Самообразование педагога
занимательные факты по английскому языку

Анацкая Людмила Евгеньевна

Тема самообразования: «Использование ИКТ (Интернет-ресурсов) на уроках английского языка, как средство повышения качества работы учащихся». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_pedagoga.docx29.44 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование педагога.

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога. Особенно актуальной проблема самообразования учителя стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день учителю предлагается широкий спектр услуг повышения квалификации (курсы повышения квалификации: дистанционные, обучающие и практические семинары; деятельность в рамках эксперимента; работа в методических объединениях и творческих группах). Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства учителя – это самообразование.

Профессиональное самообразование – динамический и непрерывный процесс. Существуют различные подходы к классификации стадий профессионального роста учителя, например:

стадия «выживания» - на первом году работы в школе; 

стадия адаптации и активного усвоения методических рекомендаций – 2-5 лет работы; 

стадия зрелости, наступающая, как правило, через 6-8 лет и характеризующаяся стремлением переосмыслить свой педагогический опыт, желанием самостоятельных педагогических исследований.

Каждому из этих этапов присущи специфические интересы учителей. Так, первый этап отмечен личными профессиональными проблемами. Формируется представление о себе как профессионале, возникает острая потребность разобраться в себе как специалисте. Второй этап характеризуется вниманием учителя к своей профессиональной деятельности. Третий этап отличается возрастанием творческой потребности. Представление о себе и педагогической деятельности требует обобщения и анализа.

Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег, самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации. 

Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание для чего-то большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие. 

Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. «В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой». 

Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение и соответственно очень часто создают образ учителя как «несовременного человека». 

Конкуренция или общественное мнение. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др. 

Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, а может даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться. 

Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?

После чёткого определения мотивов следует формулировать цель, конкретизировать проблему (тему самообразования) и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания. Тематикой самообразования также может быть: одна из годовых задач ОУ; проблема, которая вызывает у педагога затруднение; пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.

Работая над темой самообразования я, как учитель отвечала последовательно на следующие вопросы:

1.Чего я хочу добиться? (Формирование образа желаемого.)

2.Где я в настоящее время? (Определение сильных и слабых сторон нынешнего положения).

3.На что следует обратить внимание? (Ключевые вопросы, приоритеты, постановка задач).

4.Как прийти к желаемому? (Последовательность действий, приёмов, средств, разработка критериев).

5.Насколько успешно движение? (Оценивание эффективности процесса: контроль за происходящим.)

6.Чего удалось достичь? (Насколько далеко удалось подвинуться?)
Молодому учителю самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми, а также  сформировать гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс и раскрыть творческий потенциал.

Тема самообразования: «Использование ИКТ (Интернет-ресурсов) на уроках английского языка, как средство повышения качества работы учащихся». 

1.    Условия возникновения данной проблемы. 
   Наше время является этапом непрерывной компьютеризации современного мира. С появлением компьютера в образовательной деятельности возросла необходимость изучения информационно – коммуникативных технологий и разработки новых приёмов и методов обучения, формирования умений работать с информацией, развития личности «информационного общества».
2.    Актуальность проблемы.
Сегодня одним из направлений модернизации школьного образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности учащихся, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память школьников.
   Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять-семь лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
   Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера позволяет сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным.
3.  Постановка проблемы. 
   Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы «Использование ИКТ на уроках английского языка». Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности и незаинтересованность в работе на уроке. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с различными источниками информации. В результате у ребят со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать с ГДЗ, отвечать по подсказке, шпаргалке.
   Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения необходимых навыков и умений при изучении английского языка, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству, к саморазвитию.

   Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся к изучению английского языка через использование ИКТ. Перед собой я поставила следующие задачи:


  • использовать ИКТ как средство повышения мотивации учащихся в изучении английского языка;

  • применять разнообразные формы работы на уроке с использованием ИКТ;

  • формировать навыки у учащихся в использовании ИКТ, развивать их творческий потенциал.

  • обобщить свой собственный педагогический опыт


4. Ожидаемым результатом в моей работе являлось: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность в работе, повысить качество обучения с использованием ИКТ и научить учащихся применять ИКТ в своей учебной деятельности.

Первое, с чего я начала, это развитие своих собственных навыков работы с компьютерными программами.  Осваивала современные проектные, исследовательские и ИКТ, изучала методическую, педагогическую и предметную литературу и интернет - ресурсы по данной теме, организацию учебных занятий на их основе. Занималась составлением собственных разработок с использованием ИКТ (мультимедийных презентаций в PowerPoint, банка контрольно-измерительных материалов: тестов, кроссвордов, проверочных работ, лексических и грамматических карточек, разработанных в программе Microsoft Office Word) по предмету.





Освоив программу PowerPoint, я приступила к обучению учащихся применять данную программу на уроках. Изучив ту или иную тему, в качестве результата, мы совместно с учащимися выполняли различные проектные работы. Например, в начальной школе использую презентации «Считалочки на английском языке», стихотворения «Seasons», «Animals», «My body», «Colours» и др.

