«Метод TPR или активные уроки на английском языке для детей»
методическая разработка по английскому языку

Коноплёва Наталья Николаевна

В традиционной методике обучения иностранным языкам основная масса информации зачастую преподносится в виде текста в учебнике или рассказа учителя, которые изредка могут сопровождаться иллюстрациями или надписями на доске. В противоположность этому, метод полного физического реагирования, по-английски TPR (Total Physical Response), является одной из попыток донести нужную информацию и помочь ее усвоить ученикам через все основные каналы восприятия: зрительный, слуховой, кинестетический.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tpr_metodicheskie_rekomendatsii_konopleva_n.n.docx37.92 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образованием администрации городского округа Истра Московской области

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества «Ровесник»

Методическая рекомендация

«Метод TPR или активные уроки на английском языке для детей»

Педагог

дополнительного образования

высшей квалификационной категории,

руководитель детского объединения

«Лингвист»

Коноплева Наталья Николаевна

2021 – 2022 уч. год

Актуальность использования метода TPR при изучении английского языка.

История обучения неродному (иностранному) языку насчитывает многие столетия, если принять во внимание опыт обучения «мертвым» языкам – древнегреческому и латинскому – и опыт обучения современным языкам через естественное общение с носителями языка. 

На сегодняшний день иностранный язык является одним из тех гуманитарных предметов, к которому проявляется наиболее острый интерес. 

То, что без знания иностранных языков в современном обществе человеку обойтись невозможно, стало очевидным почти для всех. Изменился и возраст учащихся. Если до сих пор методика ориентировалась, прежде всего, на старших школьников, то теперь родители стремятся, как можно раньше начать обучение детей иностранному языку, тем более, что дошкольный и младший школьный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом для этого вида деятельности. Этими факторами и стала обусловлена реализация непрерывного образования по иностранному языку на всех этапах обучения, начиная с дошкольных учреждений и заканчивая повышением полученной квалификации. 

Но, к сожалению, до сих пор при обучении английскому языку детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста зачастую отсутствует мотивация, интерес к изучаемому языку, занятия практически лишены игр, занимательных заданий, видов деятельности, интересных детям данной возрастной категории. 

На мой взгляд, одним из эффективных методов, который можно применять при обучении детей дошкольного возраста английскому языку, является метод физического реагирования  — The Total Physical Response (TPR). 

Психолого-педагогическим обоснованием целесообразности использования метода TPR являются особенности развития детей данного возраста, в частности, их психологические особенности.

Игра - ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков в реальной жизни. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на иностранном языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания. Игра органически связана с учебной деятельностью. Именно использование игровых приемов обучения помогает решить многие учебные задачи. 

Игра – источник детской радости и  положительных эмоций. Дети любят играть с языком, поэтому необходимо предлагать им разнообразные виды творческой деятельности, яркие наглядные материалы, делать  акцент на элементах сказочности, приключениях, инсценировках. Это могут быть веселые песенки, стишки, прибаутки, рифмовки, головоломки, ребусы, путаницы, викторины, связанные с темой занятия. Дети очень любят разнообразные командные игры и игры в парах, подвижные игры, мимические и ролевые игры. 

Известно, что у детей нет особой причины, чтобы изучать иностранный язык, поэтому активная деятельность помогает усилить детскую мотивацию. Детям нравится, когда на занятиях они учатся, делая что-нибудь: считают, измеряют, изготавливают разнообразные поделки, открытки, книжечки, раскрашивают готовые образцы, рисуют сами, дорисовывают предметы, поют, развивают мимику и жесты. 

Также необходимо отметить, что детские интересы сосредоточены на них самих, на их внутреннем мире (в этом проявляется эгоцентризм ребенка – индивидуализм, эгоизм, от латинских слов “ego”- я и “centrum”- центр), поэтому на занятиях важно использовать такие задания и виды деятельности, которые дают детям возможность общаться, обмениваться информацией о них самих, об их семье, любимых игрушках, мультфильмах, книгах, играх, питомцах и т.д. 

