«Ролевые игры как важнейшая составляющая коммуникативного метода преподавания английского языка в средней образовательной школе»
статья по английскому языку

Настоящая статья посвящена анализу возможности применения ролевых игр и учебных материалов в системе среднего специального образования независимо от специфики конкретного образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyastepanova.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Ролевые игры как важнейшая составляющая коммуникативного метода преподавания английского языка в средней образовательной школе»

Настоящая статья посвящена анализу возможности применения ролевых игр и учебных материалов в системе среднего специального образования независимо от специфики конкретного образовательного учреждения.

Перемены, происходящие в обществе, влекут за собой ускоренное совершенствование образовательного пространства и требуют постановку новых целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Сегодня остро встает вопрос о формировании коммуникативного навыка у учащихся средней общеобразовательной школы. Зачастую, заканчивая обучение английскому языку, учащиеся в достаточной мере владеют грамматическими навыками, навыками чтения и аудирования, но сталкиваются с трудностями при устном общении, из чего можно сделать вывод, что на формирование коммуникативного навыка отводится недостаточное количество времени.

В связи с этим становится важным обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов, развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, прописанных в ФГОС, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.  Разработанная рядом авторов концепция, таких как О. А Кабанова и А. Г. Асмоловым, направлена на формирование способности у учащегося к развитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия представляют собой совокупность действий учащегося, направленных на развитие его социальной компетенции и способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений [1].

Если традиционная школа ставила перед собой задачу предоставить учащемуся информацию, прописанную в учебном плане и дать прочные знания, умения и навыки, то современный взгляд на ФГОС представляет собой передачу суммы знаний, направленных на гармоничное развитие личности учащегося путем освоения различных способов деятельности, чему в полной мере способствует применение ролевой игры в обучении иностранному языку. Вследствие чего тема нашего исследования приобретает особую актуальность в наши дни.

В настоящее время многими учеными доказывается значимость использования  ролевой игры как игрового метода обучения на уроках иностранного языка, однако их реализация на ровнях старше 1-4 классов довольно редка.

Игра представляет собой приятную деятельность, связанную с достижением определенной цели, которая достигается путем следования определенным заявленным правилам и основанная на конкуренции с одним, или несколькими людьми [2, 3]. Д. Б. Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых [5].

Хотя наиболее часто игру характеризует элемент состязательности, не только соревновательные игры могут применяться при обучении иностранному языку. Использование игр в преподавании английского языка должно быть оправданным. Различные игры могут помочь учащимся запоминать слова и грамматику, игра может устранить беспокойство, вызванное общением на иностранном языке, исключить языковой барьер. Одна из основных сложностей при обучении иностранному языку в школе заключается в том, что учащийся боится сделать ошибку, при этом предпочитая не выказывать своего мнения, не будучи уверенным в правильности своего ответа. Тем самым скованность мешает развитию коммуникативного навыка и порождает нелюбовь к иностранному языку.

Именно эту проблему и помогает решить включение ролевых игр в учебный процесс. Так как общение происходит в контексте игры, учащиеся расслабляются и забывают, что они находятся под наблюдением и контролем преподавателя. Они становятся настолько вовлечены в игровой процесс, что чувство тревоги о возможных совершенных ошибках их оставляет, доставляя учащемуся удовольствие и пользу. Джон В. Оллер, доктор философии по общему языкознанию и адъюнкт-профессор Калифорнийского университета, отмечает, что ролевая игра делает человека более гибким, то есть добившись мастерства в языковом поведении, он с легкостью сможет применять полученные навыки и умения в новых ситуациях [6].

В то же время чрезмерное использование ролевых игр может нести и негативные последствия. Время, затраченное на игровой процесс, отнимает время, которое могло бы использоваться учащимся для индивидуальной работы. Более того, это может создать в классе атмосферу, что данный вид деятельности не является реальным обучением и снизить их серьезное отношение к учебному процессу. Игровое обучение не предназначено для серьезных целей, оно не позволяет сконцентрироваться на подготовке к экзамену. Также при частом использовании игры как неотъемлемой части урока, учащимся может быстро наскучить участие заданиях игрового типа и даже вызвать раздражение. Причина в том, что учащиеся старших классов зачастую болезненно реагируют, в силу возрастных особенностей, когда их воспринимают как детей.

Но отказ от игр на уроках иностранного языка лишает учебно-методический процесс наслаждения, которое обогащает и мотивирует учащегося. После окончания игры, учащиеся должны ощущать больше, чем просто успешное выполнение поставленной задачи. На преподавателе лежит большая ответственность, ведь это его задача заключается в рассмотрении и выявлении того, когда уместно прибегать к ролевым играм, чтобы они принесли пользу. Как считает М. Ф. Стронин «ролевая игра соединяет классную комнату и жестокую реальность» [4].

При использовании игры в процессе обучения необходимо понимать, что между играми и обучением имеется разница: игра не преследует строго определенных целей, это вспомогательный процесс. Именно поэтому дидактическая игра должна избегать двух крайностей: учебная цель не должна перекрывать сущность самой игры и доходить до такой степени, что игра перестает восприниматься учащимися как развлекательный процесс. И, в то же время, игра должна быть целесообразна, нельзя допускать того, чтобы фактическая цель обучения пропадала и время, затраченное на уроке, несло бы только развлекательный характер.

В наше время все большее количество преподавателей иностранного языка по всему миру склоняется к тому, что использование коммуникативного подхода при проведении уроков влечет за собой повышение успеваемости, так как учащиеся наиболее четко понимают поставленные перед ними цели и задачи и выполняют их, что крайне важно в информационном обществе, так как основные умения, которыми должен обладать человек в наши дни, это поиск информации и умение грамотно ее применять [6].

Перемены, происходящие обществе, влекут за собой ускоренное совершенствование образовательного пространства и требуют постановку новых целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим становится важным обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов, развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, прописанных в ФГОС, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.  

Универсальные учебные действия представляют собой совокупность действий учащегося, направленных на развитие его социальной компетенции и способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Если традиционная школа ставила перед собой задачу предоставить учащемуся информацию, прописанную в учебном плане и дать прочные знания, умения и навыки, то современный взгляд на ФГОС представляет собой передачу суммы знаний, направленных на гармоничное развитие личности учащегося путем освоения различных способов деятельности, новая школа обучает ядру дисциплины, формирует способность учиться, осваивать предмет за пределами ядра. Тем самым учебной деятельностью является самостоятельная деятельность ученика с целью получения знаний, умений и навыков, в ходе которых происходит трансформация личности, эффективное освоение предметных знаний и формирование необходимых компетенций.

Основываясь на общих положениях «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования», можно выявить следующие виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Применение ролевой игры на уроках иностранного языка, в первую очередь, направлено на формирование коммуникативных и познавательных УУД, позволяя учащемуся совершать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, пользоваться такими логическими операциями, как анализ, синтез, сравнение, выдвижение и доказательство гипотезы.

Регулятивные УУД, направленные на умение ставить цель, планировать и прогнозировать возможные ситуации, развиваются в ходе подготовке к игре и ее проведении, поскольку, являясь активным участником игры, учащийся должен явно видеть ее цель, правильно поставить перед собой задачу и прогнозировать действия других участников группы.

Как для преподавателя, так и для учащихся будет полезно, если педагог будет открыт для новых предложений и идей, так как современный образовательный стандарт поощряет активное участие учащихся в процессе планирования и стремится к поощрению принимаемого ими участия. Хорошие учителя могут сбалансировать серьезный подход к изучению английского языка с более развлекательными мероприятиями. Проводя наблюдение за своими учениками, хороший преподаватель интересуется, что они думают и чувствуют.

Преподаватель иностранного языка должен быть ознакомлен с различными видами игровой деятельности развивающего характера, но делать упор на коммуникативные, ролевые игры, так как они наиболее эффективны игры в преподавании иностранного языка так как используют язык в его живом, естественном проявлении, подобные задания подготавливают учащихся к ситуации живого общения, потому что они являются менее формальными по сравнению с многими другими более традиционными видами учебной деятельности. М.Ф. Стронин справедливо отмечал, что психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции и самореализации [4].

Литература

  1. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов. – М. : Просвещение, 2013. – 245 с.
  2. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языка / Н. Д. Гальскова. – М.: АРКТИ, 2000. – 165с.
  3. Джуринский, А. Н. История педагогики. – М.: Владос, 2000. – 233 с.
  4. Стронин, М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка: Из опыта работы: пособие для учителя, – М.: Просвещение, 1984. – 112 с.
  5. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды под редакцией В. В. Давыдова / Д. Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 1989. – 350 с.
  6. Artemyeva, O. A. New Approaches in the English Language Teaching: English for Specific Purposes – Role Plays and Projects / O. A. Artemyeva // Transactions of the Tambov State Technical University. – Tambov: Vestnic, 2005. – Vol. 11. – P. 11–12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности преподавания английского языка в средней школе

В данной статье представленна информация по направлению психологические аспекты преподавания английского языка в средней школе. Изложены материалы с психологической и педагогической точки зрения. Пред...

Принципы коммуникативных методов обучения иностранному языку в средней школе.

           В настоящее время, как в теории, так и в практике обучения иностранным языкам сложилось положение, вызывающее необходимость критического пересмотра суще...

Основы преподавания английского языка в средней школе в условиях информатизации образовательного процесса

Статья "Основы преподавания английского языка в средней школе в условиях информатизации образовательного процесса"...

Использование кейс-метода в преподавании английского языка на среднем и продвинутом уровнях

Данная работа посвящается Case Method. Основными принципами данной методики является многоплановый, всеобъемлющий, глобальный подход к изучаемой проблеме или явлению, а также привлечение знаний и прие...