В 5-6 классах использую просмотр мультфильмов на английском языке. Понимание содержания облегчается 2-мя факторами: известные мультфильмы «Винни-Пух», «Малыш и Карлсон», ребята уже смотрели, кроме того они транслируются с титрами. Одновременно учащиеся привыкают к восприятию иноязычной речи на слух (также используются русские народные сказки).

 По теме «My School» ребята учатся создавать свои собственные презентации, отражая в них свою школьную жизнь («School snack bar», «School day»).

Ученики 8-х классов готовили агитационные листовки своей предвыборной компании в рамках школы, выдвигая лидера и призывая голосовать, для улучшения образовательного процесса.
Ребятам 9-х классов очень понравилось разрабатывать презентации по темам: «Здоровый образ жизни», «Спорт – образ жизни или увлечение», «Президент – мой идеал мужчины», темы для свих работ ученики выбирали самостоятельно (не было ограничений, т.к. тема урока была структура написания презентации).

Создание таблиц, включение текста, аудио и видеоинформации – это лишь малый перечень того, что может быть использовано на уроках. Анимация объектов позволяет визуально выделить наиболее значимые компоненты темы урока, что позволяет учащимся акцентировать внимание на них.

5. Заключение.: Все выше перечисленное показывает, что в своей педагогической деятельности я широко применяю различные информационные технологии, которые несомненно оказывают положительное влияние на учебный процесс. С помощью ИКТ ребята учатся отбирать и структурировать материал большого объёма; иллюстрировать своё публичное выступление; получают положительный опыт использования информации, содержащейся в мультимедийных продуктах, для решения своих задач; развивают эстетический вкус и чувство меры. Выполняя подобного рода задания, ребята могут показать глубину и осознанность освоения материала. Гармоничное сочетание текста, иллюстраций и звуков, ярко демонстрируют, как ребенок видит и слышит учебную тему.
ИКТ облегчает работу учителя на уроке. Без дополнительных затрат времени учитель может включить в урок – презентацию видеофрагмент, вопросы к нему, организовать работу учащихся с видеофрагментом. С помощью системы вопросов и заданий, выставленных на слайде, организуется работа с текстом учебника, документа, рисунка. Использование авторских презентаций повышает активность учащихся. ИКТ позволяют мне осуществлять: подготовку к урокам и внеклассным мероприятиям; проводить учебные занятия; вести индивидуальную работу с учащимися, работу с классом, группой учащихся (непосредственное использование электронных и печатных материалов на предметных уроках в соответствии с учебной программой); сбор и обработку дидактического, методического, нормативного и информационного материала.

Мои педагогические наблюдения, анкетирование учеников показывают позитивное влияние используемых компьютерных технологий на качество знаний и интерес к предмету. Обучающиеся не считают эти методы, приёмы новыми, но в беседах, анкетах отмечают эти уроки как наиболее продуктивные.
Итак, компьютерные технологии помогают мне сделать работу на уроке интересной, повышают мотивацию ученика, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой. Очевидно, что развитие познавательных способностей и творческой активности обучающихся на уроках сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета.
Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. Он   отходит от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, повышается мотивация к обучению. При сочетании ИКТ с традиционными и нетрадиционными методами и приемами обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование такого подхода в преподавании английского языка является важным средством для формирования личности, его языковой компетентности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития личности. Рост качества знаний учащихся является прямым показателем качества работы учителя. 

 В течение года я продолжаю работать над повышением своего теоретического, научно-методического уровня, профессиональной компетентности в работе, стремилась повысить качество обучения с использованием ИКТ и научить учащихся применять ИКТ в своей учебной деятельности. В дальнейшем я буду продолжать работать над своей темой, стремиться к саморазвитию и раскрывать творческий потенциал своих учащихся.

В наше время широкая доступность Интернет-ресурсов обеспечила учителя множеством возможностей для непрерывного самообразования, приобретения новых знаний и умений. Учитель иностранного языка получил доступ к международным сайтам, что позволяет не только получить дополнительную информацию, но и совершенствовать собственное владение иностранным языком. Предлагаю рассмотреть небольшую подборку ресурсов, которые могут привлечь с познавательной точки зрения. 
Подписка на рассылку новостей. Многие сайты предоставляют возможность получать по электронной почте листы новостей — newsletters, в которых предлагается информация о новых ресурсах этих сайтов, новости в области преподавания английского языка. Например, One Stop English (www.onestopenglish.com) еженедельно знакомит всех подписавшихся с новыми ресурсами, включая планы уроков, аудио и видео материалы, распечатки заданий. 

Использование материалов ресурсных сайтов для учителей английского языка. Многочисленные сайты предлагают учителям английского языка статьи о новых методиках в изучении английского языка, советы по решению конфликтных ситуаций в классе, готовые задания для учащихся. Например, Сайт учителей английского языка Teaching English, созданный Британским Советом (www.teachingenglish.org.uk) обеспечивает учителей английского языка доступом к современным методическим материалам. Также нельзя не отметить всеми нами используемый сайт Инфоурок.

Участие в профессиональных сетевых сообществах. Вступив в такое сообщество, каждый учитель получает многочисленные возможности для общения с коллегами, обмена опытом, расширения собственного кругозора. Одним из наиболее популярных становится сетевое сообщество учителей английского языка EnglishTeachers.ru (www.englishteachers.ru). 