Как известно, интеллект развивается и совершенствуется у человека только при непременном условии овладения речью. 

Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека.

Внимание к развитию речи ребенка дошкольного возраста особенно важно потому, что именно в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции, и наступает качественно новый этап освоения речи. 

Изменение стоящих перед ребенком задач, усложнение его общения со взрослыми и сверстниками, появление новых видов деятельности, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию всех сторон речи – словаря, звуковой культуры, грамматического строя; её форм – контекстной и объяснительной; её функций – обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей, звуковой. Именно в этот период дети сензитивны к освоению иностранного языка.

Известный психолог Л.С. Выготский в своей работе «Мышление и речь» указывал на следующую взаимосвязь: «Сознательное и намеренное усвоение иностранного языка совершенно очевидно опирается на известный уровень развития родного языка…и обратно – усвоение иностранного языка промеряет путь для овладения высшими формами родного языка». 

Дети этого возраста отличаются особой чуткостью  к языковым явлениям, у них проявляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, «секретов» языка. Они легко и прочно запоминают языковой материал и хорошо его воспроизводят, поэтому дошкольный возраст особенно благоприятен для начала изучения английского языка.  

Какие же необходимо найти пути и приемы, учитывающие все вышеуказанные психологические особенности? Когда мы начинаем думать об обучении наших детей английскому, порой можно запутаться в разнообразии методов, которые предлагаются в языковых школах.

Одним из таких путей является метод физического реагирования - The Total Physical Response (TPR).

В традиционной методике обучения иностранным языкам основная масса информации зачастую преподносится в виде текста в учебнике или рассказа учителя, которые изредка могут сопровождаться иллюстрациями или надписями на доске. В противоположность этому, метод полного физического реагирования, по-английски TPR (Total Physical Response), является одной из попыток донести нужную информацию и помочь ее усвоить ученикам через все основные каналы восприятия: зрительный, слуховой, кинестетический.

Это интересно

Люди способны усваивать одну и ту же информацию по-разному. Тех, кто хорошо воспринимает информацию на слух, называют аудиалами.  С другой стороны, есть те, которым важно не только услышать, но и увидеть какие-то зрительные образы: картинки, видеоматериалы, схемы. Эти люди называются визуалами. Кроме того, есть и те, кто способен усваивать многие факты лишь через ощущения, например, через запах, вкус или при помощи тактильных ощущений.  Их называют кинестетиками.

История возникновения TPR

TPR появился в 60-70-х годах прошлого века, когда профессор психологии университета Сан-Хосе Джеймс Ашер, наблюдая за малышами, которые осваивали свой первый язык, заметил, что вначале дети выполняют команды взрослых, а потом уже начинают говорить. Он сделал вывод, что лучше всего новые слова и фразы можно запомнить, если подкреплять знания действиями.

Изначально метод TPR предназначался для взрослых и основывался на теории о полушариях, согласно которой, левое полушарие мозга ответственно за абстрактно-логическое мышление и языковые способности, а правое – за мышление, творчество и интуицию. Ашер предложил задействовать при изучении языка правое полушарие, а не только левое.

Деятельность правого полушария является решающей для творческой личности. Исследования подтверждают, что даже физическое повреждение левого полушария у артиста или художника не сказывается на их способностях. В то же время при проблемах с работой правого полушария, такие люди могут полностью потерять свой творческий дар.

У всех маленьких детей больше развито образное мышление, а соответственно, правое полушарие. Но со временем, когда начинает активно формироваться абстрактно-логическое мышление, усиливается роль левого полушария.

Особенно разница в работе полушарий становится заметна во время обучения. Ведь в традиционной методике информация в основном подается в виде знаков (в том числе и речи), когда ученик слушает объяснения педагога, читает текст или выполняет серию упражнений. При этом правое полушарие, которое специализируется на образах, остается практически без действия.

