеснённое слово» ребёнка, открытый диалог на уроках, свободная мысль - являются непременными условиями детского творчества [2, 40].

С первых дней в школе необходимо приучать, при единой для всех теме, выполнять задания в своём неповторимом варианте (выполнять задания не по шаблону), развивая тем самым самостоятельность, активность, инициативу, то есть качества, сопутствующие творчеству и обуславливающие развитие творческих способностей.

На первых порах возникают проблемы и трудности, обуславливаемые тем, что не каждый семилетний ребёнок открыт к творчеству, например: из-за недоразвития внимания и воображения. Чтобы скорректировать эти недостатки и активизировать работу всех детей (даже самых слабых), нужно вводить в уроки такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому. Таких форм существуют множество, но одной из самых благодатных была и остаётся игра. В ней ребёнок активизируется как личность, через игру познаёт мир.

В младшем школьном возрасте роль ведущей деятельности переходит к учению. Мы согласны с Виноградовой Н. Ф., что данный переход не должен быть резким, поэтому игровые приёмы можно с успехом применять на всём протяжении обучения в начальной школе.[1, 39]

Большую роль по развитию творческих способностей играют сочинения (3, 4 классы). Сочинять, создавать сочинения,- значит приводить свои знания в порядок. Именно сочинения - высшая форма проявления творческих способностей.

Проявление и развитие творческой активности школьников во многом зависит от окружения, в котором ребёнок находится в школе. Творчески активные учащиеся склонны задавать вопросы, высказывать мнения, не соглашаться с учителем и как результат они психологически отвергаются в классе.

Главная роль в создании благоприятного климата в классе принадлежит учителю. Если учитель будет против проявления творческой активности ученика, то творческое начало ребёнка может быть подавлено. Поддержка и развитие творческой активности у учащихся может осуществляться различными путями. Учитель поддерживает и улучшает самооценку и самоуважение каждого ребёнка в проявлении творчества. Показывает, что оригинальность является важной чертой творчества. Ошибки ребёнка рассматривать, как накапливаемый опыт, а не повод для наказания.

Важным моментом является умение выслушать других, сопоставить различные точки зрения - всё это позволяет учащимся развивать свою творческую активность.

Также одним из условий создания творческой активности является формирование творческих межличностных отношений между учителем и классом, учителем и учеником [5, 56].

Учение без творчества - это мучение. Без поиска, испытаний и допустимого риска мучается и ученик и учитель, а их совместный труд в конечном итоге превращается в тяжёлую обузу.

Таким образом, чтобы правильно и успешно решать задачи развития творчества в процессе обучения, надо помнить: с какой бы степенью самостоятельности не осуществлялась познавательная деятельность ученика, какой бы характер она не носила, она всегда будет производной, зависимой от деятельности учителя, то есть ведомой, а деятельность учителя ведущей [4, 9].

  1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: учебник для 3 кл. четырёхлетней начальной школы/Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова - М.: Вентана-Графф, 2001.-160с.
  2. Коротяев Б.И. Учение - процесс творческий: учеб. пособие.- /Б.И. Коротяев.- Просвещение, 1989.-159с.
  3. Матюшкина А.М. Развитие творческой активности школьников: учеб. пособие. под ред. А.М. Матюшкина.-М.: Просвещение, 1991.-160с.
  4. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры: учеб. пособие. -/Б.П. Никитин.-М. : Просвещение, 1989.-160с.
  5. Субботина, Л.Ю. Развитие воображение детей: учеб. пособие.- /Л.Ю. Субботина. - Ярославль.: Академия развития, 1996.-240с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...

Формирование творческих способностей младших школьников в процессе музыкально-игровой деятельности

Материалы статьи помогут педагогам  развить у детей младшего школьного возраста музыкальные способности....

Формирование творческой личности на занятиях лепкой из солёного теста с дошкольниками и младшими школьниками

Данная статья описывает процесс формирования творческой личности на занятиях лепкой из соленого теста с дошкольниками и младшими школьниками...

Статья (2014г.) РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

laquo;У человека не всегда имеются объективные и субъективные возможности для создания творчески нового в том или другом виде деятельности. Но, поскольку он личность, у него не может не быть готовнос...

Особенности формирования творческой личности младшего школьника во внеурочной деятельности

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельностиВо-первых, любой ребенок развивается по мере освое...

"Английский театр" как средство формирования творческих способностей младших школьников во внеурочное время

Интересное обучение, творческая деятельность способствуют формированию личности учащегося, закреплению и углублению знаний, умений и навыков, которые были получены во время учебного процесса. В ...