Формирование творческой личности на занятиях лепкой из солёного теста с дошкольниками и младшими школьниками
статья на тему

Менушкина Татьяна Николаевна

Данная статья описывает процесс формирования творческой личности на занятиях лепкой из соленого теста с дошкольниками и младшими школьниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirov._tvorch.lichn_.na_zanyatiyah_lepkoy.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование творческой личности на занятиях лепкой из солёного теста с дошкольниками и младшими школьниками»

        В наши дни лепка из соленого теста стала очень популярным занятием. И это не удивительно. Лепить из соленого теста – большое удовольствие и радость. К тому же все необходимые материалы легкодоступны. Соль,  мука и вода – всегда под рукой. А, слепив фигурку, ее можно разукрасить, покрыть лаком, нарядить в лоскутки, добавить природные материалы.

Лепка из соленого теста приносит огромную пользу для развития ребенка:

- координирует движения рук (сенсорный опыт);

- способствует развитию речевых центров за счет развития мелкой моторики пальцев (что также оказывает влияние на память и мышление);

- дает тот же эффект что и массаж рук – задействованы все пальцы рук и ладони;

- может выступать как элемент арт-терапии (тесто можно рвать, мять, катать, сжимать, растягивать, скручивать, сплющивать – это благоприятно влияет на нервную систему, снимает напряжение и расслабляет);

- способствует эстетическому развитию (чувство формы, пропорций);

- формирует образное мышление и воображение;

- развивает мыслительные операции (анализ, сравнение);

- влияет на развитие нравственно-волевых качеств (целенаправленность, сосредоточенность на определенном занятии, умение планировать и доводить работу до конца, преодолевать трудности, помогать товарищам);

Соленое тесто экологически чистый материал, поэтому комок мягкого, теплого теста можно смело доверить любому малышу. Этот комок дает ощущение чего-то живого, и лепка вызывает самые приятные чувства. А что еще нужно для радости и счастья, если не умение творить! Соленое тесто приятное на ощупь, экологически чистый материал, легко отмывается с рук и одежды. Приятно и то, что эти поделки можно сохранить на долгие годы.

         Можно лепить из белого теста или сделать его цветным, добавив краски (гуашь, анилиновые пищевые красители) при замешивании.

        Тестопластика является частью образовательных программ  студии «Радуга» для дошкольного и младшего школьного возраста.

        Программу обучения я выстраиваю от простого к сложному, учитывая психологические особенности развития детей данного возраста. Постоянно происходит обновление и дополнение программы с учетом интересов детей. Многообразный тематический материал расширяет кругозор детей, способствует развитию их познавательной активности.

        В начале занятия – небольшая беседа (долго слушать дети не любят), в которой необходимо вызвать интерес, изложить новый материал, повторить и закрепить старый. Материал стараюсь подобрать интересный, эмоционально насыщенный. Беседа не должна быть монологом, а содержать ряд вопросов, чтобы полнее увлечь детей, сделать их соучастниками творческого процесса. Вопросы необходимо продумать заранее и ставить очень точно. Можно использовать загадки, кроссворды, литературные источники. Беседа помогает детям полнее разработать сюжет. Чтобы подтолкнуть фантазию, необходимо сочинить небольшую интересную историю – нарисовать яркую картинку словами. В беседе даются новые знания, что расширяет кругозор, способствует развитию познавательной активности у детей.

        Для пятилетнего возраста лепка для детей - игра. Пятилетние дети при лепке обращают внимание на основные внешние признаки, но вылепить детали еще не могут. Поделки детей 6-7 лет становятся все выразительнее и многообразнее. Стараются соблюсти пропорции, уделяют внимание деталям.

        Лепку из теста с дошкольниками осваиваем с азов: катаем шарики и колбаски, пробуем это делать в руках и на столе. Составляем композиции: из шариков – «Бусы для мамы» , «Гусеница», «Божья коровка», «Рябинка», «Виноград», «Снеговик»; из колбасок – «Улитка», «Солнечные лучики», «Веселые буквы», «Водоросли». Простые формы сплющиваем, вытягиваем, составляем более сложные композиции – «Фруктовая корзинка», «Цветочная полянка», «Семейство черепашек», «Котик», «Подводный мир», «Насекомые» и др. 

        Выполненные изделия декорируем, используя подручные инструменты – пуговицы, отпечатки трав, расчески, вилки, чеснокодавилку, ситечко.   Можно украсить бусинами, бисером, пайетками. Также можно декорировать работы макаронными изделиями, слегка вдавливая их в еще сырые детали (необходимо это сделать сразу, пока тесто не начало сохнуть для избежание образования трещин.

         Для дошкольников предусмотрены и такие формы занятий как коллективное творчество и совместные занятия с родителями. Дети выполняют коллективные панно. Каждый ребенок создает определенную часть работы, затем собираем изделие, работая над композицией. В нашем объединении интересно прошли совместные занятия с родителями для дошкольников, посвященные дню Мамы. Дети вместе с родителями создали красивые изделия «Подарок Бабушке».

        Для учащихся младшего школьного возраста программой предусмотрено повышение уровня сложности выполняемых заданий, уделяется внимание работе над композицией,  внимание к деталям, декору.

Учащиеся первого года обучения лепят несложные композиции.

Учащиеся второго и третьего года выполняют «картины»-коллажи с использованием элементов из соленого теста и других материалов, объемные изделия на основе стеклянных бутылок и фольги: ваза, фигурка-барышня.

При выполнении картины-коллажа дети разрабатывают эскиз. Делают набросок будущего изделия в натуральную величину, лепят элементы работы на подносе, подложив эскиз изделия и накрыв его целлофаном, что бы тесто легко снялось с подноса. Тестяные элементы сохнут 3-4 дня при комнатной температуре. Для выполнения работы используется белое или цветное тесто - в зависимости от задуманного образа. Когда детали высыхают, их можно расписать гуашевыми, акварельными или акриловыми красками. Для оформления готового изделия дети используют: обойную и крепированную бумагу, ткань, кружево, проволоку, бусинки и бисер, макаронные изделия и другие материалы - насколько подскажет фантазия.

Таким образом, можно говорить о преемственности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях лепкой из соленого теста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Лепка из солёного теста".

Презентация " Лепка из соленого теста"            Содержание:Из истории о тестопластикеРецепты солёного тестаМатериалы и инструмент...

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...

Методическая разработка открытого занятия к программе «Радушка» Тема: Лепка из солёного теста – защита творческих проектов.

Занятие по теме «Лепка из солёного теста – защита творческих проектов» относится ко 2 разделу программы «Радушка» - «Солёное тесто» и рассчитана на 2 учебных часа....

Занятие по лепке из солёного теста "Изготовление фигурки ежа". Технологическая карта.

Занятие по лепке из соленого теста  "Ежа " с ипользованием ножниц. Технологическя карта с пошаговым описанием....

Конспект занятия по лепке из солёного теста "Рельефная рыбка"

Конспект занятия по лепке из солёного теста "Рельефная рыбка" рассчитан на детей в возрасте 6-9 лет 1 года обучения....

Особенности формирования творческой личности младшего школьника во внеурочной деятельности

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельностиВо-первых, любой ребенок развивается по мере освое...

Статья : "Формирование творческой личности младших школьников"

Чтобы правильно и успешно решать задачи развития творчества в процессе обучения, надо помнить: с какой бы степенью самостоятельности не осуществлялась познавательная деятельность ученика, какой бы хар...