Доклад-Организация исследовательской деятельности на уроках английского языка
статья ( класс) на тему

Талибуллина

В рамках реализации ФГОС нового поколения актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения делать выводы, строить умозаключения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Талибуллина Гульнара Нафисовна,

Учитель английского языка, МБОУ «Новонадыровская СОШ», Альметьевского муниципального района РТ

Тема доклада: Организация исследовательской деятельности с учениками основной и старшей школы.

В рамках реализации ФГОС нового поколения актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения делать выводы, строить умозаключения.

В основе стандартов второго поколения лежит системно-деятельностный подход, в основе которого предусматривается участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда знания не преподносятся в готовом виде, а самостоятельно добываются в ходе проектной и исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время.

По нашему мнению, способов развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка много, но собственная исследовательская практика и создание своих проектов - один из самых эффективных.

Научно – исследовательская деятельность – одно из направлений организации внеурочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения»

Что касается учебной дисциплины «Иностранный язык», то она имеет беспредметный характер и поэтому в исследовательской и научно-исследовательской работе можно заниматься исследованиями в различных областях науки. Для того чтобы ребенок захотел участвовать в исследовательской работе у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. ребенок должен захотеть понимать информацию и сообщать ее другим. Поскольку человек – существо социальное, он должен еще в школе учиться говорить обдуманно, целенаправленно, решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными источниками, выступать с докладами, уметь слушать себя и других.

Исследовательская работа в современной школе предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя. В этой связи возникают две крайности - полностью предоставить учащегося самому себе или значительно ограничить его самостоятельность. Педагогическая тонкость этого процесса заключается в том, что ученик должен чувствовать, что исследовательская деятельность – это его работа и реализация его собственных идей.

Если сегодня часть работы ребенок выполняет сам, а трудную недоступную часть работы он выполняет вместе с учителем, то завтра весь объем подобной работы он сможет выполнять самостоятельно. 

Только совместная с учителем деятельность в ходе всего исследования даст ученику возможность освоить новые знания, умения и навыки, усовершенствовать уже имеющиеся и овладеть универсальными учебными действиями. Для того чтобы учитель стал руководителем исследовательской деятельности и передать свой опыт учащимся, он должен уметь:

  • владеть всем арсеналом исследовательских поисковых методов,
  • уметь организовать исследование и самостоятельную деятельность учащихся;
  • уметь организовывать и проводить дискуссии, не подавляя учеников своим авторитетом;
  • устанавливать в творческих группах эмоциональный настрой, направленность учащихся на самостоятельный поиск;
  • уметь интегрировать знания из различных научных областей.

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Такая работа предполагает наличие основных этапов, характерных для реального научного исследования и в целом соответствует в научной сфере традициям:

  • постановка проблемы;
  • изучение теории, посвященной данной проблематике;
  • подбор методик исследования и практическое овладение ими;
  • сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
  • научный комментарий, собственные выводы.

Перед празднованием 110 летия со дня рождения поэта-героя Мусы Джалиля у ученицы 7 класса Загидуллиной Лейсан возникла  идея написать исследовательскую работу на тему «Литературный перевод стихотворений М Джалиля – как способ повышения мотивации в изучении английского языка».Деятельность такого рода для ученицы 7 класса была выбрана в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями девочки: отличница по всем предметам,

Работа была достаточно сложной,поэтому я создала рабочую группу из восьмиклассников,которые занимались переводом стихотворений Мусы Джалиля из татарского языка на английский,применяя свои знания татарского языка ,литературы и английского языка.  Рабочая группа перевела достаточно много стихотворений поэта.

Несмотря на большую личную заинтересованность Лейсан в работе и ее трудолюбие я все время принимала участие в ее деятельности: как консультант, как эксперт по английскому языку, как коллега, и сделала вывод – учитель всегда должен быть рядом со своим подопечным: хвалить или критиковать, удивляться или сомневаться, но никогда не оставаться безразличным. Как должен организовать учитель каждый этап исследовательской работы ?

Ученики данного возраста могут самостоятельно сформулировать проблему и цель своей работы – их знаний и школьного опыта для этого достаточно. Трудность может возникнуть у них при разработке плана, особенно детального: если основные этапы работы просматриваются ими легко, то более мелкие шаги выпадают из поля зрения. На этом этапе работы мы с Лейсан очень долго и тщательно продумывали направления ее исследовательской деятельности: предмет исследования, гипотеза , что необходимо сделать в процессе работы, в какой последовательности и за какой  период.

На этапе изучения теории, посвященной данной проблематике, и подборе методик исследования ученики достаточно успешно находят необходимую информацию в Интернете, в основном используя русскоязычные сайты. Затруднения у них возникают при работе с печатными источниками и иноязычными сайтами. Лейсан самостоятельно прочитала и проработала большое количество материала, нашла интереснейшую информацию в Интернете. Моя помощь заключалась в отборе значимых и важных фактов и работе с англоязычными сайтами, так как языковой уровень Лейсан не позволяет ей пока свободно ориентироваться в разноуровневых текстах и выбирать необходимую информацию.

Учащиеся старших классов, тем более одаренные, достаточно обучены, чтобы делать научные комментарии и собственные выводы. Естественно, что учитель должен помочь ученикам в точных и ясных формулировках своих выводов на этом этапе работы.

При организации ученической исследовательской деятельности в конце работы необходимо провести рефлексию, хотя анализ и самооценка могут вызвать незначительные трудности, так как рефлексивные способности в этом возрасте находятся в стадии формирования. Фаза рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель получил обратную связь, но и
для того чтобы сами учащиеся закрепили новые знания, перестроили свои представления, включив в них новые понятия. Именно в этой фазе заключается учение, которое долго служит человеку.
Создание ученической исследовательской работы — самый трудоёмкий и ответственный вид деятельности учащегося. Но его высокая результативность и эффективность оправдывают все затраты сил и времени как учащегося, так и его руководителя. У учащихся улучшается успеваемость и качество знаний, повышается познавательный интерес, развиваются творческие способности. Исследовательская работа помогает глубже осмыслить другие дисциплины, лучше связать знания отдельных предметов в общее представление о природе и человеке и овладеть универсальными учебными действиями.

Основными формами организации исследовательской деятельности в процессе обучения английскому языку является- метод проектов. Метод проектов – это такая организация обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в творческом процессе планирования и самостоятельного выполнения практических заданий.

  При обучении методом проектов, учитывая уровень знаний и активности обучающихся, подбираю тематику, обучаю ребят элементам проектной деятельности, часто использую на разных этапах урока уже готовые проекты, что так или иначе акцентирует внимание учеников на способах оформления проекта. С учётом научных рекомендаций и передового опыта учителей школ в ходе реализации в учебном процессе проектной методики соблюдаю следующие этапы работы: погружение в проект, организация деятельности, осуществление деятельности, презентация результатов.

В этом учебном году ученики 5 класса выполнили проекты на темы «Моя школа», «Моё хобби», «Дом моей мечты», «Удивительные существа -животные», «Англо-говорящие страны». При объяснении нового материала целесообразно можно вывести на экран компьютера для показа учащимся иллюстрации, информацию о конкретном лингвистическом явлении, лексический и грамматический материал, который исследуется в проекте.Например при знакомстве с речевыми оборотами “There is…”, “There are…” – текстовое описание квартиры или дома  с использованием данных оборотов для подготовки проекта  “Дом моей мечты” . В своей практике я планирую также мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть:мини-исследовательские проекты (например, рейтинг любимых каналов Российских подростков  (8 класс) и многие другие. В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения, я оценивала усвоение учащимися определенного учебного материала.3 года с учениками начиная с 5 класса ,они сейчас учатся в 8 классе вели портфолио проектов, где они оформляют свои мини-проекты по изученным темам.

Используя в своей работе проектную методику,  прихожу к выводу о её эффективности. Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Очень важно и то, что в работе над проектом ребята учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых, т.е. идёт неразрывный процесс обучения и воспитания. Работа над проектами интересна для учащихся любого уровня владения английским языком, так как даёт возможность более способным детям показать, на что они способны, в то время как обучающиеся, имеющие определённые пробелы, могут взять полезную информацию от своих одноклассников.

Организация исследовательской деятельности на уроках английского языка  – это перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим, необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс каждой школы. Педагогу необходимо совершенствовать технологию обучения и помнить, что, когда позволяется ученику самостоятельно что-то изобрести или открыть, развивается его творческая активность. Условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а инициативность, которую необходимо целенаправленно, последовательно формировать, поскольку именно данная черта личности гарантирует успех в жизни, мобильность, готовность к решению различного рода проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках английского языка (11 класс). Конспект урока по теме "Art Exhibition"

Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках английского языка (11 класс). Конспект урока по теме "Art Exhibition"...

Статья "Исследовательская деятельность на уроках английского языка – одна из форм развития познавательной активности обучающихся"

Статья посвящена способам активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках английского языка....

Презентация по теме "Формы исследовательской деятельности на уроках английского языка"

В данной презентации я попыталась показать, как, изучая язык, через самые простые приемы шаг за шагом дети учатся анализировать и делать выводы...

«Проектно-исследовательская деятельность на уроках английского языка в классах младшей и средней школы»  

•Цель данной работы: раскрыть значимость метода проектов и проектной деятельности на уроке английского языка для более глубокого усвоения материала, повышения уровня ответственности учащихся в процесс...

Исследовательская деятельность на уроке английского языка. Тема: "Соединённое королевство Великобритании и Северной Ирландии"

В данном уроке исследоввательская деятельность проводится детьми дома, на уроке-же они представляют результаты своей деятельности и закрепляют пройденный языковой материал....

Загорская М.В."Проектно -исследовательская деятельность на уроках английского языка"(статья)

Презентация  "Проектно-исследовательская деятельность на уроках английского языка" на примере освоения темы "Британские и американские праздники".Предназначено в первую  для  учеников ...