Участие в профессиональных конкурсах. Сегодня учитель получил возможность заявить о себе, участвуя в многочисленных конкурсах регионального и федерального уровня просто отправляя свои работы по электронной почте. 
Полезны и ресурсы, посвященные подготовке к разнообразным языковым экзаменам. Здесь можно и себя проверить, и ученикам помощь дельным советом. Например, в режиме онлайн можно проделать ряд 
тестов в рамках подготовки к международному экзамену TOEFL (Test of English as a Foreign Language).
Совершенствовать языковые навыки через просмотр фильмов и выполнение специальных заданий - занятие не только полезное, но и увлекательное. 
Очень содержательными и полезными бывают вебинары, где рассматриваются как непосредственно языковые, так и методические аспекты преподавания. И конечно же, стоит принимать во внимание 
информацию о конференциях, семинарах и других событиях, призванных помочь в профессиональном развитии.
Массу любопытных материалов предоставляет нам 
интернет издание «Иностранные языки». Кроме, собственно языковых новинок, здесь содержатся статьи и по психологии, без знания которой нам не обойтись.

fipi.ru - сайт Федерального института педагогических измерений.
В первую очередь он будет полезен учителям 5-ых-11-ых классов: на сайте есть большой банк типовых заданий ОГЭ и ЕГЭ, которые пригодятся для подготовки учеников к гос. экзаменам. На ресурсе размещены демоверсии заданий к экзаменам 2017-го года. Доступ ко всем материалам сайта для любого пользователя абсолютно бесплатный.
pedsovet.org - довольно известный в педагогической среде ресурс, пользующийся популярностью у учителей. На сайте представлены методические разработки, конспекты уроков по всем предметам, сценарии классных часов, новости в сфере образования и тематические конкурсы. Сайт по своей сути напоминает настоящий педсовет – на нем можно обсудить ваши текущие задачи и актуальные вопросы в сфере образования в формате блога и форума.
Материалы, размещенные на сайте, доступны любому его посетителю бесплатно.
youtube.com/user/Drofapublishing - Ютуб-канал Издательской группы «ДРОФА»-«ВЕНТАНА-ГРАФ». Если после нелегкого рабочего дня глаза устали от чтения – предлагаем вам посмотреть видео на ютуб-канале одного из самых известных российских издательств. Канал создан для учителя – он постоянно пополняется открытыми уроками, интервью с ведущими специалистами в области образования, вебинарами авторов учебников, преподавателей и учителей практиков.
Любой ролик из представленных на канале находится в открытом доступе.
1сентября.рф – сайт Издательского дома «Первое сентября». Известный в учительской среде издательский дом учредил множество уникальных проектов, участниками которых ежегодно становятся десятки тысяч российских учителей. Один из наиболее популярных – фестиваль педагогических идей «Открытый урок» festival.1september.ru. В рамках фестиваля-конкурса можно поделиться своей педагогической идеей и перенять опыт коллег – сайт хранит сотни тысяч материалов по всем сферам школьной жизни.

Среди основных и самых информативных можно выделить:
Сообщества Министерства образования РФ (vk.com/minobrnaukiok.ru/minobrnauki) – в группах можно почитать и обсудить главные новости в сфере образования.
Сообщества издательств учебной литературы (vk.com/drofa.ventanafb.com/drofa.ventanafb.com/prosveshenie) – сообщества постоянно пополняются интересными интервью, комментариями и методическими материалами к учебникам и дополнительным пособиям, сообщениями о новинках, а также выпусками новостей в сфере образования.
«Подслушано у учителей» (vk.com/secrets_of_teachers). Сообщество в социальной сети «ВКонтакте», которое создают сами учителя – делятся интересными наблюдениями, новостями и историями из школьной жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня существуют определенные условия, в которых каждый учитель может расти лично и профессионально: получать новые знания, совершенствовать умения, повышать личностную и профессиональную самооценку, приобретать признание среди коллег. Непрерывность данного процесса обеспечивает повышение его результативности (через повышение уровня готовности к самообразованию). Из этого следует, что наиболее важной составляющей совершенствования учителя является его собственное желание постоянно самообразовываться, идти в ногу со временем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование педагога как одно из условий его профессионального непрерывного образования

Данный материал отражает формы организации деятельности педагога  по самообразованию....

Выступление на педагогических чтениях: "Самообразование педагога"

Данная работа была представлена на  вторых педагогических чтения Туганского округа Томского района, на секции "Рост и совершенствование учителя: реальные пути и возможности"....

Самообразование педагога - это необходимое условие педагогической деятельности

Статья в первую очередь полезна методистам, руководителям методических объединений, педагогам....

Материалы по самообразованию педагога

Обоснование выбора темы самообразования, план работы над темой, информационная карта опыта, индивидуальная карта обобщения опыта работы. Цель: освоение научно-теоретической, методической базы об...

САМООБРАЗОВАНИЕ педагогов – важнейший фактор, обеспечивающий успех в работе педагога.

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования...