Доклад Эффективная подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ. Организация самостоятельной деятельности на уроках английского языка.
материал для подготовки к егэ (гиа) по английскому языку

Черняева Ирина Геннадьевна

Эффективная подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ по английскому языку.» Подготовила: Черняева И.Г. учитель английского языка  Эффективная подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ. ... Исходя, из субъективных проблем при подготовке обучающихся к итоговой 4 аттестации необходимо вносить дополнения и корректировку в календарно­ тематическое планирование по английскому языку с учетом содержания КИМов и развития универсальных мыслительных операций учащихся. Поэтому необходимо начинать подготовку к итоговой аттестации уже с того класса, когда изучаются темы, вошедшие в кодификатор

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnaya_podgotovka_obuchayushchihsya_k_sdache_oge.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективная подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ. Организация самостоятельной деятельности на уроках английского языка.

«Язык – средство выражения мыслей. Для того, чтобы сформулировать свое мнение в письменном высказывании по актуальной проблеме или устно сравнить две фотографии на актуальную тему, надо уметь размышлять, находить аргументы, делать выводы. ЕГЭ по иностранному языку проверяет не то, сколько слов ученик выучил, а то, насколько он готов к дальнейшей жизни и учебе»

Председатель федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по иностранным языкам

Мария Валерьевна Вербицкая

Любой учитель, работающий в 9 классе, с тревогой и волнением ожидает успешной сдачи государственной итоговой аттестации каждым выпускником. Результаты государственной итоговой аттестации во многом зависят от предварительной подготовки к этому ответственному периоду. Можно выделить следующие составляющие готовности учащихся к сдаче экзаменов в форме ОГЭ:

•        информационная готовность (знания о правилах поведения на экзамене, правилах заполнения бланков и т. д.);

•        предметная готовность (теоретическая – качество подготовки по предмету, практическая – умение выполнять задания КИМов);

•        психологическая готовность (внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и использование возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Как же подготовить учащихся к сдаче экзамена по английскому языку в форме ОГЭ?

Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, умений и навыков, а также качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. Подготовка учащихся к ОГЭ должна осуществляется по следующим направлениям:

I.        информационная работа;

II.        содержательная (предметная) подготовка (Формула эффективного действия: учебник – носитель содержания образования  + технология обучения + технология оценивания);

III.        психологическая подготовка (состояние готовности – внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможности личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Введение государственной итоговой аттестации по английскому языку вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя.

Подготовку к ОГЭ в 9 классе начинаем в начале года

1. Работа с родителями. Для обучающихся и их родителей в сентябре-октябре проводим совместное родительское собрание, на котором рассказываем об организации и проведении ОГЭ по английскому языку в 9 классе и то, как необходимо к экзамену подготовиться, чтобы получить высокий результат, набрать максимальное количество баллов.

2. Проведение дополнительных занятий по подготовке к ОГЭ:

· консультации для слабых учащихся;

· консультации для сильных ребят;

· индивидуальные консультации.

3. Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям. На каждом уроке решаем и разбираем задания не только из учебника, но и задания, соответствующие теме задания из КИМов.

4. Использование в домашних заданиях материалов КИМов.

5. Включение экзаменационных задач в содержание текущего контроля.

В контрольные и тестовые работы включаю задания, соответствующие заданиям ОГЭ. Обязательно добиваюсь того, чтобы ребята отработали задания, в которых допустили ошибки.

6. Проведение тематического повторения в течении года.

В сборниках для подготовки к ОГЭ есть много заданий по определённой теме, например, «Путешествия». Готовясь к уроку, учителю приходится искать задания по этой теме в разных источниках, что занимает много времени.

7. Систематическая работа по заполнению бланков. С заполнением бланков возникает много проблем, поэтому, чем раньше обучающиеся по ним начинают работать, тем меньше вероятность допущения ошибок в оформлении.

8. Психологическая подготовка учащихся к ОГЭ заключается в выработке психологических качеств, умений и навыков выпускников, которые повысят эффективность подготовки к прохождению ОГЭ и позволят каждому школьнику более успешно вести себя во время экзамена, т.е. будут способствовать развитию памяти и навыков мыслительной работы, концентрации внимания, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, владеть своими эмоциями.

На этапе содержательной (предметной) подготовки учитель должен осмыслить основные требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам выпускников школы, изучить кодификаторы и спецификацию ОГЭ, изменения в КИМах и выстроить траекторию подготовки выпускников к итоговой аттестации. Исходя, из субъективных проблем при подготовке обучающихся к итоговой аттестации необходимо вносить дополнения и корректировку в календарно-тематическое планирование по английскому языку с учетом содержания КИМов и развития универсальных мыслительных операций учащихся. Поэтому необходимо начинать подготовку к итоговой аттестации уже с того класса, когда изучаются темы, вошедшие в кодификатор. Основная подготовка учеников к ОГЭ идет не только в 9 классе, типовые задачи следует начинать решать уже с 5-го класса. Исключительно важным становится планомерная целенаправленная работа по подготовке к итоговой аттестации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с:

  • тетрадью на печатной основе
  • со сборниками тестов
  • с использованием пособий, подготовленных авторскими коллективами ФИПИ, и пособия, имеющие гриф ФИПИ (сайт www.fipi.ru)
  • тренинги с использованием Интернет – технологий.