По мнению Ашера, при обучении иностранному языку обязательно нужно включать в работу правое полушарие, используя на занятии физическую активность и разнообразный наглядный материал. При этом следует избегать стрессов и негативных эмоций, поскольку они будут способствовать возникновению негативных образов и ассоциаций, связанных с иностранным языком.

В чем суть метода TPR?

Суть метода заключается в запоминании новых слов, фраз и лексических конструкций с помощью жестов, выполнения команд, пантомимы и игры. Например, на слово bike (велосипед) дети изображают сам предмет и действия с ним. Таким образом можно выучить огромное количество слов, запоминая их ассоциативно.

У дошкольников и детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление, им тяжело проводить параллели между русским и английским, тем более переводить. Чтобы запомнить новое слово ребенку нужно соотнести это слово с его образом — предметом, картинкой или жестом, в чем нам и помогает TPR.

Этот метод обучения второму языку основан на сочетании языка и физических движений. В TPR педагог дает команды обучающимся на целевом языке, а обучающиеся реагируют при помощи движений тела.  

TPR  является примером того, что на первом этапе самое главное — это слушать и воспринимать новый язык. А генерирование языка, собственная речь придут позже. Никто не заставляет ребенка сразу говорить — он обязательно сначала несколько лет слушает речь взрослых, затем начинает выполнять их команды (что похоже на TPR) и только затем начинает говорить сам.

Родного языка при обучении таким методом педагог практически не использует. Все, о чем он просит, он сначала показывает сам – поэтому и команды выбираются такие, чтобы сразу было понятно, о чем речь. Так как дети не могут долго усидеть на месте, то и команды часто требуют движения (отсюда и название). Начинается обучение с базовых команд – «Сядь», «Встань», «Дотронься до чего-либо» и т.д, и со временем их становится все больше и они усложняются. 

Основное правило TPR: нельзя понять то, чего ты не сделал сам. На занятиях обучающиеся не являются пассивными слушателями, они активно вовлекаются в образовательный процесс: повторяют слова, фразы с разной интонацией, движениями, придумывают свои игры, танцуют.

Глаголы движения таким образом учатся на ура. При таком запоминании задействуется наглядно-образное мышление и приводить дополнительные объяснения или параллели с родным языком не требуется, достаточно вспомнить слово и жест или картинку, которая его характеризует.

TPR (Total Physical Response) – метод полного физического реагирования нацелен на восприятие языка через органы чувств и подходит для кинестетиков, аудиалов и визуалов.

TPR можно и нужно применять для решения множества задач:

отработать лексику, связанную с движениями (go, smile, bow, jump) и частями тела (head, nose, eye, back);

активизировать временные конструкции (Every morning I get up, I wash my face, I make breakfast);

выучить выражения классного обихода и команды (Open your books, stand up, close your eyes);

инсценировать рассказы и истории;

для релаксации и смены деятельности во время физпаузы.

Примеры использования Метода полного физического реагирования на занятиях английского языка

Когда как не во время занятия с использованием метода Total Physical Response задействовать различные подвижные и ролевые игры, инсценизацию или рассказывание сказок (storytelling). Например, можно использовать для этого известную во всем мире английскую сказку о Пряничном Человечке (Gingerbread Man). Для занятия можно подготовить фигурки Человечка и других персонажей из картона или из теста.

- Одним из примеров игры с использованием музыки может стать подвижная игра “Head and Shoulders”. Для начала, нужно разучить с детьми саму песенку:

Head and Shoulders,

Knees and toes, knees and toes,

Head and Shoulders,

Knees and toes, knees and toes,

Eyes and ears, mouth and nose,

Head and Shoulders

Knees and toes, knees and toes,

Никакие слова при этом не нужно переводить на русский. Просто повторяя движения и слова, дети очень легко выучат эту песню. Помочь в этом также может следующий видеосюжет.

Убедившись, что дети знают все слова из песни, можно разыграть саму игру. Педагог только показывает на части тела или лица, а дети должны воспроизвести нужное слово. В более сложном варианте игры педагог, показывая на ту или иную часть тела, намеренно говорит неправильное слово, а дети должны исправить его ошибку.
Как правило, такие игры, как и само разучивание песенки, нравятся детям как дошкольного, так и младшего школьного возраста и вызывают у них бурю положительных эмоций.