Использование сайтов предметной направленности и On-line тесты для подготовки к итоговой аттестации. Большое количество экзаменационных материалов размещено в Интернет-ресурсах информационной поддержки ЕГЭ:

При подготовке к ГИА необходимо с учащимися детально разобрать демонстрационный вариант ОГЭ, назначение которого заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику составить представление о структуре будущих КИМов, количестве заданий, их форме, уровне сложности.

Конечно, подготовка к урокам и проведение дополнительных занятий занимают много времени и сил, но, если правильно организовать свою деятельность и заинтересовать обучающихся в получении положительной оценки, то вся проведенная работа принесёт желаемый результат.

Самостоятельная работа является важным звеном в обучении иностранному языку, так как недостаточное количество часов, отводимых на классные занятия, требует значительного объема самостоятельной работы учеников.

В Концепции модернизации российского образования прописано, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью…». Способность к самообразованию в области английского языка приобретает особую актуальность, так как английский язык используется представителями большинства профессий и именно знание английского языка способствует успешной социализации выпускников.

Когда мы говорим о формировании у школьников самостоятельности, мы имеем в виду две тесно связанные между собой задачи. Во-первых, это развитие у учащихся самостоятельности в познавательной деятельности, обучения их самостоятельно овладевать знаниями и формировать свое мировоззрение. Во-вторых, это научить их самостоятельно применять те знания в учении и практической деятельности, которые у них есть.

Одна из задач школы на современном этапе – научить учащихся учиться. Один из способов развития самостоятельности учеников – их самостоятельная работа на уроке и во внеурочное время. Задача учителя – оказать помощь учащимся, которая носит направляющий, объясняющий, организующий и корректирующий характер, дать необходимые рекомендации о том, как выполнить то или иное задание, обучить их последовательности выполнения упражнений, создать необходимые для этого условия.

Организация и проведение самостоятельной деятельности на уроках английского языка требует особого подхода. Поэтому учителю необходимо тщательно продумывать планы уроков, определять содержание и место самостоятельной работы, формы и методы ее организации. Только в этом случае самостоятельная деятельность учащихся на уроках будет осознанной. При этом педагог должен предусмотреть уровень сложности и объем работы, трудности и возможные ошибки, которые могут возникнуть у детей в ходе ее выполнения. При организации самостоятельной работы на уроках английского языка также необходимо продумать проведение контроля и оказание помощи учащимся.

Самостоятельная работа учащихся помогает повышению эффективности обучения как в отношении овладения системой знаний, умений и навыков, так и в отношении развития способностей в умственном и физическом труде. Самостоятельная работа играет ведущую роль на уроке и степень самостоятельности школьников при выполнении тех или иных видов самостоятельных работ связана с характером их деятельности, которая начинается с подражательных действий, затем усложняется и имеет свои высшие проявления. В связи с этим повышается необходимость пересмотра руководящей роли учителя. Самостоятельная работа рассматривается как средство обучения.

Чтобы учащийся умел работать самостоятельно, необходимо его этому учить. Что же требуется для развития самостоятельной деятельности учащихся при изучении иностранного языка?

Во-первых, необходимо осознание цели выполняемой деятельности, каждого конкретного упражнения. Учащийся должен знать что он будет делать, каков конечный результат.

Во-вторых, требуется знание самой процедуры выполнения задания. Учитель должен вооружить учащихся рациональными приёмами учебной деятельности.

В-третьих, нужно умение пользоваться для выполнения задания соответствующими средствами обучения (звукозапись, дидактический материал).

Иными словами, при выполнении самостоятельной работы учащийся должен знать что делать, как делать и при помощи чего можно выполнить задание с наибольшим успехом. И задача учителя научить его этому.

Самостоятельная работа учащихся 2–9 классов осуществляется в процессе их обучения по всем видам деятельности.

При чтении учащиеся самостоятельно выполняют различные упражнения: выбирают правильный вариант из данных, отвечают на вопросы, подбирают правильный заголовок, находят эквиваленты. Что касается чтения, то этот вид деятельности совершается читателем главным образом наедине с собой, следовательно, самостоятельная работа вполне ему соответствует.

Аудирование само по себе предусматривает самостоятельность, ученик сам слушает текст. При аудировании учащиеся прослушивают информацию и выполняют самостоятельно задания: выбрать правильные предложения из данных, подтвердить или опровергнуть реплики, закончить данную фразу. Задания выполняются учащимися обычно во время прослушивания текста. Аудирование в настоящее время происходит не только в классе, без подготовки, в присутствии учителя, с его голоса или в фонозаписи, но существуют и аудиотексты для самостоятельной работы учащихся, и эта форма работы вполне применима к данному виду речевой деятельности. Подобные задания даются в записи, что позволяет готовить учащихся к требованиям ГИА.

Такой вид деятельности, как письмо, в 6–9 классах тоже связан с самостоятельной работой учащихся. Различные упражнения: описать погоду, свою семью, школу и т. д., составить своё расписание уроков, написать советы по уходу за растением, заполнить анкету, – самостоятельно выполняются учащимися на основе упражнения-опоры (на уроке или дома). Подобные задания также позволяют готовить учащихся к ГИА.

Во время работы над диалогом или монологом учащиеся, используя изученный лексико-грамматический материал и опираясь на диалоги и тексты, самостоятельно составляют диалоги и монологи, готовят презентации дома. Устная речь и в первую очередь говорение осуществляется непосредственно в присутствии собеседников, роль которых в школе выполняет учитель и соученики. Однако обучение говорению предполагает определённые стадии, для которых самостоятельная работа является наиболее адекватной формой.

В самостоятельную работу целесообразно также включать определённые звенья работы над языковым материалом – знакомство с ним и частично тренировку в его употреблении. Работа над лексико-грамматическим материалом тоже предусматривает самостоятельную деятельность учащихся: найти эквивалент на английском, подобрать синоним или антоним к данным словам, заменить изученные слова новыми, поставить глаголы в данное грамматическое время, выбрать правильное грамматическое время из данных, осуществить словообразование, превратить утверждения в вопросы или отрицания, заменить активный залог пассивным и т. д.

Самостоятельная работа учащихся осуществляется и при обучении работе со словарём: найти правильные / неправильные глаголы, 2-ю или 3-ю формы неправильных глаголов, перевод слова на русский язык, транскрипцию.

Таким образом, самостоятельная работа учащихся в процессе их обучения английскому языку осуществляется во всех классах благодаря использованию как традиционных методов, так и новых технологий, в частности, модульному обучению.

Эффективность самостоятельной работы в значительной мере зависит от качества учебных материалов, методических пособий и инструкций. Их специфика заключается в том, что они выполняют основные функции преподавателя: организационную, управляющую и контролирующую. Поэтому они должны мотивировать действия, указывать ориентиры осуществления этих действий, обеспечить обратную связь – контроль правильности выполнения действий. Задача всех материалов – обеспечить активную самостоятельную работу обучающихся, желание работать творчески, искать и находить самостоятельные решения, развивать готовность к дальнейшему самообразованию.

Важную роль в становлении самостоятельности учащихся играют самоконтроль и самокоррекция. Для развития самоконтроля и самокоррекции на занятиях можно предоставлять учащимся возможность проверить свою работу, сверить с образцом. В связи с этим, встает проблема отношения к ошибкам. При изучении иностранного языка ошибки естественны и неизбежны. Нужно дать возможность учащимся самостоятельно исправить свою ошибку. В этом случае ошибка будет являться не тормозящим, а развивающим фактором в процессе обучения.

Итак, все описанные приемы обучения и виды работы помогают повысить эффективность урока, привлечь ребят к активной речевой деятельности, развить в них самостоятельность, сделать процесс овладения иностранным языком интересным для учеников.

Очевидно, что практическое применение самостоятельной работы, это не просто вид учебной деятельности, это целый комплекс вспомогательных элементов, чья область применения не ограничивается школой, напротив, распространяясь дальше и являясь ключевым элементом в самообразовании человека.

Таким образом, результативность сдачи ОГЭ во многом определяется тем, насколько эффектно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся. Если мы сумеем сформировать у обучающихся самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения в течение всей последующей жизни, то мы выполним заказ государства и общества в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МНОГОУРОВНЕВАЯ СТРУКТУРА В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Рассмотрение многоуровневой структуры в организации самостоятельной работы на уроке английского языка, как один из важных стимулов, способствующих развитию внутренней активности учащихся. В структуре ...

Доклад-Организация исследовательской деятельности на уроках английского языка

В рамках реализации ФГОС нового поколения актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний...

Использование интернет - ресурса Learning Apps и программы MS Power Point для организации самостоятельной работы на уроках английского языка

В современных условиях система образования имеет практическую направленность. Ее главной целью является формирование личности человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь...

Особенности организации самостоятельной работы на уроках английского языка как способ повышения мотивации учащихся

Доклад на тему "Особенности организации самостоятельной работы на уроках английского языка как способ повышения мотивации учащихся"...

Эффективная подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ. Организация самостоятельной деятельности на уроках английского языка.

Доклад затрагивает вопросы эффективной подготовки обучающихся к сдаче ОГЭ,организации самостоятельной деятельности на уроках английского языка, работы с лексико-грамматическим материалом. Об информаци...

Современные технологии организации самостоятельной работы на уроках английского языка

Настоящей работа основана на проблеме недостаточного применения самостоятельной работы на уроках иностранного языка. Зачастую учителя недооценивают данный вид учебной деятельности, ссылаясь на недоста...

Организация самостоятельной деятельности на уроках русского языка

Статья рекомендована для учителей русского языка. Основная цель: приемы и методы организации самостоятельной деятельности на уроках русского языка....