- Story time

Берётся простая история, которую учитель медленно рассказывает детям, повторяет по нескольку раз фразы, обращается к детям, задаёт вопросы, просит показать действие. Учитель выступает в роли аниматора, вовлекает в процесс повествования детей.

- Ответы на вопрос «Hello. How are you?» легко сопроводить движениями.

I’m hungry.

Погладить живот.

I’m tired.

Опустить руки, изобразив усталость.

I’m sleepy.

Сложить ладони вместе и опустить на них голову.

I’m not so good.

Скрестить ладони на груди и нахмуриться.

I’m good.

Вытянуть вперед руку с поднятых вверх большим пальцем.

I’m great.

Вытянуть вперед обе руки с поднятыми вверх большими пальцами.

I’m wonderful.

Радостно поднять руку вверх.

- Изучение глаголов движения – бегать, прыгать, летать, плавать, ползать, карабкаться наверх, танцевать, петь и т.д. – также несложно сопроводить движениями. Изучение глаголов движения можно соединить с изучением грамматической конструкции I can/I can’t.

- В процессе изучения новой лексики по теме «Погода» учитель может разучить с детьми движения, соответствующие разным погодным явлениям.

It’s cold.

Скрестить руки на груди и обхватить себя.

It’s hot.

Вытирать лоб ладонью.

It’s windy.

Поднять руки вверх и раскачиваться из стороны в сторону, как деревья на ветру.

It’s raining.

Кончиками пальцев изобразить, как капли дождя стучат по стеклу.

It’s snowing.

Изобразить, как лепят снежки.

It’s sunny.

Поднять ладони вверх, скрестить их, растопырив пальцы, изображая сияющее солнце.

It’s cloudy.

Прикладывая ладонь ко лбу, изобразить, что солнышко пропало и мы его ищем.

- Лепим снеговика
И заодно учим body parts. В преддверии Нового года можно слепить снеговика из ваты прямо в классе (в остальное время, снеговика можно заменить, скажем, на робота). Учитель говорит: “The snowman needs a head” (интонационный акцент делаем на последнем слове) и показывает на свое тело, чтобы дети поняли, что такое head. Наряду с body parts, в процессе игры закрепляются числительные.

- Разучивание выражений по теме «Мой день».

I wake up.

I brush my teeth.

I comb my hair.

I have breakfast.

I take a shower.

I get dressed.

I go to school и т.д.


- Sing-sing
Дети любят петь, особенно хором. Музыка поднимает настроение и, благодаря песенкам, можно выучить новые слова. YouTube-каналы предлагают на выбор множество простых, но интересных песен: выбирайте, что душе угодно. Детям нравится, например, песенка про старого фермера Макдоналда.

В процессе прослушивания этой мелодии можно выучить лексику, связанную с названиями животных (cow, pig, dog и тд). Можно включить песенку и показывать ребятам движения (они должны быть простыми: покачивания вправо-влево, повороты в разные стороны, хлопки). При этом необходимо пародировать звук, с которым ассоциируется то или иное животное («му» = корова, например).

- Игра «Simon says».

- Изучение лексики по теме «Части тела» с помощью игр и песен.

- Изучение лексики по теме «Члены семьи» с помощью движений и песен «Finger family», «Baby shark».

Дошкольникам и младшим школьникам на уроке требуется частая смена деятельности, поэтому задания с применением метода полного физического реагирования можно включать как самостоятельные упражнения, так и в качестве физминуток. Они позволят снять напряжение, снизить уровень стресса, преодолеть языковой барьер и сделать урок интересным и запоминающимися.

Плюсы использования TPR

Конечно, как и в любом методе, в этом есть свои плюсы и минусы. Вначале рассмотрим положительные стороны использования TPR:

•          Дети лучше всего запоминают то, что весело и интересно (да и многие взрослые тоже) Поэтому игры и смена ролей с ученика на учителя способствуют непроизвольному запоминанию новых слов, фраз и дальнейшему их употреблению в речи.

•          Задания на TPR могут играть роль физкультминуток, не дают детям заскучать и всегда интересны.

•          С помощью этого метода можно разыграть практически любую песню, сказку, историю и она запомниться намного лучше без всякой зубрежки.

•          TPR можно применять даже в больших классах, не боясь, что кому-то это может не понравиться.

Минусы использования TPR

А теперь, остановимся более подробно на минусах, которые, к сожалению, тоже есть:

•          Главным минусом этого метода является ригидность мышления взрослого человека, неприятие чего-то нового и на первый взгляд, странного. Да и поначалу, физически сложно весь урок или часть его провести в движении, выдумывать движения, заряжать всех детей хорошим настроением и желанием играть.

•          Также в ходе занятий нужно использовать дополнительный материал, который нужно заранее подготовить и принести (а это могут быть не просто бумажные материалы, но даже куклы и целый театральный реквизит).

•          Существенным минусом TPR является то, что его практически нельзя использовать при изучении грамматики. Ведь как можно показать правило? Хотя автоматизировать некоторые грамматические структуры возможно.

•          И, наконец, взрослым людям достаточно сложно изучать язык, как это делают дети – в игре и в движении.

А вот для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста метод TPR очень подходит, потому что их образное мышление еще гораздо более развито, нежели абстрактно-логическое.

Заключение

Как видите, метод TPR – очень интересный, креативный и увлекательный. Вы можете пробовать его с вашими детьми и увидите, как английский из скучного урока превратиться в любимое занятие.

Так или иначе, метод полного физического реагирования является одной из попыток донести нужную информацию и помочь ее усвоить обучающимся через все основные каналы восприятия: зрительный, слуховой, кинестетический. Один из любимых методов преподавателей, которые часто работают с детьми. Но даже при работе с взрослой аудиторией данная методика бывает весьма эффективна. 

Основной его принцип: понять можно только то, что вы пропустили через себя, в буквальном смысле, «пощупали». Сначала обучающийся должен усвоить материал, молча получить знания, а на втором этапе изобразить действием прочитанное или услышанное. Данный метод открывает невероятный простор для различных игровых заданий, которые, несмотря на кажущуюся несерьезность, способствуют изучению и закреплению весьма сложных аспектов в изучении языка.

Список литературы

  1. J.Asher. Learning another language through actions: the complete teacher’s guide book. Los Gatos, California: Sky Oaks Production, 1977
  2. J.Asher. Generalization about TPR. California: Sky Oaks Production, 1980
  3. Выготский Л.С. «Мышление и речь», Москва, 1956, -292 с.
  4. Ссылки на видео, знакомящие с применением TPR метода в работе с детьми.

 https://www.youtube.com/watch?v=6iR6-8ERlrg  English for kids with Steve

https://www.youtube.com/watch?v=1Mk6RRf4kKs

https://www.youtube.com/watch?v=_barTKxikvA  Genki English


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по английскому языку для детей 3-4 лет

Конспект урока по английскому языку "Animals" для детей 3-4 лет....

Использование коммуникативного метода на примере одного урока по английскому языку

Использование коммуникативного метода на уроках английского языка...

Методика преподавания английского языка одарённым детям на основе использования коммуникативного метода обучения

Методика преподавания английского языка одарённым детям на основе использования коммуникативного метода обученияПрoблeмa рaбoты с oдaрeнными дeтьми – oднa из сoврeмeнных зaдaч мoдeрнизaции oбрaзoвaния...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

Конспект урока по английскому языку для детей 5-7 лет

Тема урока - Закрепление ЗУН по темам: животные, числительные, цвета....

Активные и интерактивные методы и приёмы в преподавании иностранного (английского) языка

В последние годы изучение иностранного языка входит в жизнь ребенка не только как учебный предмет, но и как одна из составляющих повседневной жизни: ребенок слышит иностранную речь в СМИ, путешествуя ...